Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (основная школа).
консультация на тему

Захарова Татьяна Анатольевна

Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (основная школа).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию

конструктивно – оперативных навыков

(основная школа)

I. УЧЕБНО – УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ. Рассматривая процесс учения как процесс самоуправления, корректно представить полный перечень учебно-управленческих умений на основе процессуального представления основных функций управления. Данные умения целесообразно рассматривать сквозь призму управленческого цикла, под которым принято понимать целостную совокупность ориентированных на достижение определенной цели взаимодействующих управленческих функций, выполняемых одновременно или в некоторой последовательности. Как правило, в состав управленческого цикла включают следующие виды управленческой деятельности: планирование, т.е. определение целей и средств их достижения; организация, т.е. создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов; контроль, т.е. сбор информации о процессе выполнения намеченных планов; регулирование, т.е. корректировка планов и процесса их реализации; анализ, т.е. изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов. Следует отметить, что осмысление учебно-управленческих умений в аспекте управленческого цикла позволяет не только установить полный состав

данных умений, но и определить их взаимообусловленность, взаимодействие, взаимодополняемость, определенную последовательность использования.

Таким образом, под учебно-управленческими умениями можно понимать общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

  1. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.
  2. Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи.
  3. Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи.
  4. Определять наиболее рациональную последовательность и объем выполнения домашней учебной работы в режиме дня.
  5. Ставить общие цели самообразовательной деятельности по учебным предметам и декомпозировать их на подцели.
  6. Определять наиболее рациональную последовательность действий по выполнению цели самообразовательной деятельности.
  7. Соблюдать последовательность действий по выполнению цели самообразовательной деятельности.
  8. Адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные индивидуальные особенности.
  9. Владеть различными средствами самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета.
  10. Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.
  11. Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения  с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом.
  12. Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.
  13. Вносить необходимые изменения в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения.

II. УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ. Исходя из информационного подхода в качестве основания для группировки учебно-информационных умений, необходимо выбрать ведущие источники информации. Очевидно, что приоритетными и наиболее актуальными источниками информации в процессе обучения являются тексты и реальные объекты.

Под реальными объектами можно понимать предметы, процессы, явления, объективно существующие в действительности. Под текстом понимается целостная последовательность знаковых единиц. В свою очередь, умения, направленные на работу с текстом, можно декомпозировать, учитывая деление текстов на устные (вербальные) и письменные (документальные).

На основании этого в программе представлены три группы учебно-информационных умений: «умения работать с письменными текстами», «умения работать с устными текстами», «умения работать с реальными объектами как источниками информации». Следует отметить ряд особенностей последней группы умений. Наряду с традиционными умениями, связанными с наблюдением и проведением эксперимента, в данной группе отдельно представлены умения по моделированию. Это объясняется тем, что овладение умениями моделирования позволяет лучше понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, принципы развития и взаимодействия с окружающими объектами. Кроме того, модель подчас является единственно возможным источником информации об изучаемом объекте.

Таким образом, под учебно-информационными умениями мы понимаем общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

Программа учебно- информационных умений школьников

Умение работать с письменными текстами

  1. Бегло, сознательно, правильно с соблюдением необходимой меры выразительности    читать    художественные,    научно-популярные, публицистические   и   официально-деловые  тексты.   Темп   чтения вслух соответствует утвержденным нормам.
  2. Использовать в соответствии с учебной задачей следующие виды чтения: сплошное, выборочное, беглое, сканирование; аналитическое, комментированное; по ролям; предварительное, повторное.
  • Беглое чтение (динамичное, партитурное) - быстрое ознакомление с текстом в целом при большой скорости чтения.
  • Сканирование - быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, фамилии.
  • Аналитическое чтение - критическое изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся выпиской фактов, цитат, составлением тезисов, рефератов и т.д.
  • Предварительное чтение - чтение, в процессе которого отмечаются вес незнакомые иностранные слова, научные термины, чтобы в дальнейшем уяснить их значение по словарям и справочникам.
  • Повторное чтение — чтение текста посредством нескольких итераций с целью более глубокого осмысления.
  1. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению незнакомого   художественного,   публицистического,   научно-популярного текстов.
  2. Составлять сложный план письменного текста.

Сложный план - это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом: 1.

1.1.

1.2.

2.

  1. Составлять  на  основании  письменного текста таблицы,  схемы, графики.
  • Таблица - это приведение в систему информации посредством горизонтального деления (строк) и вертикального деления (колонок, столбцов или граф).
  • Схема - это условное графическое изображение, показывающее составные части объекта и связи между ними.
  • График - это наглядное изображение зависимости какой-либо величины от другой.
  1. Составлять тезисы письменного текста.
  • Тезис - это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста.
  1. Составлять конспекты письменного текста.
  • Конспект - это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.
  1. Составлять аннотацию письменного текста.

