Использование личностно-ориентированного обучения и ИКТ-технологии для качественной подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по математике
статья на тему

Педагогические технологии при подготовке учащихся к ГИА по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_viziryakina_v.v.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Бубликова Е.В.

Визирякина В.В.

МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода

Использование личностно-ориентированного обучения и ИКТ-технологии для качественной подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации

по математике

Изменения, стремительно происходящие в нашем обществе в связи с переходом на новые отношения, оказали значительное влияние и на развитие образования. В современных условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с ориентацией на воспитанника как на личность, которая, является объектом собственного развития и субъектом учебно-воспитательного взаимодействия.   Поэтому особо актуальной на современном этапе развития общества становится проблема личностно-ориентированного подхода к образованию. Лично-ориентированный подход определили представители  XX века А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерс, В. Франкль, которые утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «я» каждого ребенка. Идея личностно-ориентированного подхода в нашей стране разрабатывалась с начала 80-х годов К. А. Абульхановой-Славской, И. А. Алексеевым, Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, С. В. Кульневичем, А. А. Орловым, В. В. Сериковым, И. С. Якиманской и др. в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного процесса.

        Личностно-ориентированный подход в современных условиях гуманизации и гуманитаризации всех звеньев образовательной системы определяет позицию учителя как базовую и основную во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностно-ориентированный подход предполагает помощь обучаемому в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении самореализации и самоутверждении. В коллективном обучении и воспитании это означает создание гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанник осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях.

Под современными информационными технологиями целесообразно понимать ИКТ - технологии, применяющие специальные программные и технические средства для работы с информацией. И смысл современной информатизации образования заключается в создании, как для педагогов, так и для обучаемых максимально благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Проблема  личностно-ориенированного обучения  рассматривается в трудах Д. Эльконина, В. Давыдова.                                                                                                      

Целенаправленную учебную деятельность характеризуют следующие особенности:        

1. Особая форма активности ребенка, направленная на изменение себя как субъекта учения. Такая деятельность ориентирована не на получение материальных или иных результатов, а непосредственно на развитие учащихся.

              2. Главным содержанием обучения должны быть общие способы действий по решению разнообразных задач, которые направляли бы деятельность учащихся на овладение этими способами. Как известно, одной из самых характерных признаков сформированности  у учащихся целенаправленной учебной деятельности является различение ними конкретного результата своих действий и общего образа, благодаря которому они его достигли.                        

           3. Необходимость выяснения в процессе целенаправленной учебной деятельности происхождения понятий и обозначаемым ими действий, подтверждение необходимости этих понятий и действий для теоретического познания соответствующей отрасли знаний, а также теоретических основ действий, которые усваиваются. Без этого невозможно сознательное и самостоятельное усвоение учащимися новых понятий. Это означает, что в процессе обучения знания не должны даваться в «готовом виде», а изучение нового понятия, раздела, темы должно начинаться с мотивации, то есть с разъяснения, для чего и почему необходимо изучать определенный раздел, тему.                                                

            4. Организация обучения от абстрактно-общего к конкретно-отдельного. Этим розвивальне обучения принципиально отличается от традиционной дидактики, которая направляет познавательный процесс от частного к общему.

           5. Научно-теоретический характер целенаправленной учебной деятельности.  Основное содержание обучения должно быть ориентировано на научные, а не эмпирические знания.  Необходимо направить на формирование у учащихся научно-теоретического стиля мышления.  

Учебно-познавательные мотивы. Целенаправленная учебная деятельность, по словам Д. Эльконина, «должна отталкиваться от адекватных мотивов», непосредственно связанных с ее содержанием, то есть мотивами вступления обобщенных способов действий (мотивы собственного роста, самосовершенствования, самопознания). Сформировав такие мотивы в раннем возрасте ребенка, значительно легче поддерживать, наполнять новым содержанием общие мотивы деятельности школьника, связанные с его позицией, участием в общественно значимой деятельности. Благодаря этому для ученика приобретают глубокого общественного смысла личное совершенствование, личные успехи.                                                

Учебные действия. Суть их заключается в решении учебной задачи. К таким действиям относятся:

- выделение проблемы с поставленной задачи;

- выделение общего способа решения проблемы на основе анализа общих отношений в материале, который изучается;

- моделирование общих отношений учебного материала и общих способов решения учебных проблем в предметной, графической или буквенной форме;

- конкретизация и обогащения отдельными проявлениями общих отношений и общих способов действий;

- контроль за процессом и результатами учебной деятельности, за выполнением предыдущих задач;

- оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи.

Убедившись, что учебное задание разрешено, то есть, установлен и зафиксирован выходной способ действия, учитель организует оценивание решения.

Поскольку задания ЕГЭ рассчитаны на разный уровень подготовки учащихся, включают и базовый уровень, и повышенный уровень сложности, наиболее эффективным является использование элементов  личностно-ориентированного обучения.

На современном этапе технологический подход к образованию является актуальным. Проблеме педагогической технологии посвящены исследования В. П. Беспалько, В. И. Боголюбова, Т. А. Ильиной, М. Б. Кларина, Л.П.Космодемьянской, И. Я. Лернера, Г. К. Селевко и других.

Для создания системы подготовки обучающихся к итоговой аттестации, обеспечивающей высокое качество знаний школьников на основе  личностно-ориентированного обучения и информационно-коммуникационных технологий,  нами были поставлены следующие задачи:

  1. развитие заинтересованности у обучающихся  к изучению математики с целью  лучшего усвоения ими  программного материала на  базовом и профильном  уровнях;
  2. организация  личностно-ориентированного подхода  в течение урока;
  3.  развитие навыков работы с тестовыми заданиями;
  4. организация систематического повторения пройденного материала по всем разделам курса математики с применением информационно-коммуникативных технологий.

Подготовка к школьным выпускным экзаменам и в особенности к ЕГЭ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат.

Список используемых источников:

  1. http://banauka.ru/2451.html Технология личностно-развивающего обучения Эльконина – Давыдова

  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-0 Личностно-ориентированное обучение.

  3. http://www.74-gim76.edusite.ru/DswMedia/2012_02_19_lichn_orientir_obrazov.pdf Личностно-ориентированное образование как условие развития личностных функций.

  4. http://www.menobr.ru/materials/370/5551 Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

  5. http://irort.ru/node/538 Методическое рекомендации по подготовке к ЕГЭ по математике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-технологии в системе подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации по математике .

Материал выполнен в виде презентации. Презентация раскрывает основные направления и способы помощи учащимся в подготовке к Государственной итоговой аттестации по математике....

Статья "Использование личностно-ориентированного обучения и ИКТ-технологии для качественной подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по математике"

Для создания системы подготовки обучающихся к итоговой аттестации, обеспечивающей высокое качество знаний школьников на основе личностно-ориентированного обучения и информационно-коммуникационных техн...

Дифференцированный подход в подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по математике

Выступление на районном методическом объединении учителей математики...

«Применение технологии подводящих задач при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе по теме: «Текстовые задачи на движение»

Суть технологии подводящих задач - это планомерная корекционная работа с любым учащимся по любой теме для подготовки к ГИА, и не только. В данной статье приводится метод технологии подводящих задач пр...

"Использование ИКТ при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации"

Мастер - класс учителя математики "Использование ИКТ при подготовке обучающихся к основному государственному экзамену по математике"....

Использование личностно-ориентированного обучения и ИКТ-технологии для качественной подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по математике

Использование личностно-ориентированного обучения и ИКТ-технологии для качественной подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестациипо математике...