Краткий конспект лекций для студентов специальности 100701 Коммерция (по отраслям) по теме : Инвентаризация имущества организаций.
методическая разработка на тему

Надежда Анатольевна Куция

Данная методическая разработка представляет собой справочное пособие по инвентаризации имущества организации. В ней приведены  виды инвентаризации, этапы её проведения, документальное отражение инвентаризации и порядок отражения её результатов в бухгалтерском учёте.Пособие предназначено для студентов колледжа. Может быть использовано для самостоятельной подготовки студентов к учебным занятиям и внеаудиторной самостоятельной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._rekomendatsii_konspekt_inventarizatsiya.doc371.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы
Технологический колледж №28

Куция Н.А.

Краткий конспект лекций для студентов специальности

100701 Коммерция (по отраслям)

Москва

2012

«Инвентаризация имущества организации»

Краткий конспект лекций для студентов специальности

100701 Коммерция (по отраслям)

_________________________________________________________________

Данная методическая разработка представляет собой справочное пособие по инвентаризации имущества организации. В ней приведены  виды инвентаризации, этапы её проведения, документальное отражение инвентаризации и порядок отражения её результатов в бухгалтерском учёте.

Пособие предназначено для студентов колледжа. Может быть использовано для самостоятельной подготовки студентов к учебным занятиям и внеаудиторной самостоятельной работе.

Составитель: Куция Надежда Анатольевна, преподаватель социально-экономических дисциплин

Рецензент: Доронина Ольга Владимировна, преподаватель  экономических дисциплин

Редактор: Малькова Людмила Алексеевна, методист

Рукопись рассмотрена и одобрена на заседании цикловой методической комиссии социально – экономических дисциплин, протокол № 2 от 20 октября 2012 г.              

                     

ГАОУ СПО

Содержание

Цели, порядок, сроки проведении инвентаризации………………………………...

4

Виды инвентаризации…………………………………………………………………

5

Порядок  проведения инвентаризации. …………………………………………….

8

3.1 Подготовка к проведению инвентаризации……………………………………

8

3.2 Состав инвентаризационной комиссии…………………………………….......

9

3.3 Этапы проведения инвентаризации………………………………………….....

10

Документальное оформление процесса инвентаризации………………………….

11

Отражение результатов инвентаризации в учёте……………………………………

13

Ошибки, допускаемые при поведении инвентаризации, и их возможные последствия……………………………………………………………………………

16

Приложение А

Приложение Б

Приложение В


  1. Цели, порядок, сроки проведении инвентаризации

Достоверность учетной информации обеспечивается проведением инвентаризации. Технически она представляет собой периодическую опись имущества и обязательств организации на определенную дату с занесением ее результатов в отдельные инвентарные ведомости (описи).

Инвентаризация — это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и правильность оценки.

Инвентаризация является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учёте при формировании учетной политики помимо рабочего плана счетов, форм первичных учётных документов, правил документооборота, утверждается и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.

Правила проведения инвентаризации определены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49.

Термин «инвентаризация» происходит от латинского слова «инвентарь» (лат. inventarium — роспись, опись) и означает опись имущества (вещественных ценностей и расчетов). Однако в настоящее время в организациях возникли другие новые объекты бухгалтерского учета, которые не имеют натурально-вещественной формы, но подлежат также инвентаризации. К ним относятся нематериальные активы. Поэтому инвентаризация в современных условиях имеет иной смысл, так как инвентаризации подвергаются не только вещественные ценности и расчеты, но и такие новые объекты бухгалтерского учета как: нематериальные активы, ценные бумаги, финансовые вложения в паи, займы, уставные капиталы других организаций и др.

Сущность инвентаризации состоит в том, что наличие тех или иных объектов устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. При инвентаризации данные наличия хозяйственных средств фиксируются в инвентаризационных описях и в сличительных ведомостях сводятся с данными бухгалтерского учета с целью установления (выявления) недостач или излишков средств. Инвентаризации подвергаются также дебиторские и кредиторские задолженности организации с целью установления их достоверности. При помощи инвентаризации устанавливают состояние и правильность оценки имущества в бухгалтерском учете и отчетности.

Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и материально ответственному лицу, на ответственном хранении у которого находится это имущество.

Налоговые органы вправе налагать административные штрафы на должностных лиц организации, виновных в ведении бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка проведения инвентаризаций.

Инвентаризация – это проверка фактического наличия хозяйственных средств предприятия на определённую дату  путём подсчёта, измерения, оценки, а также состояния расчётов предприятия и сверка полученных данных с данными бухгалтерского учёта.

Рис. 1  Объекты инвентаризации

В соответствии с Методическими  указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13 июня 1995 года N 49:

Рис. 2  Цели инвентаризации

В соответствии с п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств основными целями инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности, а также неучтенных объектов;
  • определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;
  • сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);
  • проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния;
  • проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств.

Время проведения инвентаризации устанавливается руководителем организации.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчётности;
  • при смене материально-ответственного лица (на день приёмке - передачи дел);
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных обстоятельств;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

  1. Виды инвентаризации

Организация с учетом специфики своей деятельности и задач, которые необходимо решить в ходе инвентаризации, использует различные виды инвентаризации.


        Рис. 3  Виды инвентаризации


По периодичности проведения в соответствии с учётной политикой организации различают плановую и внеплановую инвентаризацию.

Плановая инвентаризация проводится в соответствии с планом контрольно-ревизионных работ органа внутрихозяйственного контроля (ревизионной комиссии, внутреннего аудита) и учетной политики организации, а также тогда, когда проведение инвентаризации обязательно согласно законодательству. К плановым инвентаризациям относятся также и ежегодные инвентаризации, проводимые перед составлением годового отчета.

Внеплановые (внезапные) инвентаризации (проведение которых не предусмотрено в учетной политике и плане копт рольно - ревизионных работ, а также их проведение не носит обязательный характер) проводятся внешними аудиторами при проведении аудита (обязательного или инициативного)  в данной организации, внутренними ревизорами ревизионной комиссии, аудиторами аудиторской службы, инвентаризационной комиссией организации при выявлении фактов нарушений законности, по сигналам персонала, при обнаружении сомнительных хозяйственных операций и др.

В зависимости от полноты охвата имущества и обязательства организации различают полную и частичную инвентаризацию.

Полная инвентаризация — это проверка в натуре всего имущества организации и ее обязательств на определенную дату. Полная инвентаризация проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при реорганизации экономического субъекта и т.д.

Частичной (выборочной) инвентаризацией является каждая отдельная проверка в натуре объектов определенных видов. Например, инвентаризация материалов на складе, инвентаризация денежных средств в кассе и др.

Выборочная инвентаризация наличия товарно-материальных ценностей может проводится в случаях обнаружения нарушения порядка и сроков проведения инвентаризации, а также установления фактов списания материальных ценностей по незаконным операциям или неправильно оформленным документам.

Организация самостоятельно решает вопросы проведения полной или частичной инвентаризации и отражает это в приказе по учетной политике исходя из требований действующего законодательства.

По обязательности проведения различают инвентаризацию обязательную и инициативную.

Обязательная инвентаризация проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством РФ, инициативная по решению руководства организации.

По методу проведения выделяют натуральную и документальную инвентаризацию.

Натуральная инвентаризация состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и т.д.

Документальная инвентаризация заключается в проверке документального подтверждения наличия объектов.

По цели проведения инвентаризации делятся на вступительные, текущие, ликвидационные.

Вступительная инвентаризация проводит в момент начала хозяйственной деятельности сразу после создания организации. Целесообразность проведения таких инвентаризаций заключается в получении обоснования начальных данных бухгалтерского учета, которые впоследствии будут отправной точкой всей информационной базы.

Текущая инвентаризация проводится в зависимости от принятых руководителем решений или складывающихся в организации обстоятельств:

  • по утвержденному графику инвентаризаций;
  • при чрезвычайных обстоятельствах;
  • при переоценке материальных ценностей;
  • при передаче имущества в аренду или иного выбытия;
  • при смене материально ответственных лиц.

