Технология обучения в сотрудничестве как главный фактор достижения качественных результатов обучения
статья по технологии на тему

Турецких Оксана Анатольевна

В методике обучения выделяют ключевое понятие «педагогическое сотрудничество».

Один из мифов древности утверждал, что Земля стоит на китах. А есть ли такие "киты" у педагогического сотрудничества?

Педагоги-новаторы называют три фундаментальных условия этих "китов", на которых строится сотрудничество в школе.

Во-первых, деятельностный подход во взаимоотношениях педагога и учащихся. В школе главным необходимо считать неповторимую и уникальную личность ученика. Творчески работающие педагоги должны не только увидеть ее, но и уметь раскрыть. В противном случае лавры одного лишь хотения видеть ученика центром школьной вселенной - это сухие листья, которые никогда не зазеленеют.

Во-вторых, диалогическая форма представления учебного материала на уроке. Обучение в школе нельзя сводить к простому восприятию готовых истин (это как письмо "вилами на воде"), а воспитание не должно ограничиваться лишь усвоением установленных правил поведения.

Мысль и чувство, ум и сердце ученика следует направить на достижение главной цели - формирование из него высоконравственной творческой личности, которая идет по пути самообразования, саморазвития, самовоспитания.

Недостаточно только приобщать учащихся к духовному миру учителя, необходимо создать атмосферу сопричастности школьника процессу становления собственной личности, помочь взаимодействию учащихся, которое, будучи активным началом, послужит средством развития школьников.

В-третьих, коллективное сотворчество всех участников учебно-познавательной деятельности, включая индивидуальное творчество ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
’’Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 53м
города Курска

Тема: «Технология обучения в сотрудничестве как главный фактор достижения качественных результатов обучения»

Семинар-практикум учителей технологии и изобразительного искусства

Турецких О.А., учитель технологии

2010

В методике обучения выделяют ключевое понятие «педагогическое сотрудничество».

Один из мифов древности утверждал, что Земля стоит на китах. А есть ли такие "киты" у педагогического сотрудничества?

Педагоги-новаторы называют три фундаментальных условия этих "китов", на которых строится сотрудничество в школе.

Во-первых, деятельностный подход во взаимоотношениях педагога и учащихся. В школе главным необходимо считать неповторимую и уникальную личность ученика. Творчески работающие педагоги должны не только увидеть ее, но и уметь раскрыть. В противном случае лавры одного лишь хотения видеть ученика центром школьной вселенной - это сухие листья, которые никогда не зазеленеют.

Во-вторых, диалогическая форма представления учебного материала на уроке. Обучение в школе нельзя сводить к простому восприятию готовых истин (это как письмо "вилами на воде"), а воспитание не должно ограничиваться лишь усвоением установленных правил поведения.

Мысль и чувство, ум и сердце ученика следует направить на достижение главной цели - формирование из него высоконравственной творческой личности, которая идет по пути самообразования, саморазвития, самовоспитания.

Недостаточно только приобщать учащихся к духовному миру учителя, необходимо создать атмосферу сопричастности школьника процессу становления собственной личности, помочь взаимодействию учащихся, которое, будучи активным началом, послужит средством развития школьников.

В-третьих, коллективное сотворчество всех участников учебно-познавательной деятельности, включая индивидуальное творчество ученика.

Активное взаимодействие с учениками в ходе педагогического сотрудничества помогает педагогу увидеть каждого ребенка. Только в этом случае он может заниматься воспитанием его высших психических функций, а также развитием социальной адаптации к жизни в школе и за ее пределами.

Что понимается под "педагогическим сотрудничеством"? Есть ли завтрашний день у педагогики сотрудничества?

Если сегодняшний день — это педагогика сотрудничества, то завтрашний — педагогика содружества, сотворчества.

Фундаментом сотворчества учеников на уроке можно и нужно считать педагогическое сотрудничество учителя и детей.

В основе слова "сотрудник" корень  труд, сотрудничать — значит разделять учебный труд, беря на себя ту или иную долю в учебном познании. Мы должны помнить, что отношения сотрудничества могут поменяться на соподчинение при авторитарном стиле руководства. Более того, сотрудничество в присутствии

паритетных отношений никогда не станет стартовой площадкой творчества. Иное дело — сотрудничество, или сотворчество школьников.

