рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Бытовые машины и приборы
рабочая программа на тему

Жиналинова Ирма Гаязовна

Предназначена для реализации требований ФГОС по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования  

Учалинский горно-металлургический техникум

(ГАОУ СПО УГМТ)                              

Введена в действие приказом

по ГАОУ СПО УГМТ

от «_____» __________ 20___г.

№ ______

Утверждаю

Директор ГАОУ СПО УГМТ

Д.И. Абдрахманов  ___________

  «_____»____________20____г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.02. Выполнение  сервисного обслуживания бытовых машин и приборов

для специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Учалы

                                                                    2014

Одобрена  на заседании  предметно-цикловой комиссии

«Электротехнические  дисциплины»

протокол № __________

от «_____» _____________ 20___ г.

Председатель  ПЦК

 ___________  И.Г.Жиналинова

      (подпись)                      

  Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2010 года №144

Рассмотрена и рекомендована к утверждению методсоветом

(протокол № ______

от «____» _____________ 20___ г.)

Методист

___________   З.Ф.Гафарова

    (подпись)                          

«_____» ______________ 20___ г.

Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Учалинский горно-металлургический техникум

Разработчик:

 Жиналинова Ирма Гаязовна, преподаватель ГАОУ СПО УГМТ  

             

Рекомендована:

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.        

   

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

12

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

15


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 ПМ.02 Выполнение  сервисного обслуживания бытовых машин и приборов

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

140448   Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) (базовой подготовки)

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Выполнение  сервисного обслуживания бытовых машин и приборов

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Организовывать и  выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники;

ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники;

ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.

     Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при подготовке обучающихся по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям),  при повышении квалификации и переподготовке по данной специальности,  а также  в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области обслуживания и ремонта бытовой техники при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту бытовой техники;

-  диагностики и контроля технического состояния бытовой техники;

уметь:

- организовывать обслуживание и ремонт бытовых машин и приборов;

- оценивать эффективность работы бытовых машин и приборов;

- эффективно использовать материалы и оборудование;

- пользоваться основным оборудованием, приспособлениями и инструментом для бытовых машин и приборов;

- производить расчет электронагревательного оборудования;

- производить наладку и испытания электробытовых приборов;

знать:

 - классификацию, конструкции, технические характеристики и области применения бытовых машин и приборов;

- порядок организации сервисного обслуживания и ремонта бытовой техники;

- типовые технологические процессы и оборудование при эксплуатации, обслуживании, ремонте и испытаниях бытовой техники;

-  методы и оборудование диагностики и контроля технического состояния бытовой техники;

- прогрессивные технологии ремонта электробытовой техники.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 168 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 20 часов;

учебной практики – 36 часов;

производственной практики – 72 часа.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности

 Выполнение  сервисного обслуживания бытовых машин и приборов,

в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

 Организовывать  и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.

ПК 2.2.

Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.

ПК 2.3.

Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение,общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься  самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.


3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля  ПМ02. Выполнение  сервисного обслуживания бытовых машин и приборов

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.1.

Раздел 1. Техническое обслуживание и ремонт бытовой техники

30

20

6

-

10

-

-

-

ПК 2.2, 2.3

Раздел 2. Оценка эффективности работы бытовых машин и приборов

30

20

10

-

10

-

Учебная практика

36

36

-

Производственная практика

72

72

Всего:

168

40

16

-

20

-

36

72


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.02

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК.02.01 Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов

60

Раздел 1. Техническое обслуживание и ремонт бытовой техники

30

Тема 1.1.

Бытовые машины и приборы

Содержание

28

1.

Классификация, показатели, параметры работы различных типов бытовых машин и приборов

Холодильные машины бытового назначения. Пылесосы бытового назначения. Фены. Вентиляторы. Кухонные комбайны.  Ручной электроинструмент для ремонтных работ

2

1

2.

 Устройство и принцип работы бытовых машин

  Устройство. Основные узлы машины и их назначение. Принцип работы бытовых машин. Процессы бытовых машин и приборов.