Ликвидационную  инвентаризацию проводят в случае реорганизации или ликвидации организации. Данные этой инвентаризации имеют большое значение не только для ведения бухгалтерского учета, но и для всех связанных с организацией лиц: собственников, акционеров, кредиторов и так далее, т.е. лиц, которые после реорганизации или ликвидации должны получить часть имущества или выполнить определенные обязательства. На основании ликвидационной инвентаризации составляется ликвидационный баланс.

  1. Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризации подлежат все виды имущества и финансовых обязательств. Инвентаризация имущества осуществляется по каждому его наименованию и в разрезе материально-ответственных лиц.

Вся работа по проведению инвентаризации возлагается на ревизионную комиссию, рабочие или постоянно действующие комиссии.

Состав инвентаризационной комиссии утверждает руководитель предприятия с включением в него представителей администрации, бухгалтерии и других специалистов (технологов, экономистов), могут привлекаться и работники службы внутреннего аудита организации или независимых аудиторских организаций. Каждая организация обязана создавать постоянно действующую инвентаризационную комиссию.

  1. Подготовка к проведению инвентаризации

Общий порядок проведения инвентаризации и оформления её результатов определен Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49, а Постановлениями Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 и от 27 марта 2000 г. № 26 утверждены унифицированные формы учёта результатов инвентаризации.

До начала инвентаризации необходима тщательная предварительная подготовительная работа:

  • инвентаризационная комиссия составляет календарный план проведения инвентаризации и распределяет работу между отдельными промежуточными группами (бригадами) комиссии.
  • каждая промежуточная группа (бригада) в зависимости от объекта проверки разрабатывает подробную программу проведения инвентаризации конкретных объектов и распределяет работу между членами труппы (бригады). В каждой группе назначается (выбирается) старший (бригадир), а для инвентаризационной комиссии в целом из ее членов избирается председатель комиссии.
  • руководитель организации и главный (старший) бухгалтер проводят инструктаж членам комиссии о целях, задачах и порядке проведения инвентаризации.
  • бухгалтерия организации подготавливает все необходимые бланки документов для проведения инвентаризации (инвентаризационные описи, сличительные ведомости, промежуточные акты и т.п.).
  • к началу инвентаризации все записи и остатки по счетам в регистрах аналитического и синтетического учета должны быть тщательно выверены, а все данные документов записаны в регистры;
  • опломбируются места хранения подлежащих проверке ценностей.
  • инвентаризируемые ценности раскладываются по стеллажам, полкам, т.е. приводятся в состояние, пригодное для проверки.
  • проверяются все весовые, измерительные приборы и сроки их клеймения.

Порядок проведения инвентаризации в организации оформляется в виде приложения к приказу об  учётной политике, которое включаете себя:

  • график проведения плановых и внеплановых инвентаризаций (в том числе обязательных) в отчетном году;
  • даты проведения плановых инвентаризаций;
  • перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

  1. Состав инвентаризационной комиссии

        

        

Рис. 4  Состав инвентаризационной комиссии

Документ о составе комиссии в виде приказа, постановления или распоряжения (форма ИНВ-22) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма ИНВ-23).

Для проведения инвентаризации в организации могут создаваться также рабочие и разовые комиссии.

        

Рис. 5  Виды  инвентаризационных комиссий

Суть работы инвентаризационной комиссии — сравнение фактического наличия ценностей в натуре с данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации отражаются в сличительной ведомости, также в ней отражается порядок регулирования инвентаризационных разниц.

Члены инвентаризационной комиссии обязаны:

  • провести инвентаризацию активов в местах их нахождения;
  • определить вместе с бухгалтерией результаты инвентаризации;
  • выработать предложения по порядку зачёта и списания недостачи ценностей;
  • разработать мероприятия по совершенствованию порядка приёма, хранения и отпуска ценностей, улучшению учёта и контроля за их сохранностью.

Члены комиссии отвечают за:

  • своевременность и правильность проведения инвентаризации;
  • полноту и  точность внесения в описи данных.

  1.  Этапы  проведения инвентаризации

Рис. 6  Этапы проведения инвентаризации

  1. Документальное оформление процесса инвентаризации

За правильное документальное оформление инвентаризации несёт ответственность главный (старший) бухгалтер.

