ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Средства выразительности речи.
учебно-методический материал (9 класс) по теме

Хлынцова Галина Александровна

Освоив  способ моделирования урока, предлагаю ее учителям русского языка и литературы. Два урока, посвященные вхождению и закреплению знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка", предлагаю провести , готовясь к ОГЭ. Модульное обучение- ценная находка в деле систематизации и обобщения при итоговом повторении ( задания А-4).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_tekhnolog_karta_gia_modulword.docx20.3 КБ
Файл gia_urok_modulword.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ученика (цы)____________________________________________________

Задания

Задания

Баллы

№1

Определение целей и задач урока. Формулировка темы.

 Планирование действий по достижению целей.

 Интегрирующая цель.

Работа со словарем. Выяснение задания.

  1. Найдите метафоры№2

Солнце по небу плывет.

  1. Алая заря догорала.
  2. Ничто не могло растопить его  ледяное сердце.
  3. Я понял: жизнь моя висит на волоске.
  4. «Да у тебя глаз – алмаз!» - воскликнул Петр.

№1

1)3 метафоры – 1 балл

2)4 – 5 метафор – 2 б.

№2

1)5 примеров – 2б.

2)3-4 примера – 1б.

3Использование в речи метафор.

Железные нервы.

Пошел дождь.

Горный хребет.

Темная личность.

Висеть на волоске.

4Лексический повтор и его функция.

  1. «Кругом люди!» - сказала она. Это её «кругом люди» содержало много веры и оптимизма.
  2. Обмануть культурного человека легко. Но как трудно  ограбить  и отнять духовное богатство у культурного человека!

№3

1)4 - 5 предложений – 2б.

№4

2)2 – 3предлож.-1б2 примера – 2 б.

1 пример – 1 б.

№5Языковые средства выразительности (гипербола, сравнение, риторический вопрос, олицетворение, эпитеты, метафоры). Чтение словарных статей. Нахождение и запись 5-6 примеров

№6Нахождение различных средств выразительности.

1)В Москве он ненасытно впитывал новые впечатления ( метафора).

2)Она, радостная и сияющая, щуря глаза, смотрит в окно (эпитеты).

3)Он осторожно, с волнением, приподнимает статуэтку, как реликвию, и двумя руками кладет ее на стол (сравнение).

4)Знал ли он, что будет с ним? Конечно, нет! (риторический вопрос)

5)Ездить необходимо, чтобы ощутить звуки и запахи времени (метафора).

6)Голоса рыбаков, тихие и загадочные, едва слышались  на берегу (эпитеты)

№5

1)5 - 6 примеров – 3балла

2)3 – 4 примера – 2б.

3)2 примера – 1б.

№6

1)5 - 6 примеров – 3балла

2)3 – 4 примера – 2б.

3)2 примера – 1б.

№7Нахождение и определение средств выразительности. Крохотный зеленый росточек, пробивавшийся из-под земли, был хрупок.

Это не  просто   авария, это трагедия!

Вы идете домой, торопитесь, будто вас ждет верный друг, вернувшийся издалека.

№7

  1. 3правильных ответа – 2б.
  2. 2 правильных ответа – 1б.

 



Предварительный просмотр:

ОГЭ по русскому языку.

Повторение. «Изобразительно – выразительные средства русского языка»

Модульный урок

Класс 9

УЭ

Деятельность учащихся

Руководство по усвоению материала

Контроль

УЭ – 1

4 мин.

1 урок

Определение целей и задач урока. Формулировка темы. Планирование действий по достижению целей. Интегрирующая цель.

Работа со словарем. Выяснение задания.

Цель – уточнить значение  понятия метафора.

Работа в группах: запись примеров метафор (не мене 5).

Оценивание:

1)3 метафоры – 1 балл

2)4 – 5 метафор – 2 б.

УЭ – 2

5 мин.

  1. Солнце по небу плывет.
  2. Алая заря догорала.
  3. Ничто не могло растопить его  ледяное сердце.
  4. Я понял: жизнь моя висит на волоске.
  5. «Да у тебя глаз – алмаз!» - воскликнул Петр.

Цель – умение определять значение и находить метафоры в тексте.

Работа в парах. Проверка.

Оценивание:

1)5 примеров – 2б.

2)3-4 примера – 1б.

УЭ – 3

10 мин.

Использование в речи метафор.

Железные нервы.

Пошел дождь.

Горный хребет.

Темная личность.

Висеть на волоске.

Цель – умение использовать в речи предложений с метафорами.

Работа в группах.

Оценивание:

1)4 - 5 предложений – 2б.

2)2 – 3предлож.-1б.

УЭ – 4

5 мин.

Лексический повтор и его функция.

  1. «Кругом люди!» - сказала она. Это её «кругом люди» содержало много веры и оптимизма.
  2. Обмануть культурного человека легко. Но как трудно  ограбить  и отнять духовное богатство у культурного человека!

Цель – выясните значение  термина «лексический повтор», найдите примеры его использования.

Работа в парах.

Оценивание:

  1. 2 примера – 2 б.
  2. 1 пример – 1 б.

УЭ – 5

15 мин.

Языковые средства выразительности (гипербола, сравнение, риторический вопрос, олицетворение, эпитеты, метафоры). Чтение словарных статей. Нахождение и запись примеров

Цель – развивать умение работать со словарем, выяснение  значения   теоретических понятий. Умение находить примеры различных средств выразительности  языка

Работа в группах.

Оценивание:

1)5 - 6 примеров – 3балла

2)3 – 4 примера – 2б.

3)2 примера – 1б.

2 урок

УЭ – 6

10 мин

Нахождение различных средств выразительности.

1)В Москве он ненасытно впитывал новые впечатления ( метафора).

2)Она, радостная и сияющая, щуря глаза, смотрит в окно (эпитеты).

3)Он осторожно, с волнением, приподнимает статуэтку, как реликвию, и двумя руками кладет ее на стол (сравнение).

4)Знал ли он, что будет с ним? Конечно, нет! (риторический вопрос)

5)Ездить необходимо, чтобы ощутить звуки и запахи времени (метафора).

6)Голоса рыбаков, тихие и загадочные, едва слышались  на берегу (эпитеты)

Цель – умение находить различные средства выразительности речи, определять их виды

Работа в группах. Проверка.

Оценивание:

1)5 – 6-3балла,

2)3- 4 примера – 2б.

3)2 примера – 1б.

УЭ – 7

9 мин

Крохотный зеленый росточек, пробивавшийся из-под земли, был хрупок.

Это не  просто   авария, это трагедия!

Вы идете домой, торопитесь, будто вас ждет верный друг, вернувшийся издалека.

Цель – умение находить различные средства выразительности речи, определять их виды

Работа индивидуальная. Проверка.

Оценивание:

  1. 3правильных ответа – 2б.
  2. 2 правильных ответа – 1б.

УЭ – 8

5 мин.

Подведение итогов. Рефлексия

1)я научился многому

2)я все понимаю и могу объяснить всем

3)мне было трудно.

Цель – выяснение ценности информации, полученной на уроке, и понимание сферы ее применения

«Дерево достижений»

УЭ – 9

7 мин.

Выбор домашнего задания (дифференцированный подход).

  1. Упр. на выбор (по материалам учебника)
  2. Выбор эпитетов и метафор из текста литературного произведения

Цель – выбор домашнего задания в соответствии со степенью усвоения материала

Индивидуальная и групповая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи

Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....

Тесты. Русский язык. 7 класс. Служебные части речи

Тематические тесты для промежуточного контроля...

урок русского языка 11 класс Техника устной речи

урок разработан с применением технологии критического мышления , акцент урока  - групповая работа...

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.

Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....

Урок русского языка на тему " Средства выразительности"

Интегрированный урок совместно с информатикой...

Проверочная работа по русскому языку 10 класс "Средства выразительности"

Данная работа поможет учителю быстро и эффективно проверить знания по теме и умения находить средства выразительности и определять их  вид...