Урок по русскому языку по теме "Язык и его основные функции. Языки естественные и искусственные."
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Головач Ирина Григорьевна

Цель урока:

  • закрепление ранее изученного материала
  • знакомство с функциями языка
  • выработка умения находить отражение той или иной функции языка в тексте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 2. Язык и его основные функции. Языки естественные и искусственные.

Цель урока:

  • закрепление ранее изученного материала
  • знакомство с функциями языка
  • выработка умения находить отражение той или иной функции языка в тексте

Оборудование: доска, учебное пособие для 11-ых классов по русскому языку, план-конспект учителя

Ход урока

I.            Оргмомент

II.           Объяснение нового материала

Упр 1. Прочитайте текст, подготовьтесь к участию в дискуссии по одной из тем: «Язык создаёт человека» ( М. Хайдеггер) или «Язык, слово – это почти всё в человеческой жизни» (М. Бахтин).

 Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, которая служит для целей коммуникации и способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире.

 Будучи средством выражения и сообщения мыслей, язык связан с мышлением и служит орудием формирования мысли и, шире, сознания.

 Различают две формы существования языка, соответствующие противопоставлению понятий «язык» и «речь»: язык как система и речь как реализация этой системы. Речь может рассматриваться как текст и как речевая деятельность, представляющая собой форму  социальной активности человека. Как одна из форм социальной активности человека, речь обладает признаками сознательности и целенаправленности. Коммуникативные цели, имеющие универсальный характер, разнородны ( сообщение некоторого суждения, запрос о получении информации, побуждение адресата к действию, принятие на себя обязательства и пр.) Некоторые действия, поступки немыслимы без речевых актов ( обещание, извинение, поздравление и т.п.) При участии речи происходит организация труда, а также многих других видов общественной жизни людей.

Упр. 2. Прочитайте текст, определите стиль речи. Выпишите опорные слова.

 Язык предназначен для того, чтобы служить орудием общения людей, быть эффективным и адекватным средством обмена информацией и ее накопления. Его структура подчинена задачам коммуникации, которая состоит в передаче и приеме мыслей об объектах действительности.

 Для того чтобы осуществить свое назначение, язык должен соответствовать строю мышления. Поэтому не случайно, что основные единицы языка представляют собой аналоги категорий мысли: слово соответствует понятию, предложение – суждению. Благодаря наличию такого рода единиц язык  формирует и организует знания человека об объективном мире, расчленяет их и закрепляет в человеческом сознании и памяти. В этом состоит второе, основное, неразрывно связанное с коммуникативным, назначение языка: он является орудием познания и отражения действительности, важнейшей формой абстрактного мышления.

Основные функции языка

  • Общения, так как автор беседует с читателем, делится своими мыслями, впечатлениями от увиденного;
  • поэтическая , так как поэт облекает свои мысли в художественные образы с помощью эпитетов, метафор, речевого повтора, художественного обращения, инверсии;
  • экспрессивная, которая даёт возможность автору не просто сообщить об увиденном, а с помощью интонации выразить своё отношение;
  • коммуникативная: язык является средством общения людей, эффективным и адекватным средством обмена информацией и ее накопления;
  • мыслительная: язык является средством познания и отражения действительности, важнейшей формой осуществления абстрактного мышления;
  • познавательная: язык является средством образования понятий об элементах окружающей действительности и отношениях между ними.

   Упр.3. 1. Прочитайте текст. Какие функции языка реализуются в данном тексте? 2. Спишите, решая орфографические и пунктуационные задачи.

                      

Солнечная энергия

 

 Как Солнце отдает свою энергию? Энергия излучается  Солнцем во всех направлениях. Преодолев 150 миллионов километров, отделяющих нас от Солнца, лишь небольшая доля ее достигает Земли. Однако даже этого количества достаточночтобы согреть нашу планету и дать необходимую для поддержания жизни энергию.

 В конечном счете источник этой гигантской силы – атомная, а, вернее, ядерная энергия. Высвобождение атомной энергии в процессе расщепления ядра обычно представляется нам каким-то новым явлением, поскольку человек совсем недавно научился управлять этим процессом. В действительности же атомная энергия существует столько жесколько существует Вселенная. Ослепительная вспышка, испепеляющий жар, взрывная воздушная волна и опаснейшее излучение высокой  мощности  так происходит освобождение энергии из атома. Масса при этом превращается в энергию.

 Закономерность перехода массы в энергию выражается знаменитым уравнением Альберта Эйнштейна е=мс2, т.е. энергия (в эргах) равна массе (в граммах), умноженной на квадрат скорости (в сантиметрах в секунду). Уравнение обратимо. В уравнении впервые сформулирована идея о томчто энергия и масса – эквивалентные величины и могут переходить одна в другую.

Упр.4. Рассмотрите таблицу. Ответьте на вопросы: Какова структура речевого акта? Какие частные  функции языка выявляются с учетом структуры речевого акта?

Частные функции языка

Структура речевого

 акта

 Функции языка

C:\WINDOWS\Temp\msohtml1\01\clip_image001.gif

Автор

(говорящий,

пишущий)

C:\WINDOWS\Temp\msohtml1\01\clip_image002.gifАдресат

Контакт

между

C:\WINDOWS\Temp\msohtml1\01\clip_image001.gifсобеседниками

Само сообщение

Номинативная: называние понятий, сформированных в результате позна-

вательной деятельности человека;

регулятивная: воздействие на адресата: побуждение к действию, запрет делать что-либо;

фатическая: (контактоустонавливающая): начало разговора, привлечение внимания собеседника в процессе общения, выход из разговора;

этническая: реализация элементовнационального самосознания;

эстетическая: превращение текста в произведение искусства

магическая: (придание языку «потусторонней» силы): заговоры, клятвы,

проклятия и пр.

Домашнее задание. Прочитайте текст. Какая частная функция языка реализована в тексте? Спишите, решая орфографические и пунктуационные задачи.

И на прекрасном фоне золотого солнца, голубых небес, зелёных рощ и садов всегда на первом плане, всегда на главном месте – она, непостижимая, недосягаемая, несравненная единственная, восхитительная, головокружительная Юлия.

 Но Юлия – это только человеческое имя. Мало ли Юлий на свете! Вот даже есть в обиходе такой легонький стишок:

                       Хожу ли я, брожу ли я,

                       Все Юлия, да Юлия. ( По А. Куприну)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Естественные и искусственные сообщества – биоценозы. Цепи питания." Урок биологии 11 класс

Обобщить и систематизировать знания по теме "Биоценозы. Цепи питания"...

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Творческая мастерская (построение текста) Основные функции современного русского языка

В начале учебного года каждый учитель-словесник продумывает первый урок: от интересного начала зависит многое. И как часто это бывает, первые уроки превращаются в сообщения учителя, выполнение предлож...

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

"Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".

Современный учебник призван системно, доступно излагать основы научных знаний, помогать ученику в усвоении учебного материала, воспитывать у школьника желание учиться и заниматься самообразованием. По...