Урок русского языка по теме "Лексические средства выразительности" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Абросимова Елена Сергеевна

Диагностическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности" (тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения), урок разработан к учебнику С.И.Львовой. К уроку прилагаются презентация, тест.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор: Абросимова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» г. Меленки
Предмет: русский язык
Класс: 7

УМК: УМК С.И.Львовой
Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбуки, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в трех частях «Русский язык» С.И.Львова, В.В.Львов, М.: «Мнемозина», 2010, цветные карточки для рефлексии.

Тема

 ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Цель

1) Обеспечить в ходе урока повышение уровня осмысления понимания тропов как средства языковой выразительности и углубление понимания  стилистической роли тропов в художественных текстах;  

2) совершенствовать умение учащихся проводить текстоведческий анализ.

Задачи

Образовательная: повторить и углубить сведения учащихся о тропах как средствах языковой выразительности.
Развивающая: продолжить формирование умений в определении стилистической роли тропов в художественных текстах; развивать речевые навыки.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

УУД

  • ЛичностныеУУД:  
  •  Регулятивные УУД: 
  •  Коммуникативные УУД:
  • Познавательные УУД: 

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать лексические средства выразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)
  • Уметь определять лексические средства выразительности в предложении.
  • Уметь определять роль лексических средств выразительности в художественных текстах.

Личностные:

  • Освоение и принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной детельности и формирование личностного смысла учения.
  • Навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций.
  • Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные:

  • Делать выводы о совместной работе класса и учителя
  • Производить логические операции
  • Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь
  • Слушать и понимать речь других
  • Освоить умение находить средства выразительности в текстах
  • Уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу
  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя
  • Учиться работать по предложенному учителем плану
  • Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Основные понятия

 ТРОПЫ: ЭПИТЕТ, МЕТАФОРА, СРАВНЕНИЕ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Межпредметные связи

 Русский язык и литература.

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учителя 

Деятельность
учеников

Формирование УУД, за счет чего

Организационный момент
Время: 1 мин.
цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Мотивирующий прием: положительный настрой на урок

 Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу. Поприветствуем гостей, пожелаем всем хорошего настроения и начнем урок!

Запишем число, классная работа.

 Слушают, настраиваются на урок.

Записывают в тетрадь число, классная работа.

-личностные: формирование внутренней позиции обучающегося на уровень положительного отношения к обучению.

Актуализация знаний
Время: 2 мин

 Прочитайте тексты, сравните.

(Слайд 2)

В чем сходство данных текстов?

В чем отличие данных текстов?

Какой текст на ваш взгляд более эмоционален и выразителен?

 С помощью чего это достигается?

 Читают тексты на слайде

1) Одуванчик лекарственный - это многолетнее травянистое растение высотой до 30 см….Млечный сок растения содержит 2-3 % каучуковых веществ.

2) Одуванчик пр..дорожный

Был, как солнце, з..лотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым…

        

Ты неси на крыльях ветра

З…лотые семена,

Чтобы солнечным ра(с,сс)ветом

Возвратилась к нам весна.

               (В. Степанов)

Отвечают на вопросы.

 

-познавательные: понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать, анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать

-регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

-коммуникативные: формулировать собственное мнение.

Изучение нового материала
Время: 2 мин.
Этап 1.Формулирование темы урока, цели урока.

Время: 2 мин.

Этап 2. Работа с учебником.

Время: 8 мин

Этап 3. Индивидуальные сообщения учащихся о тропах.

 Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

Запись на доске «Лексические средства выразительности»(слайд 3)

Какую цель вы поставили бы к уроку?

Для чего мы используем в отдельных предложениях и целом тексте выразительные средства? (слайд 4)

В каких стилях речи важна эмоциональность, а в каких она неуместна?

Таким образом, сегодня на уроке мы обратимся к текстам художественной литературы и средствам выразительности используемых в них.

Откройте учебники на с.160

Прочтите текст о тропах, ответьте на первый вопрос после текста.

(слайд 5)

Давайте выслушаем ваших одноклассников, приготовивших сообщения о тропах. Слушайте внимательно, старайтесь запомнить определения каждого тропа, т.к. после вам предстоит выполнить мини-тест на их знание.

 - средства выразительности

Записывают тему урока.

Научиться видеть (находить) средства выразительности в тексте.

Определять, зачем они нужны.

Читают текст о тропах с.160 учебника.

Отвечают на первый вопрос после текста.

Делают сообщения о каждом из тропов (индивидуальное дом.задание)

-личностные: выдвижение гипотез, их доказательство

-познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

-регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; целеполагание; планирование; оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению)

-коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Закрепление  нового материала
 Время: 5 мин.
Этапы 1: работа с текстом

Время: 7 мин

Этап 2: Текстоведческий анализ

У вас на листочках записано стихотворение про одуванчик (Приложение 1), вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание. Какие правила вы применили? (слайд 6)

Давайте найдем в этом стихотворении тропы. Используя цветные карандаши, выделим сравнения – красным (слайд 7-8), эпитеты – желтым (слайд 9-10), метафоры – синим (слайд 11-12)

Прочитайте текст упр. 414

Проведем текстоведческий анализ данного текста.

Тема, идея, тип речи, тропы.   (слайд 13)

Работают с текстом №2 на листочках, объясняют орфограммы.

Выделяют тропы в стихотворении: Эпитеты- золотой одуванчик, золотые семена, пушистый дым. Сравнения- одуванчик, как солнце, стал похожим на дым. Метафоры- крылья ветра, весна возвратилась солнечным рассветом.

«Тема текста – «Вечер на Атлантическом океане», основная мысль – «Тропические вечера на Атлантическом океане прелестны -- в этих широтах не бывает бурь и ураганов, и океан восхищает своим торжественным безмолвием». Это художественное описание. Для создания художественного образа автор использует тропы: эпитеты – прелестного (вечера), бирюзовому, бесконечно высокому, прозрачно-нежному (небосклону), перистыми (облачками), жгучий и ослепительный (шар солнца), радостным (блеском), холмистую (поверхность океана), беспредельную (даль), могучие светло-синие (волны), серебристыми (верхушками), ласковым, почти нежным (ропотом), вековечный старик-океан; метафоры – золотистый шар солнца, заливая блеском, голубые рамки горизонта, на исполинской груди; олицетворения – нагоняя одна другую (о волнах), находится в добром расположении духа (океан), бережно несёт, не угрожая (об океане); сравнения – облачками, словно белоснежным кружевом, точно нашёптывает (о ропоте волн), словно заботливый, нежный пестун (об океане)».

-личностные: сохранять интерес к учебному материалу

- познавательные: умение находить средства выразительности в тексте, определять вид тропа

-регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

-коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить устные высказывания

Физминутка

Время: 3 мин.

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания

(Слайд 14)  (Из «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 189

Контроль
Время: 4 мин.
Этап 1: мини-тест (теория)

Время: 3 мин.

Этап 2: Подготовка к контролю практических умений.

Время: 5 мин.

Этап 3: мини-тест (практика) Самостоятельная работа

 Кто чувствует в себе силы выполнить тестовые задания самостоятельно  - пожалуйста, пройдите к ноутбукам, там выберите МуTest ТРОПЫ и выполните его. Остальные работаем в тетрадях по слайду.

Отметьте в тетради соответствия между термином и его определением. (слайд 15)

Проверьте ответы по ключу.

Поставьте рядом на полях себе отметку (по образцу) (слайд 16)

Молодцы. С теорией мы справились. Теперь попробуем выполнить задания на практические умения находить тропы в предложении. Фронтальная работа. (слайд 17-21)

Укажите средство художественной выразительности в предложениях. (слайд 22)

Проверьте ответы по ключу.

Поставьте рядом на полях себе отметку (по образцу) (слайд 23) 

 Трое обучающихся проходят к ноутбукам, выполняют задания МуTest ТРОПЫ (отметка ставится автоматически)

Записывают в тетради:

1-В 2-А 3-Г 4-Б

 Проверяют по ключу.

Выставляют себе отметку.

Обучающиеся совместно выполняют задания: СРАВНЕНИЯ- 1,6 ЭПИТЕТЫ-7  МЕТАФОРЫ- 4,5 ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ- 2,3

Обучающиеся записывают в тетради: 1-сравнение, 2-эпитет, 3-олицетворение, 4-метафора

Проверяют по ключу.

Выставляют себе отметку.

-личностные: нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища)

-познавательные: знать определения тропов, находить тропы в предложения, тексте; выделять ряд объектов по заданному признаку; проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом

-регулятивные: оценивать результаты деятельности

-коммуникативные: осуществлять действие взаимоконтроля

Итоги урока

Время: 1 мин.

Организуется фронтальная беседа: Чему был посвящен наш урок? Достигли ли мы поставленной цели на уроке?

Отвечают на предложенные учителем вопросы.

Высказывают свое мнение.

Обобщают информацию.

-личностные: представление о причинах успеха в учебе

-регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий

-коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить устные высказывания

Домашнее задание

Время: 1 мин.

Задает домашнее задание,(слайд 24) объясняет способ выполнения.

Упр. 412 (1) на выбор: упр. 158 или 206; для учеников, успевающих на «4» и «5» - (2)

Всё ли вам понятно?

Записывают домашнее задание в дневник.

-личностные: оценивание собственных сил и знаний

-познавательные: выбирать решение, обосновывать выбор

Рефлексия
Время: 1 мин.

Что интересного и полезного вы «унесете» с сегодняшнего урока? Какое настроение у вас осталось после урока?

Впечатлениями от урока вы можете поделиться, прикрепив сигнальные карточки на доску, выбрав свое отношение. (На доске три сектора: УЗНАЛ НОВОЕ. ПРИГОДИТСЯ В БУДУЩЕМ. ЧТО-ТО НЕ ПОНЯЛ. (слайд 25)

 

Прикрепляют сигнальные карточки на доску.

-личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

-коммуникативные: высказывать собственное мнение и позицию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

Паронимы и парономазия: нормы употребления в речи и средства художественной выразительности на уроках русского языка для учащихся 5 – 11 классов (Система подготовки к ЕГЭ частей А2 и В8

Презентация подготовки к ЕГЭ по выявлению средств художественной выразительности. Учащиеся различных возрастных категорий тренируются в выявлении паронимов и парономазии в художественных произведениях...

Урок русского языка на тему " Средства выразительности"

Интегрированный урок совместно с информатикой...

«Интеллектуально-речевое развитие обучающихся на уроках русского языка с использованием средств субъективизации и элементов информационных технологий».

Опыт работы над темой «Интеллектуально-речевое развитие обучающихся на уроках русского языка с использованием средств субъективизации и элементов информационных технологий»....

Статья "Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы - средство активизации познавательной деятельности учащихся".

     Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источни...

"Создание образовательной среды на уроках русского языка и литературы в старших классах как средство повышения качества образования"

Из опыта работы. Об уроках словесности и разнообразных формах организации учебной деятельности....