Конспект урока по аккомпанементу по теме «Работа над разделом соединение хоровой партитуры с аккомпанементом как один из способов подготовки будущего учителя музыки к его практической деятельности»
план-конспект урока по музыке по теме

 

1.Цель урока

 1. Обучающая – ознакомление с новым видом работы, как одним из способов педагогической деятельности учителя на уроке музыки,  формирование навыков самоконтроля;

2. Развивающая – развитие творческих способностей студентов, самосознания, осознанности;

3. Воспитательная – воспитание творческой инициативы, интереса к будущей профессиональной деятельности, формирование художественно – эстетического вкуса;

4. Контролирующая – проверка усвоения ранее полученных знаний по теме  и формирование необходимых навыков.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО Московский областной колледж искусств и технологий

Предметно – цикловая комиссия основных музыкальных инструментов

     

Конспект урока

по аккомпанементу по теме

«Работа над разделом соединение хоровой партитуры с аккомпанементом как один из способов подготовки будущего учителя музыки к его практической деятельности»

подготовила  преподаватель

по аккомпанементу  ГБОУ СПО МОКИТ

Бегларян Ирина Святославовна

г. Егорьевск

2012/13 уч.г.

1.Цель урока

 1. Обучающая – ознакомление с новым видом работы, как одним из способов педагогической деятельности учителя на уроке музыки,  формирование навыков самоконтроля;

2. Развивающая – развитие творческих способностей студентов, самосознания, осознанности;

3. Воспитательная – воспитание творческой инициативы, интереса к будущей профессиональной деятельности, формирование художественно – эстетического вкуса;

4. Контролирующая – проверка усвоения ранее полученных знаний по теме  и формирование необходимых навыков.

2.Задачи урока

1. Продолжить работу над развитием навыка чтения с листа.

2. Знакомство с  разделом «соединение хоровой партитуры с  аккомпанементом» на материале домашнего задания.

3. Развитие профессионально – технических навыков (умение грамотно и максимально вокально  исполнять произведение при соединении партитуры с аккомпанементом ).

4.  Воспитание художественно – профессионального подхода к произведению (умение проанализировать содержание, образы, взаимосвязь музыкально – выразительных средств средств произведения и содержания / в разделе «Пение под собственный аккомпанемент»/, умение грамотно и выраэительно исполнять произведение под собственный аккомпанемент.

3.Тип урока

Комбинированный, сочетающий проверку пройденного материала, сообщение новых знаний, практическую работу студента и активное взаимодействие с преподавателем в процессе урока.

4.Методы

Словесные – беседа, объяснение;

Практические – исполнение студентом, показ преподавателем;

Проблемно – поисковый.

5.Технологии

Проблемное обучение;

Интегрированное обучение.

6. Межпредметные связи

Специальный инструмент, вокал, дирижирование, элементарная теория музыки, гармония, сольфеджио, практика в школе, методика школьная, дошкольная и т.д.

7. Репертуар урока

1) Д. Кабалевский «Спокойной ночи»

2) М. Фрадкин «Песня о Днепре»

3) Л. Книппер «Почему медведь зимою спит»

4) М. Фрадкин        «Прощайте, голуби»

План урока

  1. Организационный момент (1-2 мин.)
  2. Показ студентом домашнего задания по разделу «Гармонизация мелодии по слуху» и его совместный анализ (7 мин.)
  3. Продолжение работы над разделом «Чтение с листа» ( 8 мин.)
  4. Знакомство с новым видом работы (соединение партитуры с аккомпанементом) на примере конкретного произведения (15мин.)

    5. Беседа о жанре «Песня», о взаимосвязи содержания, образов с музыкально-выразительными средствами произведения, о методах и приемах грамотного и выразительного исполнения песни под собственный аккомпанемент.

Работа над исполнением песни под собственный аккомпанемент  (10 мин.)

     6. Итог урока (обобщение результатов, связь с будущей профессиональной деятельностью; домашнее задание) (3 мин.)

