Конспект урока русского языка на тему: «Язык персонажей А.П. Чехова как средство обличения пошлости и мещанства».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Петухова Нина Петровна

Урок, посвященный исследованию языка персонажей рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chekhovu.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Астапковичская средняя (полная) общеобразовательная школа» д. Астапковичи Рославльского района Смоленской области.

                 Конспект урока русского языка на тему:

«Язык персонажей А.П. Чехова как средство

 

 обличения пошлости и мещанства». 

Учитель  Петухова Нина Петровна  

 

                                 

                                           

2012 год

Цель: раскрыть экспрессивные возможности речевых характеристик

персонажей рассказов А. П. Чехова, показать, как работает диалог (одна из форм коммуникативного общения) в языке художественного произведения

для выражения авторской идеи, развивать творческие способности учащихся;

учить работать в группах.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: тексты рассказов А.П. Чехова, толковые словари.

 

                                                   

Ход урока.

1.Слово учителя о задачах урока.

Сегодня, ребята, мы проводим необычный урок - урок-исследование.

Если до этого мы знакомились с содержанием рассказов Чехова и анализировали их, то сегодня мы обратимся к языку персонажей А.П Чехова. Мы проведём лингвистический эксперимент: поработаем в группах  (проведём исследовательскую работу) и в конце урока напишем сочинение - миниатюру на тему: «Функция знаков препинания в рассказе «Хамелеон»,  сделаем вывод о том, для чего в речи используется диалог. Полученные на уроке знания помогут вам без проблем справиться с заданиями на экзамене в форме ГИА.

2. Новый материал. Язык персонажей А. П. Чехова как средство обличения пошлости и мещанства.

Учитель: Я просила вас дома ещё раз перечитать текст рассказа Чехова «Хамелеон», повторить виды предложений по цели высказывания, тему «Диалог», подготовить сообщение.

Послушаем сообщение, подготовленное Валерией.

В великом наследии русской сатиры особое место принадлежит творчеству А.П.Чехова. В течение всей жизни А. П. Чехов неизменно обращался к сатире, развивал и углублял сатирическое начало в своём творчестве. Чехов создал огромную галерею людей, которые превратились в пошляков и обывателей. А. М. Горький писал: «…никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины». В круг пошлых персонажей Чехова входят представители самых различных положений, чинов, профессий, возрастов. В его рассказах героями являются и военные, и служащие, и кассиры, и телеграфисты, и полицейские, и представители интеллигенции(учителя, врачи, студенты, гимназисты, редакторы, бездарные живописцы, провинциальные актёры и др.)

 Учитель: Ребята, скажем спасибо Валерии. Она показала нам сатирическую направленность произведений Чехова и помогла определить круг пошлых персонажей сатирика. А теперь посмотрим, какими стилистическими средствами А. П. Чехов высмеивает пошлость. Первая группа работает с репликами Очумелова, вторая отвечает на вопрос: «Как с помощью языка персонажей Чехов обличает пошлость и мещанство?»

(Учащиеся работают в группах).

Учитель: Итак, давайте ответим на вопрос: «Какое стилистическое средство использует Чехов для обличения хамеленства?»

(Речевая характеристика героев).

Учитель: Верно. А в чём её особенность? Давайте посмотрим и попробуем ответить на мой вопрос.

(Реплики Очумелова разные, хотя в них говорится об одном и том же: о бродячей собаке ).

Учитель: От чего зависит моментальная смена мнений героя ?

(От положения человека в обществе.)

Учитель: Да. Большое значение для хамелеоновских превращений имеет погоня за деньгами. Есть у человека деньги, чины-есть и уважение к нему. Нет денег-нет почёта и уважения. Вместо любезных комплиментов появляется резкий  тон, вплоть до грубостей. Обратимся к рассказу «Хамелеон» и проведём  исследование языка произведения.

                                                   Беседа.

1.Учитель:Я просила вас поискать в Толковом словаре значение слова «хамелеон».

(Хамелеон-порода ящериц, меняющая окраску за счёт окружающей среды).

2.Кто в рассказе напоминает хамелеона?

(Надзиратель Очумелов). Он меняет своё мнение в зависимости от того, кто является хозяином собаки).

3.Какие изобразительно-выразительные средства использует Чехов в рассказе?

(Метафора, антитеза).

4.Какие низкие человеческие качества осуждает Чехов в рассказе «Хамелеон»?

(Угодничество, приспособленчество).

5.Расскажите сюжет произведения.

(Полицейский надзиратель Очумелов расследует «событие», взволновавшее обывателей города: золотых дел мастера Хрюкина укусила собака.)

Учитель: Найдите и зачитайте реплики Очумелова. Пожалуйста, Диана.

(«Я покажу вам, как собак распускать. Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий рабочий скот. Я покажу ему кузькину мать!.. Елдырин,- обращается надзиратель к городовому,-узнай, чья это собака и составь протокол! А собаку истребить надо! Не медля! Она, наверно, бешеная…»

Учитель: Как вы можете охарактеризовать речь Очумелова?

(Речь Очумелова, пока он не знает, чья собака, пестрит грубыми выражениями: «мерзавец», «покажу кузькину мать», собаку «истребить»).

Учитель: Какие события происходят дальше? Пожалуйста, Маша.

(Очумелов слышит, что собака принадлежит генералу Жигалову и тут же обвиняет во всём золотых дел мастера Хрюкина).

Учитель :А теперь посмотрите, к какому отвлекающему маневру прибегает в этот момент Очумелов.

Владислав: Он приказывает снять с себя пальто. Я зачитаю цитату. «Генерала Жигалова? Гм … Сними-ка, Елдырин, с меня пальто. Ужас, как жарко. Должно полагать, перед дождём…Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?» - обращается Очумелов к Хрюкину.-Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вот какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтобы сорвать…Ты … ведь известный народ! Знаю вас,чертей!» Учитель:Какие по интонации предложения использует Чехов при описании реплик Очумелова?

Ульяна: Вопросительные и восклицательные

.Учитель: Как вы думаете, для чего делает это автор?

Ксения: Наверно, для того, чтобы показать, как Очумелов меняет тон речи в зависимости от перемены ситуации

Учитель: Согласна с вами. Но вы забыли отметить ещё одну деталь: в обеих репликах восклицательными и вопросительными предложениями создаётся эмоционально-экспрессивный тон речи. А служит он для того, чтобы дать противоположную оценку одного и того же явления. Найдите в тексте и зачитайте пару реплик ,содержание которых контрастно друг другу.

Максим: Очумелов, считая собаку бродячей, говорит: - У генерала собаки дорогие, породистые, а это чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида…подлость одна только. И этакую собаку держать? Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или в Москве, то знаете, что было бы? Там посмотрели бы в закон, а моментально- не дыши! Ты,

Хрюкин , пострадал и дела этого так не оставляй…Нужно проучить. Пора…

И тут же, услыхав реплику, что собака всё-таки генеральская, Очумелов медлит ещё мгновение: велит городовому надеть на себя пальто:

-Гм…Надень-ка, брат. Елдырин, на меня -то ветром подуло, знобит…Ты отведёшь её к генералу и пальто…Что спросишь там. Скажешь, что я нашёл и прислал…И скажи, чтобы её не выпускали на улицу…Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака-нежная тварь…А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват…

Учитель: Вы заметили, ребята, что признанный мастер маленького рассказа, Чехов стремится к чёткости и ясности, к выразительности в описаниях, к художественной точности и экономии слов. Всего несколько реплик-и перед нами сложившийся образ. Давайте посмотрим, как построены реплики Очумелова и какую функцию они выполняют.

Илья: Я  думаю, что автор преднамеренно использует в тексте вопросительные и восклицательные предложения, чтобы показать читателю, как меняется тон речи полицейского надзирателя Очумелова: он не просто эмоциональный, а с оттенком экспрессии. Сразу видно, что  очередная пара реплик героя служит оценкам одного и того же явления. Причём, прямо противоположным оценкам.

Учитель: Посмотрим, каким образом построена третья пара реплик Очумелова. Слушаем Владислава-представителя второй группы.

Владислав: После ответа генеральского повара, то собак «этаких у нас отродясь не бывало», надзиратель тут же уверенно решает:-Она бродячая! Нечего тут долго и разговаривать…Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая…Истребить, вот и всё.

Учитель: Оказывается, собака принадлежит не генералу ,а его брату.

И повар не авторитетное лицо для Очумелова. И он снова, ничуть не колеблясь, меняет своё мнение и  на этот раз. Читаем третью реплику.

Алина:-Да разве братец ихний приехали? Владимир Иванович?-спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления…-Ишь ты, господи…

Соскучились по братце…А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад…Возьми её. Собачонка ничего себе…Шустрая такая…Цап этого за палец! Ха-ха-ха…Ну, чего дрожишь? Ррр…рр…Сердится, шельма…цуцик этакий…

Учитель: Подведём итоги. Вы увидели, что в первой реплике надзиратель решителен и категоричен. Он краток: бродячую собаку надо истребить. Но посмотрите, как быстро меняется мнение и тон речи Очумелова во второй реплике: напускная строгость заменяется умилённо-радостными восклицаниями. Почтительное отношение надзирателя к обладателям высоких чинов передаётся тем, что он о генерале и брате его говорит во множественном числе, употребляет ласкательный суффикс-ец: «…братец ихний приехали…» «Соскучились по братце?» Несколько секунд назад у него было другое мнение насчёт судьбы собаки. А сейчас он восхищается не только собакой, но и укусом её, называет ласково, употребляя уменьшительно-ласкательный суффикс -к: собачка. Пренебрежительный суффикс-онк-в контексте приобретает оттенок похвалы и ласки. Дополняет умиление Очумелова качественное прилагательное  «шустрая».

Итак, мы видим, что для обличения угодничества и подхалимства Чехов использует в качестве основного стилистического средства речевую характеристику персонажа, реплики которого представлены антитезой и относятся к одному и тому же явлению. Чем же объясняется исключительный интерес Чехова к языку персонажей как к важнейшему средству сатирического осмеяния проявлений пошлости и мещанства? По-видимому, интерес этот основывается на основных эстетических принципах писателя: Чехов утверждал, что быть талантливым-значит «уметь освещать фигуры и говорить их языком». Создаётся впечатление, что писатель стоял рядом со своими героями и слушал их диалог.

Учитель: «Как вы думаете, ребята ,для чего Чехов в своём рассказе использует диалогическую форму общения персонажей?

Валерия: Я думаю, чтобы показать уровень культуры человека ,его мышления, интеллекта. Ведь все знают, что важнейший показатель культуры человека-это речь. Чтобы овладеть богатствами языка, человек должен всю свою жизнь совершенствовать речь. У героев Чехова этого стремления не видно. Мне кажется, что Чехов в своём рассказе  высмеивает не только угодничество и чинопочитание героев, но и их полное невежество.

Илья :Хочу напомнить, что такое диалог. Это разговор двух или нескольких человек. Чехов любил писать короткие рассказы. Он выбрал форму диалога, потому что эта форма не нуждается в развёрнутых высказываниях. Диалог-это ёмкая форма, с помощью которой можно дать яркую характеристику каждому персонажу. И ещё: диалог можно дополнить мимикой, жестами, интонацией...

Учитель: Молодцы ,ребята! Верно подметили стилистические особенности рассказа. Я очень довольна вами сегодня. А сейчас
послушаем миниатюру одного из представителей второй группы.

Яна: Короткие реплики А. П. Чехова помогают читателю понять и оценить поведение героев. Полицейский надзиратель Очумелов меняет своё мнение по поводу собаки, укусившей золотых дел мастера Хрюкина ,несколько раз.  Автор показывает колебания Очумелова, изменение тона его речи с помощью вопросительных и восклицательных предложений. Сомнение звучит в предложениях: И этакую собаку держать? Где же у вас ум? Так это ихняя собачка? Восклицательные предложения также усиливают эмоционально-экспрессивный тон речи героя. Внимательный читатель видит в рассказе Чехова обличение подобострастия, угодничества, пошлости-черт, которые так ненавидел в человеке сатирик и против которых боролся всю свою сознательную жизнь. Комический эффект речевых характеристик персонажей дополняют их фамилии: Хрюкин, Очумелов. Последний «очумел» от неразрешимой задачи.

Учитель: Спасибо, ребята, за урок. Вы правильно поставили перед собой задачу и справились с её решением. Слово на уроке было предоставлено каждому из вас. Приятно отметить, что ваш коммуникативный уровень значительно вырос по сравнению с прошлым  годом. Я попрошу вас сегодня оценить свою работу на сегодняшнем уроке самостоятельно и объективно. Числитель дроби-ваша оценка, знаменатель-моя оценка. Я думаю, что вы легко справитесь  с этой задачей: в роли учителя на моих уроках вы бывали не раз.

Домашнее задание:1 гр.-режиссёры( продумывают постановку рассказа).

2 гр.-актёры( пробуют себя на  роль Очумелова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе "Работа над выразительными средствами языка при подготовке к ГИА"

Данный урок был подготовлен и проведен для учителей Тайшетского района. Актуальность темы очевидна: ограниченное количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка и литературы. Задание п...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка" (материалы для подготовки к ЕГЭ)

Конспект урока по русскому языку в 11 классе, цель - повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте....

конспект урока русского языка в 9 классе по теме "«Союзы и союзные слова, как средства связи придаточного предложения с главным»

Урок изучения новых знаний.В ходе урока использована презентация,которая позволила привлечь внимание учащихся к изучению нового материала,способствовала решению задач урока....

Разработка урока русского языка на тему "Язык художественной литературы"

Разработка урока  предназначена для учащихся 8 класса,по  УМК С.И. Львовой.  Задания и материал урока нацелен на формирование умения доказывать принадлежность текста к художественному с...

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Язык как развивающееся явление"

Данный урок нацелен показать учащимся развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа, расширить и углубить знания учащихся по русскому ...

Урок по русскому языку по теме "Язык и его основные функции. Языки естественные и искусственные."

Цель урока:закрепление ранее изученного материалазнакомство с функциями языкавыработка умения находить отражение той или иной функции языка в тексте...