Статья "Теоретические аспекты использования инновационных методов и приемов на современном уроке"
статья по физике

Лещева Ирина Васильевна

Сегодня перед школой ставится задача подготовки учащихся способных самостоятельно приобретать необходимые знания с использованием современных технологий; искать пути рационального решения проблем; творчески и критически мыслить. Приоритетной целью школьного образования сегодня становится формирование и развитие умений учащихся самостоятельно определять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statja_teoreticheskie_aspekty_ispolzovanija_iinova.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические аспекты использования

 инновационных методов и приемов на современном уроке

В условиях современного информационного общества происходит   ориентация процесса обучения на личность ученика, на формирование универсальных учебных действий, которые включают в себя наличие регулятивной, познавательной, коммуникативной, личностной компоненты. Цели развития учащихся при обучении становятся не менее важны, чем усвоение содержания обучения. То есть обучение должно обязательно обладать функциями развивающими и воспитывающими личность. Сегодня перед школой ставится задача подготовки учащихся способных самостоятельно приобретать необходимые знания с использованием современных технологий; искать пути рационального решения проблем; творчески и критически мыслить. Приоритетной целью школьного образования сегодня становится формирование и развитие умений учащихся самостоятельно определять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

В связи с этим меняется роль учителя и ученика, меняется стиль их взаимодействия. Ученик выступает как активный, творчески мыслящий, компетентный участник процесса обучения, который может самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Учитель является успешным эффективным организатором процесса обучения, в котором ученик может развивать все мыслительные операции, формировать самостоятельность в познавательной и личностной сфере.

Воспитание  активной личности учащегося требует от учителя поиска и применения новых форм и методов работы, использование активных и интерактивных методов обучения; использование технологий, которые развивают познавательную, коммуникативную, личностную компоненту учащегося.   В реализации задач, поставленных обществом перед школьным образованием могут помочь инновационные образовательные технологии.

Одним из направлений инновационной деятельности учителя является изучение и внедрение в практику своей работы современных  педагогических технологий, которые  активизируют познавательную деятельность учащихся.

Инновационные методы обучения способствуют эффективному усвоению знаний, формируют ценностные ориентации, активную жизненную позицию.

От учителя требуется создать условия для творческого саморазвития личности учащихся и творческой самореализации. На инновационном уроке широко применяется активный и интерактивный методы обучения учащихся.

Активный метод обучения – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при котором учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагают авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Интерактивный метод обучения  рассматривается  как наиболее современная форма активного метода. Интерактивный метод  – это форма  взаимодействия учителя и учащихся, которые находятся в режиме беседы, диалога. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников с учителем и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. В современной педагогике существует множество интерактивных упражнений, приемов, заданий. В качестве наиболее используемых можно выделить следующие:

  • Творческие задания;
  • Работа в малых группах;
  • Мультимедийное обучение;
  • Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
  • Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
  • Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);
  • Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого);
  • Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты)
  • Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов»)

Рассмотрим некоторые модули  инновационного урока. На начало урока можно использовать прием «Нестандартный вход в урок», который направлен на включение учащихся в активную мыслительную деятельность и привлечение интереса к теме урока. Известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует умственную работу, как удивительное. Учитель начинает урок с противоречивых фактов, которые трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Аналогичные приемы для  включения учащихся в работу: «Необъявленная тема», «Удивляй».

При актуализации знаний учитель может использовать приемы «Да – нет»,  «Толстый и тонкий вопрос», «До-после». Прием «Да-нет» формирует у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать полученный материал.

Выбор формы изучения нового материала на уроке зависит от  особенностей и уровня подготовки учащихся, особенностей предмета, особенностей темы, мастерства учителя. При изучении нового материала учитель может предложить учащимся прием, который позволит  ввести учащихся в новую тему и организовать их самостоятельную деятельность. Для этого этапа урока можно использовать следующие приемы: «Послушать-сговориться-обсудить», «Хорошо-плохо», «Лови ошибку», «Связи», «Зигзаг».

Поиск решения проблемы происходит на этапе изучения  нового материала. На каждом уроке, необходимо учить учащихся умению решать проблемы, при этом учащиеся учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план решения проблемы, координировать свои действия по реализации намеченного плана. В этом могут помочь такие приемы, как «Генераторы – критики», «Обратный мозговой штурм», «Силовой анализ», «Диаграмма Венна». Учитель при подготовке инновационного урока может использовать алгоритм разработки изобретательской или ситуационной задачи, для наполнения содержания урока заданиями, соответствующими универсальным учебным действиям. Для организации самостоятельной деятельности учащихся применяются такие педагогические приемы, как «Создай паспорт», «Ситуационные задачи», «Изобретательские задачи».

На этапе контроля знаний можно предложить учащимся на выбор несколько заданий разного уровня; нетрадиционные формы проведения контроля знаний - приемы: «Цепочка признаков», «Рюкзак», «Диаграмма Венна».

Учащихся нужно учить умению формулировать вопросы. Это можно делать на любом этапе урока. Учащимся нужно показать многообразие видов вопросов и способов их формулирования. Для этого можно использовать приемы: «Хочу спросить», «Ромашка Блума», «Вопрос к тексту», «Толстый и тонкий вопрос», «Вопросительные слова». Например прием «Толстый и тонкий вопрос» позволяет формировать и развивать критическое мышление. Тонкий вопрос подразумевает однозначный краткий ответ, а толстый вопрос полный развернутый ответ.

Для коррекции своих дальнейших действий, анализа причин неудач, осуществления контроля над качеством выполняемой работы учащимся следует проводить рефлексию. Приемы, которые можно применять на этом этапе урока: «Телеграмма», «Цветные поля», «Шесть шляп», «Мысли во времени», «Синквейн», «До-после», «Сообщи свое я». Прием «До-после» формирует умение соотносить известные и неизвестные факты; умение сравнивать и делать выводы; умение формулировать свои мысли.

Применяемые на современном уроке инновационные методы обучения  позволяют учителю создавать условия для творческого саморазвития личности,  формировать нравственные ценности и установки, позитивную самооценку и уверенность в себе. Инновационный урок способствует самосовершенствованию учащихся, их активному участию в исследовательской и творческой деятельности, реализации их творческого потенциала.

Литература

  1. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность [Текст] /  А. А. Гин. / Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2001. – 88 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. Проект. Москва, 2011. – 71 с.
  3. По  материалам интернет-журнала «Эйдос» [Электронный ресурс] // http://www.eidos.ru/journal