Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя
статья по теме

 

Аннотация. В статье дана характеристика профессиональной компетентности как неотъемлемой компоненты профессиональной позиции будущего учителя. Представлены условия, необходимые для становления профессиональной позиции будущего учителя.

    Ключевые слова: профессиональная деятельность, педагогический талант, профессиональная компетентность, профессиональное самовоспитание, личностно-профессиональное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ryazanceva_i.v._statya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

И.В. Рязанцева

Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя

    Аннотация. В статье дана характеристика профессиональной компетентности как неотъемлемой компоненты профессиональной позиции будущего учителя. Представлены условия, необходимые для становления профессиональной позиции будущего учителя.

    Ключевые слова: профессиональная деятельность, педагогический талант, профессиональная компетентность, профессиональное самовоспитание, личностно-профессиональное развитие.

Такая есть профессия – учитель.

По-моему, её важнее нет.

Преподаватель, мастер, просветитель,

Хранитель знаний, детских душ творитель,

Учитель держит на себе весь свет.

О. Панчишкина

        Есть много профессий на Земле. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Учитель! Вроде бы ничего особенного  нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь.

       Учитель – это нечто гораздо большее, нежели просто ученый, знающий человек. Большой ученый может и не быть учителем. Учителя заняты приготовлением будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Деятельность учителя - это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми. Учитель – профессия вне времени. Имея многовековую историю, она остаётся востребованной по сей день.

        Во все времена роль учителя в развитии общества высоко оценивалась. Литература XX века создала образ учителя с высокими моральными качествами, выполняющего великую миссию – сеять разумное, доброе, вечное. Стоит помнить, что  важной миссией учительства, помимо передачи знаний и информации, является примероносительство.

        Готовность к педагогической деятельности как профессиональной означает потребность и способность осуществлять педагогическую работу в соответствии со складывающимися педагогическими условиями [Кузьмина, 1967,с.67]. А современная социокультурно-историческая ситуация породила объективную необходимость пересмотра стратегии педагогической деятельности и объективного ответа на вопрос о степени готовности учителя принимать на себя ответственность за глобальные последствия конкретных педагогических действий. Современному педагогу приходится решать инновационные задачи, не имеющие аналогов в прошлом, принимать участие в разработке решений и самостоятельно решать вопросы на основе теоретической, практической готовности к педагогической деятельности и готовности к творческому подходу в данной деятельности. Готовность будущего учителя к профессиональной деятельности определяют знание и умение решать как минимум две проблемы: чему учить и как учить? В настоящий момент учителю уже недостаточно просто иметь глубокие предметные знания и овладеть практическими умениями и навыками. Будущему учителю нужны аналитические, информационные, рефлексивные, перцептивные, коммуникативные умения, то есть он должен овладеть профессиональной компетентностью. Растущая потребность общества в квалифицированных педагогических кадрах, выдвинула на первое место задачу повышения качества подготовки студентов педагогических вузов, воспитание нового типа учителя – профессионала, мобильного, обладающего определёнными конкурентными преимуществами, способного найти и реализовать себя в профессии. Конкурентоспособность и мобильность выпускников высших педагогических учебных заведений повышается за счёт самопрезентации своего позитивного профессионального образа, эффективного формирования Я-концепции специалиста и адекватного имиджа.

      Существенным является практическое обучение студентов, ориентированное на формирование необходимых профессиональных умений и навыков, становление устойчивой мотивации активной профессиональной деятельности. Личностно-профессиональное становление будущего учителя осуществляется посредством усвоения трёх основных блоков дисциплин: общекультурного, психолого-педагогического и предметного. Существует мнение, что педагогические способности, педагогический талант – это нечто врождённое, поэтому часто студенты равнодушны к самообразованию и самовоспитанию. Однако запас потенциальных сил у человека настолько велик, что даже студент, имеющий средние способности, может всесторонне развивать свою личность и выявить талант в профессиональной деятельности. Развитие человека можно рассматривать с трёх позиций «как сложного природного существа, как продукта общественных отношений и как субъекта деятельности, прежде всего профессионала» [Бодалёв, 1998, с.13]. следовательно, станет ли студент настоящим педагогом, зависит от его умения работать над собой, установок, интересов, потребностей, активности в овладении научными знаниями и умениями, а также от того, насколько целенаправленно, сознательно и настойчиво он работает над развитием в себе тех качеств, которые формируют личность специалиста. Немецкий педагог А. Дистервег  отмечал, что для учителя святым долгом является «своё воспитание сделать задачей своей жизни». Он считал, что педагог «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и обучать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Речь идёт о профессиональном самовоспитании. Профессиональное самовоспитание учителя начинается с осознания разницы между представлением о себе как будущего профессионала и своими реальными возможностями. Мотив – возбудитель работы над собой -понимание несоответствия Я – реального и Я – идеального. Целеустремлённость, осмысленность, устойчивость профессионального самовоспитания зависят прежде всего от:

  1. Наличия профессионального идеала; 
  2. Волевых качеств;
  3. Мотивов выбора студентом педагогической профессии; 
  4. Организации и постоянного совершенствования учебной и самостоятельной работы студентов; 

    Личностно-профессиональное развитие – это процесс формирования личности (в широком понимании) и её профессионализма в результате профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий [Бодалёв, 1998, с.100].   Основываясь на идее Д.И. Фельдштейна о поуровневом развитии личности, согласно  которой «каждый следующий момент снимает и содержит достижения предыдущих периодов, обеспечивая формирование новых образований» [Фельдштейн, 1999, с.115], выделяем следующие этапы личностно-профессионального развития будущего учителя:

  1. профессиональное самоопределение;
  2. адаптация к новым условиям обучения и воспитания;
  3. стабилизация учебной деятельности;
  4. приобретение первого педагогического опыта;
  5. начальный этап профессионально-творческой деятельности;
  6. осознание своей миссии в профессии;
  7. готовность к непрерывному личностно-профессиональному развитию.

     Длительность каждого этапа зависит от личностных качеств студента. Пропуск этапов невозможен, так как освоение каждого служит основой для овладения следующим этапом. Как писал К.Ушинский «Учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».

       Несомненно, что для выработки педагогического мастерства учитель должен обладать определенными природными задатками: внешним обаянием, хорошим голосом, слухом, артистическими данными и так далее. Однако, большую роль играют приобретенные качества. Помните, привлекательные люди: 

часто и охотно улыбаются; 
• естественно себя ведут; 
• часто и охотно говорят комплименты; 
• знакомы с этикетом и следуют ему; 
• уверены в себе; 
• умеют посмеяться над собой; 
• быстро вызывают человека на разговор о нем самом; 
• осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы; 

    Для подготовки будущего учителя с описанной выше профессиональной компетентностью требуется модернизация современной образовательной системы педагогического вуза, основными задачами которой являются:

  1. изучение образа будущего (идеального) учителя в соответствии с требованиями работодателя (посредством практики);
  2. разработка системы профессиональных компетенций, присущих будущему учителю;
  3. разработка учебных планов, учебных и рабочих программ по всем дисциплинам ГОС в соответствии с разработанной системой профессиональной компетенции;
  4. внедрение прогрессивных информационных и педагогических технологий;

     Соответствовать званию «Учитель» студенты педагогических учреждений  должны прежде всего по своему внутреннему миру, поведению, привычкам, по отношению к себе и окружающим, то есть быть достойным представителем педагогического социума. Эти требования необходимо отнести с социальным.                                                              Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования, такие, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Нельзя обойти так же вниманием внешний вид и стиль учителя. На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – отсутствие подлинного призвания, равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. Он распознает фальшь, остро отреагируют на невнимание, и оценит тех педагогов, которые отнесутся к нему с уважением и пониманием. Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, находить с ними общий язык, понимать детские проблемы, и, естественно, должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным, а главное запоминающимся. Учитель должен одинаково любить каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого,  должен ставить себя на его место. На том простом основании, что они, ученики, – дети. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет. А.С. Макаренко говорил, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать. Следовательно, учитель призван не только изучать с учениками определенную учебную дисциплину – литературу или математику. Он должен управлять процессом развития и формирования личности школьника, используя для этих целей и преподаваемый предмет, и все многообразие форм и видов вариативной части учебного плана, внеучебной воспитательной работы. Сможет он это сделать, только обладая высоким уровнем профессионализма.  Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы. Учитель – это не профессия, это образ жизни! Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти. Этот список можно продолжить. И все это – чистая правда. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет. Человек строит храм своей души всегда не один. Так много нужно заложить в его основу – добродетель, миропонимание, веру в настоящее, веру в будущее. Ему нужно понять и помнить простые истины, на которых строится весь мир: поймаешь бабочку – она умрет, сорвешь цветок – он завянет, ибо прикоснуться к красоте можно только сердцем, которое всегда любит и наполнено счастьем каждой минуты. Учителю близко утверждение Песталоцци, что преподаватель должен любить своего ученика, более того, личность учащегося должна быть для учителя священной. Семена знания, нравственности, благочестия даёт, как мы знаем, природа, но она не даёт самого знания, добродетели, благочестия. Это приобретается с помощью молитвы, учения, деятельности. Весьма удачно поэтому кто-то определил человека как существо, способное к обучению, так как никто не может стать человеком, если его не обучать. Будущий учитель должен знать возрастную психологию, как обеспечить положительную эмоционально-психологическую атмосферу урока, как осуществить искренний контакт с учащимися, как настроить их эмоционально-психологическую сферу на восприятие нового материала, активизировать интеллектуально-творческий потенциал, потребность в самостоятельном приобретении знаний; как дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, находить «ключ» к каждому ребенку и заинтересовать учебной деятельностью, развивать творческие способности подрастающего поколения. Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя.

Литература

Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения.- М.: Флинта: Наука, 1998.-168с.

Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 222 с. 

Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1995. 480 с.

Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. – Л.: Изд.ЛГУ,1967-183 с.

Фельдштейн Д.И. Психология взросления. -Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. -М.: Московский психолого-социальный институт:Флинта,1999.-672с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ».

Статья посвящена вопросам развития эстетической культуры учащихся на уроках дисциплины "Музыкальная литература". Автор ставит задачу формирования музыкального восприятия через развитие навыков анализа...

Конспект урока по аккомпанементу по теме «Работа над разделом соединение хоровой партитуры с аккомпанементом как один из способов подготовки будущего учителя музыки к его практической деятельности»

1.Цель урока 1. Обучающая – ознакомление с новым видом работы, как одним из способов педагогической деятельности учителя на уроке музыки,  формирование навыков самоконтроля;2. Развиваю...

Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА"

Отношение к дисциплине складывается из интереса и осознания его значимости. Необходимо не только заинтересовать студентов в изучении иностранного языка, но и преподнести им иностранный язык как профес...

Технология обучения в сотрудничестве как главный фактор достижения качественных результатов обучения

В методике обучения выделяют ключевое понятие «педагогическое сотрудничество».Один из мифов древности утверждал, что Земля стоит на китах. А есть ли такие "киты" у педагогического сотрудничества?Педаг...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛПИ-ФИЛИАЛА СФУ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МБОУ «ООШ № 5» Г. ЛЕСОСИБИРСКА

Взаимодействие, повышение качества, предметная подготовка студентов. Статья посвящена вопросам подготовки студентов в условиях современной школы. Рассматриваются разные виды организации деятельности с...

Педагогическая практика – как важнейшее звено в процессе подготовки будущего учителя

Доклад на тему: Педагогическая практика - как важнейшее звено в процессе подготовки будущего учителя....

ЭОР "Системно-деятельный подход как основа качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике "

Системно-деятельный подход как основа качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике...