Научно-методическая статья "Секреты образовательной технологии ПОРТФОЛИО"
статья (5 класс) на тему

Сильченко Оксана Александровна

В статье рассматривается  ПОРТФОЛИО как одна из эффективных  технологий,

поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sekrety_tekhnologii_portfolio_silchenko_oa.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 253 Санкт-Петербурга

Научно-методическая статья

 "Секреты образовательной

технологии ПОРТФОЛИО "

Автор:
Сильченко (Сахан) Оксана Александровна,

учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 253 СПб

Санкт-Петербург, 2014

         

Именно в школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у школьника устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы выпускники были конкурентоспособными, мобильными. Это задача, конечно же, не из легких. И здесь на помощь педагогу приходит технология «Портфолио», «одна из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании».

Что же такое ПОРТФОЛИО?
• Форма целенаправленной систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащихся
• Образовательная  технология, поддерживающая компетентностно – ориентированный подход в образовании
• Коллекция работ учащихся, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях, умениях учащихся по сравнению с его предыдущими результатами

ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ПОРТФОЛИО - доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.
ПОРТФОЛИО
• Технология формирования ключевых компетентностей учащихся
• Новая эффективная форма контроля и оценки достижений учащихся

РЕЗУЛЬТАТ
Сформированные компетентности:               
- решение проблем (самоуправление)                        
- информационная
- коммуникативная

ВЫПУСКНИК
- сориентированный в современных условиях рынка труда
- мобильный
- конкурентоспособный

ВИДЫ ПОРТФОЛИО
ПО ЦЕЛИ                                                                           
- портфолио – собственность (для себя собирается)
- портфолио – отчет (собирается для учителя)

ПО СОДЕРЖАНИЮ
- портфолио достижений
- рефлексивный портфолио
- проблемно – ориентированный портфолио
- тематический портфолио

       
НОВЫЕ «РОЛИ» ПЕДАГОГА В ХОДЕ ПРИМЕНЕНИЯ технологии ПОРТФОЛИО
• Эксперт  
• Консультант  
• Тьютор            

С данной технологией познакомилась на интерактивных курсах повышения квалификации педагогов Самарской области в 2003 году и успешно внедряю технологию «Портфолио» в учебный процесс.
Следует отметить, что процесс создания портфолио  увлекает детей.
Секрет успеха педагога, внедряющего технологию «Портфолио», -  грамотная организация  запуска  портфолио учащихся. Это должно быть  сотрудничество ученика и учителя.

С чего же начать работу над портфолио?
1 шаг. Предлагаю начать  с мотивации (Рассказать, что портфолио – это папка – накопитель, коллекция работ уч-ся, демонстрирующая учебные достижения, прогресс в знаниях и умениях школьника, какова цель создания портфолио, какие виды портфолио существуют).
Далее познакомить  со структурой портфолио.

Классический портфолио состоит из
– титульного листа;
-оглавления,
-указания цели портфолио;
-4-х разделов, которые представляют собой крупные блоки материалов:
• «Портрет»
• «Коллектор»
• «Рабочие материалы»
• «Достижения».

Внутри разделов выделяются рубрики (1 рубрика обязательная, 2 факультативная).
• Цель раздела «Портрет» - представить автора портфолио (ученика) любым доступным способом. Это может быть фото, эссе, анкета, характеристика и т. п., раздел должен отображать особенности личности автора портфолио. Здесь могут быть следующие рубрики:
- «Моя анкета»
- «Познакомьтесь, это я!
- «Мои размышления»
- «Я и мои увлечения».
• Раздел «Коллектор» содержит информацию извне, т.е. материалы, автором которых не является ученик. Это памятки, схемы, списки литературы, иллюстрации, ксерокопии статей, материалы товарищей. Иными словами, «Коллектор» - это копилка информационных материалов, которые будут использованы в работе, а может быть, перейдут в архив. Здесь могут быть следующие рубрики:
-«Стол находок»
-«Это интересно»
-«Творчество моих товарищей».
• Раздел «Рабочие материалы» включает все материалы, созданные и систематизированные учеником. Этот раздел включает такие рубрики, как:
- «Письменные работы»
- «Мои суждения»
- «Анализ собственных ошибок».
• Самым приятным для учащихся и для учителя разделом является раздел «Достижения», где помещаются материалы, которые отражают лучшие результаты учеников и демонстрируют их успехи (это грамоты, дипломы, благодарственные письма, фото лучших выступлений, сертификаты, удачные проекты). Здесь возможны рубрики:
- «Моя реклама»
- «Мои открытия».

Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Количество разделов и рубрик, их предполагаемое содержание согласовывают между собой учитель и ученик. Рубрики могут меняться в зависимости от цели создания портфолио, а материалы из разделов перетекать из одного в другой.
      Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы уч-ся.

2 шаг. В режиме сотрудничества определить вид и  структуру портфолио.

3 шаг. Затем определиться со сроком сдачи и временем работы над портфолио (на уроках в классе, во время проектной деятельности, творческой и исследовательской работы дома или на уроке. Консультации по портфолио провожу  и на уроках, и на индивидуально-групповых занятиях. Проверка – 2 раза в триместр; обязательное задание на каникулы – пополнить разделы портфолио).

4 шаг. Обговорить и критерии оценивания (например, следующие):
• - грамотность
• - эстетическое оформление
• - наличие шкалы достижения цели
• - содержательность
• - соответствие материалов портфолио цели
• - творческий подход
• - наличие системы оценивания.

5 шаг. Создать систему оценивания и  определить  объекты проверки (какие разделы и рубрики будут оцениваться часто, а какие однократно (например, раздел «Мой портрет»);  следует отметить, что информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители, консультанты, но делать это могут только с ведома и разрешения ученика – автора портфолио.

Применяя данную технологию в учебном процессе не первый год, я убедилась, что технология портфолио приемлема для любого возраста. Умелый подход учителя – консультанта позволяет успешно работать в режиме портфолио и 5-тиклассникам, и 8-миклассникам, и выпускникам.


Вот, например, портфолио ученика 8А класса Гусарова Игоря.
Цель – предназначение портфолио– повысить свою грамотность, развить творческие способности, научиться достигать цель; доказать себе и всем, что я способный, научиться работать с информацией.
Портфолио включает разделы:
1. Портрет, где 2 рубрики: «Анкета», «Мои размышления» («Зачем изучать русский язык?»)
2. Коллектор, где собрана интересная информация о Сызрани, полюбившиеся стихотворения, схемы, таблицы.
3. Рабочие материалы, где находятся все письменные работы: творческий диктант, контрольные упражнения, сочинения, кроссворды по теме «Слова с непроверяемыми орфограммами», иллюстрации к литературным произведениям, материалы проектов.
4. Мои достижения (грамоты, дипломы, лучшие работы и проекты).

По шкале достижения цели легко проследить прогресс в обучении Гусарова Игоря. Самое важное: материалы портфолио подвергаются не только оценке учителя, но и сам ученик проводит рефлексию (с помощью установленной системы оценивания отмечает удачные и менее удачные работы).
Замечу, что в конце учебного года с учащимися, работающими в режиме портфолио, проводится анкетирование. Школьники могут строго заполнить опросники, а могут подойти творчески – записать свои размышления в виде эссе.

По результатам анкетирования  выявлены разделы портфолио, с которыми ученики  любят работать больше всего:
- мои достижения 97% (этот раздел позволяет осознать свою значимость и оценить результаты своей деятельности)
- мой портрет 85% (ребятам нравится творчески представлять свое «Я»)
- коллектор – 67%
- рабочие материалы – 65%

В чем же секрет  технологии «Портфолио»?
- С помощью портфолио педагог свободно конструирует и реализует индивидуальные образовательные маршруты учащихся в рамках образовательного учреждения.
- Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса. 
- Грамотная организация запуска портфолио учащихся позволяет осуществить сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появляется чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.
- Работа с портфолио всегда ведется так, что ученик всегда организует самоконтроль; осознает, как происходит процесс учения, освоения определенной деятельности; делает выводы о том, насколько эффективны для него лично те или иные стратегии, насколько соответствуют его индивидуальности; оценивает свои достижения и возможности, собственное продвижение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на ШМО учителей гуманитарного цикла. Научно-методическое портфолио педагога как условие его профессионального становления.

Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, ...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ (мастер-класс)

Портфолио преподавателя сегодня – требование времени. Каким оно должно быть? Каким содержанием его наполнить? Где создать? Как оформить? Каким образом эффективно использовать? Вопросов перед преподава...

3.3.4. Научные, научно-методические и учебно-методические публикации по французскому языку, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Методические разработки:Организация внеурочной деятельности на французском языке с использованием ИКТ и возможностей современных мультимедиа технологий....