Главные вкладки

    ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Средства выразительности речи.
    учебно-методический материал (9 класс) по теме

    Хлынцова Галина Александровна

    Освоив  способ моделирования урока, предлагаю ее учителям русского языка и литературы. Два урока, посвященные вхождению и закреплению знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка", предлагаю провести , готовясь к ОГЭ. Модульное обучение- ценная находка в деле систематизации и обобщения при итоговом повторении ( задания А-4).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1_tekhnolog_karta_gia_modulword.docx20.3 КБ
    Файл gia_urok_modulword.docx19.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта ученика (цы)____________________________________________________

    Задания

    Задания

    Баллы

    №1

    Определение целей и задач урока. Формулировка темы.

     Планирование действий по достижению целей.

     Интегрирующая цель.

    Работа со словарем. Выяснение задания.

    1. Найдите метафоры№2

    Солнце по небу плывет.

    1. Алая заря догорала.
    2. Ничто не могло растопить его  ледяное сердце.
    3. Я понял: жизнь моя висит на волоске.
    4. «Да у тебя глаз – алмаз!» - воскликнул Петр.

    №1

    1)3 метафоры – 1 балл

    2)4 – 5 метафор – 2 б.

    №2

    1)5 примеров – 2б.

    2)3-4 примера – 1б.

    3Использование в речи метафор.

    Железные нервы.

    Пошел дождь.

    Горный хребет.

    Темная личность.

    Висеть на волоске.

    4Лексический повтор и его функция.

    1. «Кругом люди!» - сказала она. Это её «кругом люди» содержало много веры и оптимизма.
    2. Обмануть культурного человека легко. Но как трудно  ограбить  и отнять духовное богатство у культурного человека!

    №3

    1)4 - 5 предложений – 2б.

    №4

    2)2 – 3предлож.-1б2 примера – 2 б.

    1 пример – 1 б.

    №5Языковые средства выразительности (гипербола, сравнение, риторический вопрос, олицетворение, эпитеты, метафоры). Чтение словарных статей. Нахождение и запись 5-6 примеров

    №6Нахождение различных средств выразительности.

    1)В Москве он ненасытно впитывал новые впечатления ( метафора).

    2)Она, радостная и сияющая, щуря глаза, смотрит в окно (эпитеты).

    3)Он осторожно, с волнением, приподнимает статуэтку, как реликвию, и двумя руками кладет ее на стол (сравнение).

    4)Знал ли он, что будет с ним? Конечно, нет! (риторический вопрос)

    5)Ездить необходимо, чтобы ощутить звуки и запахи времени (метафора).

    6)Голоса рыбаков, тихие и загадочные, едва слышались  на берегу (эпитеты)

    №5

    1)5 - 6 примеров – 3балла

    2)3 – 4 примера – 2б.

    3)2 примера – 1б.

    №6

    1)5 - 6 примеров – 3балла

    2)3 – 4 примера – 2б.

    3)2 примера – 1б.

    №7Нахождение и определение средств выразительности. Крохотный зеленый росточек, пробивавшийся из-под земли, был хрупок.

    Это не  просто   авария, это трагедия!

    Вы идете домой, торопитесь, будто вас ждет верный друг, вернувшийся издалека.

    №7

    1. 3правильных ответа – 2б.
    2. 2 правильных ответа – 1б.

     



    Предварительный просмотр:

    ОГЭ по русскому языку.

    Повторение. «Изобразительно – выразительные средства русского языка»

    Модульный урок

    Класс 9

    УЭ

    Деятельность учащихся

    Руководство по усвоению материала

    Контроль

    УЭ – 1

    4 мин.

    1 урок

    Определение целей и задач урока. Формулировка темы. Планирование действий по достижению целей. Интегрирующая цель.

    Работа со словарем. Выяснение задания.

    Цель – уточнить значение  понятия метафора.

    Работа в группах: запись примеров метафор (не мене 5).

    Оценивание:

    1)3 метафоры – 1 балл

    2)4 – 5 метафор – 2 б.

    УЭ – 2

    5 мин.

    1. Солнце по небу плывет.
    2. Алая заря догорала.
    3. Ничто не могло растопить его  ледяное сердце.
    4. Я понял: жизнь моя висит на волоске.
    5. «Да у тебя глаз – алмаз!» - воскликнул Петр.

    Цель – умение определять значение и находить метафоры в тексте.

    Работа в парах. Проверка.

    Оценивание:

    1)5 примеров – 2б.

    2)3-4 примера – 1б.

    УЭ – 3

    10 мин.

    Использование в речи метафор.

    Железные нервы.

    Пошел дождь.

    Горный хребет.

    Темная личность.

    Висеть на волоске.

    Цель – умение использовать в речи предложений с метафорами.

    Работа в группах.

    Оценивание:

    1)4 - 5 предложений – 2б.

    2)2 – 3предлож.-1б.

    УЭ – 4

    5 мин.

    Лексический повтор и его функция.

    1. «Кругом люди!» - сказала она. Это её «кругом люди» содержало много веры и оптимизма.
    2. Обмануть культурного человека легко. Но как трудно  ограбить  и отнять духовное богатство у культурного человека!

    Цель – выясните значение  термина «лексический повтор», найдите примеры его использования.

    Работа в парах.

    Оценивание:

    1. 2 примера – 2 б.
    2. 1 пример – 1 б.

    УЭ – 5

    15 мин.

    Языковые средства выразительности (гипербола, сравнение, риторический вопрос, олицетворение, эпитеты, метафоры). Чтение словарных статей. Нахождение и запись примеров

    Цель – развивать умение работать со словарем, выяснение  значения   теоретических понятий. Умение находить примеры различных средств выразительности  языка

    Работа в группах.

    Оценивание:

    1)5 - 6 примеров – 3балла

    2)3 – 4 примера – 2б.

    3)2 примера – 1б.

    2 урок

    УЭ – 6

    10 мин

    Нахождение различных средств выразительности.

    1)В Москве он ненасытно впитывал новые впечатления ( метафора).

    2)Она, радостная и сияющая, щуря глаза, смотрит в окно (эпитеты).

    3)Он осторожно, с волнением, приподнимает статуэтку, как реликвию, и двумя руками кладет ее на стол (сравнение).

    4)Знал ли он, что будет с ним? Конечно, нет! (риторический вопрос)

    5)Ездить необходимо, чтобы ощутить звуки и запахи времени (метафора).

    6)Голоса рыбаков, тихие и загадочные, едва слышались  на берегу (эпитеты)

    Цель – умение находить различные средства выразительности речи, определять их виды

    Работа в группах. Проверка.

    Оценивание:

    1)5 – 6-3балла,

    2)3- 4 примера – 2б.

    3)2 примера – 1б.

    УЭ – 7

    9 мин

    Крохотный зеленый росточек, пробивавшийся из-под земли, был хрупок.

    Это не  просто   авария, это трагедия!

    Вы идете домой, торопитесь, будто вас ждет верный друг, вернувшийся издалека.

    Цель – умение находить различные средства выразительности речи, определять их виды

    Работа индивидуальная. Проверка.

    Оценивание:

    1. 3правильных ответа – 2б.
    2. 2 правильных ответа – 1б.

    УЭ – 8

    5 мин.

    Подведение итогов. Рефлексия

    1)я научился многому

    2)я все понимаю и могу объяснить всем

    3)мне было трудно.

    Цель – выяснение ценности информации, полученной на уроке, и понимание сферы ее применения

    «Дерево достижений»

    УЭ – 9

    7 мин.

    Выбор домашнего задания (дифференцированный подход).

    1. Упр. на выбор (по материалам учебника)
    2. Выбор эпитетов и метафор из текста литературного произведения

    Цель – выбор домашнего задания в соответствии со степенью усвоения материала

    Индивидуальная и групповая работа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

    Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

    Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи

    Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....

    Тесты. Русский язык. 7 класс. Служебные части речи

    Тематические тесты для промежуточного контроля...

    урок русского языка 11 класс Техника устной речи

    урок разработан с применением технологии критического мышления , акцент урока  - групповая работа...

    Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.

    Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....

    Урок русского языка на тему " Средства выразительности"

    Интегрированный урок совместно с информатикой...

    Проверочная работа по русскому языку 10 класс "Средства выразительности"

    Данная работа поможет учителю быстро и эффективно проверить знания по теме и умения находить средства выразительности и определять их  вид...