Аннотация небольшое связное описание и оценка содержания и структуры книги или статьи.

  1. Осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста.
  • Пометки - это надписи, записи, знаки, отмечающие что-либо: важность, актуальность, неясность, несогласие и т.н.
  • Выписки - это копия части текста.
  • Цитата — это выписка, наиболее полно отражающая ту или иную мысль автора.
  1. Составлять рецензию письменного текста.
  • Рецензия - это анализ текста, в котором рассматривается его содержание и форма, отмечаются и аргументируются его достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения.
  1. Составлять реферат по определенной форме.
  • Реферат — это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы.
  1. Осуществлять библиографическое описание книги, написанной несколькими авторами, статьи в журнале, статьи в сборнике, многотомного издания.
  2. Грамотно, индивидуальным почерком, не противоречащим общепринятому начертанию букв, списывать и писать под диктовку тексты в соответствии с утвержденными нормами.
  3. Создавать тексты различных типов.
  4. Владеть различными видами изложения текста.

Умение работать с устными текстами

  1. Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи по контексту.
  • Контекст - это законченная часть текста, в котором отдельные слова или обороты речи получают точный смысл, соответствующий их нормативному употреблению.
  1. Составлять сложный план устного текста.
  1. Составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики.
  2. Составлять тезисы устного текста.
  3. Составлять конспект устного текста.
  4. Осуществлять цитирование устного текста.
  5. Составлять рецензию устного текста.
  6. Составлять доклад.
  • Доклад - это устный текст, значительный по объему, представляющий собой развернутое, глубокое изложение определенной темы.
  1. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики. (Дискуссия и полемика - виды спора, приводящего в первом случае к достижению определенной степени согласия, во втором - к победе одной стороны над другой).

Умения работать с реальными объектами как источниками информации

  1. Самостоятельно осуществлять наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом:
  • Определение цели наблюдения.
  • Выбор объекта наблюдения.
  • Выбор способов достижения цели наблюдения.
  • Выбор способа регистрации полученной информации.
  • Обработка и интерпретация полученной информации.
  1. Самостоятельно использовать различные виды наблюдения (структурированное и неструктурированное, полевое и лабораторное).
  2. Определять исходя из учебной задачи необходимость использования непосредственного наблюдения, т.е. наблюдения, в процессе которого объект прямо воздействует на органы чувств наблюдателя, или опосредованного наблюдения, т.е. наблюдения, в котором воздействие объекта на органы чувств наблюдателя соответственно прибором.
  3. Определять исходя из учебной задачи необходимость использования наблюдения или эксперимента.

(Эксперимент - это изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных условиях с целью получения информации о его свойствах).

  1. Самостоятельно формировать программу эксперимента, включающую следующие основные позиции:
  • Цель эксперимента.
  • Объект и предмет эксперимента.
  • Гипотеза.
  • Способы и условия проверки гипотезы.
  • Способы регистрации процесса и результатов эксперимента.
  1. Способы обработки и интерпретации полученной информации.

7.1. Самостоятельно оформлять отчет, включающий описание процесса экспериментальной работы, се результаты и выводы о подтверждении (опровержении) гипотезы.

7.2. Использовать исходя из учебной задачи различные виды  моделирования.

а) Материальное (предметное) моделирование:

  • физическое моделирование - это моделирование, при котором реальный объект замещается на его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств объекта;
  • аналоговое моделирование - это моделирование на аналогии процессов и
    явлений, которые имеют различную физическую природу, но одинаково
    описываются формально (одними и теми же математическими уравнениями, логическими схемами и т.п.).

б)  Мысленное (идеальное) моделирование:

  • интуитивное моделирование -  это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования, не поддающемся или
    не требующем формализации.
  • знаковое моделирование - это моделирование, использующее в качестве
    моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики,
    чертежи, формулы, набор символов и т.д.).

III. УЧЕБНО-ЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ. В соответствии с типом задач, которые решаются в процессе мыслительной деятельности, выделяют три  основных  вида мышления.  Наглядно-действенное мышление –это процесс решения задач, в котором преобладают реальные, практические действия с материальными предметами. Наглядно-образное мышление -это решение задач, в котором на первый план выступают действия с образами. Логическое мышление - это решение задач, которое с начала и до конца осуществляется па основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях и умозаключениях. В данном случае при решении задач не обращаются к опытному изучению действительности и не предпринимают практических действий по се преобразованию. В самом общем виде назначение логического мышления состоит в том, чтобы содержание мысли обрело адекватную форму и в единстве с ней соответствовало сущности рассматриваемого объекта. При достоверности исходных положений логичность мысли в известной мере гарантирует ее истинность. В этом заключается познавательная сила логического мышления.

