Конспект урока русского языка в 9 классе "Работа над выразительными средствами языка при подготовке к ГИА"
материал по русскому языку (9 класс) по теме

Данный урок был подготовлен и проведен для учителей Тайшетского района. Актуальность темы очевидна: ограниченное количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка и литературы. Задание по данной теме имеются в ГИА  и ЕГЭ по русскому языку и литературе, во всех мониторинговых обследованиях, начиная  с начальной школы. Количество баллов на ЕГЭ (задание В8 с 2011 года 4 балла.). К уроку имеется презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над изобразительными средствами языка при подготовке к ГИА.

(урок русского языка в 9-м классе)

Цели урока:

Образовательные:

  1. повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
  2. совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;
  3. подготовка к сдаче ГИА.

Развивающие:

  1. продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
  2. развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Воспитательные:

  1. формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.

Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

Оборудование

Оргмомент. Цели и задачи урока.

Добрый день. Тема нашего урока “Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ГИА”. Слайд 1.

Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы подготовиться к выполнению особого задания, связанного с анализом выразительности русской речи. Это задание направлено на проверку лингвистической компетенции. Для того чтобы выполнить такой анализ, нужно овладеть целым комплексом знаний и умений. слайд 2.

Тип урока (обобщение и систематизация знаний и способов деятельности) предполагает оценивание знаний всех обучающихся класса. У вас на столе лежит лист оценивания знаний и умений. По ходу урока вы будете ставить оценки или баллы. После выполнения всех заданий вы получите итоговую оценку.

Запись темы урока

Заполнить лист оценивания.

Слайд №1.тема урока

Слайд 2 цели урока

Слайд 2.

Знать: художественные средства языка, их виды.

Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка ,решать тестовые задания по теме с наименьшей затратой времени.

Уметь свободно употреблять выразительные средства языка в речи.

2. Повторение и углубление ранее изученного материала

Главное в понятии “выразительность” для художественной речи – это способность художественного произведения оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы, поэтические пейзажи

Проверка домашнего задания: найти и выписать слова великих людей об образности, красочности, яркости русского языка слайд 3.

Выразительность речи достигается разными способами и средствами: Слайд 4

- Какие средства художественной выразительности вам известны?

Тропы (лексические средства)

Фигуры речи (синтаксические средства)

Троп (от греч. слова, обозначающего поворот оборот, образ) – это употребление слов, фраз в переносном смысле.

Фигура (от лат. слова оборот речи, внешний вид, очертание). Такие синтаксические построения используются для выразительности текста.

Эпитет.

Антитеза.

Сравнение.

Инверсия.

Метафора.

Градация.

Олицетворение.

Анафора.

Гипербола.

Эпифора.

Литота.

Оксюморон.

Перифраза.

Синтаксический параллелизм.

Метонимия.

Парцелляция.

Синекдоха.

Лексический повтор.

Ирония.

Эллипсис.

 

Бессоюзие. Многосоюзие.

 

Риторические фигуры:

 

Обращение.

 

Восклицание.

 

Вопрос.

 

Умолчание.

- Как называются лексические средства выразительности? Какие тропы вы знаете?

- А синтаксические? Назовите известные вам фигуры. слайд 5.

Проанализировав задания ГИА последних трех лет, просмотрев ДЕМО версию 2012 г., я составила список изобразительных средств языка, которые встречаются наиболее часто: метафора, фразеологизм, эпитет, сравнительный оборот, олицетворение, метонимия. Следует обратить на них особое внимание.

Ответы на вопросы:

Читают высказывания.

Эпиграф к уроку.С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

К. Паустовский

Язык неистощим в соединении слов. (К. Пушкин).

2. Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский).

3. Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поет…  
(Н. Браун).

4. Язык всем знаниям и всей природе ключ.  (Г. Р. Державин).

Фонетические
Морфологические
Словообразовательные
Лексические
Синтаксические

Тропы, перечислить.

Фигуры.

Слайд 3. Выразит. Средства языка. Выделить те, которые встречаются наиболее часто.

Приложение 1. Памятки на каждом столе.

Повторение теоретических знаний:

– Вы правильно перечислили средства художественной выразительности. Сможете ли вы определить их функции. Проверим ваши знания, выполним тест. слайд 6, 7

Задание на соответствие. Самооценка.

