Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА"
статья (английский язык) по теме

Отношение к дисциплине складывается из интереса и осознания его значимости. Необходимо не только заинтересовать студентов в изучении иностранного языка, но и преподнести им иностранный язык как профессионально значимый учебный предмет.

Здесь важную роль играют интеграция со специальными дисциплинами и достаточный уровень информационно- технической обеспеченности предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnoorientir._obuchenie.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА

        Анна Михайловна Колодезникова,

преподаватель  английского языка, УСПО «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации»

Включение иностранного языка в учебный план отражает заказ общества, обусловленный требованием  времени: все более расширяющиеся международные контакты во всех сферах жизни и деятельности людей.  Однако реализация этого заказа сталкивается с рядом трудностей:

1. отсутствие языковой среды, т.е. обучение происходит в искусственных условиях;

2.  малое количество часов, выделенное на изучение иностранного языка.

В такой ситуации главным является формирование мотивации, т. е. положительного отношения студентов к иностранному языку как к учебной дисциплине.

Отношение к дисциплине складывается из интереса и осознания его значимости. Необходимо не только заинтересовать студентов в изучении иностранного языка, но и преподнести им иностранный язык как профессионально значимый учебный предмет.

Здесь важную роль играют интеграция со специальными дисциплинами и достаточный уровень информационно- технической обеспеченности предмета.

Так как не все студенты обладают достаточной языковой подготовкой, целесообразно весь курс разделить на два уровня. Первый (2 курс)- базовый, который предполагает овладение основами грамматики и необходимым лексическим объемом для участия в несложной беседе на темы повседневной жизни, учебы, отдыха, увлечений и т.д. На этом уровне происходит выравнивание языковой подготовки у студентов и подготовка к работе с литературой по специальности. Второй уровень (3 - 4 курсы) – это владение иностранным языком в профессионально значимых ситуациях. Этот уровень предполагает наличие более широких умений и навыков практического владения языком относительно своей профессии и в деловом общении. Это означает не только знание специальной лексики, но и умение оформить средствами иностранного языка свои познания в специальных дисциплинах. Отбор материала для этого уровня должен соответствовать определенным требованиям: посильность и доступность, наглядность, комбинирование различных подходов в организации учебного материала (т.е. параллельное развитие всех видов речевой деятельности) и сознательное и активное усвоение, которое обеспечивается путем осмысления, творческой переработки и применения изучаемого материала.

Учебный материал на каждом уровне делится на темы, а изучение каждой темы заканчивается минизачетом или защитой «проекта».  Под «проектом» подразумевается творческая работа, выполняемая  студентом или группой самостоятельно или под руководством преподавателя. Это может быть подготовка и защита реферата, иллюстрирование текста, составление меню, рецепта, делового письма (резюме, сопроводительное письмо, письмо – предложение), создание тематического словаря, презентации и т.п. Такая работа дает студенту возможность не только показать свои знания, но и проявить свои творческие способности, представить себя как личность.

Наибольший интерес проявляют студенты к тому материалу, который им уже хорошо известен из курса специальных дисциплин и где они имеют возможность показать себя специалистами. У нас собран большой материал по различным темам для специальностей «Технология приготовления общественного питания», «Экономика и бухгалтерский учет», «Правоведение», «Товароведение»,  «Менеджмент», вводим курс делового английского языка для студентов – бухгалтеров в области информационных технологий, налогов и налогообложения (повышенный уровень).

Основой практического овладения языком в профессиональной деятельности является и привитие студентам навыков самостоятельной работы: умение пользоваться словарем, разговорниками, грамматическими справочниками, умение самостоятельно готовиться к беседе на заданную тему, умение выражать свои мысли по различным проблемам.  

Все вышесказанное означает, что более глубокая интеграция со специальными дисциплинами и создание компьютерной поддержки изучения иностранного языка не только обеспечивает качественную  общеязыковую подготовку, но и профессиональную компетентность будущего специалиста.

Иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться. Пока наши студенты не осознают необходимости владения иностранным языком, их профессионализм не будет соответствовать современным требованиям. Практика показывает, что реальная профессиональная направленность содержания курса иностранного языка, сотрудничество преподавателей иностранного языка, и преподавателей специальных дисциплин, подбор современных методик, использование информационных технологий способствует не только качественной подготовке специалиста, но и формированию его как активной личности.                

        Как пример приводим план заключительного занятия по теме «Формы организации бизнеса» для студентов первого курса по специальности 0601  «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям, повышенный уровень). Структура урока построена по принципу «от простого к сложному».

Вид занятия: практическое занятие

Тип занятия: урок – обобщение

Цели:

Образовательная:

-  развитие умений использовать иностранный язык как инструмент общения по пройденной теме;

- закрепление, систематизация и обобщение пройденного материала по теме.

Развивающая:

- способствование развитию навыков самостоятельной работы и самообразования;

- формирование умения грамотно излагать мысли, сравнивать и правильно делать выводы.

Воспитательная:

- развитие самоорганизации в общении и сотрудничестве, соблюдение норм культуры общения.

Межпредметные связи:

Основы права. Физические лица.

Экономика организации. Организация в условиях рынка.

Информатика. Создание презентации по программе «Microsoft Power Point».

Средства обучения:

Технические: мульти – медиа проектор, видеоаппаратура, магнитофон

Нетехнические: раздаточный материал

Ход урока:

Этапы занятия

Условия выполнения задач этапа

  1. Организационный момент. Постановка цели.

Прослушивание и осознание цели.

Принятие установок на результативную деятельность

  1. Аудирование. Видео «The Nine O’clock News».

Прослушивание и контроль понимания.

Информация на основе прослушанного.

  1. Закрепление и обобщение пройденного материала:

а) Речевая зарядка.

- чтение и перевод слов и выражений по теме

-  перевод предложений

б) Устный опрос.

в) Обсуждение в парах.

г) Прослушивание и чтение текста «Franchising».

е) Презентация своей фирмы.

Чтение и перевод слов и выражений по теме

Чтение и перевод предложений

Определение форм организаций бизнеса

Рассмотрение преимуществ и недостатков форм

Выделение основных черт форм

Прослушивание и чтение с основным пониманием  содержания

Представление своей фирмы

4. Рефлексия.

Выступление по результатом проведенной деятельности

5. Подведение итогов урока.

а) Выставление оценок.

б) Объяснение домашнего задания

Защита рефератов

Использованная литература:

  1. Аванесян Ж.Г. Английский язык для экономистов. М., Омега – Л,  2008.
  2.  Агабекян И.П. Деловой английский. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2007.
  3. Богацкий И.С., Дюканова Н.М. Бизнес – курс английского языка. М., «Айрис пресс», 2003.
  4. Лемехова Н.В. Профессионально-ориентирванный подход при обучении иностранному языку // Специалист».  2009. №2. С. 24.
  5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку. Базовый курс лекций.- М.: Просвещение, 2002. – 240 с.
  6. Образцов П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. – Орел: ОГУ, 2005. – 114с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.

Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.В каждом классе нашей школы , как в любой школе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по...

Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли».Лев Николаевич Толстой...

Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования

Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования...

Организация внеурочной деятельности педагога как важнейший фактор повышения качества образования и обязательная составляющая ФГОС ОО

В докладе указана вся внеурочная деятельность учителя, которая призвана мотивировать учащихся к изучению биологии....

Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация и дифференциация как важнейший фактор повышения качества образования»

Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация и дифференциация  как важнейший фактор повышения  качества образования»...

Сохранение психологического здоровья педагогов как важный фактор повышения качества образования

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение психологического здоровья педагогов...

Работа с одаренными детьми как важнейший фактор повышения качества образования

В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных является весьма актуальной. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность дос...