Школьные конфликты: стратегии общения и способы урегулирования
статья на тему

Коршунова Наталья Владимировна

Возникновение конфликтов в школе снижает качество образования, они могут надолго нарушить систему взаимоотношений между учителем и учениками, между учителями, между учителями и родителями. Конфликты вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей деятельностью.

Педагогический конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. 

Опыт работы педагогом-психологом в школе показывает, что конфликтующие стороны редко осознают истинные причины конфликта, чаще обращают внимание лишь на их внешнее проявление и следствия. 

Инициатива в разрешении педагогического конфликта обычно принадлежит учителю.  Для  разрешения  конфликта, когда отношения  между  учителем  и  учеником  принимают характер противостояния, приглашают «третьего» - социального педагога, психолога, родителя ученика,  кого-то из сверстников.

Целью данной работы является изучение стратегий общения взрослых и детей в ситуации школьного конфликта, возможности его урегулирования, в том числе, при помощи медиатора.  

В работе поставлены и рассмотрены задачи:

- выявление причин, провоцирующих развитие конфликтных ситуаций в образовательной среде среди обучающихся и учителей школы;

-  рассмотрение возможностей посредничества (при помощи медиатора и школьных служб примирения) в их урегулировании.

Для решения поставленных задач использовались методы:

- изучение и  анализ литературы;

- психодиагностические: наблюдение, тестирование.

В работе представлены результаты психологического исследования конфликтоустойчивости педагогов и стратегии общения учащихся.

Представлены пути разрешения педагогических конфликтов и установления  взаимопонимания.

Рассмотрено формирование и развитие в школах службы примирения – взросло-детской команды, целью которой является улучшение взаимоотношений, решение конфликтных ситуаций, сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chkolnie_konflikti.doc530 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Амурской области

Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Амурской области «Амурский областной институт развития образования»

(ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования)

Профессиональная подготовка по программе  «Педагог-медиатор»

ШКОЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ:

СТРАТЕГИИ ОБЩЕНИЯ И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Работу выполнил(а):

Коршунова Наталья Владимировна

Педагог-психолог

МОБУ «СОШ №1 им. А.П. Гайдара» п.Архара

Благовещенск 2013

Содержание

Введение

с. 2

Понятие педагогического конфликта

с. 4

Педагогические ситуации, вызывающие межличностный конфликт.

с.5

Психодиагностика учителей

с.9

Диагностика обучающихся 6-10 классов

с. 12

Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов

с. 17

Школьная медиация

с. 18

Роль медиатора в разрешении педагогических конфликтов

с. 19

Способы урегулирования конфликтов

с. 20

Выводы

с. 26

Литература

с. 28

Введение

Образовательный процесс предполагает групповое взаимодействие людей.  В ходе этого взаимодействия возникает большое число конфликтных ситуаций, которые школа стремится разными путями разрешать.

Конфликт в психологии определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» (Краткий психологический словарь/под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1986.)

Наиболее распространенным типом конфликтов являются межличностные конфликты. Педагогический конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Возникновение конфликтов в школе снижает качество образования, они могут надолго нарушить систему взаимоотношений между учителем и учениками, между учителями, между учителями и родителями. Конфликты вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей деятельностью.

Опыт работы педагогом-психологом в школе показывает, что конфликтующие стороны редко осознают истинные причины конфликта, чаще обращают внимание лишь на их внешнее проявление и следствия.

Но однозначно негативно относиться к конфликту нельзя, поскольку это естественный процесс, определяемый противоречиями, возникающими во взаимоотношениях людей. Важно, каким способом происходит разрешение конфликта, и к какому результату он приводит. Ведь в случае конструктивного разрешения конфликт становится движущей силой развития взаимоотношений: вызывает реальное общение и решение острой проблемы, дает выход скопившимся эмоциям, тревогам, стрессу, помогает признанию взаимозависимости и укреплению единства, дает возможность получить и  использовать полученные знания и опыт в дальнейшей жизни.

