Нестандартные задания как способ работы с одаренными детьми на уроках русского языка
методическая разработка по теме

Афонина Наталья Валентиновна

Выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нестандартные задания как способ работы с одарёнными детьми на уроках русского языка.

     Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

        Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

    Признаками высоких способностей учащихся являются познавательная активность, развитая память, внимание, логичность и нестандартность мышления, самостоятельность в работе. Именно их развитие и формирование - основа моей преподавательской деятельности.С этой целью я использую формы такие работы:

- групповая (работа в парах, малых группах, разноуровневые задания, творческие

  задания);

- консультирование по возникшей проблеме;

- сообщения, электронные презентации;

- графические диктанты, составление опорных таблиц и конспектов;

- дискуссии;

- игры;

- факультативные занятия;

- олимпиады, викторины, конкурсы;

- тестирование.

На первом этапе работы – 5 – 7 классы – одной из главных целей, наряду с овладением предметом «русский язык», для меня стало выявление способностей учащихся и их дальнейшее развитие. На этом этапе активно использую самые разные педагогические технологии в зависимости от уровня знаний учащихся, от их умений и навыков, от их психологического состояния.

Одной из важнейших является игровая технология преподавания, которая помогает сделать переход от начальной школы в основную более незаметным. К тому же игры на уроке развивают такие важные качества, как быстроту, логику и нестандартность мышления. (Слайд 1.)

 ФОНЕТИКА- Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов НОЛЬ, МУЖ, СУД, ТОРГ, ЕЛЬ.

(Слайд 2.)- Выпишите из предложенных ниже те, в которых количество букв не совпадает сколичеством звуков.

ОТЪЕЗД, ИЮЛЬ, МАЙОНЕЗ, ЯЩИК, , ГОНЩИК, ЗМЕЯ, ВКУС-

НЫЙ, ГРУСТНЫЙ, , ВАЛЬС.

(Слайд 3.)Разряды прилагательных по значению

« 4лишнее»

6 ИМ,ПРИЛ, Задание: из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор.

Большой, молодой, зелёный, гороховый;

Весенний, осенний, зимний, стройный; 

Мамин, добрый, тяжёлый, круглый;

Деревянный, крепкий, низкий, удобный.

Игра «Узнай меня!», Игра «Составь слово»

Развитие аналитического мышления, развитие способностей сопоставлять, выделять главное, аргументировать свой ответ даёт использование разных видов диктантов (они активно используются на всех уроках русского языка во всех классах и в разных формах – коллективной, индивидуальной): распределительного, выборочного, объяснительного, лингвистического,творческий. Такие задания хороши при использовании на уроках русского языка приёмов проблемного обучения. Все ли слова подчиняются одному орфографическому правилу? Всегда ли обособляется определение?

         К проблемной технологии преподавания можно отнести и задания, связанные с различными видами разборов на уроках русского языка (это универсальный способ систематизации изученного материала во всех классах), которые помогают развитию логики мышления учащихся.

(Слайд 4.)Фонетико-орфографический разбор

 Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

Задание: записать слова, данные в фонетической транскрипции, в соответствии с орфографическими правилами.

Она [красица], оно [бйоца], надо [байаца], хочу [смийаца], он [стримица].

Частичный морфемный разбор

Даны суффиксы: -ИЗН-, -НУ-, -ОВАТ-, -Е-, -ОТ-.

Можно ли определить, какая часть речи за ними скрывается? Докажите на примерах.

    (Слайд 5)В 8 классе при изучении темы «Простое предложение» обращаю внимание на то, что глагол в неопределенной форме может выступать в роли любого члена предложения.

    Например, предлагаю задание подчеркнуть неопределенную форму глагола как

член предложения и доказать, что эта форма выступает в качестве члена предложения.

 Отец обещал купить мне лыжи. У него был талант подражать голосу животных.

Я стал писать рассказ. Мечтать – не значит действовать.

Эти задания непросты в своем решении. Чтобы правильно их выполнить, необхо-

димо хорошо знать теоретический материал, и не только тот, что предлагают нам состави-

тели программы, но и тот, что находится за пределами школьного учебника. Выполняя

такого рода задания, учащиеся активизируют мыслительную деятельность.

   Развитию критического мышления учащихся способствует такая форма работы на уроке, как редактирование (такая работа в силу своей сложности и ответственности используется в большей степени в в 7– 9 классах). И её  тоже можно положить в копилку проблемной технологии («конкурс дикторов, заседание редколлегии»).

     В своей работе использую метод опережающего обучения. Он эффективен в работе с

 одаренными  детьми. Так как их отличает высокая продуктивность мышления и лег-

кость ассоциирования, создаются условия для восприятия и осознания учебного материа-

ла в более широком объеме, чем предлагает программа данного курса.

     В 5 классе при изучении синтаксиса предлагается только введение понятий «Слож-

носочиненное предложение», «Сложноподчиненное предложение» и «Бессоюзное предло-

жение». Я знакомлю учеников с особенностями каждого из видов сложных предложений,

учу распознавать их в тексте, отличать одно от другого. Приучаю ребят пользоваться эти-

ми понятиями, ввожу понятия «равноправные» – «неравноправные», учу строить предло-

жения, делать их синтаксический разбор. В 9 классе учащиеся только знакомятся с видами

придаточных предложений и с условиями постановки запятой в СПП с несколькими при-

даточными и с условиями отсутствия запятой в СПП и ССП. В 7 классе при изучении темы «Запятая в предложениях с причастным и деепричастным оборотами» я ввожу понятие «обособление», знакомлю учеников со способами выражения («несмотря на»).

   В реализации рассматриваемого подхода к содержанию и организации учебного

процесса при изучении русского языка значительна роль исследовательского метода, при

использовании которого огромную роль играют нестандартные уроки и нестандартные

задания.

    Нестандартные задания нередко представляют собой рассмотрение проблемных си-

туаций, т. е. ситуаций, «вызывающих у учащихся затруднение, путь преодоления которого

следует творчески искать». Затруднения при выполнении заданий, включающих в себя

проблемные ситуации, обусловлены наличием противоречия или несогласованностью ли-

бо во внутренней структуре подобного задания, либо в системных связях данной структу-

ры с другими явлениями языка, а также внеязыковой деятельностью.

Нестандартные задания я включаю в каждый урок.

· Почему качественные прилагательные могут иметь степени сравнения (хотя их нет

ни у относительных, ни у притяжательных)?

Учащиеся разрешают это противоречие, рассуждая так: качественные прилагатель-

ные в отличие от относительных и притяжательных имеют степени сравнения потому, что

качество может проявляться в большей или меньшей степени.

· Постройте словообразовательную цепочку, учитывая, что ее компоненты даны впе-

ремешку. Если какой-нибудь компонент, необходимый для непрерывности цепи в

приведенном наборе слов, отсутствует, его нужно установить и поставить на место.

(Слайд 6)Слова для построения цепи: НАСЛЕДСТВЕННЫЙ, НАСЛЕДСТВО, НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, НАСЛЕДОВАТЬ.

В процессе преодоления первой трудности сложным иногда оказывается и опреде-

ление первого слова словообразовательной цепи.

Ответ: НАСЛЕДОВАТЬ, НАСЛЕДСТВО, НАСЛЕДСТВЕННЫЙ, НАСЛЕДСТ-

ВЕННОСТЬ.

     При личностно- ориентированном обучении интересны будут задания, направленные на развитие творческого мышления, памяти, внимания (такие задания востребованы учащимися на всех ступенях обучения).  Данные качества развивают всевозможные творческие работы, задания, связанные с лексикой.

Работа в мобильных группах воспитывала чувство коллективизма и уверенность в себе. Индивидуальная работа помогала проявить себя ученикам как личностям. Итоговый тест проверил не только первичное закрепление материала, но и помог учащимся в очередной раз поверить в собственные силы. (Кстати, из 16 учащихся, выполнявших тест, ни один не получил отрицательной оценки, две трети оценок – «хорошо» и «отлично».) А всё вкупе учит детей-пятиклассников мыслить, в том числе и самостоятельно (очень важное умение для последующих занятий исследовательской деятельностью).

Обращаю внимание на тот факт, что на одном уроке могут использоваться фрагментарно различные педагогические технологии –  игровая,  поисковая,  проблемная,  личностно- ориентированная – для того, чтобы развивать и индивидуальность учащихся, и творческий потенциал, и, самое главное, интеллект.

   Таким образом, и нестандартные задания, и нестандартные уроки способствуют развитию в учащихся интереса к предмету «русский язык», сознательного отношения к нему, желания проникнуть в его «внепрограммные» тайны. А самое главное - создаются условия,  стимулирующих развитие творческого мышления. А это одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.

Статья и презентация об особенностях работы с одарёнными детьми на уроках русского языка...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Выступление на районном семинаре по данной теме....

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Как развивать одаренного ребенка?На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность у...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка (из опыта работы)

  Статья  об эффективности индивидуальной работы с учащимися, имеющими незаурядные способности, цель которой  -  творческое и интеллектуальное  развитие  ребе...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)

В данный  материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...