Таким образом, под учебно-логическими умениями мы понимаем общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

Учебно-логические умения в полной мере не являются однородными, их условно можно разделить на две группы. В первую группу входят пять первых умений, соответствующих основным методам и формам мышления, которые являются предметом изучения формальной логики. Однако формальная логика, несмотря на богатый арсенал своих средств, не охватывает процесс движения мысли в его диалектических противоположностях. Эти вопросы решает диалектическая логика, предметом которой является творческое мышление, проявляющееся в постановке и решении проблем.

И в завершение мы считаем необходимым отметить несколько особенностей программы. Учитывая общеобразовательные приоритеты первых двух ступеней обучения, умения в программе разделены на умения начальной и основной школы. На наш взгляд, очевидно, что в 10 - 11-х классах данные умения должны активно использоваться и развиваться. В связи со спецификой формирования общеучебных умений и с учетом сложившихся в настоящее время подходов к разработке предметных стандартов, в программе отсутствует деление умений по классам. Содержание программы основывается прежде всего на исследованиях отечественных дидактов, философов и психологов, получивших наибольшее признание как среди теоретиков, так и в практике работы школ. Однако приведенный в программе перечень умений и конкретизирующих их понятий представлен в виде однородного текста независимо от того, является ли он цитатой или авторским текстом. Отсутствие указаний па источники в самой программе обусловлено интегративным характером текста и императивом повышения его целостности и читабельности.

Предлагаемые ниже формулировки учебно-управленческих и учебно-информационных умений являются в определенной мере самодостаточными для их понимания. Однако для устранения возможных разночтений и повышения эффективности реализации данной программы к ней прилагаются методические комментарии, в которых поясняются некоторые умения.

В отличие от учебно-управленческих и учебно-информационных умений, сгруппированных нами в два блока для начальной и основной школы, учебно-логические умения представлены целостно для всех ступеней общеобразовательной школы. Это объясняется следующим. Совершенствование качества учебно-управленческих и учебно-информационных умений в первую очередь определяется усложнением алгоритмов и нормативных требований к учебной деятельности. Например, в начальной школе составляется простой план, а в основной - сложный план устного или письменного текста. Учебно-логические умения и в начальной, и в основной школе осуществляются по одному и тому же алгоритму, но возрастает сложность учебной информации, которая анализируется, сравнивается, обобщается.

Программа учебно- логических умений школьников

1. Анализ и синтез

1.1.        Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.

1.2.        Определять аспект анализа и синтеза, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.

1.3.        Определять компоненты объекта (т.е. составляющие части) в соответствии с установленными аспектами анализа и синтеза.

1.4.        Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.

(Качественное описание - это определение свойств компонентов.

Свойства - это особенность, которая характеризует объект или его компоненты, но не является их составной частью и проявляется в отношениях с другими объектами или компонентами.

Количественное описание (измерение) - это определение соотношения измеряемой величины к другой однородной величине, которая принята за единицу).

1.5.        Определять, т.е. устанавливать связи, пространственные отношения компонентов объекта порожденные существованием компонентов один подле другого.

1.6.        Определять временные отношения компонентов объектов, т.е. устанавливать   связи,   порожденные   существованием   компонентов один после другого.

1.7.        Определять функциональные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи назначений и ролей, которые выполняют компоненты по отношению друг к другу и ко всему объекту.

1.8. Определять субординационные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи соподчинения и зависимости компонентов объекта.

1.9. Определять координационные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи согласованности и соответствия между компонентами объекта.

1.10.        Определять  причинно-следственные  отношения  компонентов объекта, т.е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены.

(Причина - это побудительное начало, то, что порождает другое или вызывает в нем изменения.

Следствие - это то, что с необходимостью вытекает из другого).

1.11.        Определять свойства объекта, т.е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие.

1.12.    Определять отношения объекта с другими объектами.

1.13.    Определять существенные признаки объекта.

  • Существенные признаки - это признаки, без которых данный объект существовать не может.
  • Признаки - это компоненты, их свойства и отношения между компонентами, а также свойства объекта и отношения между данным объектом и другими объектами, по которым объект можно узнать, определить, описать: все то, в чем объект сходен с другими объектами или отличен от них.

2. Сравнение

2.1. Определять объекты сравнения, т.е. отграничивать вещи и процессы от других вещей и процессов.

2.2.        Определять аспект сравнения объектов, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.

2.3.        Выполнять неполное однолинейное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо только различие по одному аспекту.

Сходство - это наличие общего признака, т.е. признака, присущего двум или более объектам сравнения.

