Применение различных компьютерных технологий в преподавании экономических дисциплин
статья по теме

Данилина Ирина Викторовна

Применение различных компьютерных технологий в преподавании экономических дисциплин

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

«Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

Данилина И.В. – преподаватель спецдисциплин по специальности «Земельно-имущественные отношения»

Применение различных компьютерных технологий в преподавании экономических дисциплин

В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными - материальными и энергетическими ресурсами - современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень информатизации, кроме того, становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Автоматизация на основе применения компьютеров и вычислительных сетей проникает сегодня во все сферы жизни современного общества, связанные с использованием и переработкой информации, начиная с производственной сфере, где уже появились автоматизированные системы проектирования, управления производством. технологическими процессами и др.

В связи с этим важное значение приобретает и информатизация образования, органически связанная с процессом его модернизации. Одним из основных направлений развития образовательного процесса становится реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия информационного общества и широкое использование инновационных педагогических технологий развивающего обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала личности. В связи с переходом к постиндустриальному обществу все заметнее становится тенденция к информатизации сферы образования. Создаются электронные учебники, разрабатываются автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, тестирующие программы.

Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации  их познавательной деятельности. Использование ИКТ  на уроках позволяет готовить новое поколение к будущей жизни в информационном мире, что не является исключением при преподавании финансово-экономических дисциплин, таких как «Бухгалтерский учет и налогообложение», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Основы экономики», «Статистика» и др., а также при проведении внеклассных мероприятий по предметам. Как говорит китайская народная мудрость: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессиональную деятельность преподавателей является приоритетным направлением модернизации российского образования в целом и в частности преподавания финансово-экономических дисциплин в ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Ковылкинский аграрно-строительный колледж».

Современное развитие информационных технологий позволяет  преподавателю использовать в процессе обучения не только печатные издания – книги, журналы, но и – мультимедиа ресурсы: электронные учебники и энциклопедии, записанные на CD-дисках или хранящиеся на образовательных серверах в Интернете.

В настоящее время в нашем колледже ведется активная работа по формированию ИКТ-компетентности преподавателей, в том числе преподавателей специальных дисциплин. Постепенно работа систематизируется и вырабатывается определенная система формирования ИКТ-компетентности. Для решения поставленной задачи используются различные формы работы: работа методических объединений, сотрудничество со студентами, разработка методической документации с применением ИКТ и др.

В этих целях в ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Ковылкинский агарно-строительный колледж» модернизируется и постоянно пополняется материально-техническая база: видео- и аудиоаппаратура, цифровые фотоаппараты, компьютеры, оборудование для использования цифрового сообщения, мультимедийные экраны, мультимедиапроекторы, сканеры, интерактивные доски и пр. Спектр применения программ общего назначения в учебном процессе достаточно велик:

·         эффективное использование наиболее распространенных программных средств MicrosoftWord.

·         решение экономических задач с помощью табличного процессора MicrosoftExcel.

·         применение MicrosoftPowerPoint.

·         применение программ для тестирования.

·         использование мультимедийной техники.

·         справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «ГАРАНТ» 

·         Интернет технологии.

Разноплановое использование новых технологий позволяет существенно повысить качество учебного процесса и профессиональной подготовки студентов.

Использование возможностей компьютера, мультимедийных средств позволяет значительно активировать процесс восприятия учебного материала, способствует концентрации внимания, развитию воображения. Это происходит за счёт вовлечения различных видов памяти – двигательной, эмоциональной, образной и вербальной. Такое воздействие активизирует процесс запоминания и помогает в дальнейшем воспроизводить приобретённые знания и умения.

В настоящее время выпускаются различные компьютерные  компакт-диски с обучающими программами, программами контроля знаний. Но их не так много, и они не всегда доступны и здесь на помощь приходит пакет MicrosoftPowerPoint, с помощью которого можно создавать презентации на любую тему.

Презентация – это набор цветных  картинок-слайдов на определённую тему. На каждом слайде можно поместить текстовую или графическую информацию. В слайд можно внедрять таблицы с цифрами, расчётными данными, диаграммы, рисунки, фотографии, возможно звуковое сопровождение, использование фрагментов видеофильмов.

Слайды легко редактируются, при необходимости, если материал утратил свою актуальность, часть слайдов можно изъять, или наоборот, дополнить новыми.

На уроках экономических дисциплин презентации используются не только при изложении нового материала, но и на других этапах урока. Опыт показал, что использование слайдов имеет хороший эффект: студенты более внимательны на уроках, заинтересованы, преподаватель раскрепощён, в целом повышается качество обучения. Так, мною и студентами созданы презентации по многим  темам дисциплин «Финансы денежное обращение и кредит», «Основы менеджмента и маркетинга», «Статистика».

Примером организации интерактивного обучения на уроках бухгалтерского учёта с применением компьютера, проектора, экрана могут служить деловые игры, тесты, занимательные задания и т.д.

Цель занятия: обобщение и систематизация знаний полученных в процессе изучения дисциплины; развитие у студентов профессиональных навыков, творческого отношения к учебе, логического мышления входе выполнения задания, сотрудничество в коллективной деятельности.

Материал: вопросы, задачи, кроссворды и т.д.

