Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин
статья на тему

 

Bнформационные технологии в образовательном процессе позволяют существенно расширить творческий потенциал как преподавателя, так и студента, повышают интерес к будущей специальности, способствуют формированию его информационной компетентности. За время обучения студенты приобретают общие и профессиональные компетенции, обеспечивающие им после окончания техникума быструю адаптацию в профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kornilova_tezisy_npk_-_18.03.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И РАССТАНОВКИ КАДРОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РС (Я)»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Корнилова Ольга Геннадьевна,

преподаватель экономических дисциплин

Автономное учреждение Республики Саха (Якутия)

 «Якутский технологический техникум сервиса»

Якутск 2014 г.

Введение

Актуальность. Образовательный процесс, как никакой другой, для своего эффективного прохождения требует реализации принципов научности, доступности, систематичности, определенной структуризации представления учебной информации, а профессионально значимая информация, предназначенная для усвоения современным студентом, неукоснительно расширяется содержательно и структурно, усложняется, что несомненно создает определенные трудности для ее представления, извлечения, усвоения и использования.

Все это влечет за собой необходимость профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста в контексте использования средств ИКТ.

Цель - разработка программы с использованием компьютерного инструментария и информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин.

Объектом является учебно-воспитательный процесс, направленный на совершенствование методики преподавания и повышение качества знаний обучающихся.

Предметом являются информационно-коммуникационные технологии, используемые в преподавании экономических дисциплин.

Методы реализации: наблюдение, тестирование, срезы, анализ результатов.

Гипотеза состоит в том, что если разработать, усовершенствовать, накопить методические материалы по использованию ИКТ и внедрить их в учебный процесс, то это должно способствовать: повышению качества знаний учащихся; рациональной организации учебного процесса; совершенствованию методик преподавания с использованием ИКТ; совершенствованию контроля знаний; формированию навыков исследовательской деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин

Владение информацией, способами ее получения, обработки и использования становится необходимым условием функционирования человека в современном обществе. Одной из важнейших задач системы образования становится подготовка специалистов, способных к активной, самостоятельной обработке информации с использованием технологических средств.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс является одним из способов экономии времени, сил и средств, преподаватель имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным.

Внедрение последних достижений в области мультимедийных технологий в образование позволяют во многом облегчить труд преподавателя, повысить у студентов мотивацию к обучению, эффективность и качество образования, что дает возможность человеку легче адаптироваться к окружающей среде и происходящим в ней изменениям.

Основным средством ИКТ является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

Весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

Вместе с тем новые информационные технологии в образовании оказывают в ряде аспектов очевидные негативные влияния психолого-педагогического характера и негативное влияние на физиологическое состояние и здоровье обучающегося: различный, но неравноправный доступ; неоправданно высокие ожидания; утрата личного общения; движение к международной стандартизации.

В своей практической работе я использую программы PowerPoint, Excel, Word из пакета Microsoft Office. Данный выбор объясняется, прежде всего, распространенностью данного пакета и его унифицированностью. Программа PowerPoint дает возможность использовать ресурсы в таких формах представления как тексты, слайды, видео - и аудиофрагменты, диаграммы, таблицы, звуковые сигналы.

Поскольку эта программа позволяет снимать и добавлять слайды, менять их содержание, применять дополнительные виды графики, вводить новые приемы учебной деятельности, возможно ее применение в любом типе урока.

При изучении нового материала использую презентации для лекций, также студентам предоставляется возможность самостоятельной работы с  информацией, с использованием электронных лекций, во время проведения практикумов - обучающее тестирование, использование программы 1 С.

Для составления презентации создается слайд-шоу. При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Помимо лекционных занятий, используется компьютер при закреплении знаний. Студент получает возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него.

