Главные вкладки

    работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
    материал по русскому языку по теме

    Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется  не только высокая активность человека, но и его умение, способность к нестандартному  поведению. Одним из приоритетных направлений должно стать  совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив его особенности его.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_s_odarennymi_detmi_na_urokah_russkogo_yazyka.docx21.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

    Автор: Еременко Елена Кадыровна

      Аннотация:  Проблема одаренности в настоящее время становится все более

    актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется  не только высокая активность человека, но и его умение, способность к нестандартному  поведению. Одним из приоритетных направлений должно стать  совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив его особенности его.

        Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в

    особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей

    такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и

    мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Также одаренные дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя

    окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление

    отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для него не существует стандартных требований (все как у всех), ему сложно быть

    конформистом, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с его интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка

    утверждение: «так принято» - не является аргументом. Ему важно знать и

    понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

        Социальная нетерпимость одаренных детей влияет на их социальный статус, когда они оказываются в положении «белых ворон». В

    этой связи необходимо добиваться изменения социального статуса одаренных детей и готовить педагогов для работы с такими детьми.

    Задачи, которые я ставлю перед собой, заключаются в следующем:

    1. создать условия для индивидуального развития личности учащихся , соответствующие их способностям и дарованиям, через систему воспитательной работы;
    2. проводить диагностику одаренности учащихся на каждом возрастном этапе и поиск адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности;
    3. создать условия для осуществления исследовательской деятельности учащихся и педагога в процессе совместной разработки проектов в области профессионального образования.

        Прежде всего, у педагога должно быть такое качество, как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь легко отказываться от стандартных приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» надо  перейти  к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.

         В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей как реализацию их индивидуальности.

         Исходя из этого, одним из приоритетных направлений работы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения

             Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Поэтому в качестве показателя развития ребенка были выбраны не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах), но и показатели развития индивидуальности личности.

          Преобладающие формы работы на уроке русского языка должны быть групповыми и коллективными. Методы обучения –проблемные. Наиболее эффективная программа –программа проблематизации. Позиция ученика, в этом случае, выражается в активности, в наличии   мотива к самосовершенствованию, в проявлении интереса к деятельности. Возникает вопрос: что может развиваться в учениках на уроках? Не  только мышление, память, воля, мыслительные и речевые способности, но и личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.

       Учебные задания усложняются постепенно. Очень важно давать детям

    возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. На уроках обычно

    привлекается материал из других дисциплин (из литературы, биологии, географии и других предметов).

      Вопросы нужно ставить в обобщённой форме: «Что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой предстаёт русская

    природа в стихотворениях поэтов XIX века?»

      Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполненного задания. При этом ребёнок учится оценивать себя сам. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Необходимо подчеркнуть

    важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам,

    испытав радость открытия. Если ошибся, не акцентировать внимание на

    неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе. Знания не даются в готовом виде. Можно широко использовать блоки, составлением схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), давать несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.

       На уроках нужно задавать только интересные и актуальные для данного

    возраста вопросы. Обязательно анализировать речевые обороты, давать свободу выбора тем и вопросов. Тема, предложенная учителем, может

    корректироваться, дополняться. Выбор лучших планов, работ, параллельно

    ведётся работа с работой над лексикой и стилистикой: во время чтения работ

    дети думают: что можно убрать, дополнить, за что похвалить, нет ли неудачных выражений? Также детям предоставляется возможность выбора форм отчётности учебной работы: письменно или устно, досрочно, в срок или с опозданием. Выполняя подобные задания, одаренный ученик возьмет на себя роль лидера, руководителя, контролёра, критика. Направить выбор ребенка должен учитель. Участники образовательного процесса получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях. Учитывая разную степень усвоения знаний, можно создать дифференцированные группы. Тогда «обычные» дети будут учиться образцовым ответам, решениям. Применение разноуровневого обучения позволит каждому ребенку впитать необходимый и посильный объем информации.

       Рассмотренные выше методы и приемы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одаренной личности.

    Литература :

    1. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 3.
    2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.
    3. Журнал « Завуч школы», № 5, 2006г.
    4. Журнал « Завуч школы» № 3,1997г.
    5. Е. Тропп. «Я воспитываю одарённого ребёнка».
    6. С. Лупан. «Поверь в своё дитя».
    7. Г. Доман. «Гармоничное развитие ребёнка».
    8. О. Боброва. «Эффективность работы с одарёнными детьми».
    9. В. Лизинский. «Приёмы и формы в воспитании».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

    Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...

    Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

    Выступление на районном семинаре по данной теме....

    Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

    Как развивать одаренного ребенка?На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность у...

    Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

    В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

    Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

    Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

    Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)

    В данный  материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...