ЭОР "Системно-деятельный подход как основа качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике "
статья по алгебре (11 класс) по теме

Системно-деятельный подход как основа качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod_vystuplenie_na_rmo.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельный подход как основа качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике

(из опыта работы учителя МОУ «Разумеская СОШ №1» Фуниковой Т.Н.)

Стратегическая задача современного образования  — это «создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности» (В.В.Путин).

         При подготовке учащихся к ЕГЭ стоит задача, прежде всего, не столько вооружить знаниями, умениями и навыками, сколько организовать ситуацию поиска учащимися  способов решения задач.

Основной задачей  учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся могли сформироваться потребности и способности осуществлять преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.  Я пришла к выводу, для качественной подготовки к итоговой аттестации  необходимо    так организовать  учебный  процесс,  чтобы главное место отводилось  активной и  в большей степени самостоятельной  деятельности учащихся.

Системно-деятельностный подход как раз и помогает создать среду, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве.

Системно-деятельностный   подход  на уроке подготовки   учащихся к ЕГЭ, ОГЭ включает ряд взаимосвязанных и последовательных  этапов, результаты прохождения каждого этапа фиксируются в "Дневник успешной подготовки к ЕГЭ". Такая поэтапная подготовка позволяет учителю  организовать учебный процесс как  самостоятельный, творческий поиск самого ученика с партнёрством учителя.

Этапы подготовки:

1этап:  пробное тестирование и определение желаемого и действительного результата.

В сентябре выполняют пробный тест ЕГЭ базового уровня и после его проверки фиксируют действительный результат.

Заполняют страницу диагностики и составляют план действий в дневнике успешности.

Номера заданий КИМ ЕГЭ которые я выполняю всегда без ошибок

Номера заданий КИМ ЕГЭ которые я выполняю но допускаю ошибки в зависимости от прототипа задания  

Номера заданий КИМ ЕГЭ к решению которых я не приступаю   или при выполнении сталкиваюсь с затруднениями.  

2 этап: повторение и систематизация теоретического материала

Для успешного выполнения  заданий   ЕГЭ необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса математики. Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы, который осуществляется на каждом уроке, в виде мозгового штурма.  Теоретический  материал оформляется в опорные конспекты, таблицы, схемы. Именно систематизация материала, уже известного учащимся, является благодатной почвой для применения деятельностного подхода.

Обучающиеся по результатам заполнения таблицы определяю проблемные вопросы и определяют формы работы. Например у некоторых обучающихся возникла проблема с выполнением задания № 4 ( профильный уровень) и решили работать в группе над систематизацией знаний по теме " Теория вероятности" и составили план по которому выполняют отработку умений и навыков выполнения прототипов задания 4 на следующем этапе.

  1. этап: тренировочные упражнения.

Старшеклассники  по алгоритму отрабатывают   материал предложенный в заданиях ЕГЭ. На этом этапе происходит осмысление   материала, так как при выборе способа решения  школьники анализируют, размышляют. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка, что, несомненно,  влияет на межличностные отношения в классном коллективе. Поэтому можно говорить ещё и о воспитательном аспекте системно-деятельностного подхода.

4 этап: самостоятельная работа с КИМ  по отдельным группам-прототипам заданий с использованием различных форм ( решение онлайн тестов созданных учителем с системой подсказок, система подготовки к ЕГЭ «РЕШУ ЕГЭ» в формате домашней работы, тематические тесты )

5 этап: промежуточное тестирование ( с применением контрольных интерактивных тестов, материалов открытого банка заданий без доступа к подсказке). Раз в неделю на уроке за 15-20 минут ученики решают 10 заданий КИМа

6 этап: коррекционная работа по результатам промежуточного тестирования, через взаимоконсультации между обучающимися, консультация учителя, индивидуальную работу.

Важным элементом всей подготовки к экзамену является  коррекционная работа с учащимися по наиболее трудным темам. Проводится постоянный анализ всех выполненных работ, внесение данных в дневник успешности, определение возникших затруднений и их причин, обязательная работа над допущенными ошибками,  при необходимости повторение теоретического материала.  

        Именно благодаря коррекционной работе можно   повысить уровень подготовки учащихся, отработать необходимые навыки, устранить «пробелы» в знаниях выпускников.

7 этап: контрольное тестирование

Первоначальная, промежуточная диагностика и, конечно, контрольное тестирование  - важнейший элементы по подготовке к экзамену, который позволяет отслеживать «движение учащихся», выявляет необходимость коррекционной работы с отдельными учащимися или с группами выпускников.

          В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаются ученикам самостоятельно выбрать и выполнить задания из открытого банка ЕГЭ.

В своей работе применяю следующие правила подготовки к ЕГЭ.

    Первое правило – тематическое повторение. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.

     Второе правило – логика. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

    Третье правило – постоянные тренировки. На уроках и дома учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

    Четвёртое – индивидуальность. На консультациях ученик может получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

     Пятое – ограниченность времени. Тренировочные тесты в классе провожу с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя : за какое время сколько заданий они успевают решить.

     Шестое – постоянный контроль. Максимальная нагрузка по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

            Следуя этим правилам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

  Конечно же, данная система требует большого количества времени учителя на подготовку к занятиям, проверку и анализ работ, проведение индивидуальных консультаций.

Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование личностно-ориентированного обучения и ИКТ-технологии для качественной подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по математике"

Для создания системы подготовки обучающихся к итоговой аттестации, обеспечивающей высокое качество знаний школьников на основе личностно-ориентированного обучения и информационно-коммуникационных техн...

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании алгебры и геометрии (из опыта работы).

В подготовке к государственной итоговой аттестации большую роль играет числовая содержательно-методическая линия. Её развитие идет в школьном курсе постепенно, поэтому подготовка к экзамену начинается...

Использование личностно-ориентированного обучения и ИКТ-технологии для качественной подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по математике

Использование личностно-ориентированного обучения и ИКТ-технологии для качественной подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестациипо математике...

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании алгебры и геометрии (из опыта работы).

Математика - обязательный для всех выпускников основной школы экзамен, и альтернативы ОГЭ как формы проведения его сегодня нет. При неоднозначном отношении к ОГЭ мы вместе с тем понимаем, что так...

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании геометрии и алгебры (из опыта работы).

Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. Другое направление организационно-методической работы &nda...