Методическая разработка урока "Естественные и искусственные сообщества"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Капишина Елена Николаевна

Урок предназначен дляобучающихся 1 курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estestvennye_i_iskusstvennye_soobshchestva.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Естественные и искусственные сообщества

Цели:

Способствовать формированию представлений о природных и искусственных сообществах, их разнообразии и отличия; раскрыть понятия “биоценоз”, “естественные и искусственные биоценозы”;

Способствовать развитию внимания, памяти, воображения; продолжить экологическое воспитание учеников: убедить в необходимости бережного отношения к природным ресурсам и охраны их от загрязнения.

Оборудование: презентация.

Ход урока

I. Проверка ранее усвоенных знаний

1. Составить у доски цепи питания:

аа. пастбищные цепи (цепи выедания) состоят из 3—5 звеньев, например: растения — кузнечики — ящерицы — ястреб; или в морских сообществах: фитопланктон — мелкие ракообразные — рыбы — хищные рыбы — хищные птицы.

б.  цепи разложения (детритные цепи): остатки животных и растений — жуки- навозники — грибы и бактерии.

2.Выбрать правильный ответ:

а) биоценоз – сообщество растений и животных, населяющих одну территорию, взаимно связанных в цепи питания, влияющих друг на друга и на среду обитания;

б) биоценоз – это форма взаимосвязей между организмами, при которой один из организмов существует за счет другого, принося ему только вред.

3. Исключить лишнее слово: дуб, ежевика, орешник, ромашка, мышь, рожь.

4. Каковы причины миграции животных?

5. Составить слова из предложенных букв:

а) р, е, л, о 

б) м, е, я, з 

в) р, а, в, а, т

II. Изучение нового материала

Сообщение темы и задач урока. Актуализация знаний в ходе рассказа учителя и фронтальной беседы.

Вначале урока мы выяснили, что такое биоценоз (Совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга).

Различают 2 вида (типа) биоценоза: естественный и искусственный. Попробуйте определить, в чем разница этих биоценозов. Приведите примеры.

Предполагаемые ответы учащихся: Естественный биоценоз – это тот, который создала природа. Например, озеро, лес.

Искусственный биоценоз – это тот, который создал человек. Например, сад, огород.

А сейчас рассмотрим какие отличия существуют между естественными и искусственными сообществами? Заполним таблицу.

Таблица 1Естественные природные сообщества

Искусственные сообщества

Саморегулирующиеся системы

Регулируется человеком

Источник энергии только солнце

Организмы получают дополнительную энергию (полив, удобрения)

Все элементы минерального питания, изъятые растениями, со временем возвращаются в почву.

Большая часть питательных веществ изымается человеком (выносится с урожаем)

Существуют на основе сложных взаимоотношений, которые поддерживаются благодаря разносторонней приспособленности организмов разных видов друг к другу и к окружающим условиям неживой среды, сложившимся в процессе эволюции.

Поддерживается человеком посредством больших затрат энергии.

Естественные биоценозы.

Состав обитателей в каждом из них не случаен, он зависит от условий данной территории и приспособлен к ним. Биоценозы могут быть богатые видами и бедные, например: в тундре бедный видовой состав, а в тропических лесах – богатый.

Чем выше численность видов, тем устойчивее биоценоз к различным вмешательствам.

Устойчивость биоценозов определяется также их ярусностью:

А) Пространственная ярусность характерна и для животных, и для растений. Каждый ярус освоен особями своего вида, но это не мешает различным животным находиться и в других ярусах. Однако, основные этапы жизни животных проходят в определенных ярусах. Например, гнезда птиц расположены в одних ярусах, а поиск корма может происходить в других.

Б) Временная ярусность происходит в связи с особенностями питания, строительством гнезд и домиков, размножением. Например, сроки прилета птиц зависят от наличия кормов. Кроме того, в случаях длительных холодов птицы долго не приступают к строительству гнезд и откладыванию яиц.

Ну а теперь более подробно рассмотрим различные сообщества.

  1. Поле  — безлесный, часто достаточно ровный обширный участок земли, территория которого используется для сельскохозяйственных целей.

2.Естественное природное сообщество пруда

Здесь  обитают растения, рыбы и другие животные.

Но для начала составьте самостоятельно правила поведения,  направленные на охрану обитателей водоема.

Приведите примеры растений и животных, обитающих в пруду.

Растения

Животные

 

 

 Деревья укрепляют своими корнями берега водоема. А крупные травянистые растения прибрежные- рогоз, камыш, тростник.

Рвать цветки кувшинки нельзя. Размножаются эти растения семенами, а сорвав цветок, вы ломаете толстый мясистый стебель, из – за чего растение часто загнивает и погибает.

Часто на  пруд покрывается мелкими листочками. Это ряска. Если внимательно рассмотреть то, что кажется зеленым листочком, на самом деле уплощенный, как лепешечка, стебель ряски, от которого свешиваются в воду маленькие корни этого удивительного растения. Листьев у него нет.

В глубине пруда обитают прикрепленные к почве и не выходящие на поверхность воды  – водоросли. Но на большой глубине, куда не проникает солнечный свет, водоросли исчезают, дно остается не заросшим.

Различен и образ жизни водных животных. Одни прикреплены к растениям или дну, другие свободно плавают, третьи перемещаются с током воды, среди водных цветковых растений и водорослей. В пруду находят себе убежище и пищу рыбы, головастики, жуки – плавунцы, водяные клопы, личинки некоторых насекомых (стрекоз и поденок).

У воды стрекозы бывают редко. Но всем стрекозам, где бы они ни находились, нужна вода, потому что в воду или в водные растения они откладывают яйца, из которых развиваются личинки, способные жить только в воде.

В толще воды, т.е. в слоях водоема с достаточной освещенностью, развивается планктон – совокупность микроскопических растений и животных, которые неспособны противостоять течениям. К планктону относятся микроскопические водоросли (хлорелла, хламидомонада), простейшие (инфузория – туфелька), многочисленные ракообразные.

В природном слое водоема условия жизни совсем другие: сюда почти не проникают солнечные лучи, температура воды ниже, чем в приповерхностном слое, доступ кислорода ограничен. Поэтому в придонном слое зеленые растения существовать не могут. К таким условиям приспособлены лишь немногие животные: некоторые виды http://festival.1september.ru/articles/531106/img1.gif для них служат мертвые растения и животные, опускающиеся сверху.

 Как же связаны между собой организмы в сообществе?

Все обитатели водоема связаны между собой пищевыми взаимоотношениями. Они образуют разнообразные цепи питания.

Схема пищевых связей обитателей водоема

Одноклеточные водоросли http://festival.1september.ru/articles/531106/img1.gif мелкие ракообразные http://festival.1september.ru/articles/531106/img1.gif рыбы.

Растительный опад http://festival.1september.ru/articles/531106/img1.gif бактерии http://festival.1september.ru/articles/531106/img1.gif простейшие http://festival.1september.ru/articles/531106/img1.gif рачки http://festival.1september.ru/articles/531106/img1.gif рыбы http://festival.1september.ru/articles/531106/img1.gif

Одно из обязательных условий существования природного водоема – естественное очищение воды. Важная роль в очистке воды принадлежит растениям -  рогоз, осока, хвощ болотный. Таким образом, все обитатели пруда помогают жить друг другу и самому пруду.

3. Искусственное сообщество – аквариум.

 Аквариум – это действующая модель водоема, управляемая человеком.

В аквариуме сосредоточены четыре характерных для водной экосистемы компонента: неживые, так называемые абиотические вещества (грунт, вода, температура) и три группы живых существ: производители (водоросли и высшие водные растения), потребители (животные всех видов, от инфузорий до рыб, растительноядные и хищные), разрушители (бактерии и грибы, существующие за счет мертвых тканей растений и животных).

 Кроме того, в аквариуме происходит круговорот веществ, подобный круговороту веществ в природе. Система аквариума, до известных пределов, обладает определенной устойчивостью, способностью восстанавливать нарушенное равновесие.

Аквариум становится подлинным украшением любого помещения. Разведение растений, рыб и других обитателей аквариума обогащает нас знаниями законов природы, дает возможность быть самому творцом природы – живого и прекрасного.

III. Закрепление изученного материала

  1. Какие естественные и искусственные сообщества вы знаете?
  2. Чем искусственная экосистема отличается от естественной?
  3. Что служит источником энергии для обитателей природного водоем?
  4. Как располагаются растения и животные в водоеме?
  5. Что представляет собой аквариум?
  6. Чем аквариум отличается от пруда и что у них общего?

IV. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Естественные и искусственные сообщества – биоценозы. Цепи питания." Урок биологии 11 класс

Обобщить и систематизировать знания по теме "Биоценозы. Цепи питания"...

Методическая разработка по изготовлению игрушки из искусственного меха с верёвочным шарнированием верхних и нижних лап «Медвежонок Монти».

1. Данная методическая разработка предназначена для детей 10 - 11 лет, занимающихся в детском объединении «Мягкая игрушка».2. Методическая разработка по изготовлению игрушки из искусственного меха...

Природные и искусственные сообщества

представление о природных и искусственных сообществах, их разнообразии и отличиях, продолжить экологическое воспитание школьников: убедить в необходимости бережного от­ношения к водным запасам, их охр...

Контрольная работа по теме: «Естественные и искусственные сообщества живых организмов»

Контрольная работа по теме: «Естественные и искусственные сообщества живых организмов» представлена в виде разноуровневых заданий. Данная работа предназначена для учащихся 5 классов....

Проект « Учебно- опытный участок как искусственное сообщество»

Учебно- опытный участок необходим для закрепления знаний учащихся, полученных на уроках естественных наук. В ходе практических занятий с учащимися на школьном участке учитель может наглядно по...

Методическая разработка по теме: "Искусственные спутники Земли"

Данная презентация предназначена для изучения темы: "Искусственные спутники Земли" в курсе физики 9 класса....