Валеологизация учебных предметов гимназии на примере биологии.
статья на тему

Яковлев Константин Александрович

Основная задача валеологии - воспитательная, т.е. мы должны воспитать в детях потребность быть здоровыми, а не просто знать, как и от чего лечиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Яковлева И.А.

Яковлев К.А.

Валеологизация учебных предметов гимназии на примере биологии.

   Из всех предметов, изучаемых в школе, пожалуй, самым близким к валеологии является биология. Чтобы быть здоровым нужно прежде всего, изучить себя и свое место в природе. Программа по биологии предусматривает изучение вопросов, касающихся здоровья в некоторых разделах, но это практически затрагивает физический уровень и конкретные заболевания, меры профилактики к ним. Основная же задача валеологии - воспитательная, т.е. мы должны воспитать в детях потребность быть здоровыми, а не просто знать, как и от чего лечиться. Эта задача уже намного сложнее. Чтобы ее разрешить, на мой взгляд, нужно дополнить программу не только по биологии, но и по остальным предметам знаниями, которые бы демонстрировали ребенку не только конкретные процессы, происходящие в природе, но и показали бы взаимное влияние человека и природы. Как человек не пытается изолировать себя от природы посредством искусственных построек, еды, техники, это здоровья ему не прибавляет, законы, по которым живет окружающий мир, действуют и на человека, хотел бы он этого или нет. Так вот основная задача для учителей - самим изучить эти законы и научить жить по ним наших детей.

   Начинать этот совместный процесс освоения валеологических  знаний следует с курса "Естествознания" - 5 кл., куда можно органично включать такие понятия и вопросы как энергии, их разнообразие в природе, элементарные представления об энергетическом поле человека, как почувствовать эти энергии, их влияние на минералы, живые организмы, влияние энергии одного человека на другого и на весь окружающий мир. Энергии мысли, ее сила воздействия на природу. Современные способы обнаружения электромагнитных излучений, их значение в формировании здоровья человека. Постройка зданий с учетом этих излучений. Космические излучения и их влияние на здоровье человека. Влияние человеческих энергий на космос. Очень важно учитывать возрастные особенности обучаемых, чтобы учебный материал был доступен, понятен и увлекателен, имел возможность практического применения знаний в реальной жизни. Эти требования актуальны для всех остальных разделов биологии, изучаемых в основной и средней школе.

  Так в курсе "Растения" - 6-7 класс, кроме лекарственных растений, предусмотренных по программе, можно интегрировать в уроки, следующие темы:

  • Сравнение в строении человека и растений на уровне органов, их строения и функций.
  • Влияние эмоциональной энергии на рост и развитие растений.
  • Наличие у растений "органов чувств", их отличие от органов чувств у других живых организмов. Обмен веществ, энергии и информации между человеком и растением.
  • Вегетарианство, его польза для человека, влияние удобрений на качество выращенных растений, их вред для организма человека.
  • Энергетическое воздействие леса на человека.
  • Влияние энергетики различных деревьев на энергетику человека с обратной связью.

   В раздел "Бактерии" целесообразно включить не только меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, но и попытаться выйти на уровень причин возникновения заболеваний, почему во время эпидемий бактериями поражались не все 100% населения, а часть выживали и некоторые даже не заболевали. Следует учить детей анализировать свое эмоциональное состояние, что может помочь им повысить устойчивость своего организма и своих близких к заболеваниям вирусной и бактериальной природы.

   В разделе "Грибы" следует обратить внимание на тот факт, что грибковые заболевания часто поражают людей не только из-за нарушений правил личной гигиены, но и из-за накопления отрицательной энергии в результате  длительного подавленного или угнетенного эмоционального состояния.

   Курс "Животные" - 7-8 класс, можно рассматривать с позиции усложнения строения организмов и выполняемых ими функций. Появление органов чувств, их влияние на выживание в окружающей среде, сравнение с организмом человека. Развитие нервной системы, ее усложнение позволяют организму накапливать более сложную информацию об окружающем мире. Интересен поиск отличий человека от других млекопитающих животных, рассматривая уровень эмоций, развитие зачатков разума. Рассматривая болезни животных, пытаться найти причины их возникновения.

   Раздел "Человек" - 9 класс, уже непосредственно связан со здоровьем человека. Здесь, изучая физиологию, особенности строения систем и органов целесообразно разобрать, что в человеке представлено царством минералов, растений, животных, а что уже свойственно только организму человека. Необходимо при преподавании этого раздела использовать рекомендации центра здоровья "Гармония" в г. Жуковском по духовно-энергетической "анатомии" человеческого организма. В этих разработках отражен многолетний опыт диагностики и лечения широкого круга заболеваний, их профилактики и оздоровления. Изучая каждый отдельный орган, учащиеся смогут его увидеть не только на уровне физиологии, но и узнать особенности его энергетики, зависимость его физиологического состояния от определенного вида эмоционально-психических факторов.

   В курсе "Общая биология" - 10-11 класс, для старшеклассников можно в уроки биологии включать некоторые философские вопросы, расширяющие их кругозор. К ним можно отнести такие вопросы, как:

  1. Что такое человек с космической точки зрения?
  2. Каковы его сущность, назначение и место в мире?
  3. В чем смысл человеческой жизни?

 Эти вопросы помогут понять учащимся свое место в этом мире, а значит сформировать определенные ценностные понятия не на уровне тела, а гораздо шире, на уровне духа.

   В разделе "Эволюция человека" следует рассмотреть не только эволюцию тела, но и эволюцию энергетики, эволюцию духа. Знания этих вопросов помогут понять связь человека не только с природой, но и со всей Вселенной. У известного русского поэта  Льва Куклина есть такое четверостишие:

"Все в мире нитью связано нетленной.    

Все включено в один круговорот:

Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной

Звезда в тот миг взорвется - и умрет..."

Понимание этих процессов рождает у человека ответственное отношение к своим поступкам: "то, что делаешь сегодня, может вернуться к тебе завтра".

   Раздел "Генетики" можно дополнить знаниями об информационных полях, которые являются основными матрицами для построения генов. Проявление генотипа на физическом уровне - это уже следствие формирования генов на уровне энергий и полей. Зная это, человек может прогнозировать свое будущее, будущее своих детей, понять причины прошлых проблем не только со здоровьем, но и проблемы в судьбе.

  Таким образом, становится бесспорным гармоничное сочетание науки о здоровье с наукой о жизни. Широкий спектр проблем, затрагиваемых валеологией, может найти отражение и в других предметах, что открывает большие перспективы в самосовершенствовании педагогов и  учащихся. А для этого необходимо лишь желание и неустанное стремление педагогов к  самообразованию.

   



Предварительный просмотр:


Опыт

Лакомый кусочек

Как сделать школу привлекательной для вложений

От рассказов о том, какие блага несет учебному заведению его перевоплощение в общественно-активную школу, «Управление школой» переходит к тому, как это сделать. Безусловно, тема многогранная, и ее освещение мы начинаем с самой, наверное, насущной проблемы, встающей после решения стать ОАШ: какой должна быть школа, чтобы местное сообщество с готовностью откликнулось на предложение наладить взаимополезные контакты.

С гимназией № 1 им. А.А. Иноземцева города Братска связаться было интересно вдвойне.

Прежде всего это пример воплотившейся в жизнь общественно-активной модели. И хотя гимназическое руководство настаивает на том, что школа не является «идеальной картинкой для представления», отдав дань такой скромности, мы все же подробно рассмотрим ее опыт, изобилующий действенными мероприятиями.

А кроме того, заместитель директора Константин Яковлев хорошо осведомлен, чем в этом плане дышат другие российские школы. На Общероссийском форуме по развитию общественно-ориентированного образования, организованного Красноярским региональным молодежным общественным Центром «Сотрудничество на местном уровне», ему довелось стать ведущим проектной группы, в которой сводился воедино опыт коллег из ОАШ по вовлечению родителей в работу школы. Участниками форума были представители общественно-активных школ и ресурсных центров из 20 регионов России.

– Константин Александрович, чем вы сами делились на форуме в вопросе привлечения такой части сообщества, как родители?

– Все процессы, которые идут в образовательных учреждениях, работающих по модели общественно-активной школы, разделяются на три направления: демократизация, добровольчество и партнерство с сообществом. Деятельность нашей гимназии строится так же.

Направление «партнерство» у нас создано примерно шесть лет назад. Тогда мы начали работать с красноярским центром «Сотрудничество на местном уровне» и запустили проект создания школьного фонда, который теперь стал основой развития учебного заведения.

– Поддержка идет в финансовом плане?

– Не только. Многие родители принимают участие в тех мероприятиях, которые проводятся в школе. Несколько лет подряд мы проводим достаточно мощные праздники, где каждый класс готовит спектакли, концерты, выставки... Многие родители перевоплощаются в режиссеров и артистов. Это, можно сказать, наши творческие ресурсы.

Наряду с экономическим направлением правление фонда участвует в обсуждении оздоровительной программы, культурно-просветительской и валеологической деятельности.

Но, конечно, мы не умаляем значения финансовых ресурсов. Они пополняются на добровольной основе, через договор, который заключается с родителями. Значимость фонда гимназия ощутила сразу после его создания – он появился на фоне абсолютного безденежья, и мы с его помощью решили многие вопросы. А сейчас это норма, естественное состояние.

– В наших школах налицо парадокс: родителям легче расстаться с деньгами для фонда, чем бесплатно поучаствовать в каком-либо мероприятии. Как вам удалось уговорить их и на то, и на другое?

– Поначалу эта проблема стояла. Люди действительно охотнее отдавали деньги, нежели подключались к деятельности. А потом мы заметили обратное: более популярно стало участие в мероприятиях! И сейчас мы видим развитие по двум направлениям. Одна часть родителей, конечно, осталась на прежнем уровне интереса и довольствуется только минимальным сотрудничеством. А другая – очень активная. Сказать, что их почти сто процентов, будет неправдой. Но группа таких людей, несомненно, у нас существует. Они, к моменту перехода их детей в старшее звено, уже считают эту деятельность неотъемлемой составляющей жизни семьи.

Для привлечения родителей мы можем посоветовать несколько основополагающих мероприятий.

Самое главное из них в гимназии № 1 – это День гимназиста. Первоклассники после первого месяца учебы приходят на праздник, посвященный принятию в гимназисты. Предварительно ребята готовят форму, герб, девиз. И родители много им помогают, ведь каждому хочется, чтобы его ребенок выглядел хорошо. Зал в гимназии вместительный, но родителей приходит столько, что, бывает, их негде разместить!

Затем – День школы. Мы празднуем его в середине учебного года, зимой, в память о тех днях много лет назад, когда было сдано здание. Это тоже большое мероприятие. Мы даже покидаем школу и проводим торжество в Доме культуры нашего микрорайона. К слову, в последнее время в этом празднике принимали участие выпускники гимназии, уже ставшие родителями нынешних учащихся.

Это традиционные мероприятия. Но есть другие, которые возникают лишь иногда. Например, народные гуляния со скоморохами, потешками, соревнованиями. А летом мы проводили мероприятие на базе соседней и нашей школ – что-то вроде стартов «Мама, папа, я – спортивная семья». Дети там основные участники, но родители тоже очень живо интересуются. Собирается масса народу – помочь организовать, посоревноваться, поболеть за своих…

– Преобразования вашей гимназии в общественно-активную начались с прихода идей «со стороны»?

– Директор Диана Николаевна Шкерина, пятнадцать лет бессменно возглавляющая гимназию, вела похожую работу с момента основания школы. Она энергично привлекала родителей и шефов (тогда еще в ходу было это понятие). Сначала они помогали решать вопросы материального характера, а потом мы поняли, что огромный ресурс кроется в их знаниях. И в настоящее время список друзей очень большой.

Потом директор активно поддержала все те идеи, которые я несколько лет назад привез из красноярского Центра «Сотрудничество на местном уровне». Первым проектом, реализованным на преподнесенных им технологиях, было как раз создание фонда. Коллектив был посвящен в курс дела, начал осуществлять эту деятельность, и теперь мы представляем собой творческий тандем.

Сейчас в городе идет обсуждение создания совместного попечительского фонда родителей города. Опыт нашего учебного заведения будет принят во внимание.

– Случалось ли во время вашего руководства проектной группой на красноярском форуме слышать о директорах, препятствующих участию родителей в школьных делах?

– Конечно, более типичная ситуация, когда неохотно идут на контакт именно родители. И тем не менее директора, о каких вы спрашиваете, есть. Чем объяснить их отношение? Первая причина – нежелание делиться властью. Директора опасаются, что появится контролер за их деятельностью, за распоряжением финансовыми средствами. Их устраивают попечительский совет, родительский комитет, члены которых, как правило, никакими рычагами управления не пользуются.

На форуме мы обсуждали, как побороть негативное отношение дирекции в этом деле. Главное – преодолеть недопонимание, что родители и другие жители микрорайона – это хорошие помощники. Хотя и контролирующие функции фонд выполняет: готовит всевозможные финансовые отчеты, отчитывается на родительской конференции.

– Но «делиться властью» все равно придется?

– Когда родители начинают ощущать свою реальность, возможности, ресурсы, которые дает фонд, они становятся силой и способны решать даже те вопросы, которые директор не хочет, не может и не пытается решать.

– Не легкий выбор вы предлагаете колеблющемуся директору…

– Переломить ход событий, переубедить дирекцию по силам активной группе родителей. Им нужно доказать, что их участие в управлении или в других сферах жизни школы может быть полезным. Я думаю, любой здравомыслящий директор понимает: без родителей он мало что сможет сделать.

Кстати, на проектной группе в Красноярске ситуация, когда школа не желает общения, обсуждалась очень бурно.

– Наша читательская аудитория – не родители, а управленцы. Поэтому совет заняться убеждением директора, рассчитанный на них, вряд ли дойдет до адресата. Предлагаю эти ваши слова считать сигналом для управленцев подготовиться к тому, что и к ним может пожаловать инициативная родительская группа...

– Я советую просчитать все «плюсы» общественной помощи и не отказываться от нее. А тем, кто категорично настроен против, хочу напомнить: у родителей есть разнообразные рычаги воздействия – от «милых сердцу» до таких кардинальных мер, как обращение в вышестоящие инстанции. Сейчас они имеют все основания доказывать свою состоятельность в качестве общественных управляющих.

По итогам форума в Красноярске скоро будет выпущен сборник материалов, куда войдут опыт отдельных общественно-активных школ, а также общие рекомендации, выработанные в проектных группах.

По нашей просьбе «Управлению школой» были предоставлены материалы из готовящегося сборника, касающиеся привлечения членов сообщества к делам школы.

По большей части это будут проекты в форме так называемого стратегического планирования. Они являются инструментом для создания партнерских отношений школы и социума. Среди них стратегические планы школ из разных городов России. Одни осуществлены, другие реализуются в данный момент. В каждом есть своя специфика, местный колорит, что делает их публикацию еще более наглядной.

Начнем с плана, которым завершим тему, поднятую в разговоре с Константином Яковлевым. Он выполнен в свободной форме, но от этого, как считают участники форума, его качество не ухудшается.

И наконец, предлагаем рассмотреть стратегические планы нескольких российских школ. Они позволяют увидеть, какие мероприятия помогают образовательным учреждениям наладить конктакты с сообществом, какими ресурсами необходимо обладать для проведения мероприятий, и т. д.

План

Цель:

Создание условий для мотивации и развития интереса родителей к деятельности школы.

Задачи:

1. Анализ ситуации «Почему родители не хотят?».

2. Определение общих интересов школы и родителей.

3. Разработка и реализация проекта.

Шаги:

Этап 1. Создание активной группы педагогов и учащихся:

а) анализ ситуации,
б) выпуск обращения к общественности,
в) организация собраний с родителями.

Этап 2. Создание единой группы:

а) разработка проекта общественных мероприятий, полезных для школы,
б) проведение PR-акции.

Этап 3. Проведение проекта (мероприятия):

привлечение СМИ, представителей бизнеса.

Ожидания, результаты:

1. Родители готовы взять на себя «чужую» функцию.
2. Повышение социальной активности.

Критерии:

Количественные:

а) посещаемость родительских собраний,
б) регулярный контроль за успеваемостью ребенка.

Качественные: появление интереса к делам школы.

Данный рабочий материал форума показывает, чем привлечь различные категории граждан в работу общественного школьного фонда

Мотивации участия в деятельности ОШФ:

для администрации школы:

– улучшение материально-технической базы школы,
– повышение престижа школы (директора),
– возможность реализации проектов,
– повышение качества обучения,
– приобретение нового опыта, возможность карьерного роста, направление на награждение и др.;

для выпускников школы:

– использование материально-технической и интеллектуальной базы школы,
– реклама,
– возможность «расплатиться за долги»,
– общение и др.;

для представителей власти:

– снятие части проблем с властных структур,
– реализация социально значимых, по мнению власти, ,
– формирование позитивного имиджа,
– подготовка новых кадров,
– уменьшение конфронтации между населением и властью и др.;

для представителей бизнес-структур:

– возможность делать «добрые дела»,
– реклама (в т.ч. для возможной политической карьеры),
– расширение делового партнерства,
– приобретение опыта, знаний,
– заинтересованность в качестве образования собственного ребенка и др.

Выявление мотиваций

Выявление мотиваций, конечно, должно идти с учетом специфики нужд и возможностей конкретного населенного пункта. Приводим пример действий директора школы № 7 г. Абакана. (Небольшая справка. Учебному заведению 70 лет, оно насчитывает 630 человек, 26 классов. Расположено в замкнутом социуме, с городом соединяется мостом через реку Абакан.)

Руководство школы понимает, что для вовлечения граждан сообщества в решение проблем воспитания и образования необходимо мотивировать каждого его члена. Мотив – это осознанная потребность. Как выявить потребности? Использовались такие формы, как анкетирование, сход жителей, встречи с выпускниками школы, живущими в микрорайоне, конференции «Я и сообщество», большой педагогический совет «Социум и воспитание» (участниками педсовета стали староста микрорайона, женсовет, представители детских садов, детской школы искусств, домкомов, клуба-библиотеки, акционерных обществ, детские и семейные врачи, родители, учителя).

Перед педсоветом в микрорайоне распространили обращение к жителям директора школы, уже имеющего опыт решения социальных проблем сообщества (создание школы искусств, кабинета физиолечения при детском медпункте, стоматологического кабинета и т. д.). На педагогическом совете удалось выделить общие проблемы, в решении которых заинтересованы все. Это, в частности, отсутствие гражданской ответственности у большинства населения, неважное санитарное и экологическое состояние микрорайона, алкоголизм, наркомания, преступность, вялая финансовая поддержка многих начинаний по переустройству школы и микрорайона, безработица, неимение мест для вечернего досуга молодежи и службы социальной реабилитации и др. Оказалось, что эти проблемы перекликаются с проблемами школы в вопросах воспитания и образования...

Материал подготовила Инна Алейникова

TopList



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №1 имени А.А. Иноземцева»

Рассмотрено

Кафедра общественных наук

Протокол № 07

От «04» июня 2015 г.

Руководитель кафедры

_____________Т.И. Казаринова

Согласовано

«31»августа 2015.г

Зам директора по УВР

________Селезнева И.И.

Утверждаю 

Приказ № 150

от «31» августа 2015 г.

Директор МБОУ «Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева»

________Н.В.Сиреньщикова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Биология в вопросах и ответах»

для учащихся 10, 11 классов

курс по выбору

Предметная область: естествознание

Автор разработки:

Яковлев Константин Александрович,

учитель биологии

МОУ «Гимназия №1 им. А.А.Иноземцева»,

высшая квалификационная категория

2015


Пояснительная записка

        Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях, лицеях и гимназиях в 10 или 11-х классах. За основу взята программа спецкурса «Биология в вопросах и ответах» для 11 класса Домниной О.Г., сайт, http://natursciences.area7.ru. Углубленный уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся, а также на более полное изучение этих стандартов. Знания, полученные на таких занятиях по биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни, углубить понимание биологические понятий и закономерностей, и помочь учащимся в выборе профессии.

Программа спецкурса рассчитана на полный учебный год  (34 часа) 1 час в неделю, реализуется в школьном компоненте учебного плана гимназии..

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

Литература для учащихся:

  1. Биологический энциклопедический словарь. – М., 1986.
  2. Биология: Для учащихся медицинских училищ / Под ред.проф. В.Н.Ярыгина. – М., 1990г.
  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах под редакцией Р.Сопера. Москва,:Мир.- 1990.
  4. Общая биология. Учеб. Для 10-11 кл. шк. с углубл. изуч. биологии. Под ред. Рувинского. М.: Просвещение, 2003.
  5. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни.: Пособие для учащихся. - М. Просвещение, 1994.

Литература для учителя:

  1. Пехов А.П. Биология с основами экологии. – СПб.: Изд-во «Лань», 2000.
  2. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах: Учеб. Пос.-Мн.: ООО «Попурри», 1997
  3. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии. Методическое пособие. – Минск, 1998г.
  4. Электронное учебное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
  5. Биология. Пособие для поступающих в вузы под редакцией Н.В..Чебышева,  Москва. Изд-во «Новая волна», 2005 г.

В отличие от авторской, программа предполагает значительное количество практических работ, а также ряд тем, которые либо не изучаются в базовом курсе, либо на них не хватает времени и они рассматриваются ознакомительно (темы выделены курсивом в содержании программы). Новизной данного курса является также то, что в его содержание включены наиболее трудные для понимания учащихся темы биологии с углублением материала, а также

  • теоретическое изучение материала с выработкой навыков практического применения знаний,
  • решение задач по темам: «Метаболизм», «Основы генетики», «Изменчивость»,
  • создание и использование ЭОР.

        Цель данного курса – поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.

Задачи:

  • Углубить знания учащихся по биологии;
  • Закончить формирование системного взгляда на всю биологию,
  • Поднять уровень знаний в области «Общей биологии»;
  • Закрепить навыки решения задач по общей биологии;
  • Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом. В основу курса положены материалы пособий, предлагающих знания на более углубленном и расширенном уровне, что невозможно рассмотреть в рамках урока.

          Формы оценивания 

  • в баллах при решении тестов,
  • зачетная при завершении темы или раздела,
  • анкетирование,
  • создание проекта или электронных ресурсов в течение курса и защита его на итоговой миниконференции

                Ожидаемые результаты:

  • расширение информационного пространства обучающихся
  • углубление понимания биологические понятий и закономерностей
  • профессиональное самоопределение обучающихся
  • выполненные проекты и электронные ресурсы пополнят УМК учителя,
  • в рамках реализации методической темы «применение ИКТ на уроках биологии» данный спецкурс расширяет применение и апробирование ряда электронных пособий, в том числе и созданных учащимися, а также осуществляется форма контроля – зачет, с применением электронных тестов по биологии.

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Формы проведения занятий

Для организации занятий будут использоваться традиционные формы: лекции, семинары, но основными будут дискуссия, диспут, защита рефератов, индивидуальных и групповых проектов по результатам деятельности обучающихся, поисковой работы по страницам книг, журналов, сайтов в Интернет. Методы, которые будут использоваться на занятиях – объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемно-поисковый. объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, решение задач с элементами поисковой деятельности, метод диалога, использование ЭОР. Повышение эффективности усвоения достигается применением ИКТ на занятиях спецкурса с помощью ряда электронных пособий, а также осуществляется форма контроля – зачет, с применением электронных тестов по биологии. Кроме того на занятиях будут использоваться следующие технологии (Приложение III)

Примерные итоговые работы

  • Тематические работы по завершению раздела,
  • решение тестовых и практических заданий на различных сайтах,
  • тематические тестовые работы с заданиями разного типа за курс полной средней школы.


Содержание

Тема 1. Клетка (7 ч.)

Строение и функция.

Клетка – элементарная живая система. Форма и размеры клеток. Прокариоты и эукариоты. Растительная клетка и клетка животных. Развитие юных клеток в дифференцированные клетки. Строение и функции важнейших составных частей клетки: биомембрана, цитоплазма, клеточные мембраны, эндоплазматическая сеть, клеточное ядро, центриоли, пластиды, митохондрии, комплекс Гольджи, рибосомы, лизосомы, вакуоли, включения, клеточная стенка, плазмодесма.

Лабораторная работа № 1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток различных организмов».

От одноклеточных организмов к многоклеточным образованиям.

Одноклеточные. Переход от одноклеточных к многоклеточным организмам. Клеточные колонии. Многоклеточные.

Содержание веществ в клетке.

Основные химические соединения. Вода. Значение воды в клетке. Аминокислоты и белки. Классификация белков по химическому составу. Структура белков.

Практическая работа №1  "Решение задач на строение и свойства белков"

Ферменты и механизм их действия.

Лабораторная работа №2 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях».

Углеводы. Липиды. Нуклеиновые кислоты.

Практическая работа №2 "Решение задач на строение и свойства нуклеиновых кислот"

Поглощение, накопление и выделение веществ клеткой.

Типы веществ поглощаемых клеткой. Процессы поглощения: проницаемость и диффузия. Клетка как осмотическая система. Плазмолиз. Избирательный транспорт. Эндоцитоз. Лабораторная работа № 3 “Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза”.

Накопление веществ. Выделение веществ.

Повреждение клеток. Повреждающие абиотические факторы внешней среды: экстремальные температуры, облучение, недостаток воды и питательных веществ. Повреждение клеток возбудителями болезней.

Деление клеток. Рост и дифференциация клеток.

Митоз. Клеточный цикл. Мейоз. Рост клетки. Дегенеративный рост. Детерминация. Дифференциация.

Эволюция клеток и клеточные симбиозы.

Определение родства. Эволюция эуцитов. Теория эндосимбионтов.

Лабораторная работа № 4 «Сравнение строения клеток растений и животных, грибов, бактерий».

Тема 2. Энергетический обмен и обмен веществ (5 ч.)

Основные понятия: энергетический обмен и обмен веществ, ассимиляция, диссимиляция, система АДФ/АТФ, коферменты, переносящие водород. 

Ассимиляция. Автотрофные организмы. Фотосинтез. Фотосинтетические пигменты. Фотосинтез у зеленых растений. Световая фаза фотосинтеза. Темновая фаза фотосинтеза. Фотосинтез у бактерий. Влияние внешних факторов на фотосинтез. Значение фотосинтеза. Хемосинтез. 

Лабораторная работа № 5 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза».

Диссимиляция. Дыхание. Процессы, происходящие при клеточном дыхании. Гликолиз. Цикл трикарбоновых кислот. Биологическое окисление. Круговорот энергии. Зависимость дыхания от внешних и внутренних факторов. Брожение: спиртовое и молочнокислое.

Взаимодействие реакций обмена веществ.

Взаимосвязи между ассимиляцией и диссимиляцией. Взаимосвязи в метаболизме углеводов. Круговорот углерода. Метаболизм жиров. Метаболизм белка. Биосинтез белка. Круговорот азота.

Транспорт, накопление и выделение веществ.

Транспорт веществ. Запасание. Выделение веществ: экскреты и секреты. Образование мочи у млекопитающих. Значение выделения веществ.

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие (6 ч.)

Основные понятия: воспроизведение, размножение, оплодотворение, онтогенез, клеточное деление. Рост.

Размножение и развитие бактерий.

Деление клеток. Покоящиеся клетки. Обмен генетической информацией.

Бесполое размножение.

Деление клеток. Образование спор. Образование дочерних шаров. Партеногенез. Искусственное размножение в культурах одиночных клеток. Бесполое размножение клеточными комплексами: выводковые тела/выводковые почки, побеги, клубни, почкование, черенки, культура тканей.

Половое размножение.

Лабораторная работа № 6 «Сравнение процессов митоза и мейоза».

Основные понятия. Гаметогамия. Изогамия. Анизогамия. Оогамия. Конъюгация. Распределение полов. Превращение пола. Образование половых клеток. Совокупление (копуляция). Опыление (поллинация). Самоопыление. Оплодотворение.

Практическая работа №3 "Решение задач на кроссинговер»

Чередование поколений.

Смена поколений у грибов. Чередование поколений у лиственных мхов. Чередование поколений у папоротника – щитовника. Чередование поколений у покрытосеменных. Сравнение чередования поколений у разных групп растений. Чередование поколений у животных.

Индивидуальное развитие.

Индивидуальное развитие у семенных растений. Индивидуальное развитие у животных и человека.

Тема 4. Генетика (7 ч.)

Наследование и окружающий мир.

Наследование. Наследственная информация. Фенотип. Генотип. Изменчивость. Модификация. Норма реакции. Значение модификаций.

Лабораторная работа № 7 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой».

Накопление и удваивание наследственной информации.

Носители наследственной информации в клетке. Структура нуклеиновых кислот. ДНК (модель Уотсона – Крика). Удвоение ДНК (полуконсервативная репликация).

Реализация наследственной информации.

Кодирование наследственной информации. Генетический код. Генные карты. Образование признаков. Синтез полипептидов (синтез белков). Транскрипция. Трансляция. Регуляция генной активности.

 Передача наследственной информации.

Скрещивание. Аллели. Гомозиготность. Гетерозиготность. Промежуточное появление признака. Законы Г. Менделя. Группы сцепления. Значение законов Г. Менделя. Практическая работа №3 «Составление простейших схем скрещивания».

Рекомбинация. Передача нехромосомной наследственной информации. Передача наследственной информации у бактерий.

Практическая  работа №5 «Решение генетических задач различных типов».

Изменение наследственной информации.

Мутации и мутанты. Мутагены. Вызывание мутаций. Типы мутаций. Генные мутации. Хромосомные мутации. Геномные мутации. Частота мутаций. Репарация повреждений ДНК. Значение мутаций.

Процессы наследования у человека.

Методы исследования. Анализ семьи. Исследование близнецов.

Лабораторная работа № 8: «Составление родословных».

Генотипическое определение пола. Отклонение от нормального числа хромосом. Наследование групп крови. Резус – система. Генетически обусловленные болезни. Генетическая консультация: тест на гетерозиготность, пренатальный диагноз. Генная терапия.

Применение достижений генетических исследований.

Выращивание культурных растений и разведение домашних животных. Методы разведения и выращивания: селекция, основанная на отборе, скрещивание, мутационное разведение, клонирование. Генная техника (биотехнология).

Тема 5. Организм и окружающая среда (9 ч.)

Жизненное пространство и окружающая среда.

Окружающая среда. Биосфера. Биотоп. Факторы окружающей среды: абиотические, биотические, антропогенные.

Закон действия факторов внешнего мира.

Предел толерантности. Изменения физиологической и экологической толерантности. Экологическая потенция. Физиологическая толерантность. Биоиндикация (организмы – индикаторы). Экологическая ниша.

Лабораторная работа № 9. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

Влияние абиотических факторов внешнего мира на организмы.

Фактор окружающей среды – свет. Фактор окружающей среды – вода. Фактор окружающей среды – температура. Фенология. Химические факторы окружающей среды: кислород и диоксид углерода, содержание солей в водной среде.

Влияние биотических факторов окружающей среды. Взаимоотношение организмов. Конкуренция. Внутривидовые отношения. Межвидовые отношения. Комменсализм. Паразитизм. Хищнический паразитизм. Отношения хищник – жертва. Симбиоз. Биоценозы. Влияние биоценозов на абиотический окружающий мир.

Лабораторная работа № 10. «Вид, его критерии и структура».

Экологические закономерности в популяциях. Популяция. Рост популяции. Регуляция плотности популяции. Динамика популяции. Правила Вольтера.

Экологические системы как единство биоценозов и биотопов.

Признаки экосистем. Экосистемы – как открытые системы. Структура одной экосистемы. Отношения между элементами экосистем. Пищевые цепи – пищевые сети.

Лабораторная работа № 11. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

Потоки и кругообороты веществ. Продукция веществ в экосистемах. Поток энергии. Экологические пирамиды. Саморегуляция экологических систем.

Воздействие человека на экосистемы.

Строительство поселков, индустриальных предприятий и путей сообщения. Монокультуры. Борьба с вредителями. Удобрение. Оводнение и осушение. 

Охрана окружающей среды.

Лабораторная работа № 12. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде».

Загрязнение ресурсов окружающей среды: вода, почвы, воздух. Меры защиты водоемов. Меры по очистке сточных вод. Меры по охране почв. Смог. Меры по сохранению чистого воздуха. Шум. Мероприятия по защите от шума. Отходы и их уничтожение. Охрана природы: заповедные территории, национальные парки, охраняемые ландшафты, биосферные резерваты, памятники природы, охраняемые растения и животные.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема

Количество часов

Тема 1. Клетка (7 часов)

Строение и функция.

1

От одноклеточных организмов к многоклеточным образованиям.

1

Содержание веществ в клетке.

1

Поглощение, накопление и выделение веществ клеткой.

1

Повреждение клеток.

1

Деление клеток. Рост и дифференциация клеток.

1

Эволюция клеток и клеточные симбиозы.

1

Тема 2. «Энергетический обмен и обмен веществ» (5 часов) 

1.

Основные понятия.

1

2.

Ассимиляция.

1

3.

Диссимиляция.

1

4.

Взаимодействие реакций обмена веществ.

1

5.

Транспорт, накопление и выделение веществ.

1

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие (6 часов)

Основные понятия.

1

Размножение и развитие бактерий.

1

Бесполое размножение.

1

Половое размножение.

1

Чередование поколений.

1

Индивидуальное развитие.

1

Тема 4. Генетика (7 часов)

Наследование и окружающий мир.

1

Накопление и удваивание наследственной информации.

1

Реализация наследственной информации.

1

Передача наследственной информации.

1

Изменение наследственной информации.

1

Процессы наследования у человека.

1

Применение достижений генетических исследований.

1

Тема 5. Организм и окружающая среда (9 часов)

Жизненное пространство и окружающая среда.

1

Закон действия факторов внешнего мира.

1

Влияние абиотических факторов внешнего мира на организмы.

1

Влияние биотических факторов окружающей среды. Взаимоотношение организмов.

1

Экологические закономерности в популяциях.

1

Экологические системы как единство биоценозов и биотопов.

1

Воздействие человека на экосистемы.

1

Охрана окружающей среды.

1

Итоговое занятие. Миниконференция

1

ИТОГО                                                                                                                              34 часа


Календарно – тематическое планирование

10 класс (34 часа в год)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата проведения

Коррекция даты

Тема 1. Клетка (7 часов)

Строение и функция.

1

07.09

От одноклеточных организмов к многоклеточным образованиям.

1

14.09

Содержание веществ в клетке.

1

21.09

Поглощение, накопление и выделение веществ клеткой.

1

28.09

Повреждение клеток.

1

05.10

Деление клеток. Рост и дифференциация клеток.

1

12.10

Эволюция клеток и клеточные симбиозы.

1

19.10

Тема 2. «Энергетический обмен и обмен веществ» (5 часов) 

Основные понятия.

1

26.10

Ассимиляция.

1

02.11

Диссимиляция.

