Управление развитием творческого потенциала учащихся
методическая разработка на тему

Афанасова Галина Викторовна

Статья опубликована в журнале «Администратор образования» №14 за 2014 год на стр.88 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_afanasova._-lichnaya_stranitsa.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Афанасова Г.В., учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1238

Статья опубликована в журнале «Администратор образования» №14 за 2014 год на стр.88

Управление развитием творческого потенциала учащихся.


        Успешное обучение без мотивации невозможно. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности: оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта.  В случае недостаточно высоких способностей обучающегося роль компенсирующего фактора может сыграть высокая позитивная мотивация, однако этот принцип не работает в обратном направлении: никакие способности ученика не могут заменить отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
        Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. Я как любой педагог стремлюсь к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Это создает атмосферу творчества и способствует развитию креативного мышления.  Поэтому решение исторических задач  стало  на моих уроках обыденным делом. Ученики очень любят этот  этап  урока, с нетерпением ждут его. Я со своими учениками начинаю решать исторические задачи с 5-го класса. Например, на уроке по теме «Родовые общины охотников и собирателей» обязательно звучит вопрос-задача «Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь. Почему?» Когда мы сообща находим верный ответ, то это позволяет отработать такое понятие урока, как признаки общинно-родового строя: уравнительное распределение продуктов питания между членами родовой общины. При изучении  темы «Культура страны…»  ребята получают опережающее задание: составить рекламу для путешественников, чтобы привлечь их к посещению страны. Это задание приучает учеников работать с дополнительной литературой по истории,  что, несомненно, расширяет их кругозор.          От  урока к уроку исторические задачи усложняются. В 11 классе у ряда учеников  вырабатывается  умение ориентироваться в большом объеме информации, способность к ее анализу и обобщению, выявлению причинно-следственных связей и исторической обусловленности событий.

К сожалению, в последние годы упал интерес к изучению истории. И, нужно признать, не без нашего, педагогического, воздействия: переход к изучению программы по концентрической системе, не очень удачные учебники, и многое другое. К слову сказать, школы повышенного уровня обучения, добившиеся высоких образовательных результатов, никогда на концентры и не переходили. Они до сих пор практикуют линейную систему с массой организационных неудобств для себя. И эта позиция педагогически совершенно оправдана!

        Что же можно сделать в сегодняшних условиях для повышения интереса к изучению истории? На протяжении  десяти лет  надежным ресурсом является подготовка и систематическое участие моих учеников в интеллектуальных турнирах разного уровня.

        Конечно, это очень хлопотно и отнимает много времени, но года через два три всегда результат виден: прежде всего, появляются ученики, которые начинают увлекаться историей, а затем появляются и высокие результаты в интеллектуальных состязаниях. Начиная с 5 класса, интерес у детей вызывают  исторические викторины, например, после прохождения темы «Древний Восток» проводится  интерактивная игра «Восток – дело тонкое»,  а в 6 классе, после изучения темы «Древняя Русь», -  игра «Откуда пошла Земля русская» и  прочие.

Следующий уровень - это различные окружные и городские интеллектуальные игры: «Ступеньки», «Что? Где? Когда?» и т.д.

Что это дает ребятам участия в этих интеллектуальных играх?

  • способствует развитию творческого потенциала учащихся;
  • создает условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
  • способствует  формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
  • помогает  ученикам освоить такие приёмы, которые позволяют расширять полученные знания самостоятельно, т. е. ребята учатся  оперативно осуществлять поиск информации (а ведь именно это заложено в Федеральном  государственном стандарте основного общего образования).

        В этом учебном году мы начали участвовать в Московском  городском турнире  по интеллектуальным играм среди школьников «Кубок Воробьёвых гор», который  является составной частью работы с высокомотивированными и талантливыми детьми. Турнир проводится в рамках подпрограммы «Одарённые дети» Федеральной целевой программы «Дети России». Это один из реальных шагов по воплощению национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на уровне столицы России. Наш результат - 2 место среди 42 команд города Москвы – не может не радовать. Но значимей для педагога и другой эффект: ребята и их родители начали сами искать материал к очередной игре и обмениваться найденным материалом друг с другом.

         В 6 классе при формировании команд использовался принцип свободного выбора.  Конечно, вначале лучшие ученики класса сплотились в сильную команду, но уже вторую игру подряд более «слабая» команда неожиданно оказывается впереди. Это говорит о том, что у «троечников» проявилась очень высокая мотивация для победы и они не жалеют сил и времени для подготовки к игре.

         При подготовке к Московской городской олимпиаде по различным предметам для всех желающих предлагаются нетипичные вопросы, например, «На каком языке разговаривали между собой крестоносцы?», «Почему английское слово парламент происходит от французского глагола PARLER?» и прочие. Вопросы эти прикрепляются  к домашнему заданию под рубрикой «Любителям истории». С каждым разом ребят, которые ищут ответы на дополнительные  вопросы, становится больше. За наиболее полный и правильный ответ ставится оценка в журнал.

        Команды нашей школы также участвовала  в борьбе за кубок Западного округа Москвы в игре «Что? Где? Когда?» (в прошлом учебном году наша школа в Кубке ЗАО заняла почетное третье место); планируется участие в окружном турнире «Точка опоры». Ну, а конечный результат, который я жду от своей работы, - это чтобы  в каждом классе,  где я преподаю историю, появились такие ученики, которые будут систематически занимать призовые места на олимпиадах разного уровня. Я хочу сказать, что ожидания мои не напрасны, год от года количество участников олимпиады по истории увеличивается и второй год подряд есть призеры Московской олимпиады не только по истории, но и по обществознанию, экономике.

        Таким образом, выбрав среди различных систем обучения, методов и приемов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, участие в интеллектуальных играх, мы получаем своего рода долгосрочный проект, который сам становится частью креативной образовательной среды современной школы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования технологии мастерских для развития творческого потенциала учащихся.

Развитие творческого потенциала является актуальной в современной педагогике. На уроках литературы приходится искать такие технологии, которые бы способствовали включению учащихся в творческую деятель...

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе анализа текста

В данной статье рассматривается проблема развития творческой личности учащегося. Как научить ребят творчески, а не формально подходить к анализу текста, к процессу исследования? На ...

Формирование школьного уклада жизни через культурную взаимосвязь с социумом как условие развития творческого потенциала учащихся сельской малочисленной школы

Сельская школа, находясь в очень непростых социально-экономических условиях, вынуждена искать способы и формы функционирования, чтобы способствовать и творческому развитию учащихся, и их социа...

выявление и развитие творческого потенциала учащихся

Материал содержит комплексный взгляд на проблему и пути решения...

Доклад «Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов»

Выступление на областном семинаре-практикуме руководителей изобразительных и декоративно-прикладных объединений и на методическом семинаре городского конкурса «Учитель года»Тема: «Развитие творч...

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...