ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
методическая разработка по теме

Бузан Инна Владимировна

Представленные технологии построения уроков находятся в постоянном совершенствовании. Творчески переосмысливая уже имеющиеся образовательные технологии, педагогическое сообщество выстраивает новые типы уроков  личностно-ориентированного направления: урок-образ, урок-логического мышления, урок-настроения и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_podkhody_v_postroenii.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОСТРОЕНИИ
СОВРЕМЕННОГО УРОКА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

И.В. Бузан, учитель истории и обществознания

 МАОУ-СОШ №11 им. В.В. Рассохина,

г. Армавир, Краснодарский край

Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нем заложено, а не отливать в определенную форму, придуманную кем-то заранее.

А. Маслоу

Стратегическая задача отечественного образования на современном этапе заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения нового качества его результатов посредством включения инновационных механизмов в процесс его развития.  Поворот к личности обучающегося является смыслом и целью современной парадигмы отечественного образования. Развитие личностно и социально значимых компетенций у обучающихся является наиболее актуальной проблемой в наши дни, так как современное развитие российского общества требует от образования подготовить личность, способную на практике применить полученные знания.

Образовательные результаты неразрывно связаны  с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Основной формой обучения в современной школе является классно-урочная, где урок – стержневой элемент всей системы. Именно поэтому проблема современного урока так актуальна и значима для образовательного процесса.  Каким должен быть сегодня  урок в школе? Какие формы урока должны быть востребованы в  школе ХХI века? Современный урок – это прежде всего по-новому работающий учитель, педагогическая деятельность которого  направлена на развитие познавательных способностей ученика. Благодаря грамотно, в современном ключе построенному уроку, обучающийся должен быть способен создать собственный образовательный продукт, сформировать свое видение предмета, свой способ решения проблем. Сегодня необходимо строить учебно-воспитательный процесс, переводя его на основу субъектных отношений  учителя и ученика. Выстраивая отношения на деятельностной основе с большей долей самостоятельности  и ответственности ученика за результат обучения, нам, несомненно, понадобятся такие методики и технологии на уроке, которые позволили бы нам это сделать.

Репродуктивные методы обучения на уроке уходят в прошлое. Действительно, знания, полученные в результате репродукции, не способны сформировать деятельностные компетентности у обучающихся. Сообщение готовой информации, воспроизведение и повторение способа деятельности формирует ситуацию, при которой ученик является всего лишь объектом образовательного процесса, в лучшем случае пассивно внимающим сообщаемой информации. Разумеется, что кризис репродуктивной модели обучения обозначился не сегодня. В целях повышения эффективности репродуктивного метода методисты, дидакты, психологи разрабатывали (и разрабатывают до сих пор) различные варианты, призванные обеспечить обратную связь. Однако кризис имеет системный характер, так как репродукция, эффективно работавшая в координатах индустриального общества, оказывается по меньшей мере малопродуктивной для постиндустриального развития. Таким образом, очевидно, что в основе современного урока должны лежать современные образовательные технологии, направленные на развитие ключевых компетентностей обучающихся.

Современные образовательные технологии призваны усилить  рефлексивные механизмы в учебной деятельности.  Это целостная система, формирующая навыки работы  с информацией на базе мыследеятельностного подхода.  Основу новых образовательных технологий составляет специально организованный процесс  взаимодействия учителя и ученика, направленный на  достижение цели наиболее эффективными  способами.  Среди  наиболее продуктивных – технологии развивающего обучения:

 технология проблемного обучения;

 технология развития критического мышления;

 технология дискуссии, которая формирует умение аргументированно представлять и отстаивать свою точку зрения, умение говорить и слушать собеседника;

 технологию учебной деловой игры, которая дает возможность учащимся поставить себя на место конкретных людей различных эпох, представителей социальных групп, лидеров политических партий, членов палат парламента, формирует живой взгляд на исторические события;

 технология проектного обучения.

Применение данных технологий в педагогической практике непосредственно на уроке дает учителю богатый материал для целенаправленного  развития у обучающихся познавательной, социальной и психологической рефлексии, развития самостоятельной познавательной деятельности. Каждая технология имеет свой специфический инструментарий, ее применение  вытекает непосредственно из тех целей и задач, которые ставит учитель на уроке.

Проблемный метод обучения – усвоение знаний через активную мыслительную деятельность обучающегося. В основу метода положена постановка  продуктивно-познавательных задач, содержащих противоречие. Технология разработки проблемного метода включает в себя:

 то или иное историческое событие (факт, идея, личность);

 поиск альтернативы;

 формирование проблемной задачи.

Проблемный метод обучения позволяет выработать у обучающихся потребность анализировать, спорить, дискутировать, доказывать. Вершиной данного метода можно назвать самостоятельную разработку проблемных заданий (тестов, презентаций), позволяющих стопроцентное включение учащихся в их последующее обсуждение.

Технология развития критического мышления организует учебный процесс на основе взаимодействия, диалога. Основная философская идея данной педагогической технологии состоит в признании исключительной ценности каждой личности, ценности каждого мнения, признания множественности интерпретаций информации, отсутствии жестко заданной формы восприятия. Усиление рефлексивных механизмов в учебной деятельности, формирование мыслительных умений школьников и создание инструментария для диагностики навыков работы с информацией являются целью применения технологии развития критического мышления на уроках. Можно выделить три стадии технологии:

 стадия вызова, заключающаяся в создании ассоциации по изучаемому вопросу, систематизации информации до знакомства с текстом (составление кластера);

 стадия осмысления, то есть организации работы обучающихся непосредственно с информацией (активное чтение материала, маркировка текста в ходе групповой работы, накопление материала по смысловым единицам кластера, составление таблицы ключевых понятий и терминов);

 стадия рефлексии, анализа и творческой переработки информации (установление причинно-следственных связей в групповой работе, организация дискуссий и круглых столов, написание аналитических эссе).

В результате применения технологии развития критического мышления реализуется деятельностный, личностно ориентированный подход в изучении материала.

Технология проектного обучения дает возможность максимального раскрытия творческого потенциала обучающегося. Данная технология позволяет проявить себя индивидуально или в группе, принести пользу, продемонстрировать достигнутый результат публично. Проектное обучение всегда направлено на  нахождение решений, то есть носит практический характер, что, безусловно, значимо для ученика.

Представленные технологии построения уроков находятся в постоянном совершенствовании. Творчески переосмысливая уже имеющиеся образовательные технологии, педагогическое сообщество выстраивает новые типы уроков  личностно ориентированного направления: урок-образ, урок-логического мышления, урок-настроения и др.

И все же необходимо отдельно подчеркнуть, что применение  современных педагогических технологий на школьных уроках не должно становиться самоцелью. На первое место сегодня  выходят требования к результатам образования, поэтому любой урок должен быть нацелен прежде всего на результат. Немаловажно также и то, насколько реально достигнутые результаты на уроке  соответствуют ожидаемым. Общеизвестно, что школа является единым организмом. Поэтому применение новых педагогических технологий должно стать не высшим достижением отдельных преподавателей, а необходимым условием существования и развития всей школьной образовательной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме исследования "Модульно-компетенстностный подход в преподавании дисциплин профессионального цикла

Презентация представляет видение автора на реализацию модульно-компетентностного подхода в образовательном процессе в учреждениях начального и среднего профессионального образования...

Модульно-компетентностный подход в преподавании дисциплин профессионального цикла

Статья моудльно-компетентностное обучение в преподавании специальных дисциплин строительного профиля...

«« Интегративный подход в преподавании предмета гуманитарного цикла - Мировая художественная культура »

рассматриваются вопросы : Глава 1. Принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы в предмете МХК. 1.2. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла. 1.3. Пути становления Миро...

Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования

Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...

"Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественнонаучного цикла"

Цель интегрированного преподавания - научить школьников видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём....

Описание инновационного проекта "Инновационный подход как основа формирования положительной мотивации при обучении русскому языку"

Разработка системы обучения русскому языку, направленная на формирование положительной мотивации учения за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников....

доклад на тему "Инновационные формы работы на уроках естественнонаучного цикла" (из опыта работы)

Доклад на августовское совещание-2015 обобщает опыт применяемых мною методов, приёмов и форм работы с учащимися на уроках географии....