Проверка материально-производственных ценностей, денежных средств и внеоборотных активов производится по месту их хранения обязательно в присутствии лиц, на ответственности которых находятся проверяемые ценности.

Перед тем как начать проверку фактического наличия имущества, инвентаризационная комиссия должна получить все приходные и расходные документы или отчеты о движении денежных средств и материальных ценностей. Приходные и расходные документы материально ответственные лица сдают в бухгалтерию под расписку, а затем документы передаются инвентаризационной комиссии.

После проверки фактического наличия материальных ценностей составляются акты инвентаризации и инвентаризационные описи.

Причем основной формой первичной документации для учета результатов вещественной инвентаризации является инвентаризационная опись, а для учёта документальной инвентаризации — акт инвентаризации.

Формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 года № 88 (табл. 1).

Таблица 1

Формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации

Номер формы

Наименование документа

№ ИНВ-1

«Инвентаризационная опись основных средств»

№ ИНВ-1 а

«Инвентаризационная опись нематериальных активов»

№ ИНВ-2

«Инвентаризационный ярлык»

№ ИНВ-3

«Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей»

№ ИНВ-4

«Акт инвентаризаций товарно-материальных ценностей отгруженных»

№ ИНВ-5

«Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение»

№ ИНВ-6

«Акт инвентаризаций товарно-материальных ценностей, находящихся в пути»

№ ИНВ-8

«Акт инвентаризаций драгоценных металлов и изделий из них»

№ ИНВ-9

«Акт инвентаризаций драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них»

№ ИНВ-10

«Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств»

№ ИНВ-11

«Акт инвентаризации расходов будущих периодов»

№ ИНВ-15

«Акт инвентаризации наличных денежных средств»

№ ИНВ-16

«Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчётности»

№ ИНВ-17

«Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»

№ ИНВ-22

«Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации»

№ ИНВ-23

«Журнал учёта контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений)

о проведении инвентаризации»

Описи составляются в двух экземплярах, один экземпляр заполняет член инвентаризационной комиссии, а другой – материально ответственное лицо.

Рис. 7. Документальное отражение результатов инвентаризации

В соответствии с Методическими указаниями по проведению инвентаризации  от 13 июня 1995 года N 49 п. 2.9. и п. 2.10:

 2.9.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учёте.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачёркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

 На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию, где производится сравнение данных учёта и данных инвентаризации.

Такое сравнение осуществляется в сличительных ведомостях. В них фиксируются фактическое наличие проверенных объектов (по данным описей) и их «книжные остатки» (поданным бухгалтерского учёта). Результаты такого сличения - излишки и недостачи — отражаются в описях с указанием количества по группам, видам и сортам. Излишки и недостачи ценностей в сличительных ведомостях показываются в стоимостной оценке, принятой в бухгалтерском учёте. Ценности, по которым не выявлены расхождения с данными бухгалтерского учёта, в сличительных ведомостях приводятся общей суммой.

Инвентаризационная комиссия выявляет виновников возникших недостач и излишков и принимает решение о порядке их отражения в учёте (регулирование инвентаризационных разниц).

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.

Результаты инвентаризации, а также контрольных проверок оформляются следующими документами (табл. 2):

Таблица 2

Документальное оформление контрольных проверок

Номер формы

Наименование документа

№ ИНВ-18

«Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств»

№ ИНВ-19

«Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей»

№ ИНВ-24

«Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей»

№ ИНВ-25

«Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации»

№ ИНВ-26

«Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией»

При составлении сличительных ведомостей необходимо учитывать пересортицу товарно-материальных ценностей (неправильный учет товаров одного сорта в составе другого сорта), суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы.

Необходимо также произвести списание потерь в пределах норм естественной убыли.

  1. Отражение результатов инвентаризации в учёте

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учёте и отчётности того месяца, в котором она закончена, а если инвентаризация проводилась за год, то в годовом бухгалтерском отчёте.

Выявленные излишки имущества нужно оприходовать по рыночной цене на дату проведения инвентаризации. Стоимость такого имущества увеличивает налогооблагаемые доходы организации. Поэтому с полученного внереализационного дохода надо заплатить налог на прибыль. (Внереализационными доходами налогоплательщика в соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ признаются доходы в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.)

Таким образом, излишки, выявленные при инвентаризации, принимаются к учёту по рыночной стоимости по дебету соответствующего счёта учёта материальных ценностей (01 «Основные средства», 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса») и кредиту счёта 91 «Прочие доходы и расходы, субсчет 1 «Прочие доходы».

Инвентаризационная комиссия выявляет виновников возникших недостач и излишков и принимает решение о порядке их отражения в учёте (регулирование инвентаризационных разниц). В настоящее время   регулирование инвентаризационных разниц осуществляется в следующем порядке.

Излишки выявленных ценностей подлежат оприходованию с отнесением сумм на счёт 91 «Прочие доходы и расходы».

Отражение излишков ценностей, выявленных при инвентаризации

Д             91                К

Д                    01                   К

Сн

Д                    10                   К

Сн

Д                    43                   К

Сн

Д                    50                   К

Сн

Рис. 8 Отражение излишков ценностей, выявленных при инвентаризации

Недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения вначале отражаются с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Д              10              К

Д                94                 К

Сн 

Д              43              К

Сн

Д              50              К

 Сн

Од – общая сумма недостач, выявленная инвентаризацией

Рис. 9 Отражение в бухгалтерском учёте недостач имущества, выявленных при инвентаризации

В зависимости от причин возникновения недостач порядок списания их будет разным.

Недостачу ценностей, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке относят на виновных лиц.

Д                94                К

«Недостачи от порчи ценностей»

Д                73                К

«Расчёты с персоналам по прочим операциям»

Д                70                К

«Расчёты с персоналом по оплате труда»

сумма недостач и превышения недостач над излишками

списание недостач на виновных лиц

Удержания из заработной платы

Сн

Рис. 10  Списание недостач на виновных лиц

Недостачи товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли списываются на счета затрат.

Д                94                К

«Недостачи от порчи ценностей»

Д                25                К

«Общепроизводственные расходы»

Сумма недостач и превышение недостач над излишками

в пределах норм

естественной убыли

Д                26                К

«Общехозяйственные расходы»

в пределах норм

естественной убыли

Рис. 11 Списание недостач в пределах норм естественной убыли

При отсутствии виновных лиц суммы недостач сверх норм естественной убыли списываются в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

По окончании инвентаризации проводятся контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. В них должны принимать участие члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Такая проверка должна осуществляться до открытия складов, кладовых. По окончании контрольной проверки составляется акт.

Недостача представляет собой установленное при инвентаризации, ревизии или проверке несоответствие по товарно-материальным ценностям или денежным средствам данным бухгалтерского учета. Данные расхождения могут возникать по следующим причинам:

  • естественным;
  • неточности при приемке и отпуске товарно-материальных ценностей;
  • арифметических ошибок, допущенных в учете;
  • хищений;
  • стихи иных бедстви й;

« смены материально-ответственных лиц.

В результате естественных физико-химических процессов (выветривания, усушки, распыления, крошения, вымораживания, утечки и т. д.) масса товара или продукции во время хранения может измениться. Кроме того, товар может испортиться в процессе транспортировки или разгрузки по причине его естественной ломкости, нежности или других свойств. Принято считать, что перечисленные процессы приводят к естественной убыли товаров.

Под нормами естественной убыли следует понимать предельно допустимую величину безвозвратных потерь материалов, которые возникают при транспортировке и хранении товарно-материальных ценностей, вследствие естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров.

К естественной убыли не следует относить технологические потери и потери от брака, при ремонте, а также потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования.

  1. Ошибки, допускаемые при проведении инвентаризации,

и их возможные последствия

Таблица 3

Ошибки, допускаемые при поведении инвентаризации, и их возможные последствия

№ п/п

Перечень нарушений

Возможные последствия

1

Состав инвентаризационной комиссии не утвержден руководителем организации

Нет основания для проведения инвентаризации

2

Документально подтверждено отсутствие хотя бы одного из членов комиссии во время проведения инвентаризации

Результаты инвентаризации недействительны

3

В приказе не указаны сроки инвентаризации

Нет основания для начала проведения инвентаризации

4

Во время перерыва в работе инвентаризационной комиссии не закрыт доступ посторонним к помещению, где хранятся инвентаризационные описи и материальные ценности

Внесение исправлений, искажающих результаты инвентаризации

5

При невозможности остановки хозяйственной деятельности приходно-расходные документы не завизированы председателем инвентаризационной комиссии

Неправомерное оформление ранее не выписанных приходно-расходных документов

6

У материально ответственных лиц не взяты расписки в том, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию

При выявлении нарушений могут быть предъявлены приходно-расходные документы, оформленные в период проведения инвентаризации

7

Проводится сопоставление данных бухгалтерского учета и фактического наличия, а не наоборот

Искажение фактических данных, которые вносят не по факту, а по бухгалтерским данным об остатках ТМЦ

8

Ошибки и исправления не подписаны и не заверены членами инвентаризационной комиссии

Исправления считаются недействительными

9

Инвентаризационная опись после утверждения результатов содержит незаполненные строки и они не прочеркнуты

Вносятся неправомерно дополнительные данные

10

На последней странице инвентаризационной описи нет подписи материально ответственного лица об отсутствии у него претензий к членам комиссии и подтверждения о том, что он принимает указанное имущество на ответственное хранение

Отсутствие оснований для предъявления претензий к материально ответственному лицу при выявлении недостач


Приложение А

Таблица 4

Мероприятия по подготовке и проведению инвентаризации

№ п/п

Мероприятие

1

Составляется план инвентаризаций на год

2

Не менее чем за 10 дней до наступления плановой инвентаризации готовится приказ о проведении инвентаризации, которым назначается комиссия из представителей администрации и материально ответственных лиц. Состав комиссии периодически частично обновляется

3

С даты проведения инвентаризации прекращаются все хозяйственные операции на данном участке (складе, цехе)

4

Бухгалтер готовит бланки инвентаризационных ведомостей и передает комиссии для проведения инвентаризации с выходом в рабочие зоны

5

В бухгалтерии осуществляется сверка с данными об остатках по бухгалтерскому учёту (заполняется графа «По данным бухгалтерского учета» в инвентаризационной ведомости)

6

Обнаруженные расхождения фиксируются в сличительной ведомости, к которой прилагаются объяснительные записки от материально ответственных лиц и рекомендации инвентаризационной комиссии в виде варианта принятия решения руководителем организации

7

Проводится заседание инвентаризационной комиссии, на котором обсуждаются результаты проведения инвентаризации и утверждается заключительный акт об инвентаризации

8

На основании утвержденного и подписанного членами инвентаризационной комиссии акта руководитель принимает окончательное решение, документы передаются в бухгалтерию

9

Результаты инвентаризации вместе с решением руководителя организации поступают в бухгалтерию для выполнения бухгалтерских проводок по отражению отклонений, выявленных в ходе инвентаризации

10

Документы каждой инвентаризации подшиваются в папку «Инвентаризация» и хранятся не менее пяти лет


Приложение Б

Отражение результатов инвентаризации в учёте

Рис. 12 Отражение результатов инвентаризации в учёте

Приложение В

Об утверждении Методических

указаний по инвентаризации

имущества и финансовых обязательств

(не нуждается в госрегистрации)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 13 июня 1995 года N 49

Об утверждении

Методических указаний

по инвентаризации имущества

и финансовых обязательств

____________________________________________________________________________________________

Документ не нуждается в госрегистрации

Министерства юстиции Российской Федерации. -

Письмо Минюста России от 19.06.95 N 07-01-389-95.

____________________________________________________________________________________________

     В настоящий приказ вносились изменения с 1 января 2011 года на основании приказа Минфина России от 8 ноября 2010 года N 142н (не нуждается в госрегистрации). В соответствии с пунктом 18 Правил подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, приказ Минфина России от 8 ноября 2010 года N 142н подлежит государственной регистрации в Минюсте России и может применяться только после государственной регистрации и официального опубликования.

     - Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________

     Приказываю:

     1. Утвердить Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно приложению.

