Формирование ключевых компетенций учащихся в гимназии педагогической направленности
статья по теме

Латыпова Альфия Рамдраковна

В последнее время в педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается такая категория как компетентность и обосновывается использование, применение, реализация компетентностного подхода в образовании. Компетентностной подход - это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция)).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1_latypova_alfiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ГИМНАЗИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Альфия Рамдраковна Латыпова,

директор МБОУ «Гимназия № 52 Приволжского района г. Казани», Заслуженный учитель РТ

В последнее время в педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается такая категория как компетентность и обосновывается использование, применение, реализация компетентностного подхода в образовании. Компетентностной подход - это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция)).

В образовании Европейского сообщества придается особое значение следующим ключевым компетенциям:

-социальная компетентность (способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества);

  • коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в т.ч. и компьютерного программирования);
  • социально-информационная компетенция (владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ);

-когнитивная (персональная)  компетенция (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию);

  • межкультурные компетенции;
  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • специальная компетенция (подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда).

Итогом работы нашей гимназии № 52 педагогической направленности является выпускник, который сам определяется в жизни, выбирает дальнейшее профессиональное образование, получая профессиональную квалификацию.

При условии сформированности ключевых компетенций, выпускнику обеспечена успешная социализация личности и профессионального самоопределения. В каждом учебном заведении существует модель выпускника.

К сожалению, традиционное обучение, ориентированное на процесс передачи знаний учителем и воспроизведение этого процесса учащимися, ограничивает возможность саморазвития личности.

Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся:

  • получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;
  • не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;

-        при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.д.

Введение понятия "компетенций" в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций:

  • извлекать главное из прочитанного или прослушанного,
  • точно формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме,
  • сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
  • планировать свои действия, оценивать полученный результат,

-        предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные -критерии,

-        самоорганизовываться и т.д.

Выпускник школы, обучение в которой было нацелено сугубо на передачу знаний, оказывается не готовым к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях и учению на протяжении жизни.

Ключевые компетенции невозможно сформировать только посредством передачи информации (чем в общем то школа занимается до сих пор).

Необходимо нарабатывать принципиально новые способы взаимодействия учителя и учащегося, к чему стремимся мы, разработчики данного документа.

Готовясь к очередному уроку, учителя, составившие данную методическую разработку, каждый раз задают себе вопрос - что важнее для моих учеников: постичь правила русского языка, познакомиться с историей развития какой-либо страны.... или, постигая .., обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире?

Учителю необходимо стараться создать ситуацию успеха на уроке, вселить уверенность в своих учеников, дать почувствовать значимость, определить свою самоцель, достичь максимального результата в общем развитии. Из опыта работы учителей гуманитарного цикла гимназии с педагогической направленностью

Существует несколько полезных советов, которыми следует руководствоваться при формировании ключевых компетенций е работе над качеством образования:

  1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
  4. Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.
  9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

10.        В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

П. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

  1. Поощряйте исследовательскую работу учеников.
  2. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  3. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные советы - только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими - это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели - формирования и развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций учащихся по географии при изучении курса «Социальная и экономическая география мира» в 10-11 классах.

•освоение системы географических знаний•овладение умениямисочетать  подходы•развитие познавательных интересов•воспитание патриотизма, толерантности•использование полученных ЗУНов•нахождение...

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...

Педагогический проект "Формирование ключевых компетенций учащихся с использованием современных образовательных технологий"

АННОТАЦИЯ         Проект направлен на достижение цели развития у учащихся ведущих интеллектуальных индивидуально-личностных способностей, навыков исследовательс...

Информационная карта педагогического опыта "Комплексный подход в формировании ключевых компетенций учащихся в образовательном процессе"

Новизна педагогического опыта заключается в системном подходе к  проблеме, в отборе и  оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Инновационность и новизна достигаются также ...

Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение активных методов обучения»

В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области математики или другой дисциплины, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать...

Педагогический проект "Метод учебных проектов как условие формирования ключевых компетенций учащихся на уроках технологии

Цель педагогического проекта: систематизировать, методически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения технологии метода проектов для формирования ключевых компетенций учащихся ...