Педагогические чтения
статья (8 класс) по теме

Любовь Александровна Кирейшина

Выступление учителя"Школьный прект и социокультурная среда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_proekt_i_sotsiokulturnaya_sreda.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный проект и социокультурная среда, или

 Образование как среда для обеспечения преемственности поколений и развития традиций

                                                Какими бы прекрасными ни были цветы,                                                 они погибнут, если уничтожить корни.

                                                                        Агата Кристи        

        Развитие каждого нового  поколения  зависит от того, как устроена социокультурная среда. События, происходящие с нашим братским украинским народом, доказывают, что именно от  педагогов во многом зависит не только будущее учеников, но и России, мира  в целом.

        Социокультурная среда, созданная  в образовательном учреждении трудом педагогов, и  есть мир, который оказывает формирующее воздействие на все стороны развития ученика. Учителю предоставлена  возможность воздействовать на результаты деятельности учащегося одновременно в социокультурной и развивающей образовательной среде по нескольким направлениям:
1) организация социального действия через изменение структуры деятельности;
2) включение новых культурных норм  (например, оформление продуктов  собственной деятельности:  поделок, презентаций, фотографий, стенгазет, видеороликов, инсценировок, проектов  и т.п.);
3) рождение новых «очагов» культуры в виде сообществ единомышленников,  увлеченных одной идеей (целью) - юных путешественников,  исследователей, краеведов, юных конструкторов, активистов школьных музеев, школьное телевидение, школьная газета  и  т. д.;
4) приобретение социального опыта через реализацию социально-профессиональных проб в неформальной системе должностно - ролевого самоуправления детско-юношеского объединения или классного коллектива образовательного учреждения.

        Не секрет, что именно образовательная социокультурная среда может служить гарантом обеспечения преемственности поколений и развития национальных традиций. Уже доказано, что традиции влияют на  образовательную  систему школы  и развиваются при условии:

- выявления актуальных традиций для современной школы;

-осмысления педагогами роли традиций в образовательной среде;

- формирования позитивного отношения в школьных коллективах к традициям;

- целенаправленной управленческой деятельности по развитию традиций школьной образовательной системы.

        Для русской школы всегда важным и традиционным  было сохранение принципа преемственности. Преемственность поколений - одна из самых волнующих социальных проблем современности, от неё зависит  будущее человечества, его судьба, характер  дальнейшего мирового  развития. Преемственность — особый механизм  «памяти общества», который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, на её основе создаются новые ценности. На принципе  преемственности основаны все социальные институты обучения и воспитания.

        В концептуальных подходах к решению проблемы преемственности и непрерывности образования в ОС «Школа 2100» говорится: «Образовательную систему должна выбирать вся школа – от первого до выпускного класса - и работать в её контексте над созданием единой образовательной среды. Учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы – все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие педагогические приёмы и в рамках общего психологического пространства – ведь у них общие ученики. Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку учеников, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом, базирующимся на идеях гуманизма и гуманитаризации образования».

        22 года работы в школе №422, знание её традиций  позволяют мне поделиться  своими мыслями о том, как помочь каждому ученику найти себя ещё на школьной скамье.  Все мы знакомимся  с новыми педагогическими технологиями, среди них – проектное обучение. Именно оно, на мой взгляд, позволяет активизировать учащихся, привлечь их внимание к традициям народа, города, школы. Причём, как правило, проектная деятельность позволяет раскрыться всем ученикам.

         Проект, названный   «Кронштадт юбилейный»,  является практическим воплощением  некоторых современных педагогических идей, охватывает такие предметы, как   литература, русский язык, история, краеведение.

        Идея первая: изучение родного края может стать смысловой основой всего уклада школьной жизни.   Реализации этой идеи    помогают школьный музей «Остров Котлин» и краеведческий клуб «Кронштадт – вчера, сегодня, завтра», возглавляемые Шлендовой М.А., а также тесная связь с клубом «Юный моряк».

        Идея вторая: реализация культурологического подхода к формированию содержания образования, и здесь прослеживается связь ещё и  с ДДТ «Град чудес», вовлекающим нас в интересные конкурсы, мероприятия. Таким образом, социум расширяется.

        Идея третья: реализация на практике принципов системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании, так как развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного  и воспитательного  процесса. И здесь огромна роль учителя-предметника, увлечённого идей, которую развивают, иногда и изменяют наши любимые ученики,  приходят к совершенно новым и интересным гипотезам и  доказательствам их.

        В проект вошли лучшие работы учащихся с 2010 по 2014 год, представляющие интерес с точки зрения истории города и семей, в нём проживающих.  Этапы работы связаны с юбилейными датами: 65-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне, 100-летие Морского собора,70-летие полного снятия блокады Ленинграда, 310-летие  Кронштадта, 65-летие школы. В связи  с этим проект состоит  из 3-х приложений: «Кронштадт исторический», «Кронштадт литературный»  и «Кронштадт глазами нового поколения».

        Возраст участников проекта: 11 -17 лет, учащиеся 5 - 11 классов; это исследователи, мыслители, поэты и прозаики, а также  группа технического обеспечения проекта. Группы  были непостоянны, учащиеся  переходили из одной в другую в зависимости от заинтересованности в работе с различными материалами. Так, исследователи выполняли  и творческие работы, а ребята из группы технического обеспечения проекта подключались к деятельности  исследовательской или мыслительной. В качестве проектного продукта  мы получили уникальные презентации о различных сторонах жизни Кронштадта, Санкт-Петербурга, России,  ко  многим разработаны литературно-музыкальные композиции. Особенно интересны творческие работы учащихся, рассказывающие о  родном городе, школе, истории семьи, связанной с прошлым Кронштадта.

        Цели проекта:

  • привлечение  внимания учащихся к  Кронштадту как колыбели Российского флота, музе поэтов и писателей;
  • приобретение более глубоких научных теоретических знаний, формирующихся в ходе научно-практической работы;
  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к  истории, русской литературе, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.

        Проект – пример того, что процесс образования – это не только  усвоение системы знаний, но и развитие личности, принятие  духовно-нравственных, социальных семейных ценностей, пример организации единой образовательной среды.

        Жизнь в школе должна быть яркой и интересной, насыщенной, наполненной радостными хлопотами и заботами.   Пусть ребята слагают стихи о Бородинском сражении,  рассуждают о толерантности,   пишут письма детям блокадного Ленинграда, узнают о судьбе девчонок и мальчишек  осаждённого  Кронштадта.  Пусть с трепетом слушают  воспоминания блокадников, рассматривают  старые фотографии и пытаются понять, что помогло выжить и победить в самой страшной войне 20-го века, пишут об этом стихи и сочинения!  Пусть интересуются историей родного города, школы, рассуждают о прошлом, настоящем и будущем Кронштадта, строят планы по его развитию и процветанию и пишут стихотворения, подобные строкам  Орджалиевой Сабины, ученицы 7 «А» класса:          

Кронштадт известен миру сотни лет!

Прекрасный город-форт, Петра творенье,

Петербург он столько  раз спасал от бед!

Ничто над ним не властно! Без сомненья!

Не раз его пытались разбомбить,

Стереть, разрушить, захватить и уничтожить.

Но люди знали: город будет жить,

Ведь он Петром Великим был заложен.

         И тогда можно смело утверждать: преемственность поколений сохраняется, традиции живы, «корни» не уничтожены, Кронштадт и Россия будут жить и развиваться, если дети так тонко ощущают с ними свою связь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (материал для выступления на педагогических чтениях)

В представленном материале описаны ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ  ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИ...

Доклад на педагогические чтения "Создание и внедрение системы дистанционной работы с одаренными детьми".

Дистанционное обучение - это такой способ получения знаний, который бы позволял независимо от времени и местоположения получать образовательные материалы и консультации преподавателей курсов. В настоя...

Выступление на городских педагогических чтениях

Социальная и образовательная интеграция детей с особыми образовательными потребностями...

«Использование информационных компьютерных технологий на занятии в УДОД». Доклад на педагогических чтениях.

Компьютерные технологии видоизменяют традиционные формы представления информации, в том числе и в области дополнительного образования детей....

Выступление на 8 межрегиональных Булдаковских (педагогических) чтениях "Педагогические технологии в образовательной практике" по теме "Система работы классного руководителя с родителями обучающихся"

В данном материале можно ознакомиться с различными формами работы классного руководителя, которые актуальны в наше время. А также познакомиться с индивидуальными, групповыми и коллективными формами ра...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Педагогические чтения «Современные педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках реализации, актуализированных ФГОС СПО»

Педагогические чтения «Современные  педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках  реализации,  актуализированных ФГОС СПО&r...