Ход урока

  1. Сегодня тема нашего урока: «Работа над разделом соединение хоровой партитуры с аккомпанементом как один из способов подготовки будущего учителя музыки к его профессиональной деятельности ». Но прежде чем перейти непосредственно к ней, давайте вернемся к домашнему заданию.
  2. На какую тему оно было задано? (ответ) Что нужно было сделать к сегодняшнему уроку? Исполните то, что подготовили (звучит гармонизация мелодии песни  М. Фрадкина       «Прощайте, голуби»). В какой фактуре была исполнена эта песня? (арпеджио) А что такое фактура вообще?  Какие вы знаете фактуры? Почему была выбрана именно эта фактура? А есть ли связь между содержанием произведения и выбором фактуры? Какая?
  3. А теперь давайте проследим эту же связь на самом важном разделе учебного процесса «Чтение с листа». У того, кто умеет читать с листа, как правило, не имеет проблем и в других разделах аккомпанемента. А что значит читать с листа? (предполагается сыграть произведение  в наиболее близком к указанному автором произведения тексту и характеру, а также постараться более полно передать образ и замысел произведения) По плану в этом семестре мы проходим чтение с листа вокальных произведений с усложненным ритмическим рисунком из репертуара Хрестоматии Д. Кабалевского: «Спокойной ночи». Проанализируем произведение в целом:

а) автор, название

б) жанр (песня)

в) тональность (r-moll)

г) Размер (2/4)

д) характер, темп (спокойно, певуче)

е) фактура изложения (бас-аккорд)

ж) форма, структура, из скольких предложений состоит (из 6-ти)

з) мелодическая линия (поступенное движение чередуется со скачкообразным,  низходящая секвенционные обороты придают монотонность)

и) линия аккомпанемента (в левой руке в припеве поступенное низходящее движение как и в правой, но на терцию вниз)

А теперь прочитайте текст, обратите внимание на ритмический рисунок в правой и аккорды в левой  руке. Исполните вместе с вокальной партией (студентка исполняет). Для чего нужен раздел «Чтение с листа»? (чтобы иметь навык, который понадобится в будущей профессиональной деятельности) Конкретно где? (в классной, внеклассной работе, на музыкальных занятиях в различных дошкольных учреждениях и т. д.)

4. В прошлом семестре мы уже встречались с похожим видом работы: внесение мелодии в аккомпанемент  (по  3-м типам фактуры). Сегодня познакомимся с соединением партитуры с аккомпанементом. Это необходимо,  прежде всего, для интонационной поддержки хора. Такое изменение музыкального материала почти всегда влечет за собой упрощение фортепианного сопровождения. При внесении партитуры в аккомпанемент не обязательно, чтобы вся нагрузка ложилась на одну руку (например, левая исполняет  и бас, и аккорды, или правая и мелодию, и часть гармонического сопровождения). В каждом отдельном  случае необходимо разумно « нагружать» обе руки. При соединении партитуры с аккомпанементом следует, по возможности, исполнять  проигрыши, имитации  и т. д. для более полного сохранения характера, а также исполнять партию хора или отдельного голоса максимально вокально: легато, с необходимой  фразировкой, динамикой, цезурами и т. д.

 Разберем данный вид работы на произведении М. Фрадкина «Песня о Днепре». Тональность? (c-moll); Размер? (4/4); Характер? Темп? (широко); Фактура? (бас-аккорд, аккордовая). Познакомимся с произведением, проиграв сначала хоровую партитуру, а затем аккомпанемент. (исполнение студенткой нового для нее произведения). Очень насыщенная фактура, 3-х- 4-х звучные аккорды, октавное движение, пунктирный ритм, яркая динамика- все это создает определенную трудность при исполнении хоровой партии в аккомпанементе. В данном произведении  вокальную строчку соединяем с правой рукой аккомпанемента, используя прием упрощения (приблизить аккорд в вокальной строчке, сделать аккорд более прозрачным, опустить удвоение, изменить расположение аккорда и т. д.), сохраняя фактуру сопровождения, линию баса, ритмический рисунок, функциональную принадлежность аккордов и т. д.

Пробуем соединить партитуру  с аккомпанементом, учитывая все пожелания. (исполнение студенткой произведения, внося в сопровождение  хоровую  партитуру, затем каждый голос отдельно). Совместный  анализ недочетов исполнения.