Например, при изучении темы: «Издержки производства и себестоимость продукции» на основании годовых отчетов фирм студенты рассчитывают структуру затрат за три последних года в программе Microsoft Excel, на основании полученных данных строят диаграммы, затем составляют алгоритм путей снижения себестоимости. Такой урок, на мой взгляд, очень эффективен, так как студенты получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера результата.

При изложении некоторых тем органично вписывается демонстрация видеороликов по теме занятия. Визуальное восприятие способствует лучшему усвоению материала и более долговременному его хранению в памяти студентов. Так, при изучении темы «Стили руководства» использую фрагменты кинофильмов для разбора ситуаций.

Применение глобальной сети ИНТЕРНЕТ на занятиях обладает таким преимуществом как возможность находить быстро, легко и на каждый запрос много сведений о самых разных темах. На занятиях статистики студенты используют информационные материалы сайта Росстат для решения экономических задач.

На занятиях контроля знаний и умений целесообразна работа с тестовыми системами. При проведении текущего и промежуточного контроля усвоения материала использую систему проверки знаний MYTEST. Компьютерные тесты положительно воспринимаются студентами. Преимуществом компьютерного тестирования является автоматическая проверка результатов и исключение влияния человеческого фактора.

Заключение

Таким образом, информационные технологии в образовательном процессе позволяют существенно расширить творческий потенциал как преподавателя, так и студента, повышают интерес к будущей специальности, способствуют формированию его информационной компетентности. За время обучения студенты приобретают общие и профессиональные компетенции, обеспечивающие им после окончания техникума быструю адаптацию в профессиональной деятельности.

Библиография

Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий // Информ. технологии. 2008. № 2.

Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. -М.: ИНФРА-М, 2009.

Корниенко О. В. Настольная книга преподавателя экономики/О. В.Корниенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. М. 2006

Педагогика: учебное пособие/ ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007.

Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя. 2-е издание. Спб.: БХВ-Петербург,2008.

Десятова Л.В. Современные информационно-коммуникационные технологии в сфере образования. URL http://dist-tutor.info/library/index.php?id=2.

Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании URL http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0
http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

URL www.science-education.ru/19-659

Приложение

Тематическое планирование по дисциплине «Менеджмент» (48 часов)

Тема занятия

Кол-во часов

Используемые ИКТ

Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития

4

Электронный учебник А.В.Тебекин, Б.С.Касаев «Менеджмент организации»

Презентация студентов «Школы менеджмента»

Компьютерное тестирование

Тема 2. Внешняя и внутренняя среда организации

4

Электронный учебник

Презентация

Компьютерное тестирование

Тема 3. Функции менеджмента

6

Электронный учебник

Презентации «Организационные структуры управления»

Работа студентов с сайтами предприятий с использованием сети Интернет

Компьютерное тестирование

Тема 4. Система методов управления

6

Электронный учебник

Презентация с видеофрагментами

Тестирование

Тема 5. Принятие решений

6

Электронный учебник

Видеоролики,  разбор ситуационных задач

Тема 6. Коммуникации в организации

4

Электронный учебник

Презентация «Коммуникационный процесс»

Работа с сайтом ЯТТС

Тема 7. Самоменеджмент

4

Работа студентов в программе Excel – планирование своего рабочего времени (таблица, диаграммы), тестирование

Тема 8. Руководство, власть, лидерство

6

Электронный учебник

Видеоролики «Стили управления», кинофильмы «Служебный роман», «Не родись красивой» и др

Тема 9. Деловое и управленческое общение

6

Электронный учебник

Работа в группах с базой данных - по ситуациям

Компьютерное тестирование

ЗАЧЕТ

2

Компьютерное тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин

Данная статья является самоанализом работы над методической темой. В ней рассматриваются основные современные образовательные технологии, методы и приемы, используемые мною в своей профессиональной де...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Применение различных компьютерных технологий в преподавании экономических дисциплин

Применение различных компьютерных технологий в преподавании экономических дисциплин...

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании общественных дисциплин

    XXI век – век высоких компьютерных технологий.     Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурен...