МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГНОСТИКИ» КАК ВАРИАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
статья на тему

Аналитический материал по результатам внедрения спецкурса "Основы педагогического прогнозирования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Николаевна Жилина

Заместитель директора по учебно-производственной  работе

 ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»,

 г.Трубчевск, Брянская область

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГНОСТИКИ» КАК  ВАРИАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

( материал размещен в сборнике материалов III Международного фестиваля методических идей

"Принципы и подходы к обучению и воспитанию в условиях модернизации образования")

Вопросы подготовки будущего учителя являются определяющими в аспекте реформирования российского образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение ФГОС. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения. В современных условиях подготовки учителя начальных классов при решении проблемы повышения качества функционирования образовательной системы, гарантированности этого качества особую значимость приобретают идеи, связанные с объективизацией оценки не только достигнутых результатов образовательной деятельности, но и ожидаемых, планируемых.

Зафиксированная в федеральных государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС) потребность современной начальной школы в учителе, владеющем системой знаний о сущности и логике  педагогического процесса, о закономерностях возрастного и индивидуального развития учащихся, готовом к поисково-исследовательской работе, способном к выявлению не только наличного уровня, но и зоны ближайшего развития учащихся, к определению условий их перехода с одного уровня на другой, предвидящем возможности и учитывающем типичные затруднения учащихся, проектирующем как образовательный процесс, так и собственное профессионально-личностное становление, выдвигает новые задачи профессионального образования. Поэтому в процессе профессиональной подготовки будущих учителей существует необходимость  теоретического изучения педагогического предвидения, посредством которого осуществляется управление образовательным процессом с ориентировкой на чётко представленный в сознании результат данного процесса.

Исходя из того, что главным конечным результатом профессионального образования является обеспечение готовности будущего учителя начальных классов к профессиональной деятельности, коллективом ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж» работа по формированию вариативной части основной профессиональной образовательной программы по специальности 050146 Преподавание в начальных классах  (далее — ОПОП) строилась  на основе  анализа требований ФГОС к трем основным составляющим:

  • к результатам освоения ОПОП (виды деятельности и компетенции), которые отражают цель и задачи профессионального образования;
  • к структуре ОПОП (перечень обязательных  дисциплин, модулей, умений, знаний, практического  опыта);
  • к условиям реализации ОПОП,

а также с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и отдельных работодателей.

Вариативная часть ОПОП по специальности 050146 Преподавание в начальных классах была сформирована, в том числе, и посредством дополнения профессионального модуля ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования междисциплинарным курсом - МДК «Основы педагогической прогностики». Все прогностические знания и умения были объединены в четыре  группы: природа прогностических умений, теория прогностической деятельности, технология педагогической прогностики и прикладные аспекты данной  теории в педагогической деятельности.  

        Изучение МДК «Основы педагогической прогностики» позволило интегрировать и углубить знания, увеличить объем прогностических умений, накапливать соответствующий опыт, операционализировать прогностические знания не только в логике изучения педагогики и психологии, как это было в период изучения основных курсов учебных дисциплин, а в контексте самой практической деятельности.

        Студентами на лекционных занятиях, проблемных семинарах, при проведении лабораторно-практических занятий усваивались знания об основных направлениях педагогического прогнозирования; об особенностях прогнозирования в различных педагогических ситуациях; об особенностях организации и  управления учебной деятельностью учащихся (воспитанников) на основе педагогического прогноза; о прогностических функциях педагогических теорий, категорий, законов и принципов, об основных методах педагогического прогнозирования, направленных на формирование прогнозировать ход педагогического процесса: трудности учащихся, результаты применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания).  

На лекционных занятиях по МДК «Основы педагогической прогностики»  студенты знакомились с психофизиологическими механизмами формирования прогностических умений их структурными компонентами, ролью прогностических умений в профессиональной деятельности учителя начальных классов, ориентировочной основой прогностических действий.

Наряду с применением традиционных лекционных форм, мы проводили проблемные лекции и лекции пресс-конференции. При организации спецкурса предпочтение отдавалось проблемным лекциям: сначала предлагалась практическая ситуация, а затем с опорой на имеющиеся у студентов знания основ педагогического прогнозирования анализировались ее исходные параметры, вводились недостающие возможности усвоения нового знания. Далее организовывалась совместная с преподавателем групповая работа, в процессе которой студенты приобретали опыт построения операциональных схем прогностических действий. Таким образом, проблемная лекция, в отличие от информационной лекции, предполагала введение нового знания как неизвестного, которое необходимо «открыть».

 В форме проблемных лекций была изучена такая тема, как «Прогностический отбор содержания обучения». Ключевым на данных лекциях выступало понятие о доминирующей методической системе обучения. Перед студентами была сформулирована проблемная задача об определении роли педагогического прогнозирования в выборе учителем доминирующей  методической системы обучения. В ее условие закладывались противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. В целях решения проблемной задачи студенты под руководством преподавателя определяли прогностический характер принципов и критериев отбора учебного материала. На основе сформированных психолого-педагогических знаний был обоснован алгоритм выбора доминирующей системы обучения в зависимости от характера материала.

Педагогическое прогнозирование осуществлялось студентами при постановке целей пробных уроков, определении логики учебного материала, выборе методов  взаимодействия, подборе средств обучения, определении способов организации самостоятельной работы в ходе прохождения  практики  по профилю специальности «Пробные уроки и занятия».

Разработка пробного урока или занятия студентом проходила в условиях реализации требований педагогической задачи. Такой подход к  организации педагогической практики позволял увидеть студентам продолжение своего урока в последующих, и уже на этапе планирования предвидеть учебное взаимодействие с учащимися, прогнозировать результат реализации дидактических задач. Освоение ориентировочной основы прогностических умений в условиях педагогической практики требовало наличие у студентов эталона педагогической деятельности, включающего ее процессуальную основу. В качестве такой основы выступает система прогностических функций  педагогических теорий, учебных программ начального общего образования, с которыми студенты знакомятся в процессе изучения спецкурса. Однако самостоятельное построение педагогической деятельности в соответствии с данными функциями вызывало у студентов трудности. Им было сложно самостоятельно  установить «зоны трудности» в предстоящей деятельности. Поэтому большое значение имело управляемое обучение, основанное на использовании студентами изученных методов прогнозирования.  

Ценностное самоопределение невозможно, если обучение строится только как интеллектуальный процесс, не затрагивающий эмоциональную сферу личности. Поэтому мы стремились обеспечить условия, способствующие эмоциональному восприятию явлений педагогической действительности, побуждая студентов к самоанализу и рефлексии.

Диагностические данные результатов исследования показывают, что у студентов, освоивших программу МДК «Основы педагогической прогностики», наблюдается положительная динамика уровня сформированности профессиональных компетенций, определяющих  готовность  будущих учителей начальных классов к осуществлению  заявленного во ФГОС такого вида деятельности, как преподавание по программам начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя

Аннотация. В статье дана характеристика профессиональной компетентности как неотъемлемой компоненты профессиональной позиции будущего учителя. Представлены условия, необходимые для становления п...

Проблема подготовки будущего учителя технологии в условиях модернизации современного педагогического образования

Нашей задачей является анализ состояния проблемы подготовки педагога к инновационной деятельности, выявление особенностей профессионального становления педагога в учреждениях инновационного типа...

Формирование профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов средствами предметной подготовки и профессиональной практики: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)

Международная научно-практическая конференция (2012г.).Форма участия: заочная.Тема доклада: "Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами предметной подготовки и профессионал...

Модульное обучение как основа профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения

Материал статьи отражает опыт использования модульного обучения при профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения...

Компетентностный подход как основа подготовки будущих учителей иностранного языка

в статье рассматривается понятие "компетентностный подход", современные методы и технологии обучения на основе этого подхода...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛПИ-ФИЛИАЛА СФУ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МБОУ «ООШ № 5» Г. ЛЕСОСИБИРСКА

Взаимодействие, повышение качества, предметная подготовка студентов. Статья посвящена вопросам подготовки студентов в условиях современной школы. Рассматриваются разные виды организации деятельности с...