1

09.11

Взаимодействие реакций обмена веществ.

1

16.11

Транспорт, накопление и выделение веществ.

1

23.11

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие (6 часов)

Основные понятия.

1

30.11

Размножение и развитие бактерий.

1

07.12

Бесполое размножение.

14.12

Половое размножение.

1

21.12

Чередование поколений.

1

28.12

Индивидуальное развитие.

1

11.01

Тема 4. Генетика (7 часов)

18.01

Наследование и окружающий мир.

1

25.01

Накопление и удваивание наследственной информации.

01.02

Реализация наследственной информации.

1

08.02

Передача наследственной информации.

1

15.02

Изменение наследственной информации.

1

22.02

Процессы наследования у человека.

1

29.02

Применение достижений генетических исследований.

1

07.03

Тема 5. Организм и окружающая среда (9 часов)

Жизненное пространство и окружающая среда.

1

14.03

Закон действия факторов внешнего мира.

1

21.03

Влияние абиотических факторов внешнего мира на организмы.

1

04.04

Влияние биотических факторов окружающей среды. Взаимоотношение организмов.

1

11.04

Экологические закономерности в популяциях.

1

18.04

Экологические системы как единство биоценозов и биотопов.

1

25.04

Воздействие человека на экосистемы.

1

16.05

Охрана окружающей среды.

1

23.05

Итоговое занятие. Миниконференция

1

30.05

Итого

34 часа

Календарно – тематическое планирование

11 класс (34 часа в год)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата проведения

Коррекция даты

Тема 1. Клетка (7 часов)

Строение и функция.

1

07.09

От одноклеточных организмов к многоклеточным образованиям.

1

14.09

Содержание веществ в клетке.

1

21.09

Поглощение, накопление и выделение веществ клеткой.

1

28.09

Повреждение клеток.

1

05.10

Деление клеток. Рост и дифференциация клеток.

1

12.10

Эволюция клеток и клеточные симбиозы.

1

19.10

Тема 2. «Энергетический обмен и обмен веществ» (5 часов) 

Основные понятия.

1

26.10

Ассимиляция.

1

02.11

Диссимиляция.

1

09.11

Взаимодействие реакций обмена веществ.

1

16.11

Транспорт, накопление и выделение веществ.

1

23.11

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие (6 часов)

Основные понятия.

1

30.11

Размножение и развитие бактерий.

1

07.12

Бесполое размножение.

14.12

Половое размножение.

1

21.12

Чередование поколений.

1

28.12

Индивидуальное развитие.

1

11.01

Тема 4. Генетика (7 часов)

18.01

Наследование и окружающий мир.

1

25.01

Накопление и удваивание наследственной информации.

01.02

Реализация наследственной информации.

1

08.02

Передача наследственной информации.

1

15.02

Изменение наследственной информации.

1

22.02

Процессы наследования у человека.

1

29.02

Применение достижений генетических исследований.

1

07.03

Тема 5. Организм и окружающая среда (9 часов)

Жизненное пространство и окружающая среда.

1

14.03

Закон действия факторов внешнего мира.

1

21.03

Влияние абиотических факторов внешнего мира на организмы.

1

04.04

Влияние биотических факторов окружающей среды. Взаимоотношение организмов.

1

11.04

Экологические закономерности в популяциях.

1

18.04

Экологические системы как единство биоценозов и биотопов.

1

25.04

Воздействие человека на экосистемы.

1

16.05

Охрана окружающей среды.

1

23.05

Итоговое занятие. Миниконференция

1

30.05

Итого

34 часа



Предварительный просмотр:

03 - 08

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №1 имени А.А. Иноземцева»

Рассмотрено

Кафедра общественных наук

Протокол № 07

От «04» июня 2015 г.

Руководитель кафедры

_____________Т.И. Казаринова

Согласовано

«31»августа 2015.г

Зам директора по УВР

________Селезнева И.И.

Утверждаю 

Приказ № 150

от «31» августа 2015 г.

Директор МБОУ «Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева»

________Н.В.Сиреньщикова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Основы медицинских знаний»

для учащихся 9 классов

курс по выбору

Предметная область: естествознание

Автор разработки:

Яковлев Константин Александрович,

учитель биологии

МОУ «Гимназия №1 им. А.А.Иноземцева»,

высшая квалификационная категория

2015 г.


Пояснительная записка

        Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях, в 9 классах. За основу взята программа элективного курса «Основы медицинских знаний» для 9 классов Баенбаевой Н.Б., из сборника программ элективных курсов, «Биология. 9 класс. Предпрофильная подготовка» сост. И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007.

Знания, полученные на этих занятиях, позволят расширить представление о естественных науках, методах их исследования, по-новому взглянуть на процессы и явления. Помогут определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни, углубить понимание биологические понятий и закономерностей, и помочь учащимся в выборе профессии.

Данная программа рассчитана на 17 уроков, два из которых, резервные. Программа может быть реализована в течение полугодия.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

Рекомендованная литература:

  1. Гоголев, М. И. Подготовка санитарных дружин в общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах. – М.: Медицина, 1989.
  2. Гомончук, А. И. Основы медицинских знаний. Десмургия. Гемостаз. Иммобилизация. 2001.
  3. Медико-санитарная подготовка учащихся /под ред. П. А. Курцева. -М.: Просвещение, 1991.
  4. Основы медицинских знаний учащихся /под ред. М. И. Гоголева. -М.; Просвещение, 1995.        

Цель:

сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной.

Задачи:

  • создать условия для овладения учащимися основными медицинскими терминами и понятиями;
  • научить применять термины и понятия на практике;
  • расширить область знаний по биологии;

Данная программа имеет ряд особенностей:

- в сравнительно короткое время каждого занятия учащиеся должны овладеть определенными практическими навыками, научиться выполнять необходимые медицинские мероприятия;

  • успешное усвоение программы зависит от обеспечения наглядными пособиями и показа учителем приемов первой, медицинской помощи (перечень наглядных пособий приведен в программе);
  • овладение практическими навыками предполагает активную самостоятельную работу учащихся, это может быть реализовано при хорошем подборе дидактического материала (все виды заданий представлены);
  • теоретический материал неразрывно связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего;
  • каждое новое занятие курса содержит вопросы для повторения, и учащиеся могут контролировать свои знания.

Результатами данной программы будут:

  1. новые дополнительные знания по биологии (вне базового курса);
  1. овладение новыми практическими навыками оказания первой медицинской помощи, умение применять получение знания на практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать другим;
  2. профессиональная ориентация;
  3. выбор профиля в дальнейшем;

5)умение работать самостоятельно ив группе.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (1 час)

Значение первой медицинской помощи. Значение само- и взаимопомощи.

II.        Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия (2 часа)

Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Понятие «десмургия». Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок.

Практическая работа. Первая медицинская помощь при ранениях.

Ш. Первая медицинская помощь при кровотечениях (3 часа)

Кровотечения, их виды. Характеристика. Гемостаз. Остановка кровотечения.

Практическая работа. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

 IV. Первая медицинская помощь при переломах (2 часа)

Переломы, их основные признаки. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила).

Практическая работа. Первая медицинская помощь при переломах.

V.        Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности (2 часа)

Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности.

Практическая работа. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.

VI. Первая медицинская помощь при ожогах (1 час)

Причины возникновения ожогов, степень тяжести. Приемы оказания первой медицинской помощи.

VП. Травматический шок и противошоковые мероприятия (2 часа)

Причины травматического шока. Фазы травматического шока. Предупреждение шока. Профилактика шока. Противошоковые мероприятия.

VПI. Инфекционные болезни. Дезинфекция (2 часа)

Возбудители инфекционных болезней. Основные признаки инфекционных болезней. Профилактика инфекционных болезней. Дезинфекция.

Семинар. Меры по профилактике инфекционных заболеваний.

IX. Лекарственные средства (1 час)

Лекарственные средства, дозы их применения. Способы введения лекарственных средств, Хранение лекарственных средств. Лекарственные растения: виды, правила сбора и хранения, действия этих растений.

Семинар. Лекарственные травы.

Экскурсии в отделение больницы или в ФАП (фельдшерско-акушерский пункт). Мероприятия при внутреннем кровотечении. Первая помощь при кровотечении.


Тематическое планирование

Тема

Количество часов

I

Введение. Значение первой медицинской помощи

1

II

        Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия

2

III

Первая медицинская помощь при кровотечениях

3

IV

Первая медицинская помощь при переломах

2

V

Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности

2

VI

Первая медицинская помощь при ожогах

1

VII

Травматический шок и противошоковые мероприятия

2

VIII

Инфекционные болезни. Дезинфекция

2

IX

Лекарственные средства

1

X

Экскурсии.

1

Итого

17

Календарно тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата проведения

Коррекция даты

Введение (1 час)

1. Значение первой медицинской помощи. Значение само- и взаимопомощи.

1

04.09

Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия (2 часа)

0

1.Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Понятие «десмургия». Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала.

1

11.09

2. Правила наложения повязок. Практическая работа. Первая медицинская помощь при ранениях.

1

18.09

Первая медицинская помощь при кровотечениях (3 часа)

0

1. Кровотечения, их виды. Характеристика кровотечений и их последствий.

1

25.09

2. Гемостаз. Остановка кровотечения.

1

02.10

3. Практическая работа. Первая медицинская помощь при кровотечениях

1

09.10

Первая медицинская помощь при переломах (2 часа)

0

1. Переломы, их основные признаки. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила).

1

16.10

2. Практическая работа. Первая медицинская помощь при переломах.

1

23.10

Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности (2 часа)

0

1.Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности

1

30.10

2. Практическая работа. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.

1

06.11

Первая медицинская помощь при ожогах (1 час)

0

1. Причины возникновения ожогов, степень тяжести. Приемы оказания первой медицинской помощи.

1

13.11

Травматический шок и противошоковые мероприятия (2 часа)

0

1.Причины травматического шока. Фазы травматического шока. Предупреждение шока.

1

20.11

2. Профилактика шока. Противошоковые мероприятия

1

27.11

Инфекционные болезни. Дезинфекция (2 часа)

0

1. Возбудители инфекционных болезней. Основные признаки инфекционных болезней. Профилактика инфекционных болезней. Дезинфекция.

1

04.12

2. Семинар. Меры по профилактике инфекционных заболеваний.

1

11.12

Лекарственные средства (1 час)

0

1. Лекарственные средства, дозы их применения Способы введения лекарственных средств. Хранение лекарственных средств. Лекарственные растения: виды, правила сбора и хранения, действия этих растений. Семинар. Лекарственные травы

1

18.12

Экскурсии. Мероприятия при внутреннем кровотечении. Первая помощь при кровотечении.

1

25.12

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – методическое пособие для учителей биологии: «Использование прикладных программных средств (ППС) во внеурочной деятельности на примере игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии».

Применение ЭОР в разумных приделах повышает познавательную активность учащихся. На сегодняшний день в большинстве школ есть целый комплекс прикладных программных средств обучения (ППС, как вариа...

Интеграция учебных предметов "Литературного чтения" и "Окружающего мира" на примере использования научно-познавательных рассказов Л.Н. Толстого.

В статье раскрыты возможности литературного чтения и окружающего мира, как учебных предметов. Предлагается на интегрированных занятиях использовать рассказы Л.Н. Толстого (приведены образцы), представ...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...

Статья " МЕЖПРЕДМЕТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ ТЕХНОЛОГИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ 6 КЛАССА"

В статье рассмотрены межпредметное взаимодействие на примере содержания программы учебного предмета Технология 6 класса. По учебнику И.А. Сасовой....

Методическая разработка "Компетентностный потенциал учебного предмета «Литература» (на примере формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах)"

В методической разработке представлен опыт формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах, изучения запросов учащихся, причин недостаточной сформированности данных комп...