 Инициатива в разрешении педагогического конфликта обычно принадлежит учителю.  Для  разрешения  конфликта, когда отношения  между  учителем  и  учеником  принимают характер противостояния, приглашают «третьего» - социального педагога, психолога, родителя ученика,  кого-то из сверстников.

Целью данной работы является изучение стратегий общения взрослых и детей в ситуации школьного конфликта, возможности его урегулирования, в том числе, при помощи медиатора.

В работе поставлены и рассмотрены задачи:

- выявление причин, провоцирующих развитие конфликтных ситуаций в образовательной среде среди обучающихся и учителей школы;

-  рассмотрение возможностей посредничества в их урегулировании.

Для решения поставленных задач использовались методы:

- изучение и  анализ литературы;

- психодиагностические: наблюдение, тестирование.

Субъекты исследования:

Участники образовательного процесса (обучающиеся 6-10 классов и 22 педагога)  МОБУ «СОШ №1 им.А.П. Гайдара» п.Архара, Амурской области

Предметы исследования:

- эмоциональное  отношение  обучающихся 6-10 классов к конфликтам в классе и с учителями;

- стратегии в общении учеников по отношению к одноклассникам, учителям и родителям;

- устойчивость педагогов к конфликтам;

- приоритетные ценности и психоэмоциональное состояние педагогов в образовательном процессе,

- самооценка педагогов, их уровень субъективного контроля, стиль преподавания;

- роль педагога-медиатора в урегулировании школьных конфликтов.

В работе использованы результаты психодиагностики:

- методика «Психологический портрет учителя» Г.В. Резапкина;

- экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам;

- методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко;

- опросник для учащихся «Ваше отношение к конфликтам»

 

Понятие педагогического конфликта

К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником, учителем и учеником, родителем и ребёнком, а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом. Педагогические конфликты отличаются своими специфическими особенностями. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Позицию учителя можно условно выразить словами «Я призван тебя воспитывать!», позицию ученика: «Я не хочу, чтобы меня воспитывали».

Характер педагогических конфликтов  определяется статусом участников конфликта, существенными различиями в возрасте, жизненном опыте, гражданских правах (школьники — несовершеннолетние граждане), образованности учащихся и педагогов и др. специфическими чертами.

По классификации А.Я. Анцупова, выделяются несколько основных групп конфликтов в образовательном учреждении: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родители, ученик-администратор, учитель-учитель, учитель-родители, учитель-администратор, родители-родители, родители-администратор, администратор-администратор.

Педагогические ситуации, вызывающие межличностный конфликт.

В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так.

В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учениками по поводу его конкретного поступка, действия в школе.

В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно. Мы часто видим только срыв в поведении ученика и некогда нам выяснять его причину.

При разрешении педагогических ситуаций действия часто определяются личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым. Для учителя и ученика различные ситуации могут быть школой познания других людей и самого себя.

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.п.

Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от «милости» учеников.

Однако, опрос учащихся показал, что учителя, сами часто не осознавая, провоцирую конфликты с детьми. Школьники указывают причины, по которым у них возникают конфликтные ситуации с учителями школы:

- неравное отношение к учащимся, выделение «любимчиков»

- оскорбительное подшучивание, несправедливое или «глупое» замечание, упреки без понимания, явное оскорбление;

- навязывание своего мнения; нежелание выслушать; недопонимание ситуации, в которой оказался ученик;

- агрессивное поведение педагога по «ошибке», не раздумывая об обстановке, переходят «черту»; доказывают свою правоту;

- быстрый темп говорения, большой объем записей учебного материала; непонятно объясняют выполнение домашнего задания;

- слишком строгое отношение к ученикам; крик.

Исходя из вышеуказанных школьниками причин среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

- ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

-  ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;

- ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Дополнительными факторами конфликта выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

Всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.

Конфликты возникают, когда ученики находятся наедине с учителем, в присутствии посторонних или администрации школы конфликтов не бывает.

Учитель свою виновность признает редко, поэтому стоит вечная проблема — как помочь и учителю, и ученику в установлении добрых отношений. Многие ситуации переходят в затяжные конфликты, заканчиваются уходом ученика с урока, а учителя к директору.

Конфликты чаще случаются у учителей, интересующихся в первую очередь лишь уровнем усвоения предмета. Значительно меньше конфликтов на уроках, которые ведут классные руководители и в начальных классах, когда учитель хорошо знает учеников и находит разнообразные формы взаимодействия с ними.

Ситуация на уроке доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим по предмету, «трудным» по поведению. Поэтому в интересах самого учителя лучше изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания.

Нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с учителем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету.

Причиной многих конфликтов считают низкий уровень педагогического общения учителей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками.

Психодиагностика учителей

1. Методика «Психологический портрет учителя» Г.В. Резапкиной помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений учителей и принять решение - меняться самому, менять работу или оставить все, как есть.

С помощью этой методики были определены: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние,  самооценка,  уровень  субъективного   контроля каждого учителя.

Приоритетные ценности.

         У 23% учителей отмечалось преобладание первого варианта ответов, что говорит о гуманистической направленности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное  принятие ученика. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью.

         У 14 % учителей отмечалось преобладание второго варианта, что  говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости. Учителя мало интересует внутренний мир ученика. В отношениях с таким учителем ребята держат себя настороженно, напряженно, не видят в нем союзника.

         64% учителей с преобладанием третьего варианта ответов, что  говорит о "самодостаточности" учителя, концентрации на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием.

Результаты представлены диаграммой:

Психоэмоциональное состояние.

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. У большинства учителей (86%) отмечается нестабильность психоэмоционального состояния. Нестабильное психоэмоциональное  состояние определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них. Результаты представлены диаграммой:

Самооценка.

Самооценка, или самовосприятие - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.                                            

         14% учителей выбрали первый вариант ответа, что говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Позитивное самовосприятие позволяет создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку.

         77% учителей, с преобладанием второго варианта ответа, отличаются неустойчивой самооценкой, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств учитель испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты он преображается: становится уверен в себе, у него все получается. Неудачные стечения обстоятельств негативно влияют на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

Результаты представлены диаграммой:

Уровень субъективного контроля.

Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

У 23%  учителей преобладали в ответах первые варианты, что говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни. Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.

         У 73% учителей преобладали вторые варианты ответов, что говорит о недостаточной сформированности ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни.

         5% учителей выбрали третьи варианты в ответах, что говорит о сниженном уровне субъективного контроля. Люди с низким уровнем субъективного контроля склонны приписывать ответственность за события своей жизни, как счастливые, так и несчастные, другим людям, случаю, судьбе. Существует прямая зависимость между уровнем субъективного контроля учителя и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Учителя, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более других подвержены феномену «горания».

Результаты представлены диаграммой:

2. Экспресс-диагностика устойчивости педагогов к конфликтам позволяет оценить и проанализировать свое поведение в конфликтных ситуациях.

Результаты, полученные по данной диагностике, соответствуют следующим показателям:

 

У большинства учителей школы средний уровень конфликтоустойчивости, у 14% учителей имеют выраженную конфликтность. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену «словесными ударами», и ситуация становится конфликтной.

Конфликт раскрывает подлинное отношение ребят к учителю: неискренность в отношении с ними и демонстрацию своего несогласия с ней.

Отношения между учителем и учениками становятся разнообразными и содержательными, если учитель интересуется учениками, условиями их жизни, занятиями вне школы. Это дает возможность реализовать воспитательную ценность ситуации или конфликта. Иначе возможен разрыв отношений.

Каждый учитель получил «информацию к размышлениям» - информацию не всегда приятную, порой не соответствующую собственным представлениям о себе и потому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным не только к своим ученикам, но и к себе самому, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и начать работать над своей коммуникативной культурой, заняться самовоспитанием.

Диагностика обучающихся 6-10 классов

  1.  Опросник для учащихся «Ваше отношение к конфликтам»

а) Какие конфликты наиболее характерны для вашего класса?