Сотворчество — это совместное создание коллективного учебного продукта, сопровождаемое обоюдной напряженностью в создании нового. Сотрудничество — лишь первая ступень в решении задач, стоящих перед современной школой. Позиция известных в стране учителей-новаторов такова: "Добиться совместного творческого труда учителей и учеников".

Взаимодействие учитель-ученик. Р. X. Шакуровым выделено три основных типа взаимодействия: сотрудничество, соперничество, доминирование. Им дают следующие определения.

Сотрудничество — такой тип взаимодействия, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Взаимное содействие в ходе движения приводит к определенной цели.

Доминщювание предполагает подчинение интересов одной стороны интересам другой — нет равенства, нет паритета.

Соперничество — борьба за доминирование, переходной тип взаимодействия.

Целесообразным уже сейчас не только говорить о сотворчестве, но и активно работать над данной проблемой.

На практике очень трудно удержаться только в зоне сотрудничества, необходимо школьникам показать направление, то, к чему он и должен прийти в своей совместной учебной деятельности. Сотрудничество и сотворчество приводят к боле эффективному и качественному процессу познания, так как в коллективной учебнопознавательной деятельности доминирует активная позиция школьников. Более того, сотрудничество и сотворчество приводят к формированию новых мотивов, приносящих пользу каждому ребенку, находящемуся в данном социуме.

Мы долгие годы учили детей, и довольно успешно, не задумываясь над сотрудничеством. Почему сейчас так остро встала потребность привлекать ребят к их же обучению и воспитанию?

Все новое — это хорошо забытое старое, нельзя разрушать все до основания в надежде построить нечто совершенно новое.

Необходимо исходить из противоречий учебного процесса, существующих сегодня в школе:

•между новыми задачами, стоящими перед школой, и устаревшими подходами и технологиями обучения;

•между коллективными формами обучения и индивидуальной формой присвоения их результатов;

•между объективной потребностью в педагогическом сотрудничестве на уроке и уровнем разработки проблемы в теории;

•между потребностью школьника в сотрудничестве с педагогом, одноклассниками и неподготовленностью к нему учителя и учащихся.

Разрешение этих противоречий учебного процесса современной

общеобразовательной школы на основе новых технологий обучения, использования отношений сотрудничества может привести к качественным положительным результатам деятельности учителя и учащихся: К этому необходимо добавить, что педагогическое сотрудничество невозможно без субъектных отношений, формирующих обучающую и воспитывающую среду.

Главные идеи педагогики сотрудничества.

Отношение к ученикам. Равные, паритетные отношения субъектов учебнопознавательной деятельности присутствуют в педагогической деятельности всех педагогов-новаторов.

Учение без принуждения. Чувство успеха, снятие страха учащихся на уроке порождает чувство уверенности, развивает интерес к учению, дает условия для творчества в процессе обучения.

        

Идея трудной цели. Обучение проводится на высоком уровне сложности, и успех в достижении целей урока определяется верой в интеллектуальные силы ученика, как со стороны педагога, так и одноклассников, его уверенности в себе.

Идея свободного выбора. Это первый шаг в развитии каждого ученика, требующий создания благоприятных условий для расцвета личности в процессе обучения.

Идея опережения. Работа не только в "зоне актуального", но и ближайшего развития" ребенка.

Л. С. Выготский писал, что обучение должно опережать развитие. Мы помним еще одно его принципиальное положение: «То, что сначала доступно школьнику в сотрудничестве со взрослым, в дальнейшем становится доступным для него в самостоятельной деятельности — это и есть "зона ближайшего развития". Ребенок в процессе коллективной деятельности под руководством взрослых может сделать гораздо больше и притом сделать с пониманием".

Идея крупных блоков. Сведение разбитой на параграфы темы в крупные "пласты" знаний позволяет при резком снижении нагрузки на ученика увеличить объем изучаемого материала.

Идея соответствующей формы (методика В. Ф. Шаталова)  опорные листы не допускают ни одного лишнего слова. Уроки педагога Е. Н. Ильина воспитывают каждой деталью.

Идея самоанализа. Даже для детей начальной школы (методика Ш.А. Амонашвили). Он ввел рефлексию, с помощью которой обучает детей индивидуальному и коллективному самоанализу.


Интеллектуальный фон класса. Стремление к знаниям создает среду, в которой радостно учиться (термин В.А. Сухомлинский), несмотря на высокий накал умственного напряжения.

