ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии

Оринская Ирина Викторовна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminar-praktikum_orinskaya_i.v._21.12.22.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

 ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К ГИА

Оринская И.В.

учитель географии

Для овладения новыми профессиями нужны будут системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, бережливое производство, клиентоориентированность, мультиязычность и мультикультурность, работа с людьми, работа в условиях неопределенности, навыки художественного творчества. Таким образом, основными базовыми компетенциями успешной профессиональной деятельности будут креативность, коммуникации, критическое мышление, командная работа. Для формирования и нужна функциональная грамотность.

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Леонтьев А.А.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, формируемая и на уроках географии. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

К текстам относятся как обычные вербальные тексты, так и графики, рисунки, схемы, диаграммы, таблицы. Требования к читательской грамотности включены в ФГОС ООО в виде метапредметного образовательного результата, именуемого «смысловое чтение».

Ушинский говорил, что «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело». Суть чтения научной (художественной) литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем.

Прием «Своя опора» – универсальный прием, сворачивающий информацию. Формирует: умение выделять главную мысль; умение устанавливать связи между объектами; умение представлять информацию в «свернутом виде». Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

Стратегия «Вопросительные слова» может использоваться тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме, когда они могут воссоздать несколько базовых понятий на основе материала. «Вопросительные слова» помогают им создать «поле интереса».

Прием «Толстый и тонкий вопросы» в технологии критического мышления использую для организации взаимоопроса в паре (группе) или для начала беседы по изучаемой теме.

Прием «Создай паспорт» использую для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.

Выделяют следующие уровни естественнонаучной грамотности:

1. Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.

2. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.

3. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения. 

На формирование знания учебного материала использую следующие задания:

1. Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)

2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)

3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них

4. Найдите в тексте возможные ошибки

5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии.

На формирование понимания изучаемого материала целесообразно давать следующие задания:

1. Приведите примеры и контрпримеры к понятию, явлению, правилу.

2. Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого – либо задания.

3. Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж, схему, таблицу, рисунок).

4. Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.

5. Составьте вопросы по данному материалу, теме.

6. Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи: «Зачем», «Почему» и т.д.

На формирование умений и навыков применяю такие задания:

1. По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания.

2. Выделите для себя из текста полезные новые знания.

3. Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность.

4. Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …».

На развитие внимания предлагаю задания

1. Продолжите предложенный текст.

2. Задайте вопросы по данному тексту.

3. Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице.

4. Дан перечень некоторых объектов, понятий и т.д., расположите их в определенном порядке.

На развитие мировоззрения можно использовать задания:

1. Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным свойством, явлением и т.д.

2. Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученного материала.

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

- работу с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При выполнении заданий учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.

- работу с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования.

- работу со статистическими данными. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности. К таким типовым заданиям можно отнести следующие: определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы; работа с климатограммами; выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы; работа со статистической матрицей данных.

Не всякая деятельность на уроке интересует, учащихся привлекают ребят поиск, исследования. Переход от наблюдения к предсказанию результатов эксперимента, осуществляемому на основе теоретического анализа – эту работу можно проводить при выполнении исследовательских заданий на повторение и закрепление материала. Описание многих удивительных явлений природы. Можно использовать ситуацию опровержения, которая создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, опровергнуть антинаучный вывод и др. Самостоятельный эксперимент учащихся на уроках способствует усвоению, закреплению материала, развивает их творческие способности. Это осуществляется в форме практической работы.

В заключение хочу сказать, что формирование функциональной грамотности на уроках географии есть основа качественной подготовки к ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках географии».

Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех т...

«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

В данной работе исследуются проблемы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках географии, через развитие картографических компетенций, который включают картографические знания, ...

Выступление на заседании РП(М)О естественно-научных предметов на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках географии»

laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диа...

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Методические приемы формирования функциональной грамотности на уроках географии....

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Функциональная грамотность -это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания, для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания , основанных на научных док...

Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках географии"

Чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так...