5. Одним из основных видов работы на уроке музыки или музыкальном занятии является пение под собственный аккомпанемент, когда исполняется вокальная или фортепианная партия одновременно, соблюдая динамический, ритмический и темповый ансамбль между голосом и аккомпанементом. Главной задачей при работе над этим разделом является создание образа, задуманного автором, умение донести его до слушателей. Важен контакт исполнителя (учителя) с детьми.  

 Продолжим работу над песней Л. Книппер «Почему медведь зимою спит». Вспомним: а) для какого возраста она написана (7-8лет); б) тональность (D-dur);   в) размер (2/4); г) характер, темп (весело, живо);   д) звуковедение (legato);  е) фактура изложения (бас-аккорд);        

ж) форма, структура (куплетная, 4 предложения);  з) музыкальная линия правой руки, особенности мелодии ( скачкообразное движение  чередуется с поступенным нисходящим движением);  и) ритм ( равные  длительности);  к) функциональная принадлежность аккордов в басу (t, S, D);  л) дыхание (по фразам).

Прочитайте текст. Вспомните, чему вас учили на уроках дошкольной методики? В 7-8 лет дети уже могут брать дыхание осознанно, повторяя за учителем музыки по фразам.

  1. Сыграйте вокальную партию на инструменте без пения (legato, фразы, предложения, снимать руку там, где будет дыхание).
  2. Попробуйте исполнить вокальную партию без сопровождения (добиться правильного исполнения).
  3. Исполните аккомпанемент двумя руками без пения в нужном темпе и характере, без текстовых ошибок, удобной аппликатурой (внимательнее случайные знаки).
  4. Попробуйте исполнить вокальную партию под аккомпанемент, используя левую педаль.
  5. Исправьте ошибки, доучив трудные места без голоса.
  6. Вновь исполните с пением, отдавая приоритет вокалу.
  7. Свободно аккомпанируя, поработайте над характером произведения, его образами, выразительностью.

Домашнее задание:

Продолжить работу над соединением хоровой партитуры с аккомпанементом в произведении М. Фрадкина «Песня о Днепре» и каждого голоса отдельно. Выучить песню»Почему медведь зимою спит»  наизусть (все куплеты, выразительно с показом дыхания).

6. Итог урока:

Какие знания вы сегодня получили на уроке? (получили профессионально-технические навыки при соединении партитуры с аккомпанементом в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности).

        

Список использованной литературы

  1. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? : кн. для учителя/ Д.Б. Кабалевский; авт. вступ. ст. И.В. Пигарева. – 4-е изд., дораб.  - М.: Просвещение, 2005. - 224с.
  2.  Кабалевский Д.Б. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы 7 класс. - М.: Всесоюзное издательство советский композитор, 1983. - 157с.
  3. Науменко Т.И. Музыка. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/ Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. – 160 с.
  4. Науменко Т.И. Музыка. 7 кл.: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: Метод. Пособие/ сост. Т.И. Науменко,   В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2000. - 248с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока английского языка по теме "Работа по дому" для 3 класса

Материал может быть использован на уроках английского языка по теме "Работа по дому". Введение новой лексики по теме, первичное закрепление....

Конспект урока по физике по теме: "Работа и мощность электрического тока".

Развёрнутый конспект урока по физике для 8 класса с презентацией....

Конспект урока по информатике на тему " Работа со слоями. Составление натюрморта в графическом редакторе GIMP" 7 класс

Составление натюрморта, инструкция и картинки прилагаются, так презентация с конечным результатом и критерием оценивания...

Конспект урока "Обобщение знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»"

Конспект обобщающего урока по химии в 8 классе   с применением АМО...

Конспект урока по химии на тему "Кремний и его соединения. Стекло. Цемент. Качественная реакция на силикат- ион"

Цели урока:Образовательная: сформировать и систематизировать знания о местоположении кремния в периодической системе, свойствах, получении и применении кремния и его соединений.Развивающая: развитие у...

План-конспект урока в 10 классе. Тема: «Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц».

Ознакомление учащихся с понятием мебельная фурнитура.  Распознавание и применение по назначению фурнитуры для подвижного соединения....

Конспект урока по химии на тему «Кремний и его соединения» 9 класс

Цель: Развивать и систематизировать знания о строении и свойствах элемента и простого вещества кремния, а также его важнейших соединениях.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний...