ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
статья по теме

Рябухина Елена Владимировна

 

Компетентность, когнитивные технологии, модульная технология, проектная деятельность обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ryabukhina.docx44.75 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Рябухина Елена Владимировна

Бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Омский механико-технологический техникум»

Аннотация:

Компетентность, когнитивные технологии, модульная технология, проектная деятельность обучающихся.

В настоящее время перед образованием ставятся новые цели и задачи, а именно   это формирование «компетентности»,  при этом происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход. Образовательные учреждения все в большей степени обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к сети Интернет. Это способствует внедрению современных инновационных  педагогических технологий  в образовательный процесс.

 Целью моей работы является  показать опыт использования когнитивных технологий на занятиях профессиональных цикла по специальности 100801 «Товароведение и  экспертиза качества потребительских товаров» МДК 01.01. «Основы управления ассортиментом товаров», и по профессии 100701.01 «Продавец, контролер-кассир» МДК 01.01. «Розничная торговля непродовольственными товарами».

«Когнитивность» - с латинского - познание, изучение, осознание. Способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.[1, c.89]

  Для реализации личностно - ориентированного обучения необходим выбор методов и технологий, ориентированных на творческую самореализацию личности обучающихся, развитие его интеллектуальных возможностей, способствующих формированию потребности самостоятельного получения новых знаний, обеспечивающих деятельностный подход к обучению. Этим требованиям,  на мой взгляд, отвечает модульная технология, проектная деятельность обучающихся, которые, я использую в своей работе.

  Модульная технология позволяет реализовать индивидуальные способности обучающихся, экономить временные ресурсы участников образовательного процесса. Модуль - это объем какого-то материала, который доводится до студентов. [1, с. 105]

 Задача педагога - сформировать у обучающихся стремление самостоятельно пополнять знания, работать с дополнительной литературой, умения выделять главное, систематизировать материал, анализировать, сравнивать, т.е. использовать когнитивный подход в обучении.

Я разработала несколько занятий по междисциплинарным курсам  «Основы управления ассортиментом товаров», «Розничная торговля непродовольственными товарами» по технологии модульного обучения. Такие занятия  с точки зрения когнитивности позволяют анализировать информацию предложенную преподавателем в виде раздаточного материала, студенты сопоставляют (например, по описанию верхней одежды обучающиеся находят соответствующую иллюстрацию). В качестве закрепления предлагается заполнить таблицы с признаками классификации одежды, что развивает способность к умственному восприятию и переработке только что полученной информации. Такие приемы, как совместная постановка цели занятия, умение анализировать, осмысленно читать текст, письменно оформлять результаты деятельности (заполнение таблиц, ответы на вопросы), способствуют развитию самоорганизаторской и коммуникативной компетенции.

Однако, следует сказать, что модульная технология, для работников торговли имеет некоторые недостатки: можно много не говорить (выполняя самостоятельную работу письменно, отвечая на тесты). Но продавец, товаровед-эксперт, должен быть разговорчивым, эмоциональным, и это восполняется другой технологией.

  Проектная деятельность обучающихся. Этот метод в своей работе я использую недавно. Суть метода проектов - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решения одной или целого ряда проблем, показать самостоятельную работу по практическому применению полученных знаний.[2, с.125]

Руковожу научно-исследовательской работой студентов. Специфика и содержание исследовательской деятельности обеспечивают формирование у студентов таких качеств, как способность к креативности, критичности, адаптивность, способность к постоянному профессиональному росту, аналитичность, мобильность, ответственность, профессиональная грамотность, общая эрудиция.  Данные принципы прививаются через исследовательскую работу, включенную в учебный процесс и, следовательно, проводимую в учебное время, такую как, написание сообщений, докладов, учебных проектов, а также исследовательскую работу, проводимую во внеучебное время – принятие участия в научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах и т.д.

Мною были разработаны методические рекомендации по выполнению студентами учебных исследовательских проектов, по специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

Целями обучения студентов проектной, в том числе исследовательской деятельности, являются: формирование и развитие творческих способностей; развитие умения ставить проблемы и самостоятельно решать их; создание мотивов к обучению и самообразованию; формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение; развитие коммуникативных умений и навыков.

Кроме этого процесс совместного исследования учит студентов и преподавателя сотрудничеству и сотворчеству, наблюдениям и отбору фактов,  видению и постановке проблем, определению целей исследования,  постановке задач исследования, умению формулировать гипотезы,  умению работать с информацией – искать, анализировать, отбирать, структурировать, применять полученные знания для достижения своих целей, конструировать новые способы деятельности, анализировать полученные результаты.

Таким образом, исследовательская работа, как никакая другая деятельность, формирует у студента  качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации.

Студенты под моим руководством регулярно принимают участие в мероприятиях техникума и в мероприятиях регионального уровня.

Впервые в  2012-2013 учебном году обучающиеся подготовили  учебные проекты по темам: «Формирование и анализ ассортимента по однородным группам непродовольственных товаров»,  были  проведены защиты всех учебных проектов. Хочется отметить высокий уровень подготовки и защиты учебных проектов обучающихся. Так же студенты принимают участие в научно-практических конференциях с различными работами по темам: «Маркетинговые исследования потребительского рынка промышленных товаров», «Маркетинговые исследования потребительского рынка продуктов питания», «Организация торговой и коммерческой деятельности».  

В 2012- 2013 учебном году студентка 2 курса Питлеваная Виктория  создала  учебный проект по теме: «Маркетинговые исследования потребительского рынка шампуней », и приняла участие  в научно-практической конференции, проект занял 3 место. Значимость данного проекта заключалась в том, что студентка  провела маркетинговые исследования потребительского рынка шампуней и выявила предпочтения потребителей разных марок шампуней, данные исследования были переданы торговым предприятиям города.

 Проектная работа с точки зрения когнитивности развивает познавательную, творческую деятельность учащихся. Они работают над презентацией проекта, строят план выступления, выступают с презентацией, что развивает информационную, самоорганизаторскую, профессиональную компетентность.

Педагогам, занимающимся проектной деятельностью, необходимо учитывать практическую значимость и ценность проектной работы и направлять в нужное русло деятельность обучающихся.

Также применяю в своей деятельности занятие - экскурсия на производственные предприятие или торговые предприятия города. Например, по МДК 01.01. «Основы управление ассортиментом товаров», и МДК 01.01. «Розничная торговля непродовольственных товаров» обучающиеся  проходят тему «Производство кожаной обуви», я посещаю с ними производственное предприятие по выпуску обуви. Для того чтобы студенты сравнивали этапы производства обуви, анализировали, какую информацию по этой теме они получили на теории и как этот этап осуществляется в технологическом процессе. Со стороны когнитивной технологии такое изучение темы развивает познавательную деятельность обучающихся. После экскурсии они пишут анализ посещения производственного предприятия, что развивает способность зрительной системы по объемному восприятию технологического процесса, а это сопровождается приобретением новых способностей интеллекта.

  Таким образом, методы и приемы когнитивного характера можно развивать на любом занятии, используя разные педагогические технологии, что в конечном итоге способствует развитию ключевых компетенций наших обучающихся.

  В настоящее время на   профессиональное образование обращено пристальное внимание. Много говорится об инновационной деятельности учреждений образования. Вместе с тем, инновационная  деятельность - одно из наиболее перспективных направлений работы любого образовательного  учреждения, которое хотело бы успешно развиваться и работать в этом направлении.

 Список используемой литературы  

1. Гузеев В. Планирование результатов образования и образовательные  технологии. - М.: Народное образование, 2009.

2. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 2005.

3. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме исследования "Модульно-компетенстностный подход в преподавании дисциплин профессионального цикла

Презентация представляет видение автора на реализацию модульно-компетентностного подхода в образовательном процессе в учреждениях начального и среднего профессионального образования...

Модульно-компетентностный подход в преподавании дисциплин профессионального цикла

Статья моудльно-компетентностное обучение в преподавании специальных дисциплин строительного профиля...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 05 ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА «Профессиональный цикл» основной профессиональной образовательной программы для специальностей 33.02.01 «Фармация» базовый уровень подготовки среднего профессионального образования

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 «Фармация», утвержденной приказом Министерства образова...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» для специальности 53.02.01 Музыкальное образование наименование цикла: Профессиональный цикл Номер группы: 115 А, 215 А, 315 А, 415 А.

Рабочая программа   профессионального модуля ПМ. 03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» для специальности 53.02.01 Музыкальное образование наименование цикла...

Внеурочное занятие из цикла:"Профессиональные пробы." Уроки красоты. Профессия косметолог, парикмахер.Для учащихся7-8 класса

Внеурочное занятие из цикла:"Профессиональные пробы." Уроки красоты. Профессия косметолог,  парикмахер.Для учащихся7-8 класса.Разработка содержит сценарий внерочного занятие по профорие...