Проведение: преподаватель определяет количество вопросов, задач и кроссвордов по теме.

Участники распределяются на команды. Задание проецируется на экран. За каждый правильный ответ команде присуждается один балл. Кроссворды выдаются на бумажных носителях. Каждая команда в завершении может представить презентацию по теме. Подведение итогов игры по результатам всех туров.

Можно использовать ролевые игры, в процессе которых студент выполняет определенную роль (главный бухгалтер, кассир, оценщик, директор, риэлтор и т. д.)

В учебном процессе серьёзным помощником может стать Интернет. Как известно, главное преимущество компьютерных технологий, особенно при выходе в Интернет, заключается в том, что любой человек получает доступ к максимально большому объему знаний, полученных человечеством на данный момент в соответствующей области науки. Студент в принципе обеспечивается современным материалом наиболее высокого уровня. Учебники, как правило, отстают в силу специфики своего производства.

При решении ситуационных задач, при поиске различного рода информации для занятий по указанным дисциплинам используется справочно-правовая система «Гарант». С её помощью студенты находят нормативные документы и знакомятся с ними. Работа с интернет ресурсами стала одной из форм домашнего задания,  например при изучении темы «Инфляция и формы её проявления» в качестве домашнего задания студентам предлагается на сервере Государственной федеральной службы статистики www.gks.ru найти индексы потребительских цен на товары и услуги в прошлом месяце в Нижегородской области и определить как изменился индекс отдельно по продовольственным и непродовольственным товарам  или изучить график индекса потребительских цен и его взаимодействие с ценами на бензин и нефть и другие. В своей работе я использую многие интернет-ресурсы, такие как:

-         сервер Министерства экономического развития и торговли  РФ -  www.economy.gov.ru;

-        сервер Государственной федеральной службы статистики - www.gks.ru;

-         сервер Министерства здравоохранения и социального развития РФ – www.mzsrrf.ru;

-        сервер  Министерства финансов РФ – http:minfin.rinet.ru;

-         серверы  Государственный внебюджетных фондов;

-         серверы Банка России и коммерческих банков России;

-         серверы бирж и промышленных предприятий и другие.

Однако, стремительная компьютеризация учебного процесса в вузах, в том числе в различных системах открытого и дистанционного образования, заставляет обратить самое серьезное внимание на важнейший элемент этого процесса – самого обучающегося. Очень часто происходит, требуемая машинными методиками схематизация, как в оформлении, так и в подаче материала. Это может служить серьезным минусом в изучении экономических дисциплин. Часто студенты, привыкая к тестам, ищут в компьютере конкретные ответы на вопросы, не пытаясь решать сами. Акцент на общении с компьютером существенно сокращает необходимость выражать свои личные идеи. Здесь, несомненно, без личного воздействия преподавателя не обойтись, контакт «живой» мысли с ее огромными эвристическими преимуществами необходим.

Принято считать, что повышение уровня подготовки специалистов достигается в основном за счет внедрения новых технологий обучения, совершенствования материально-технической базы учебных заведений, информационной насыщенности, повышения квалификации. Однако все эти меры не обеспечат эффекта без должной заинтересованности студентов в знаниях. Студент, будущий специалист по земельно-имущественным отношениям или бухгалтер,  или экономист, должен быть уверен в том, что он изучает не скучный и монотонный язык инструкций, давно установленные нормы и правила, а востребованную, хорошо оплачиваемую, постоянно развивающуюся профессию, которая ждет новых, творчески мыслящих молодых людей.

Список литературы

1. Пьянкова Л.М. Использование компьютерных технологий в изучении дисциплины «Бухгалтерский учет», 2010.

2. Творческий поиск молодых педагогов / Под науч. ред. Л.В. Пуртовой. Сборник научных статей. – Йошкар-Ола, 2012.

3. Интернет ресурсы: http://www.kamgu.ru, http://www.pedsovet.org, http://www.km.ru, http://journal.preemstvennost.ru, http://www.pandia.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы преподавания экономических дисциплин в учреждениях профессионального образования

В статье рассматривается сложность экономических дисциплин для восприятия студентов неэкономических учебных учреждений и предлагаются рекомендации для лучшего усвоения материала...

"Использование компьютерных технологий в преподавании дисциплины "Инженерная грфика" -Методический доклад

В данном докладе раскрываеются возможности преподавания дисциплины "Инженерная графика" с помощью программ на компьютере....

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин

 Bнформационные технологии в образовательном процессе позволяют существенно расширить творческий потенциал как преподавателя, так и студента, повышают интерес к будущей специальности, способствуют фор...

Информационно-компьютерные технологии в преподавании испанского языка. Использование ИКТ в преподавании грамматики

Известно, что изучение грамматики необходимо, если речь идет о уроках иностранных языков. Это находит выражение в выборе наиболее эффективных способов объяснения грамматики и, конечно, в применении те...

Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала

   Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии с применением информационно-компьютерных технологий

Применение системно-деятельностного подхода в обучении предполагает самостоятельную деятельность каждого учащегося. Главной задачей учителя становится управление  познавательной деятельностью уча...

Реферат по методической теме Применение компьютерных технологий в преподавании математики, физики, информатики.

За последние несколько лет персональные компьютеры прочно стали входить в нашу повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютер...