Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)
методическая разработка по русскому языку

Полещук Светлана Ивановна

В данный  материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочной деятельности, несколько моментов с уроков и не только...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnost.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 2"

Работа  с одарёнными детьми

на уроках

русского языка и литературы.

                                                                                    Подготовила учитель

русского языка и литературы

Полещук Светлана Ивановна

2014год

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого-

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать...
увидеть синеву в глазах небес,

Платком акриловым укутать зимний лес,

Смотреть на радугу-наследницу дождя

И в этой радуге увидеть вдруг..себя!

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, мы видим выход в смешанном обучении “обычных” и одарённых детей в обычном классе. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, дающим возможность углубиться в учёбную тему или откорректировать в случае необходимости погрешности в усвоении материала отдельных учебных дисциплин.

По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями. Таких детей (творческих, одаренных) с каждым годом всё меньше и меньше, поэтому мы, учителя гуманитарного цикла, стараемся брать за основу технологию личностно-ориентированного обучения, используя на уроках русского языка, литературы, МХК задания  разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы, речевых способностей, а также на развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, нравственности.

Задача учителя – сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения учащегося. Для этого надо научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. Наша школа уделяет особое внимание детям. В работе с учащимися используем различные формы организации учебной работы. Преобладающие формы работы на уроке: групповые, коллективные. Методы обучения - проблемные. Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Характер и стиль взаимодействия учителя и учеников предполагает демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся.

При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения. Мы используем проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

Как  я организовываю  такой учебный процесс?

Я с Вашего позволения начну с того, что спрошу  Что такое акростих? 

АКРО́СТИ́Х (греч. ακροστιχοζ, букв. — краестишие) — стихотворение, в к-ром нач. буквы (иногда — слоги или слова) каждого стиха при чтении сверху вниз (реже — снизу вверх) образуют слово или фразу (обычно — имя автора или адресата).

Использование приема «Акростих»

Радость от общения

Естественность поведения

Беспокойство ума

Единство мысли и речи

Нестандартное мышление

Обширный кругозор

Красота души

Какое ключевое слово? И все это ребенок с его потенциалом

Я не знаю, как вам объяснить для начала

что такое есть свет и понятие  тьма.

Только ты приглядись к этим детям  

 и узнай чем живут. чем полна их душа

Как пролить свет познанья в эту хрупкую душу

 как ввести в их сознанье не только этот процесс

объяснить необъятное в  сущности это

точно в лес завести, в мир познаний чудес

ты не сможешь нарушить гармонии мысли

 лишь её направляй и узнаешь одно

каждый в мире способный и каждому это

от создателя бога им это дано.

Одаренные дети – это дар божий. И таких немного.

Многие ребята в классе  прекрасно поют, на уроке русского языка по нормам произношения исполняли  песню  пародию «Чему учат в школе».(исполнение  Кристины)

Знания не даются в готовом виде. Широко используем блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.

. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. Учитывая разную степень усвоения знаний, можно создать дифференцированные группы. Тогда “обычные” дети будут учиться образцовым ответам, решениям.

Применение разноуровневого обучения позволит каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.

Примеры разноуровневых заданий:

По русскому языку

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

 

      Б..лезнь. в...зать, д...лекий, зв...нок, к...нфета. к...лоть, л...вить, м...лок, ор...6етъ, п...тно, г...ристый, р...мень, м...лоток, схв...тить. отд...вать, ст...кан, ст...рый. т...желый, л..сной. (20 слов.)

 

Задание 1-го уровня

•   Вставьте пропущенные буквы, выделяя часть слова с пропуском.

•   Подберите к выделенному одной линией слову 4—5 однокоренных.

** Задание 2-го уровня

•   Выберите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и напишите их вместе с проверяемыми словами.

•   Подберите к выделенным 2 линиями словам по 4—5 однокоренных слова.

*** Задание 3-го уровня

•   Сначала выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подчеркните вставленную букву, выделите корень гласной в корне, не проверяемой ударением. Поставьте ударение.

•   Над первыми 5 словами укажите сокращенно название частей речи.

Задания на развитие мышления

Например:

  • Распределите данные слова по группам.
  • Найдите «третий лишний» (присоединить, приключение, прервать ).

     

Задания на развитие воображения

Например:

  • Нарисуйте иллюстрацию к былине, вылепите из глины или пластилина древнерусских воинов. Сделайте из бумаги крепость по образцу древнерусской.
  • Нарисуйте портрет героя.
  • Составьте маршрутный лист «Путь странствий…»

Задания на развитие памяти

  • Письмо по памяти.
  • Зрительный диктант.

            Свободный диктант

Задания на развитие познавательной сферы

Например:

  • Дайте определение хорошо знакомому предмету, например, карандашу, пальто, автомобилю, и т.п. в художественном и научном стиле речи.
  • Нарисуйте психологический портрет героя (оцените его поступки, речь…).

         

Сложные учебные задачи решаются нами при использовании разных игровых моделей уроков. Традиционно пользуется успехом « Своя игра» по самым разным темам лингвистики и литературоведения.

 В этом году по завершении изучения романа «Евгений Онегин» провели  такую игру.

 А на классном собрании я представлю слово своим ученика , где представлены фотографии из их жизни «Собранье пестрых глав». Ребята сами создавали странички дневника

Особое место на уроке занимает театрализация. Инсценировки требуют времени на подготовку, но результат того стоит.
    В  эту пятницу 11 классе в рамках декады гуманитарного цикла ставим спектакль:

Максим  занимается музыкальным сопровождением, на нем вся техническая сторона процесса подготовки.

Спектакль начинают учащиеся с вальса, те кто, прекрасно читает стихи- исполняет главные роли, кто прекрасно держится на сцене – играют роли: Арбенина,  Нины, Печорина, Самого Лермонтова.

В прошлом году мои одиннадцатиклассники на уроке, посвященному изучению творчества Высоцкого сами пели. Представляю вашему вниманию видеоролик.(фотография коллаж с урока)

В  6 классе на уроке анализа контрольного диктанта мы отправлялись на паруснике в Страну Ошибок , работая в группах писали письмо другу с анализом своих ошибок, ребята консультанты проверяли эти письма и ставили оценку.

  В моем 6 классе. Есть разные дети.\

 Полина прекрасно сочиняет стихи. Она помогает  учащимся тем, что сочиняет «запоминалки» по правилам, оформляет их в уголке кабинета.

Вот одна из них:

Две н пиши тогда,

Если на конце  основы она.

Одну н пиши тогда,

Если суффикс –ин- -ян- -ан- всегда.

Исключения даны: Ты их выучи ,смотри.

Исключения простые: все красавцы расписные-

Стеклянный, оловянный, ветреный  и оловянный.

  А вы попробуйте составить «запоминалку» на правило чередующиеся  гласные в корне слова.

 На урок в 6 классе по теме: Добрая Мари и отважный Щелкунчик. (По сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»). Дети выполняли  различные задания:

Максим – вырезал из дерева Щелкунчика, Даша- рисовала, Даша К- выполняла работу из бумаги, Дима и  Тома – лепили героя из пластилина , А Полина – сочиняла стихотворение.

Щелкунчик- он не просто кукла

А кукла с доброю душой.

Все разошлись,

Настало утро,

Щелкунчик наш –герой.

На вид невзрачный, но красив внутри.

Ему не важно одеянье,

Щелкунчик оживает  в тишине,

Мы  видим  победу мирозданья.

Щелкунчик оживает от любви.,

И в мир приносит радость и веселье.

И только пушки залп и в темноте

 Мишиного короля  прирученье.

( показ фотографии коллаж)

К уроку литературы «Преступление принцессы  Изольды» (по сказке Н. Д. Телешова «Белая цапля» было предложено придумать  макет памятника герою или героине.  Здесь способности проявила Дарья. Сшила шляпу с перьями белого цвета. Знак любви к исчезающему виду .

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные формы обучения: игры-упражнения, состязания, конкурсы,  сочинение-описание .игры-путешествия.

Ученики среднего звена охотно принимают участие в работе литературных и языковых кружков, сочиняют стихи, играют в «буриме», разгадывают ребусы, шарады, анаграммы, рисуют иллюстрации к литературным произведениям, инсценируют, декламируют, пишут для школьной газеты, поэтому на переменах для учащихся 5-6 классов выкладываю ребусы, кроссворды, ребята с увлечением выполняют такие задания группами, индивидуально.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам провожу в течение всего учебного года

Одной из форм работы с одарёнными детьми является написание исследовательских работ.

Под моим руководством написано 3  исследовательских работы на конкурс «Шаг в будущее» тема «История фамилии Полещук» с дочерью,

В позапрошлом году « История моей семьи как история русского народа».

 В обучении одарённых детей важную роль играют индивидуализированные задания. 

Следует помнить, что важнейшую роль в воспитании и обучении одарённых детей играют ощущение успеха (успех - это реализация цели) и связанное с ним признание.

Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.  

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одарённость, кроме тех, которые проявляются в

результате активного участия хотя бы в самой

маленькой исследовательской работе  А.Н.Колмогоров

Сочините стихотворение, используя рифму :

 Зима: Дома Бахрома  Полутьма Кутерьма

Овца: Образца, Холодца, Тельца, стрельца, кузнеца, лица.

Лицо: Кто, Бело, Небрежно, жгло, опалено

Губы: грубый. Лесорубы. Книголюбы, трубы.

Нос: произнес, черноволос, зарос, сенокос. Абрикос

Взгляд: наугад, обряд, наряд,

Дети сочиняли:

Наступила Зима

Горделивая кума,

Всё снегом запорошила,

Ветром всё взъерошила.

Лицо человека- открытая часть.

Лицо как крыльцо есть у всех. Есть у нас.

Конечно, лицо на кольцо не похоже,

Но каждый хотел бы выглядеть моложе.

 Желаю Вам удачи и в преддверии нового года поздравить всех.

Есть удивительная зимняя причуда:
И стар и мал всегда под новый год,
Не признаваясь, верят в то, что чудо
Им Дед Мороз всенепременно принесет.

Так пусть же сбудутся заветные желанья,
И ровно в полночь чудо в каждый дом войдет,
Пусть все надежды ваши и мечтанья
Судьба исполнит в этот новый год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Выступление на районном семинаре по данной теме....

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Как развивать одаренного ребенка?На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность у...

работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется  не тольк...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...


 

Комментарии

Балагтдинова Алсу Ниязовна

Интересный материал. Спасибо.