Конфликты системы взаимоотношений «учитель-ученик» наиболее присущи 10 классу (80%), наименее – 6 классу (5%), что может быть объяснено особенностями возраста детей, развитием их самостоятельности и критичности мышления.

Наибольшее количество конфликтов «мальчики-мальчики» у детей 6 класса.

Конфликтов среди девочек меньше, чем среди мальчиков.

Конфликты, связанные с учебой и общением затрагивают от 28% до 44% школьников 9-10 классов.

Чуть меньше половины (44%) учеников 9 класса конфликтуют по поводу выполнения общественных поручений. У остальных учащихся общественные поручения не вызывают конфликтных ситуаций.

б) Какие конфликты особенно болезненны, вызывают опасения?

Наиболее болезнны для учащихся конфликты между одноклассниками и между учителем и учениками.

в) Какое твое поведение в конфликте?

Конфликтное поведение наиболее ярко проявляется у детей 9 класса.

Наблюдается преобладание вербальной агрессии.

Результаты, показанные на диаграмме, говорят о не умении учащихся решать конфликтные ситуации позитивными способами – не умеют прекращать конфликт, обсуждать проблему, договариваться, признавать свои ошибки и просить прощение.

  1.  Диагностика ведущей стратегии защиты в общении с партнерами при помощи методики В.В. Бойко. Цель методики определить какой стратегией в общении пользуются учащиеся 6-10 классов: миролюбие, избегание, агрессия.

Миролюбие – психологическая стратегия, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного – сохранения достоинства. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты. 

Миролюбие это небезукоризненная стратегия. Сплошное  миролюбие – доказательство бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства.

Данную стратегию в конфликтных ситуациях используют 28 учащихся 6-10 классов, что составляет 38% всех учеников.

Избегание – психологическая стратегия, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Ученик привычно обходит зоны конфликтов и напряжений, когда подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект. Данной стратегией в конфликтных ситуациях пользуются 14 учащихся, 19%.

Агрессия – психологическая стратегия, действующая на основе инстинкта. С увеличением угрозы для личности ее агрессия возрастает. Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «передаточного звена» – с его помощью агрессия «нагнетается», «раскручивается на полную катушку». Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счет придаваемого ей смысла. К агрессивной стратегии в конфликтах прибегают 23 ученика, 31%.

В каждом классе есть дети, у которых явно не определяется та или иная стратегия в общении. Они выбирают стратегию в общении в соответствие с обстоятельствами, оценивая силы партнера. Вероятно, в конфликтных ситуациях этих ребят можно привлечь на ту или иную сторону конфликта, исходя из силы партнера или более выгодного положения.

В большинстве же конфликтных ситуациях у учащихся 6,7 и 10 классов преобладает стратегия «миролюбие». В 9 классе преобладает стратегия «агрессия». Результаты представлены диаграммой:

Рассмотрим стратегии общения учащихся по отношению к одноклассникам:

Преобладающая стратегия общения с одноклассниками в конфликтных ситуациях – агрессия.

Стратегии общения учащихся по отношению к учителям:

Ученики 6 класса чаще используют в конфликтных ситуациях с учителями стратегию «миролюбие». В этом случае миролюбие означает приспособление детей, стремление уступать напору учителя, не обострять с ним отношения и не ввязываться в конфликты. Наиболее часто стратегию «агрессия» в конфликтах с учителями применяют дети 9 класса.

Выводы диагностики:

1. Наиболее характерные конфликты во взаимоотношениях между одноклассниками и между учениками и учителями. Данные виды конфликтных взаимодействий наиболее болезненны как для учащихся, так и для педагогов.

2. Школьные конфликты «учитель- ученик» могут возникать из-за объективных причин и субъективных качеств личностей педагога и ученика:

- недостаточная конфликтоустойчивость учителя, его нестабильное психоэмоциональное состояние, ориентированность на собственные переживания, неустойчивая самооценка;

- нежелание увидеть ситуацию глазами ученика и помочь ему выйти из нее;

- неумение учащихся находить положительные пути решения конфликтных ситуаций;

- возрастные психофизиологические особенности детей-подростков.

Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов

Сближению позиции учителя и ученика, налаживанию взаимопониманию можно помочь.

Интерес к вопросам возрастной и педагогической психологии, интерес к ребенку, желание увидеть ситуацию глазами ученика и помочь ему выйти из нее, умение построить собственное рациональное рассуждение по поводу возникшей ситуации — таковы основные слагаемые разрешения педагогических конфликтов.

Эти знания помогают  увидеть ошибки и просчеты в своем поведении и не повторять их, сваливая всю вину на учеников.

Ученики ценят хорошие отношения с теми учителями, которые могут разделить их радости и огорчения. При таких отношениях бывают и конфликты, но разрешать их значительно проще, отношения не доходят до конфронтации.

Для разрешения конфликта, когда отношения между учителем и учеником принимают характер противостояния, приглашают посредника, медиатора, заинтересованного в урегулировании конфликта и сохранении отношений.

В настоящее время формируются и развиваются в школах службы примирения – взросло-детская команда, целью которой является улучшение взаимоотношений в школе, решение конфликтных ситуаций, сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Школьная медиация

Что бы создать благоприятный климат и безопасное пространство, повысить качество обучения, взрослые должны хорошо понимать простой принцип, что общение и есть воспитание. От качества общения зависит и качество образования. Метод школьной медиации построен на понимании, на позитивном отношении к личности и признании за ней права оставаться аутентичной. Школьная медиация – это своеобразная школа общения.

Медиация относится к конфликтам, как к неотъемлемой части жизни. Одна из задач школьной медиации – направить энергию конфликта не в деструктивное, а в созидательное русло. Ведь главная цель медиации в образовании – выработка сторонами взаимоудовлетворяющего решения, ориентированного на будущее сотрудничество.

Школьный медиатор наряду с урегулированием конфликтов должен распространять принципы медиации. Ведь главное – предупреждение конфликтов. Медиативному подходу и основам медиации важно обучать и детей. Медиативный подход учит их умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимая на себя ответственность за дальнейшее развитие собственной жизни, а также сознавая силу своего влияния на окружающий мир. Очень важно научить детей умению правильно реагировать на конфликтные ситуации. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чутким к страданиям другого.

Роль медиатора в разрешении педагогических конфликтов

Ситуации, с которыми сталкивается медиатор, сложны и разнообразны.

В конфликте не бывает победителей или побежденных. Для школьных конфликтов трудно выработать единую стратегию их урегулирования, так как в каждой ситуации значительную роль играет человеческий фактор. Гибкий подход медиации позволяет создать индивидуальную модель, идеально подходящую в каждом конкретном конфликтном случае.

Медиаторам требуется хорошее воображение и творческий подход, а для этого он может использовать множество ролей:

- оценщик конфликтов - в этой роли медиатор должен обдуманно и тщательно изучить все измерения спора с точек зрения обеих спорящих сторон;

- активный слушатель - в этой роли медиатор должен слушать активно, с тем, чтобы усвоить как содержательную, так и эмоциональную составляющую;

- беспристрастный организатор процесса - помощь в установлении основных правил, задание тона процесса, помощь сторонам в достижении соглашений, поддержание корректных отношений между сторонами, удерживание сторон в рамках процесса, обеспечение и поддержание психологической удовлетворенности каждой из сторон;

- генератор альтернативных предложений - в этой роли медиатор может помочь спорщикам найти иные решения, которые, в конечном итоге, могут послужить спасению репутации одной из сторон;

- расширитель ресурсов – в этой роли медиатор снабжает участников спора необходимой информацией или помогает им разыскать эту информацию;

- испытатель реалистичности и выполнимости предложений, аргументированности каждой позиции, отстаиваемой стороной в ходе спора;

- помощник в выработке сторонами окончательной договоренности. В этой роли медиатор должен удостовериться, что спорщики точно и ясно понимают все условия соглашения об урегулировании;

- обучающий процессу партнерских переговоров. В этой роли медиатору надо учить стороны думать, действовать и вести переговоры с установкой на сотрудничество.

