Урок русского языка на тему " Средства выразительности"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Лебедева Анна Александровна

Интегрированный урок совместно с информатикой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.75 КБ
Файл sredstva_vyrazitelnosti.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка в 7 классе

Тема:     «Изобразительно – выразительные средства языка»

Цели урока:

1.Образовательные:

а) выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Изобразительно-выразительные средства языка», обобщить материал как систему знаний;

б) углубить знания  языковых средств выразительности и умения определять их роль в тексте;

в) углубить знание информационных технологий  в среде Microsoft Office (Power Point, Microsoft Word).

2. Воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего;  воспитание языковой этики, бережного отношения к слову, чувства прекрасного.

3. Развивающие: развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение выявлять авторскую позицию, адекватно воспринимать текст.

Ход  урока.

  1. Актуализация  знаний.

  Чтение учителем стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою» сопровождается показом слайдов.

                                       Чародейкою Зимою

                                       Околдован, лес стоит.

                                       И под снежной бахромою,

                                       Неподвижною, немою,

                                       Чудной жизнью он блестит.

                                       И стоит он, околдован,

                                       Не мертвец и не живой,

                                       Сном волшебным очарован,

                                       Весь опутан, весь окован

                                       Легкой цепью пуховой.

                                       Солнце зимнее ли мещет

                                       На него свой луч косой-

                                       В нем ничто не затрепещет.

                                       Он весь вспыхнет и заблещет

                                       Ослепительной красой.

- Понравилось вам стихотворение Ф.И. Тютчева?

 - Почему поэтов и писателей называют художником слова?  

(Они рисуют словами картины жизни, образы, явления природы,  которые под  пером поэта приобретают изобразительную силу, передают чувства автора, разнообразное настроение)

- Какую картину вы представили себе, прослушав стихотворение?  

 (Мы попали в зимний лес, околдованный зимой. Снег мягким пушистым ковром закутал землю. Деревья одеты в белые шубы и шапки. Чародейка Зима погружает лес в волшебный сон)

- Какие чувства испытали?  

   (Стихи завораживают музыкой, колдовством, мы испытываем одновременно чувство и восторга, и грусти)

- Как удалось поэту «сделать» обычную картину леса волшебной?  

    (Природа у Тютчева – живое разумное существо. Поэт помогает нам ощутить зимнее чудо помощью особых слов и выражений – средств художественной выразительности.)

     - Я не случайно начала наш урок необычно, с чтения стихотворения, чтобы  вы ещё раз почувствовали, как магически воздействует на человека поэтическое слово, позволяет испытать эстетическое наслаждение, сопереживание.  А создавать запоминающие образы, рисовать яркие, красочные картины помогают изобразительно-выразительные средства языка.

- Ребята, с 5-го класса мы с вами на уроках русского языка и литературы говорим о различных изобразительно-выразительных средствах языка. Находим их в художественных произведениях, рассуждаем, с какой целью автор их употребляет, какую роль они играют в тексте. Эти уроки помогут вам систематизировать знания по теме.    Сегодня мы обобщим полученные знания о средствах художественной выразительности и их роли в тексте.

2.  Фронтальный опрос

    -  Вы знаете, что изобразительно-выразительные средства языка – это тропы и стилистические фигуры.

- Что такое тропы?  

    (Это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности)  

     - Средства художественной выразительности… А что же они выражают?    

   (Отношение автора к изображаемому; отличительные признаки предмета, явления, настроение героя)

- Назовите известные вам тропы.  

    (Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, гипербола, литота)

     - Дайте определение эпитета. Приведите примеры.  

  (Эпитет – это художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.)

     - Расскажите о видах эпитета. Приведите примеры.    

  ( «Выразительные» -весёлый ветер, печальная берёза. «Изобразительные» - бледная луна, золотой луч. «Постоянные» - чистое поле.  Изобразительные помогают ярче представить картину; Выразительные (оценочные) выражают чувство автора.)

         - Известный древний философ Аристотель отмечал: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Объясните, почему он так сказал о метафоре.  

   (Метафорой называют перенос наименования с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства между ними.)

      - Вы знаете, что метафора – основной прием формирования загадки, основанной на уподоблении. Приведите примеры таких загадок. (Например, Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка)

      - По какому признаку сходны предметы, явления в ваших загадках?    (по форме и т. д.)

- В основу метафоризации положено сходство самых разных признаков.  Перед вами  метафоры.  Приведите примеры метафор из домашнего задания.

         - Разновидностью метафоры является олицетворение.

         - Дайте определение этому тропу.    

   (Олицетворение – это художественный приём, когда о неживых предметах и явлениях говорится как о живых)  

    Слово учителю  информатики. -8-10 мин. Как сделать презентацию живой?

  1. Проверим домашнее задание .  В тексте легенды о Данко вам нужно было найти ИВС. Что у вас получилось? Читаем , взаимопроверка.

А теперь мы предлагаем вам сыграть в игру. Кто хочет стать миллионером?

Одновременно даются индивидуальные задания на компьютерах и на листках.

Если останется время:

        - Перед вами стихотворение С. Есенина. Прочитайте его.

                                                Белая береза

                                                Под моим окном

                                                Принакрылась  снегом,

                                                Точно серебром.

                                                 На пушистых ветках

                                                 Снежною каймой

                                                 Распустились кисти

                                                 Белой бахромой.

                                                 И стоит береза в синей тишине,

                                                 И горят снежинки

                                                 В золотом огне.

                                                 А заря, лениво обходя кругом,

                                                 Обсыпает ветки

                                                 Новым серебром.

          - Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.

            Фрагмент анализа стиха: (Слайд 9 и у каждого ученика на парте)

            В стихотворении С.Есенин создает образ зимней берёзы. Её красота подчёркивается многочисленными  …….. (точно серебром, распушились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют и  …….. (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря …….. мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы (пушистых ветках, снежною каймой, в золотом огне).      (3мин. -   выполнение задания)

          - Проверим, что у вас получилось.

 

       - Сегодня на уроке мы закрепили знания о таких средствах художественной выразительности, как эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, градация, гипербола, литота.  А  также узнали, как можно разнообразить презентацию.          

  -   Итог  урока. Домашнее задание.

1. Найти не менее 5 видов ИВС в рассказе Л.Андреева «Кусака».

   

         

   

 

                               

                                           

       

   

   

             

                       

 

         

                                     

 

   

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средства художественной выразительности

Слайд 2

Здравствуйте, я фея Сирени, королева цветов и трав. Сейчас мы отправимся в путешествие по прекрасному саду средств художественной выразительности!

Слайд 3

Выразительные средства лексики и фразеологии ОСНОВНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ

Слайд 4

Основные лексические ИВС Синонимы Антонимы Омонимы Устаревшие слова Неологизмы Эмоционально-окрашенная лексика Лексический повтор Фразеологизмы Крылатые слова и выражения

Слайд 5

Специальные средства лексики (ТРОПЫ – это слова, употребленные в переносном значении) Эпитет Метафора Сравнение Олицетворение Гипербола Литота

Слайд 6

Синтаксические средства выразительности ( ФИГУРЫ –особые формы высказывания) Анафора Эпифора Антитеза Градация Инверсия Многосоюзие Бессоюзие Риторический вопрос Риторическое восклицание Риторическое обращение

Слайд 7

ЭП И ТЕТ СРАВН Е НИЕ ОЛИЦЕТВОР Е НИЕ МЕТ А ФОРА ГИП Е РБОЛА ЛИТ О ТА ЭП И ТЕТ образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного. Как художественную деталь эпитет нельзя смешивать с определительными прилагательными. Например, прилагательные «белый снег» или «мягкий снег» будут просто предметными и логическими определениями, но в выражениях «сахарный снег» или «лебяжий снег» прилагательные являются эпитетом, потому что они дают дополнительную, художественную характеристику. СРАВН Е НИЕ образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. посредством слов — как , точно , будто , словно и т.д при посредстве творительного падежа при помощи родительного падежа выражающее превосходную степень состояния МЕТ А ФОРА в основе лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. Если метафорическое выражение как образное подобие какого-то сложного жизненного явления раскрывается на протяжении большого отрезка или целого стихотворения, то такая М. называется развернутой метафорой . ГИП Е РБОЛА стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление; употребляется в целях усиления художественного впечатления. ЛИТ О ТА стилистическая фигура, определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного. Таковы, например, бытовые Л.: «он неглупый», вместо «он умный» ОЛИЦЕТВОР Е НИЕ или прозопопе́я стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью ИВС ИР О НИЯ АЛЛЕГ О РИЯ ИР О НИЯ тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью; этот стилистический прием называется также антифр а зис АЛЛЕГ О РИЯ иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа: весы — правосудие

Слайд 8

эпитеты Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит И под снежной бахромою , Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

Слайд 9

Сравнение Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, Снег лежит. .

Слайд 10

метафора «Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она»

Слайд 11

Олицетворение С Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой-

Слайд 12

Литота В. Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка!

Слайд 13

Гипербола В . И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры … можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров !

Слайд 14

Инверсия На пушистых ветках Снежною кайм Распустились кисти Белой бахромой.

Слайд 15

Определите средство выразительности 1.Красной кистью рябина зажглась 2. Мело, мело по всей земле Во все пределы... 3. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов) 4. Шепчет осенний дождь.

Слайд 16

Ответы: 1.метафора 2.гипербола 3.инверсия 4.олицетворение

Слайд 17

Молодцы!