Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках обществознания как фактор их социальной адаптации»
учебно-методический материал по теме

Ткачев Виталий Викторович

Автор: Ткачев Виталий Викторович

Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин

(обществознание, история)

Место работы: Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

Название работы: выступление на общегородском семинаре УМЦ по теме: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках обществознания как фактор их социальной адаптации»

Участники: преподаватели СПО/НПО г. Москвы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tkachev_v.v.doc393 КБ

Предварительный просмотр:

     

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

105484, Москва, ул. 16-я Парковая, д. 20, тел./факс: 8(499) 461-52-19

http://k24.mskcollege.ru/,e-mail:24@prof.educom.ru

Автор: Ткачев Виталий Викторович

Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин

(обществознание, история)

Место работы: Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

Название работы: выступление на общегородском семинаре УМЦ по теме: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках обществознания как фактор их социальной адаптации»

Участники: преподаватели СПО/НПО г. Москвы

Методическая разработка выступления на семинаре по теме «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках обществознания как фактор их социальной адаптации»

Слайд №1

Москва

2013

Содержание

  1. Понятие и структура коммуникативной компетентности учащихся

  1. Коммуникативная компетентность на уроке

2.1 Педагогическая цель инновационного поиска и обоснование выбора темы

2.2 Диагностика сформированности коммуникативных компетентностей

2.3 Технологии формирования коммуникативных компетентностей

  1. Ожидаемые результаты

Слайд №2                             

1. Понятие и структура коммуникативной компетентности учащихся

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетентностей, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успешность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ученика в колледже, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Для развития коммуникативной компетентности необходимо:

  Слайд №3

  • определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;
  • применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;
  • выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативной компетентности учащихся.

Слайд №4

Коммуникативную компетентность - это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. В ее структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий. Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

  • содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
  • все компоненты (направления) должны быть включены в работу;
  • более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

Слайд №5

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения.

Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека.

Личностный компонент образует особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетентность должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности (дружественность) и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение.

 

2. Коммуникативная компетентность на уроке

2.1 Педагогическая цель инновационного поиска и обоснование выбора темы

В настоящее время в нашей стране происходит модернизация образования. В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений являются не сами по себе знания, умения, навыки, а набор “ключевых компетентностей” в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни.

У выпускников колледжа должны быть сформированы:

  • Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем)
  • Компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий)
  • Коммуникативные компетенции (владеть монологической и диалогической речью, иностранным языком, навыками беглого чтения текстов)
  • Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением)
  • Когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь)

Слайд №6

2.2 Диагностика сформированности коммуникативных компетентностей

Психолого-педагогическая диагностика помогает определить уровень развития коммуникативных способностей учащихся, скорректировать работу в данном направлении.

А поскольку главным критерием успешного обучения ребенка, на мой взгляд, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности, то потребовалось создание системы специальных педагогических мер по формированию коммуникативных компетентностей. Мною были поставлены следующие задачи:

  1. организовать личностное коммуникативное пространство учащихся
  2. помогать учащимся овладеть различными социальными ролями: организатор, участника общения
  3. воспитывать коммуникативную инициативность (т.е. способность владеть инициативой в общении)
  4. развивать творческую активность учащихся
  5. развивать навыки социального поведения
  6. развивать способность ребенка к эмпатии, т.е. к сопереживанию
  7. формировать позитивное отношение к сверстникам
  8. сформировать чувство принадлежности к группе

Слайд №7

2.3 Технологии формирования коммуникативных компетентностей

Слайд №8

При составлении тематического, учебно-тематического планирования обозначаются возможные формы ведения уроков, методы обучения (преимущественно исследовательские, поисковые, проблемного изложения, диалог), определяется, на развитие каких коммуникативных способностей они будут ориентированы; отбор содержания исторического и обществоведческого образования осуществляется в соответствии с идеями ненасилия и акцент делается на личностно-психологические аспекты.

На этапе первичной систематизации знаний («малая система») в качестве конкретных форм проведения уроков выступают: дискуссия, суд, пресс-конференция, диспут, путешествие.

На этапе формирования системных знаний по всему курсу изучаемого предмета («расширенная система») проводятся ролевые игры, посвященные анализу различных исторических эпох, имитационные игры, критическое изучение различных точек зрения на изучаемый материал.

Выстраивание ассоциативных рядов, вычерчивание проблемных полей. Этот прием используется на этапе актуализации знаний, а также при соотнесении исторических прошлого с современностью (выявление различий, поиск аналогий, закономерностей).

Педагогический артистизм – неотъемлемая характеристика педагога, развивающего коммуникативную компетентность учащихся.

Работа сослайдами

Слайд №9

Слайд №10                            Слайд №11

         

Слайд №12                            Слайд №13

         

Слайд №14                            Слайд №15

         

Слайд №16                           Слайд №17

         

Слайд №18                           Слайд №19

         

3. Ожидаемые результаты

В качестве результатов работы по развитию коммуникативных способностей учащихся можно выделить следующее:

- стремление к полноценному диалогу и сотрудничеству;

- осознанное и активное включение в обмен мнениями;

- принятие позиции другого в качестве особой ценности;

- снижение общего уровня агрессивности и конфликтности учащихся;

- возросший уровень активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, активизация их творческого потенциала;

- стойкий интерес учащихся к изучению предмета обществознание;

- участие в различных творческих конкурсах;

- достаточно высокий индекс качества знаний по предмету.

Слайд №20                             

Слайд №21                             

 

Литература и источники:

  1. Научно-методический сайт http://www.zavuch.info/methodlib/17/ 
  2. Преподавание истории и обществознания в школе: Научно-методический журнал http://www.schoolpress.ru/jornal/issues/ist-obsh/index.php
  3. Общество: материалы к урокам по обществознанию http://his.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010