При разрешении конфликтов между учителем и учащимся помимо анализа причин, приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конкретного межличностного столкновения, медиатор должен учитывать возрастные особенности школьников.

Медиатор не решает, как нужно поступить сторонам: по ходу медиации часто у медиаторов возникает желание посоветовать сторонам или указать на правильное решение – это абсолютно не допустимо. Медиатор должен только помочь сторонам самим найти решение, они должны нести ответственность за принятое решение и не должны иметь повода кого-то винить в случае неудачного решения.

Медиатор не рассказывает другим, что говорилось на медиации: строгость при хранении конфиденциальности. Только если выявляется информация о каком-то преступлении или угрозе, медиатор должен немедленно сообщить учителю или администрации школы.

Медиатор отвечает за проведение процедуры. Основное правило медиации - добровольность участия, отсутствие насилие или принуждение к участию в медиации.

Способы урегулирования конфликтов

При разрешении и урегулировании конфликтов можно использовать следующие методы и приемы:

1. Опорная схема для проведения анализа конфликтной ситуации.

- описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т. д.);

- что предшествовало возникновению ситуации;

- какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;

- ситуация глазами ученика и учителя;

- личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);

- что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);

- основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);

- варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика;

- выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

2. Правила успешного общения в конфликте 

  1. Говорите только по просьбе или сигналу ведущего (медиатора).
  2. Относитесь к другому человеку с уважением и доверием.
  3. Обращаясь, называйте оппонента так, как он этого пожелает перед началом вашей встречи, избегая местоимений «он», «она».
  4. Не перебивайте ни оппонента, ни медиатора. Проявляйте терпение и выдержку.
  5. Знайте, что у вас всегда будет возможность и время сказать все, что вы считаете нужным.
  6. Внимательно выслушивайте своего оппонента и старайтесь увидеть в его словах и позиции положительные моменты.
  7. Проявляйте добрую волю, настойчивость и старайтесь вести обсуждение, а не уходить от него, замыкаясь в себе.
  8. Стремитесь в какой-то степени стать на точку зрения другого человека, увидеть происходящее его глазами.
  9. Помните, что медиатор не должен предлагать вариантов решения конфликта, он – только организатор и помощник во взаимодействии двух сторон.
  10.  Соблюдайте условия конфиденциальности, т.е. полного неразглашения содержания встреч. Но когда работа будет завершена, вы можете сообщить интересующимся основной результат разрешения конфликта.

3. Терапия общения. 

Наибольшие проблемы в общении возникают с учащимися десяти-тринадцати лет. Послушный дисциплинированный ученик начальных классов вдруг превращается в неуправляемого, бунтующего, всегда готового на резкость и грубость подростка.

Как «погасить» возбужденного ученика? Как успокоить и сбалансировать его психику? Как снять нарождающийся конфликт во взаимоотношениях с ним? Известно, что, кроме потребности самоутвердиться, у подростков актуализируется потребность в общении. Они много говорят  друг с другом, причем предметом их коммуникаций зачастую выступает их собственное «Я»: как я отношусь к тому или иному человеку, какой я - сильный или слабый, как я выгляжу и т.п. Происходит рождение личности подростка, возникновение его индивидуальности. Он еще и сам не знает: какой он человек? Не нужно обвинять его в эгоизме! Помогите ему успешно пройти сложный путь личного самоопределения, и вы увидите, как назревающий между вами конфликт сменится сердечной дружбой и взаимопониманием. Заведите правило регулярно разговаривать с трудным подростком. Предметом разговора выбирайте темы, интересные для подростка, его переживания, чувства, характер, привычки, желания, потребности. Говорите спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читайте морали, не “учите жизни”, общайтесь на равных. Звук вашего голоса, ваше доброжелательное и открытое лицо выступят эффективными психотерапевтическими средствами. Поведение подростка изменится: он станет спокойнее, сдержаннее, уравновешеннее. И, как следствие этого, все реже будет нарушать дисциплину, начнет лучше учиться.

4. Остановите монолог, организуйте диалог. 

Многие конфликты между учителями и учащимися начинаются из-за отсутствия у последних условий для участия в равноправном диалоге. Энергия и активность подростков, которая могла быть задействована во взаимодействиях с учителем, становится невостребованной и в какие-то моменты прорывается наружу. «Вулкан» бушующих чувств, мыслей и эмоций неожиданно начинает действовать: ученик вступает в пререкания на уроке, показывает упрямство, непослушание. Он хочет быть субъектом общения, но поскольку условий для этого не создано, он грубит, отказывается подчиниться, нарушает дисциплину.

Как организовать культурный диалог? Чтобы между вами и учащимися возникло диалоговое взаимодействие, выполняйте следующие условия:

1) Если вы задаете вопрос, то подождите, когда собеседник ответит на него.

2) Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика в том, чтобы он высказал свое отношение к ней.

3) Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самими учениками.

4) Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все “коммуникативное пространство”.

5) Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.

6) Чаще повторяйте фразы: “Как  ты сам думаешь?”, “Мне интересно твое мнение”, “Почему ты молчишь?”, “Ты не согласен со мной? Почему?»

7) Постарайтесь называть ученика по имени даже тогда, когда вы сердиты на него. В школе к ним чаще обращаются по фамилии. Сверстники в этом возрасте предпочитают называть друг друга кличками. Услышав свое имя, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком.

5. Невербальные средства общения и умение слушать. 

В общении учителя с учениками большое значение имеет не только содержание речи, но и мимика, тон, интонации речи, и если, как утверждают специалисты, интонация при общении взрослых может нести до 40% информации, то при общении с ребенком воздействие интонации увеличивается. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он обладает «эмоциональным слухом», расшифровывает не только содержание, смысл сказанных слов, но и отношение к нему взрослых.

При восприятии слов он сначала реагирует на интонацию ответным действием и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик и монотонная речь учителя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, и это порождает безразличие, как бы четко и правильно ни произносились слова и фразы. Такая речь не вызывает переживаний у ученика, и учитель теряет действительно надежный «мост» к сознанию ученика через его переживания.

Учителю также надо уметь слушать ученика и услышать его. Результативность речи учителя во многом зависит от его умения слушать, «настроиться на волну» ученика. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать от ученика плавной и связной речи, в силу чего взрослые часто прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание («Ладно, все понятно, иди!»), хотя он так и не сказал главного для него. Во-вторых, учителям часто некогда выслушать ученика, когда у него есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору, да и, кроме того, ему неинтересно говорить с тем, кто его не слышит.

6. Не упрекайте ребенка его близкими! 

Никогда не следует упрекать ученика, особенно подростка, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестер—этого ученики не прощают учителям! Учитель делает грубейшую ошибку, теряет в глазах ученика статус и учителя, и взрослого. Это недопустимо в той же степени, в какой учителю недопустимо нецензурно выражаться. Каждый имеет святое чувство к родителям, какие бы они ни были.

7. «Возврат эмоций». 

Важным средством предупреждения и успешного разрешения конфликтов может быть прием «возврат эмоций».

Осознание своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика помогают учителю выйти из плена собственных эмоций и откликнуться на переживания ребенка.

Учитель сопереживает по поводу неудач учеников, радуется успехам, огорчается за срывы в поведении и работе, великодушно прощает — все это не снижает авторитет учителя в глазах учеников, а эмоционально сближает их позиции, порождает сопереживание и взаимопонимание, помогает избавиться от стереотипов в отношениях с учениками.

8. Наказание.

При разрешении конфликтов учителя считают наказание одним из основных средств воздействия. Они полагают, что этим будет достигнуто неповторение поступка, что это устрашит ученика. Но что можно построить на страхе? Весь вопрос в том, какой след переживаний остается в душе ребенка после его наказания: раскаяние, злоба, стыд, страх, обида, вина, агрессия?

А. С. Макаренко писал: Наказание должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов. Уже через час после наложения взыскания нужно быть с воспитанником в нормальных отношениях».

