урок русского языка по теме "Повторение о разделах русского языка. Обобщение и систематизация знаний по теме "Лексика.Фразеология.Орфография"
презентация к уроку (русский язык, 9 класс) по теме

Шехмаметьева Румия Кямилевна

Урок готовит к итоговой аттестации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.rar972.17 КБ

Подписи к слайдам:

Тема урока: Повторение о разделах русского языка. Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика. Фразеология. Орфография.»
9 класс
Учитель – Шехмаметьева Р.К.
Цель урока:
- привести знания по указанной теме в систему;- совершенствовать правописные навыки и навыки разбора слов по составу;- обобщить и систематизировать теоретические знания о меткости, яркости, образности, фразеологизмов; о том, что они своим содержанием затрагивают все стороны и свойства жизни, характеров людей; о широком использовании в качестве изобразительных средств в произведениях художественной литературы;- знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения русским языком.
Ход урока
I. Устно . Повторить разделы науки о языке:Лексикология, предметом которой является слово – учение о словарном составе языка. Лексикология устанавливает значения слова, употребление слова и речи.2. Фразеология изучает устойчивые выражения типа шито белыми нитками, используемые в данном языке. 3. Фонетика – раздел науки, который изучает звуковой строй языка. Практическое применение фонетика находит в орфоэпии – науке о правильном произношении.4. Тесно связанный с фонетикой раздел графика изучает буквы, т.е. изображение звуков на письме, и соотношение между буквами и звуками.
5. Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также строение имеющихся слов.6. Грамматика изучает строй языка. Она включает два раздела:а) морфологию, изучающую словоизменение и части речи, имеющиеся в данном языке;б) синтаксис, изучающий словосочетания и предложения.7. Орфография – раздел науки, изучающий правила правописания.8. Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания.9. Стилистика – учение о стилях речи и средствах языковой выразительности и условиях использования их в речи.10. Культура речи – раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.
II. Закрепление материала и приведение его в систему.
Вопросы:Что изучает лексика?Что такое лексическое значение слова?Какие слова называются синонимами? - / - омонимами? - / - антонимами?Расскажите о фразеологизмах.Работа с учебным фразеологическим словарем русского языка (приложение, семантические группы… стр.252 – 255)
Эпиграф к теме:
Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это её драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск. Во фразеологии ярко проявляется богатство, сила и красота языка. А. И. Ефимов, профессор
III. Практические работы.
Задания.Подобрать к данным иллюстрациям фразеологизмы.Записать в тетрадь.Объяснить значение некоторых фразеологизмов.

- взял себя в руки,- водить за нос кого-либо,- глаза разбежались,- делать из мухи слона,- держать в руках,- живёт чужим умом,- медвежья услуга,- на всех парусах, - пляшет под чужую дудку.
IV. Как бы вы закончили предложения, использовав для этого устойчивые сочетания: две капли воды, ни слуху ни духу, как снег на голову? 1. Братья похожи друг на друга, как …2. Как уехал , так о нём …3. Не ждали мы его, а он …
V. Шуточные вопросы.
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями?В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?
Проверка:
Бежать со всех ног.Друг друга… Они ненавидели друг друга.Знать как дважды два.
VI. Работа по учебнику.
Упражнение 212.Предложения: 1, 2, 4 – I вариант. 6, 7, 12 – II вариант.Пользоваться «Школьным фразеологичес-ким словарём».Разобрать по составу слова:Истоптанную – I вариант.Истинную – II вариант
VII. Работа с дополнительным материалом.
Пособие «Готовимся в ЕГЭ. Русский язык».Авторы : О. Ф. Вакурова, С. И. Львова, И. П. Цыбулько.Дрофа, Москва, 2011 г.Задания 137 – 160.Выборочно.
VIII. Ответить на вопросы.
Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно послушайте, прочитайте, подберите фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного:1. Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим?2. Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает, и планер.Как можно назвать дядю Мишу?3. Мой друг говорит всё обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово.Как об этом сказать кратко?
Редко, да метко.Мастер на все руки.Слов на ветер не бросает.
IX. Итог урока …
X. Домашнее задание:Работа над текстами изложений(индивидуальное задание).Упр. 213 (3, 5, 8, 9, 10, 11)Тестовые задания по русскому языку, 9 кл., стр.46-47. Вариант 1.Лексика. Фразеология. Орфография.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...