Использование интерактивной лекции на занятиях в колледже. Теоретический аспект
презентация к уроку на тему

В предлагаемой презентации рассмотрены теоретические основы проведения интерактивных лекций в системе СПО. Ключевая цель данной презентации - показать, что интерактивная лекция - наиболее приемлемый способ ведения занятия в колледже, т.к. в наибольшей мере позволяет учесть социально-психологические особенности обучающихся: их низкую мотивацию, слабое владение общеучебными компетенциями и нередко полное отсутствие знаний по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnaya_lektsiya.pptx104.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ СПО КАИТ № 20 Использование интерактивной лекции на занятиях в колледже. Теоретический аспект. Автор: Шайкин А.А., преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисцицплин , 5-я Парковая, 58

Слайд 2

Низкая мотивация к обучению и вообще к какому-либо труду, непонимание необходимости образования, даже получения профессиональных навыков. Слабый самоконтроль , часто неадекватное восприятие собственного поведения, отсутствие концентрации внимания. Неспособность большого числа студентов на должном уровне воспринимать программный учебный материал из-за слабого владения устной и письменной речью. Разная, а чаще низкая степень общей эрудиции . Большинство обучающихся вообще не читает . Часто студенты не знают общедоступные вещи из истории человечества. Большое количество студентов из неблагополучных семей с отсутствием позитивных примеров личностного поведения Чрезмерное стремление к развлечениям : компьютерным играм, алкоголю и т.п., а также беспредметному общению в социальных сетях. Психологические особенности студентов СПО

Слайд 3

Вывод: В силу психофизических особенностей студентов колледжа основным источником знаний, умений, жизненного опыта и основ культуры является преподаватель . Преподаватель должен выбирать особые методы работы на занятиях в системе СПО, в которых: а) формировать требуемые ФГОС и рабочими программами компетенции, готовить к написанию диагностических и иных проверочных работ, к сдаче зачетов и экзаменов при фактическом отсутствии традиционных домашних заданий (ибо подавляющее большинство их не выполнит) б) учитывать личностные особенности студентов, в частности, необходимость ежеминутного контроля поведения и учебной деятельности требует постоянной концентрации внимания и частую смену форм активности обучающегося. И менно это сводит до минимума индивидуальную работу на занятии Иными словами, преподаватель должен изложить учебный материал: сжато, ярко, доступно , максимально приближая к жизни , используя IT- технологии , давая студентам возможность отдыхать и беседовать друг с другом, в том числе, на отвлеченные темы. Перечисленные критерии диктуют выбор технологии преподавания.

Слайд 4

Пассивные: учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это классическая лекция, чтение, опрос. 2. Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику. 3. Интерактивные: От англ. ( inter - “между”; act – “действие”) Дословный перевод обозначает интерактивные методы как позволяющие взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение , построенное на взаимодействии всех участников занятия, включая педагога. Классификация методов преподавания

Слайд 5

До сих пор преподаватели колледжей часто используют лекцию, т.к. она : является простейшим способом достижения результата максимально полной передачи теоретического материала за ограниченное время предоставляет преподавателю возможность самовыражения Лекция – «это учебная технология, с помощью которой преподаватель, используя определенный промежуток времени, устно предоставляет информацию и мысли на определенную тему определенному кругу обучающихся. При этих условиях создается обучающая ситуация, где основной задачей каждого обучающегося является получение информации» (Л. Бауэр) НО: согласно современным методическим требованиям, лекция как тип занятия не приветствуется . Главные недостатки лекционного метода : лекция не самостоятельный тип занятия , в дополнение к ней требуются семинары, домашние задания, самостоятельные работы - традиционная лекция - это монолог преподавателя, который не предусматривает обратной связи студента с преподавателем на лекция крайн е т рудно удерживать внимание студентов. Использование лекции

Слайд 6

Интерактивная лекция - форма занятия со студентами колледжей, которая объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры. Этот формат лекции имеет смысл использовать в тех случаях, когда носителем уникальной информации является преподаватель или учащиеся и когда ресурс времени и других информационных источников ограничен. В систему образования интерактивная лекция пришла из сферы бизнеса. Эффективность овладения информацией на бизнес-тренингах и обучающих курсах значительно выше, чем в школе или СПО, поэтому использование данного опыта в колледже способно существенно повысить эффективность работы преподавателя, степень усвоения материала и качество обученности . С учетом указанных недостатков лекционного метода, интерактивная лекция уникальна, т.к. позволяет одновременно: предоставить (презентовать) студенту необходимую информацию, знания в соответствии с рабочей программой курса обеспечить полный контроль со стороны преподавателя и необходимую каждому обучающемуся мотивацию и внимание на всех этапах занятия.. Понятие интерактивной лекции

Слайд 7

преподаватель-лектор – основной источник информации, он обязательно использует электронную презентацию , которая часто становится самостоятельным участником лекции в отличие от традиционной лекции, интерактивная лекция требует от участников постоянной обработки информации (например, остановить лекцию и предложить студентам написать резюме или тезисы только что представленного содержания). она предполагает многостороннюю коммуникацию , т.е. студенты часто получают обратную связь друг от друга, от лектора, студентам предлагается, а иногда даже требуется, разговаривать друг с другом и с лектором, в том числе не только по заданной теме преподаватель полностью контролирует уровень взаимодействия между участниками; информация , поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и может быть легко воспроизведена по истечении времени. Общие черты интерактивных лекций

Слайд 8

Интерактивная лекция позволяют быстро конвертировать пассивную презентацию в интерактивное упражнение . Различные этапы занятия могут включать разнообразные технологии обучения, а частая смена форм работы повышает мотивацию и внимание студентов. Формами активации познавательной деятельности студентов колледжа могут быть: самостоятельная работа в парах и в группах по 3-4 человека по изучению и закреплению нового материала, групповые мини-проекты сам остоятельная индивидуальная работа, например, с небольшим отрывком из документа и поставленными к нему вопросами демонстрация учебных фильмов, видеофрагментов, фотографий конспектирование фрагмента презентации, составление таблицы или схемы на основе предложенного текста элементы лекции с запланированными ошибками (лекция-провокация) «пресс-конференция», когда преподаватель просит задавать ему вопросы Формы работы на занятиях

Слайд 9

обобщения студентами изложенного в форме составления тезисов, синквейнов , эссе создание и представление собственных интерактивных проектов (презентации, веб-квесты и т.п.) мини-тестирования Среди интерактивных форм лекции (или этапов лекции) выделяют и более сложные и потому менее приемлемые при работе со студентами в СПО: лекция-беседа, лекция-исследование, деловая игра, ведомая дискуссия, лекция-визуализация, упражнение "в аквариуме», мозговой штурм, мотивационная речь и другие. При проектировании лекции и постановке целей занятия преподавателем планируется прежде всего деятельность обучающихся; эта деятельность должна: соответствовать психологическим особенностям группы и уровню познавательных возможностей студентов быть направленной на формирование элементарных компетенций, общеучебных умений способствовать максимальному раскрытию изучаемой темы Формы работы на занятиях

Слайд 10

Сопоставляя особенности контингента колледжа и приведенные выше методы обучения, видно, что интерактивная лекция отвечает большинству параметров, необходимых для успешности учебного процесса в колледже. В ходе интерактивной лекции преподаватель : получает возможность самовыражения за счет смены форм работы многократно дополнительно мотивирует студентов на изучение темы свободно контролирует поведение и внимание студентов способен понять, насколько хорошо и быстро студенты усваивают предлагаемый им учебный материал включает в аудиторную деятельность элементы требуемой по ФГОС самостоятельной работы в рамках лекции применяет КИМы и элементы опросов; Таким образом, интерактивная лекция не только способ подачи материла, как традиционная лекция, но и его систематизации, закрепления и контроля. Она способствует формированию большинства общих компетенций студентов и соотвествует личностно-ориентированному подходу к обучению. Преимущества интерактивной лекции в СПО

Слайд 11

Спасибо за внимание! Следующий этап – создание презентации по практическому осуществлению представленной теоретической концепции, представление технологических карт нескольких интерактивных лекций и разработка самостоятельных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

теоретические аспекты использования активных методов обучения

теоретические аспекты использования активных методов обучения...

Теоретические аспекты использования метода проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического н...

Доклад «Использование интерактивной доски на занятиях"

Доклад "Использование интерактивной доски на занятиях". В докладе содержится материал, применяемый на занятиях в коррекционном классе....

Некоторые теоретические аспекты организации личностно - ориентированного подхода в образовании с использованием педагогических технологий

Рассмотрена возможность использования технологий модульного и программированного обучения для организации личностно - ориентированного подхода в образовании...

Использование интерактивных технологий на занятиях литературы

Интерактивные технологии в настоящее время стали неотъемлемой частью образовательного процесса. В данной статье автор, руководствуясь личным опытом, приводит примеры использования интеративных техноло...

Статья "Теоретические аспекты использования инновационных методов и приемов на современном уроке"

Сегодня перед школой ставится задача подготовки учащихся способных самостоятельно приобретать необходимые знания с использованием современных технологий; искать пути рационального решения проблем; тво...