Личностный подход. На уроке каждый ученик ощущает себя личностью, он чувствует внимание к своим успехам, и это окрыляет школьников. Процесс обучения сопровождается положительными эмоциями: радость нового знания и достижения. Процесс педагогического сотрудничества позволяет глубже и увереннее проложить дорогу своей мысли в поле восприятия другого ученика, в результате создания атмосферы доброжелательного внимания, а это верный залог быть услышанным, адекватно понятым.

Хотелось бы подробнее остановиться на психолого-педагогических основах сотрудничества на уроке.

  1. Социализация — это процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения и навыки. Она также включает активное познание школьником окружающей его социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и групповой работы, развитие необходимых для этого способностей. От социального опыта к личному, через разные уровни деятельности — таков путь обучения.
  2. Деятельность - это динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им        отношений субъекта        в предметной

действительности.

3 .Интериоризация — постепенное преобразование материального действия в идеальное (переход извне внутрь) связывает противоположные звенья единого процесса: предметное действие и выражающую его мысль.

4.Учебная деятельность — это форма активности школьников, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, развитие способностей, восприятия, памяти, мышления, речи и других процессов познания. Активность ученика является постоянным условием развития его учебно-познавательной деятельности, развития его как личности.

Воздействие на личность может быть направленным. Тогда оно ставит перед собой задачу добиться желаемого положительного результата и реализует замысел. А ненаправленным, когда человек не стремится вызвать


ту или иную реакцию у другого человека, но, тем не менее, обусловливает изменения в нем.

Присутствие учителя во время учебной работы ребенка или облегчает, или затрудняет выполнение заданий. Сам учитель при этом не всегда  осознает свое влияние на детей. Таким же неосознанным может быть присутствие директора и завуча, пришедших на урок. В этой ситуации находящиеся на уроке могут стимулировать или тормозить деятельность всех участников процесса обучения.  Но учитель, наблюдающий за деятельностью ребенка или слушающий его ответ, директор, присутствующий на уроке, могут сознательно облегчать деятельность второй стороны. Можно выделить четыре группы факторов, от которых в процессе обучения будет зависеть продуктивность деятельности.

  1. Личность учителя, его индивидуальные особенности; мотивы деятельности; стиль общения (он может находиться в разных позициях: наблюдатель, соперник, участник совместной деятельности, создатель условий).
  2. Индивидуально-психологические особенности личности, включенной в деятельность; мотивы включения, в том числе наличие мотива достижения успеха или избегания от неудач, ожидание оценки.
  3. Характер деятельности, в которую включен человек:

а) ложность выполняемых человеком действий: простые автоматизированные действия в присутствии другого выполняются быстрее и качественней, при этом выполнение трудных действий и сложных задач затрудняется; присутствие другого помогает осуществлению хорошо заученных реакций и препятствует новым, еще не заученным;

б) креативность деятельности: творческие задачи в присутствии и при участии других людей решаются легче.

  1. Характер отношений, возникающих в процессе деятельности

между ее участниками, психологический климат в коллективе. Установление в ученическом коллективе духа взаимопонимания, дружбы, взаимопомощи, чуткости и отзывчивости полностью зависит от учителя, от гуманности его общения со школьниками. На этом фоне усваиваемые детьми знания будут оказывать то воспитательное и развивающее действие, которое предусмотрено программами и учебниками.

Развитие ребенка осуществляется в особой деятельности присвоения, с самого начала развертывающееся через общение ученика с педагогом и ученика с одноклассниками. Если такому общению, деятельности присвоения в определен-


ных условиях придается необходимая направленность, то возникает собственно воспитание как форма развития.

Аналогичные идеи о развитии и воспитании были высказаны педагогом С. Л. Рубинштейном, утверждавшим, что «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается, и обучается, т.е. воспитание и обучение включаются в процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним».

Педагогическое сотрудничество создает необходимые условия для того, чтобы обучение позволяло целенаправленно развивать школьников, обеспечивать формирование, рост и совершенствование знаний, умений и навыков, преследовать цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л. С. Выготский, учитель с научной точки зрения — только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником, а преподавание требует от учителя коллективизма.

Л. С. Выготский говорил, что никак нельзя заменить прежнюю формулу: "Ученик-  все, учитель — никто". Роль учителя огромна, но своеобразна.

Роль учителя заключается в том, что он активно влияет на ученика, организует воздействие на него социальной среды. В арсенале учителя не только его личные способности, знания, умения, но и неизмеримо более важные рычаги воспитания и обучения, например, воздействие других учеников-одноклассников, которое эффективнее в процессе педагогического сотрудничества, чем в системе традиционных отношений педагога и школьников на уроке. В условиях гуманистического обучения предполагается изменение типа отношений между учителем и учениками.

Главными в деятельности учителя являются его помощь и поддержка. Задача педагога - облегчение и одновременно стимулирование процесса учения для учащегося, то есть умение создавать соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку в классе, атмосферу психологической поддержки. Учитель сможет достичь нужного, если будет руководствоваться следующими принципами.

  1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса

педагог демонстрирует детям свое полное к ним доверие.

  1. Он помогает учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.
  2. Он исходит из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. Нет детей, которые хотят учиться плохо.
  3. Он выступает для учащихся как источник разнообразного

опыта,


к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

  1. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.
  2. Он развивает в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
  1. Он является активным участником группового взаимодействия.
  2. Он открыто выражает в группе свои чувства.
  3. Он стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
  4. Он принимает каждого ученика таким, какой он есть.
  5. Он хорошо знает самого себя.

Ученик должен быть самим собой, испытывая не чувство неполноценности и потребности в психологической защите, а чувство собственной адекватности, которое позволяет ему быть восприимчивым к окружающему миру. Перед педагогом ставится цель - помочь ученикам достичь полноты своего самоосуществления.

От чего зависит познавательная активность школьников?

Активность школьников в решении познавательных задач позволяет подвергнуть более глубокому всестороннему анализу воспринимаемую информацию, лучше ее сохранить и воспроизвести.

Педагогическое сотрудничество, основой которого является коллективный способ обучения, не роскошь, которая может добавляться или не добавляться к работе учителя, а важная детерминанта процесса обучения.

Активная мыслительная деятельность, построенная на педагогическом сотрудничестве, становится фундаментальным условием усвоения большого объема необходимых каждому современному человеку знаний, умений и навыков. Кроме того, она создает условия для постоянного самообразования школьников, давая им образцы способов добывания знаний и их обработки.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию и обучению ребенка выражена в его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания и обучения.

Педагогическое сотрудничество ставит своей задачей раскрыть способности каждого ученика, создает условия для проявления творчества в социальных отношениях.

В условиях современной школы, когда с учеником работает одновременно несколько учителей и других специалистов, например, психологи, социальные педагоги, появляется необходимость интеграции их деятельности в


ситуации затруднения ребенка, Интеграция понимается как процесс выработки единой стратегии действий по отношению к школьнику и объединение усилий разных школьных специалистов и родителей в процессе учебной деятельности. Становится необходимым деятельность социально-педагогического работника, который может выделить проблему ребенка, принять ее и интегрировать деятельность учителей, других специалистов, родителей, направленную на координацию учебной деятельности ребенка в ситуации затруднения. В роли социально-педагогического сотрудника может выступать учитель, классный руководитель, психолог, социальный педагог и даже родители. Именно они помогают изменить среду, учебную ситуацию, переформулировать учебную задачу, совместно с учеником ее решить. Если ребенок чувствует внимание, теплоту, заботу, любовь взрослых, ему легче преодолеть трудности, которые стоят на его пути. При этом решающее значение в учении, в преодолении затруднений должно придаваться собственной активности ребенка.

Изменение внутренних установок учителя на восприятие ученика, уважение к его            

 личности, отказ от манипулирования ею, педагогическая поддержка и помощь могут изменить позицию школьника. Только творчески работающий, понимающий конечные цели процесса обучения, может помочь своему ученику и облегчить его непростую школьную жизнь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя

Аннотация. В статье дана характеристика профессиональной компетентности как неотъемлемой компоненты профессиональной позиции будущего учителя. Представлены условия, необходимые для становления п...

Повышение эффективности обучения через технологию обучения в сотрудничестве

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:- взаимозависимость членов группы;- личная ответственность каждого члена группы ...

Реализация технологии обучения в сотрудничестве при обучении иноязычной культуре

В статье говорится о преимуществах использования технологии обучения в сотрудничестве и способах реализации данной технологии....

Доклад на тему: «Педагогическое общение как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания»

Педагогическое общение ‒ это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и обучающихся.Основная ц...

Достижение метапредметных результатов обучения путем применения проектной деятельности на уроках технологии

Новые требования к результатам обучения школьников вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности,  как условия достижения качества образования. У...