Выводы

Исследование литературы по теме «Школьные конфликты», исследование «конфликтного поля»  школьной среды выявило главную цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное  пространство и для учеников, и для учителей, которые  должны научиться грамотно ориентироваться в той или иной ситуации, и в случае возникновения конфликта иметь  под рукой арсенал конструктивных средств для его разрешения.

В школе всегда будет большое число конфликтных ситуаций, которые участники воспитательного и образовательного процесса стремятся разными путями разрешать.

Педагогические конфликты отличаются своими специфическими особенностями.

В практике решения педагогических конфликтных ситуаций может применяться процедура посредничества, которая называется медиацией. Международный и российский опыт показывает, что медиация является успешной формой для разрешения любых споров.

Медиация основана на принципах ненасильственного урегулирования конфликтов. Медиатор (посредник) занимает нейтральную позицию: он не оценивает, не судит, не принимает решений. Стороны сами должны принять решение и договориться. Роли медиатора в предотвращении и разрешении педагогических конфликтов могут быть разными в зависимости от целей этапов медиации.

Медиатор не просто помогает сторонам решить какой-то конкретный конфликт, он помогает им научиться избегать конфликтов в дальнейшем.

В основе стратегии разрешения конфликта лежит методика эффективного общения.

Педагогические конфликты можно предупреждать, осуществляя в целом эффективное управление учебным заведением как социальной системой.

Технология медиации может эффективно применяется в различных школьных конфликтных ситуациях.

Литература
1. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — Казань: Фирма «СКАМ», 1992. - 142 с. 
2.
АнцуповА.Я. Эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов

3. Гришина Н. В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов

4. А.Ю. Полилей, В.В. Хилькевич Методическое пособие «Школьная медиация», часть I

5. Бесемер, Христоф. Медиация: Посредничество в конфликтах / Перевод с нем. Н. В. Маловой — Калуга: Духовное познание, 2004. — 176 с.

6. В. Питер, 2005.- Ведение переговоров и разрешение конфликтов / Перевод с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 226 с. ISBN 5-9614-0227-4

224с.

7. Медиация — искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / Составители: Г.Мета, Г.Похмелкина / Перевод с нем. Г.Похмелкиной. — М.: Издательство Verte, 2004. — 320 с.

8. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М.:Аспект Пресс, 2003.-с. 285

9. Таланов В.Л. Справочник практического психолога. СПб.: Сова. 2003. – 928с

10. Темина С. Ю. Конфликты школы или школа конфликтов. — МПСИ, МОДЭК, — 2002, - 144 с.

11. Педагогическая психология. Хрестоматия. Челябинск, — ЮУрГУ,  - 1999, -120 с.

12. Юшкевич Ю. Школьная  служба примирения: что это такое? // http:mediators.ru

13. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 1990. – 256 с.

Электронные ресурсы:

14. http://www.garant.ru

15. http://www.institute-mediation.com

16. http://www.conflictanet.ru

17. http://www.uni-altai.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конфликт и общение"

Эта презентация была подготовлена для проведения классных часов в 9-11 классах. включает в себя тест "Предрасположены ли вы к конфликтам?", советы конфликтолога, способы снятия "мышечного панциря", пр...

Профессиональные конфликты, их виды и способы урегулирования.

Лекционный материал по теме конфликты. Разбор основных причин возникновения конфликтных ситуаций, и стратегий их решения....

Основные элементы стратегии поведения и способов воздействия в разрешении педагогических конфликтов системе дополнительного образования в школе.

Конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Система компромисса и сотрудничества является основополагающим способом подавления конфликтов. Педагогические конфликты на дополнительных ...

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...

От дружбы, до конфликта - один шаг. История одного школьного конфликта и выход из него.

Соперничество в конфликте,  кто - кого было  очевидно.Присутствующие, пытались направить разговор в конструктивное русло, но родители,ориентированные исключительно на свои интересы, как будт...

Конфликт. Стратегии поведения в конфликте.

данное занятие с элементами тренинга рассматривает понятие конфликта, знакомит учащихся с основными стратегиями поведения в конфликте. Учащиеся определяют основную стратегию поведения в конфликте, кот...

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...