     2. С изданием настоящего приказа не применяются на территории Российской Федерации письма Министерства финансов СССР от 30 декабря 1982 года N 179 "Об Основных положениях по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов"; 27 марта 1984 года N 51 "О дополнении Основных положений по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов"; 10 ноября 1987 года N 212 "О дополнении Основных положений по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов".

     Заместитель Министра

финансов Российской Федерации

                   C.Д.Шаталов

Приложение

к приказу Министерства финансов

Российской Федерации

от 13 июня 1995 года N 49

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по инвентаризации имущества и финансовых обязательств

1. Общие положения

     1.1. Настоящие Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. Под организацией в дальнейшем понимаются юридические лица по законодательству Российской Федерации (кроме банков), включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета.

     1.2. Для целей настоящих Методических указаний под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

     1.3. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

     Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

     Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

     Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с Инструкцией о порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации 4 августа 1992 года N 67* и Инструкцией о порядке проведения инвентаризации ценностей государственного фонда Российской Федерации, находящихся в Комитете драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденной приказом Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации 13 апреля 1992 года N 326.

________________

     * Инструкция Минфина России от 4 августа 1992 года N 67 утратила силу в связи с изданием приказа Минфина России от 29.08.2001 N 68н, которым была утверждена новая Инструкция. Примечание изготовителя базы данных.

         

     1.4. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

     1.5. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:

     при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

     перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

     при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

     при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

     в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

     при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

     1.6. При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

2. Общие правила проведения инвентаризации

     2.1. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, предусмотренных в пунктах 1.5 и 1.6 настоящих Методических указаний.

     2.2. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

     При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

     При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии, проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

     

     2.3. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение (приложение N 1 к настоящим указаниям)* регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (приложение N 2 к настоящим указаниям).

________________

      * Формы, приведенные в приложениях 1-18, являются примерными.

     В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

     В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

     Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

     2.4. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

     Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "..." (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

     Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

     

     2.5. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации* не менее чем в двух экземплярах.

 ________________

     * В дальнейшем "инвентаризационные описи", "акты инвентаризации" именуются "описи".

     

     Примерные формы описей и актов приведены в приложениях 6-18 к настоящим указаниям.

         

     2.6. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

     2.7. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

     Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

     По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

     При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

     2.8. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

     2.9. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

     Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

     Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

     На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

     Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

     В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

     На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

     2.10. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

     При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

     2.11. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

     2.12. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

     2.13. В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

     2.14. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно приложениям 6-18 к настоящим Методическим указаниям либо формы, разработанные министерствами, ведомствами. В частности, при инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных, птицы и пчелосемей, многолетних насаждений, питомников применяются формы, утвержденные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации для сельскохозяйственных организаций.

     

     2.15. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.

     Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом (приложение 3 к настоящим указаниям) и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (приложение N 4 к настоящим указаниям).

     2.16. В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

     Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

3. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств

Инвентаризация основных средств

     3.1. До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

     а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

     б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

     в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

     При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

     3.2. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

     При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

     Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

     3.3. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по каналам - протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам - местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.

     Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

     Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось прямое его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

     Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

     3.4. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

     Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

     3.5. Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.

     3.6. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

     3.7. Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

     По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

Инвентаризация нематериальных активов

     3.8. При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:

  • наличие документов, подтверждающих права организации на его использование;
  • правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

Инвентаризация финансовых вложений

     3.9. При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

     3.10. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:

  • правильность оформления ценных бумаг;
  • реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
  • сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);
  • своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.

     3.11. При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.

     3.12. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.

     Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.

     3.13. Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк-депозитарий - специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.

     3.14. Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей

     3.15. Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

     3.16. Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

     При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

     3.17. Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

     3.18. Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

     Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

     3.19. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

     Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

     3.20. Инвентаризация товарно-материальных ценностей отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

     На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

     Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету "Товары отгруженные" следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах ("Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.д.) или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

     3.21. Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.

     В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

     3.22. В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

     3.23. Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

     3.24. В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

     3.25. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.

     Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.

     При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.

     Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.

     Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

     3.26. Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).

     На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.

Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов

     3.27. При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:

     определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;

     определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);

     выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

     3.28. В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.

     3.29. Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.

     Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам - с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.

     3.30. Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельных описях.

     Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а по ним составляются отдельные описи.

     3.31. По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья (в соответствующих отраслях промышленности), в описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

     3.32. По незавершенному капитальному строительству в описях указываются наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.

     При этом проверяется:

     а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;

     б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.

     По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.

     3.33. На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

     3.34. На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.

     3.35. Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов и отнесению на издержки производства и обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой.

Инвентаризация животных и молодняка животных

     3.36. Взрослый продуктивный и рабочий скот заносится в описи, в которых указываются: номер животного (бирка, тавро), кличка животного, год рождения, порода, упитанность, живая масса (вес) животного (кроме лошадей, верблюдов, мулов, оленей, по которым масса (вес) не указывается) и первоначальная стоимость. Порода указывается на основании данных бонитировки скота.

     Крупный рогатый скот, рабочий скот, свиньи (матки и хряки) и особо ценные экземпляры овец и других животных (племенное ядро) включаются в описи индивидуально. Прочие животные основного стада, учитываемые групповым порядком, включаются в описи по возрастным и половым группам с указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.

     3.37. Молодняк крупного рогатого скота, племенных лошадей и рабочего скота включается в описи индивидуально с указанием инвентарных номеров, кличек, пола, масти, породы и т.д.

     Животные на откорме, молодняк свиней, овец и коз, птица и другие виды животных, учитываемые в групповом порядке, включаются в описи согласно номенклатуре, принятой в учетных регистрах, и указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.

     3.38. Описи составляются по видам животных отдельно по фермам, цехам, отделениям, бригадам в разрезе учетных групп и материально ответственных лиц.

Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности

     3.39. Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 40 и сообщенным письмом Банка России от 4 октября 1993 года N 18.

     3.40. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

     3.41. Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

     3.42. Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.

     3.43. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

Инвентаризация расчётов

     3.44. Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

     3.45. Проверке должен быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

     3.46. По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

     3.47. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

     3.48. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:

     а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

     б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

     в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давно

«Инвентаризация имущества организации»

Краткий конспект лекций для студентов специальности

100701 Коммерция (по отраслям)

_____________________________________________________________________________________

Автор: Куция Надежда Анатольевна – преподаватель специальных дисциплин ГАОУ ТК № 28


Сдано в печать 28.11.2012

Формат бумаги 60х90/16

Тираж 16 экз.

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Технологический колледж № 28»

Адрес: Москва, ул. Кабельная, 2

Тел. 8 (495) 673-54-22

E-mail: 78@prof.educom.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекты тестов и заданий для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения специальности 100701 Коммерция (по отраслям) по дисциплине "Документационное обеспечение управления"

В разработку включены два комплекта тестовых заданий, задания для самостоятельного формления деловых документов по конкретным заданиям....

Конспект лекций для студентов 1 курса колледжа по теме "Электрический ток в металлах "

Материал предназначен для самостоятельной подготовки студентов к уроку и  систематизации имеющийся знаний....

Методические указания, контрольные задания и методика выполнения практических заданий для студентов-заочников по МДК 02.03. Маркетинг специальности 100701 «Коммерция» (по отраслям)

Методические указания, контрольные задания и  методика выполнения практических заданий по МДК 02.03. Маркетинг для студентов-заочников среднего профессионального образования по специальности 1007...

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ КОСТЮМ 17 ВЕКА. БАРОККО. Краткий конспект лекции

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ КОСТЮМ 17 ВЕКА. БАРОККО. Краткий конспект лекции...

Методические указания по проведению открытого урока по дисциплине Бухгалтерский учет для студентов обучающихся по специальности 080302 Коммерция (по отраслям)

Методические указания по проведению бинарного урока  «Обобщение материала по изученным темам: Учет денежных средств и расчетных денежных операций. Учет товарных операций в розничной торговле. Док...

Методические указания для преподавателей по проведению практических работ по дисциплине Бухгалтерский учет для студентов обучающихся по специальности 100701 Коммерция (по отраслям)

Методические указания адресованы студентам, обучающимся по специальностям 100701 Коммерция (по отраслям).  В пособии  показаны требования по : Составлению бухгалтерских проводок Оформл...