Заполнить лист оценивания. Графа «Теория»

Приложение 2. Карточки с заданиями

Слайд: проверка.Оценка

Углубление знаний

Успешная сдача экзамена зависит от того, как вы овладеете важнейшим умением : находить и определять средства выразительности впредложениях. Я хочу обратить ваше внимание на типичные трудности работы с выразительными средствами текста: слайд 8

1. Когда не узнают сравнение. Слайд 9

Слайд 10. Анализ примеров: 1. Там, где, словно ожерелья,//  Многоцветные каменья //  Поднялись над пеной волн...   (сравнит. Союз)

2. И с каждой буквой из моей строки // Крапивой лезет жгучая досада...   (К. Спицина) (сущ. В ТВ. Пад.)

3. Руки голы выше локтя,
    А глаза
синей, чем лёд.
    Едкий, душный запах дегтя,
     
Как загар, тебе идет. (А.Ахматова)(сравнит. степень прилаг., оборот с союзом как.)

2. Эпитет или метафора? Слайд 11

Слайд 12. Анализ примеров.1. Простые краски северных широт: //Румяный клевер, лен голубоватый, //И солнца блеск, немного виноватый,//И облака, плывущие вразброд.                         О. Фокина

(эпитет,образное определение, выраж. Им. Прилаг.)

2. ...Только в спальне горели свечи

     Равнодушно-желтым огнем.

                                 А. Ахматова

(эпитет,образное определение, выраж. Им. Прилаг)

3. Горит восток зарёю новой (словно пожар)-скрытое сравнение-метафора зарею-имя существит.

3. Эпитет или олицетворение? Слайд 13

Слайд 14. Анализ примеров:

1. .  Побледневшие звезды дрожали, // Трепетала листва тополей...

Побледневшие- эпитет

Звезды дрожали, трепетала листва-олицетворение.(неодуш. Предмет и глагол)

                                             В. Брюсов

4. Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос? Слайд 15

Слайд 16. Анализ примеров:

1. Что ищет он в стране далёкой?// Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)-риторич. Вопрос(не требует ответа)

2. Нужно ли милосердие в нашей жизни? Конечно.(есть вопрос и есть ответ)

Отвечает Суренкова Н.

Записывают в тетрадь типичные трудности, анализируют примеры.

Федотова А.

Туманов Д.

Крупская Е.

Прослушивание лекции Нарушевича о выполнении заданий В8

Подготовке учащихся к выполнению заданий на ГИА и ЕГЭ уделяется много внимания. Это и рекомендации ФИПИ, сайты интернета, учебные пособия, диски. Я хочу познакомить вас с одним из экспертов по проверке сочинений на ЕГЭ, кандидатом филологических наук, учителем русского языка и литературы Нарушевичем Андреем Георгиевичем. Он расскажет вам, как нужно работать над заданиями, касающимися выразительных средств языка. Диск-лекция.

Прослушивают диск. Записывают примеры и средства выразительности.

Диск «1 сентября» Лекция 7. Анализ выразительных средств.

Работа в группах по 4 чел.

Проверим, как вы усвоили лекцию Нарушевича. Каждой группе дано 4 задания. В каждом задании 5 предложений и 1 средство выразительности. Нужно определить это средство.

Приложение 7.

Записывают ответы. Проверка в классе. В лист оценивания ставим количество правильных ответов.

Практические задания.

Закрепление изученного.

Работа в парах:

. слайд 17. Задания ГИА звучат примерно так: А6. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении (указано предложение или  номера предложений)

 А6. Укажите предложение, в котором содержится метафора (эпитет, сравнение и т.д.) Указано 4 предложения.

2011г., Демо 2012 г. А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет (метафора, фразеологизм и т.д.)

Слайд 18.Предлагаю выполнить практическое задание: Какие средства худож.  выразительности используются в предложениях?

Выполнение практических заданий:

1. Какие средства худож.  выразительности используются в предложениях?

Проверка

В лист оценивания ставим количество правильных ответов.

Приложение 3. Карточки с заданиями.

Слайды с проверкой.

слайд 19-26

Итог урока. Решение проблемного вопроса.

Слайд 27.По образному определению В.Хлебникова, поэта серебряного века, “…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…” (Слайд.)

Другое мнение приводит К.И.Чуковский в своей книге “Живой, как жизнь”, он пишет, что многие считают использование образных средств “вопиющей безграмотностью”, приводя в пример, мнение одного из читателей, который с негодованием восстает против двустишья в книге поэта В.Сергеева:

Он мог бы сеять, плотничать, ковать,
Но вот не вышло – жизнь дала осечку…
(Слайд.)

Молодой человек утверждает, что эта образность ему не понятна и потому не допустима в стихах, так как, по его мнению, “давать осечку может только ружье”.

Проблемный вопрос:

Придают ли изобразительно-выразительные средства особое звучание художественной речи?

Ответы обучающихся.

Обратить внимание на то, что художественные средства языка присущи художественному стилю речи. Употребление их в научном или официально-деловом стиле не допускается.

Слайд со словами В.Хлебникова.

Самостоятельная работа. Проверка, если останется время.

Слайд 28.Предлагаю вам проверить степень усвоения данной темы. Вам нужно будет выполнить тестовые задания из ваших книг: 10 вариантов задания А3.  Обращаю ваше внимание на правильное написание средств выразительности с точки зрения орфографии.  

Решение тестовых заданий по книжкам.

В лист оценивания оценка учителя.

Книжки с вариантами тестовых заданий 2012 г.

Оценочный лист.

Домашнее задание. Закончить решение тестовых заданий или карточки с заданиями.

Закончить решение тестовых заданий или карточки с заданиями.

(как позволит время)

Приложение 5. Карточки с заданиями.

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

Шелеховская  средняя общеобразовательная школа

Районное методическое совещание.

Урок русского языка в 9 классе по теме:

«Работа над изобразительными

средствами языка

при подготовке к ГИА»

Учитель русского языка и литературы

Высшей квалификационной категории

Крупская Светлана Анатольевна.

С. Шелехово

28 ноября 2011 года.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа над изобразительными средствами языка при подготовке к ГИА по русскому языку.

Слайд 2

Знать: изобразительные средства языка, их виды. Уметь: находить изобразительные средства языка в предложениях и тексте; решать тестовые задания по теме с наименьшей затратой времени; свободно употреблять выразительные средства языка в речи.

Слайд 3

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. К. Паустовский.

Слайд 4

Средства художественной выразительности: фонетические; морфологические; словообразовательные; лексические (тропы); синтаксические (фигуры).

Слайд 5

Тропы (лексические средства) Фигуры речи (синтаксические средства) Троп (от греч. слова, обозначающего поворот оборот, образ) – это употребление слов, фраз в переносном смысле. Фигура (от лат. слова оборот речи, внешний вид, очертание). Такие синтаксические построения используются для выразительности текста. Эпитет. Антитеза. Сравнение. Инверсия. Метафора. Градация. Олицетворение. Анафора. Гипербола. Эпифора. Литота. Оксюморон. Перифраза. Синтаксический параллелизм. Метонимия. Парцелляция. Синекдоха. Лексический повтор. Ирония. Эллипсис. Бессоюзие. Многосоюзие. Риторические фигуры: обращение. Восклицание. Вопрос. Умолчание.

Слайд 6

Задание: Укажите соответствие между теоретическими понятиями и их определениями. 1.МетАфора 1. Повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемых обычно для звуковой выразительности. 2.ФразеологИзм 2. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет. 3.ЭпИтет 3. Резкое противопоставление образов и понятий, контраст. 4.СравнЕние 4. Усиливает внимание читателя, не требуя от него ответа. 5.ОлицетворЕние 5. Перенесение значения по сходству. 6.МетонИмия 6. Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. 7.АллитерАция 7. Перестановка. Нарушение порядка слов (обратный порядок) 8.ИнвЕрсия 8. Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении. 9.АнтитЕза 9. Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. 10.Риторический вопрос 10. Сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.

Слайд 7

Ключ к тесту: 1 5 2 8 3 2 4 6 5 9 6 10 7 1 8 7 9 3 10 4 Оцени свои знания: Количество правильных ответов Оценка 10 «5» 9 «4» 6-8 «3» 0-5 «2»

Слайд 8

Типичные трудности на ИГА и ЕГЭ: когда не узнают сравнение; эпитет или метафора? эпитет или олицетворение? вопросно-ответная форма или риторический вопрос?

Слайд 9

Когда не узнают сравнение. Сравнение- 1. Существительное в творительном падеже. С нежная пыль столбом стоит в воздухе- стоит как столб 2 . Оборот со сравнительными союзами как, точно, словно Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола . (К.Паустовский) Кусты шевелятся и шелестят, точно тихо разговаривают . (Н.Гаршин); 3. Форма сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия Ты всех милее , всех дороже , русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков) 4. С помощью слов похож, подобен, напоминает: Кленовый лист напоминает нам якорь . (Н.Заболоцкий).

Слайд 10

1. Там, где, словно ожерелья, // многоцветные каменья // Поднялись над пеной волн... (В.Брюсов) 2. И с каждой буквой из моей строки Крапивой л езет жгучая досада ... ( К. Спицина ) 3 . Руки голы выше локтя, А глаза синей, чем лёд . Едкий, душный запах дегтя, Как загар , тебе идет. ( А.Ахматова)

Слайд 11

Эпитет или метафора ? Эпитет - образное определение, выраженное именем прилагательным : седой туман, бездонное небо, ядовитое воспоминание . Метафора - образное переосмысление значения имени существительного или глагола: дом человеческой веры, росток сомнения, люди переступают через совесть . Не являются эпитетами прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики : каменный дом, стеклянная посуда.

Слайд 12

Простые краски северных широт: // Румяный клевер, лен голубоватый , //И солнца блеск, немного виноватый ,//И облака, плывущие вразброд . О. Фокина 2. ...Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем. А. Ахматова 3. Горит восток зарёю новой…

Слайд 13

Эпитет или олицетворение ? Олицетворение - сочетание неодушевленных предметов и глаголов , обозначающих действия (состояния) человека или живого существа (дышать, грустить, плакать, просить и т.п.). Эпитеты – это образные определения, построенные по типу сущ.+ прил . Грустная береза – эпитет Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием. ( К.Паустовский )- олицетворение

Слайд 14

1. Побледневшие звезды дрожали , Трепетала листва тополей...

Слайд 15

Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос ? Риторический вопрос – это вопросительное только по форме, но повествовательное по смыслу предложение. Кто же не знает Ивана? – Все знают Ивана . Вопросно-ответная форма изложения: автор ставит перед читателем вопрос, на который тут же отвечает. Что плохого в пронзительном взгляде? А все плохо! Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз. (В.Харченко )

Слайд 16

Что ищет он в стране далёкой?// Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) 2. Нужно ли милосердие в нашей жизни? Конечно.

Слайд 17

Типы заданий ГИА по русскому языку. А6. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении (указано предложение или номера предложений); А6. Укажите предложение, в котором содержится метафора (эпитет, сравнение и т.д.) Указано 4 предложения. 2011г., Демо 2012 г. А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет (метафора, фразеологизм и т.д.)

Слайд 18

Укажите, какое средство художественной выразительности используется в предложениях? 1 . Люблю я пышное природы увяданье … ( А. Пушкин) 2. Анчар, как грозный часовой ,//Стоит – один во всей вселенной.( А. Пушкин) 3. И шествуя важно, в спокойствии чинном //Лошадку ведет под уздцы мужичок//В больших сапогах, в полушубке овчинном,//В больших рукавицах… а сам с ноготок ! ( Н. Некрасов ) 4. Я видывал, как она косит:// Что взмах – то готова копна . ( Н. Некрасов) 5. Отговорила роща золотая // Березовым веселым языком . (С.Есенин) 6. . “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла .” (С.Есенин) 7. “В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн , твои скалы, твои заливы , и блеск, и тень, и говор волн.” (А. Пушкин) 8. “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)

Слайд 19

ОКС Ю МОРОН

Слайд 20

ЛИТ О ТА

Слайд 21

СРАВН Е НИЕ

Слайд 22

ГИП Е РБОЛА

Слайд 23

МЕТ А ФОРА

Слайд 24

ГРАД А ЦИЯ

Слайд 25

МНОГОСОЮЗИЕ

Слайд 26

ОЛИЦЕТВОР Е НИЕ

Слайд 27

… слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл. В.Хлебников. Использование образных средств языка есть не что иное как «вопиющая безграмотность» Мнение одного из читателей Проблемный вопрос: Нужны ли изобразительно-выразительные средства языка? Придают ли художественные средства особое звучание художественной речи?

Слайд 28

Самостоятельная работа: выполнить тестовые задания А3 в вариантах 1-10

Слайд 29

Спасибо за урок! Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе "Художественно-выразительные средства языка. Эпитет" с мультимедийной презентацией

Личностно-ориентированный  урок по теме «Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет». Тип урока – комбинированный, форма урока – творческая мастерская. Включает изучение нового, закреп...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»;  учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...

Конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка Дедовой Людмилы Алексеевны МБОУ «СОШ №14» г. Новомосковска Тульской области

Конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка Дедовой Людмилы Алексеевны МБОУ «СОШ №14» г. Новомосковска Тульской области...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка" (материалы для подготовки к ЕГЭ)

Конспект урока по русскому языку в 11 классе, цель - повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте....

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Язык как развивающееся явление"

Данный урок нацелен показать учащимся развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа, расширить и углубить знания учащихся по русскому ...