Различие - это наличие отличительного признака, т.е. признака, присущего только одному объекту сравнения.

2.4.        Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам.

2.5.  Выполнять полное однолинейное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по одному аспекту.

2.6.  Выполнять полное комплексное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам.

2.7.  Выполнять сравнение по аналогии, т.е. из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других при
знаках.

3.  Обобщение и классификация

3.1.        Осуществить индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), т.е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения.

(Понятие - это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов.

Суждение - это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о признаках объектов).

Индуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Актуализируйте существенные признаки объектов обобщения.
  2. Определите общие существенные признаки объектов.
  3. Зафиксируйте общность объектов в форме понятия или суждения.

3.2.        Осуществлять   дедуктивное  обобщение   (подведение   единичного достоверного под общее достоверное), т.е. актуализировать понятие или суждение и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного и более объектов. Дедуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Актуализируйте существенные признаки объектов, зафиксированные в
    понятии или суждении.
  2. Актуализируйте существенные признаки заданного объекта или объектов.
  3. Сопоставьте   существенные   признаки   и   определите   принадлежность
    объекта или объектов к данному понятию или суждению.

3.3. Осуществлять классификацию, т.е. делить род (класс) на виды (подклассы) на основе установления признаков объекта, составляющих род.

(Род - это совокупность объектов, в состав которой входят другие объекты, являющиеся видом этого рода). Классификация осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Определите род объектов для классификации.
  2. Определите признаки объектов.
  3. Определите существенные признаки объектов.
  4. Определите основание для классификации рода, т.е. общий существенный признак, по которому рол будет делиться на виды.
  5. Распределите объекты по видам.
  6. Определите основания классификации вида на подвиды.
  7. Распределите объекты на подвиды.

4.        Определение понятий

4.1. Различать объем и содержание понятий, т.е. определяемые объекты и совокупность их существенных признаков.

4.2. Различать родовое и видовое понятия.

(Родовое понятие — это понятие, объем которого содержит объем другого понятия.

Видовое понятие - это понятие, объем которого содержится в объеме другого понятия).

4.3.        Осуществлять родовидовое определение понятий, т.е.  находить
ближайший род объектов определяемого понятия и их отличительные
существенные признаки.        

5.        Доказательство и опровержение

5.1.        Различать компоненты доказательства, т.е. тезис, аргументы и форму доказательства.

(Тезис - это суждение, истинность которого надо доказать. Аргументы - это суждения, из которых выводится истинность тезиса. Форма доказательства - это способ логической связи между тезисом и аргументами).

5.2. Осуществлять прямое индуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность общего тезиса из аргументов, являющихся менее общими суждениями.

5.3. Осуществлять прямое дедуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность тезиса из аргументов, являющихся более общими суждениями.

5.4. Осуществлять косвенное апагогическое доказательство  (доказательство «от противоречащего»), т.е. устанавливать истинность тезиса посредством доказательства ложности противоречащей ему мысли (антитезиса).

5.5. Осуществлять косвенное разделительное доказательство (метод исключения), т.е. последовательно   исключать из полностью исчерпывающей совокупности альтернативные мысли, кроме одной, которая является доказываемым тезисом.

5.6. Осуществлять опровержение тезиса посредством выведения из него ложных следствий («сведение к абсурду»).

  1. Осуществлять опровержение тезиса посредством установления истинности антитезиса.

5.8.Осуществлять опровержение аргументов.

5.9.Осуществлять опровержение связи аргументов и тезиса.

6. Определение и решение проблем

6.1.        Определять проблемы, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.

6.2.        Определять для решения проблем новую функцию объекта, т.е. устанавливать новое значение, роль, обязанность сферу деятельности.

6.3. Осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем.

6.4.Комбинировать известные средства для нового решения проблем.

  1. Формулировать гипотезу по решению проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.

В методической разработке описываются этапы исправления звукопроизношения и даются рекомендации учителя-логопеда родителям по оказанию помощи при выполнению домашних заданий....

Методические рекомендации учителям по формированию индивидуального подхода к обучающимся.

Методические рекомендации учителям по формированию индивидуального подхода к обучающимся....

Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля.

Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля....

Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (начальная школа).

Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (начальная школа)....

Методические рекомендации для учителя по формированию исследова-тельских навыков школьников через интегрированную проектную дея-тельность по английскому языку и предметам естественно - научного цик-ла на примере исследовательской работы учащихся «Reduce!

Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно - научного цикла на...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...

Методические рекомендации учителю. Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Организовывать учебную деятельность на уроке приходится постоянно мобилизовывать свои уси­лия на решение познавательных задач. Поэтому учителю приходится на уроке использовать приемы расчленения п...