2

1

3

 Организация технического обслуживания, ремонта и испытания бытовых машин и приборов

Требования к оснащению ремонтных мастерских. Аппаратура и инструменты, применяемые при ремонте. Виды  ремонтов. Требования к испытаниям бытовых машин и приборов

2

2

4.

Электропривод и системы управления бытовых машин и приборов

Электропривод бытовых машин и приборов; классификация электроприводов; нагрузочные и механические характеристики; уравнение движения электропривода; основные типы электродвигателей: постоянного тока, синхронные, асинхронные, коллекторные

2

2

5.

Организация технического обслуживания, ремонта и испытания бытовых машин и приборов

Требования к оснащению ремонтных мастерских. Аппаратура и инструменты, применяемые при ремонте. Виды  ремонтов. Требования к испытаниям бытовых машин и приборов

4

2

Лабораторные работы 

2

1.

Изучение принципа работы и  устройства  холодильника компрессорного типа

Практические занятия

4

1.

 Выполнение расчета типовых деталей, узлов и соединений бытовых машин и приборов

2.

Изучение схем управления и автоматического регулирования режимами бытовых приборов и машин

Самостоятельная работа обучающихся

10

Рефераты по темам:

- «История и тенденции развития бытовой техники»

- « Пути перспективного усовершенствования бытовых машин и приборов»

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных, практических  работ, отчетов и подготовка к их защите.

Итоговая контрольная работа по разделу

2

Раздел 2. Оценка эффективности работы бытовых машин и приборов

30

Тема 2.1

Диагностика, наладка и  испытание электробытовых приборов

Содержание

28

1.

Диагностика  и контроль состояния бытовых машин и приборов

Многообразие измерительных задач, диагностических параметров бытовых машин и приборов; средства и методы контроля и диагностики; выбор параметров для диагностики

2

2

 2.

 Принципы и методы проектирования бытовых машин и приборов.

 Принципы и методы проектирования. Унификация проектных решений. Техническое задание и техническое решение. Эскизный и технический проект. Рабочая документация. Технико-экономическое обоснование проекта.

и приборов

2

3

 3.

Прогрессивные технологии ремонта бытовой техники

Применение вычислительной техники при ремонте бытовой техники; основные способы построения алгоритмов поиска неисправностей. Актуальные проблемы и перспективы развития средств и методов диагностики бытовых машин и приборов.

4

3

Лабораторные работы 

2

1.

Выявление неисправностей, возникающих в процессе работы бытовой машины

Практические занятия

8

1

Изучение типовых методик испытания бытовых машин

2

Проектирование бытовых машин и приборов: выбор принципиальной схемы и ее расчет

3

Измерение и контроль электрических параметров бытовых машин

4

Способы построения алгоритма неисправностей бытовых машин

Самостоятельная работа обучающихся

10

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных, практических  работ, отчетов и подготовка к их защите.

Составление технологической карты на ремонт бытовой машины

Углубленное изучение материала по темам:

-  Основные неисправности пускорегулирующей аппаратуры

-  Объем и нормы испытаний электрических двигателей

- Технология ремонта узлов и деталей электрических двигателей

-  Правила безопасной  работы  при ремонте бытовых машин

Зачет по МДК 02.01

2

Учебная практика

Виды работ:

- Техническое обслуживание и ремонт бытовой техники;

- Ремонт пускорегулирующей аппаратуры электробытовых приборов;

- Выявление неисправностей  бытовой техники и их устранение;

- Сборка электрических схем  управления электрическими двигателями;

- Экскурсия в мастерскую по ремонту бытовой техники.

36

Производственная практика  (по профилю специальности)

Виды работ:

-  Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту  бытовой техники;

- Диагностика и контроль технического состояния бытовой техники

- Выявление неисправностей деталей, узлов и соединений бытовых машин и приборов;

- Ремонт  и замена пусковой и регулирующей аппаратуры;

- Оформление технологической документации;

- Участие в организации работ по ремонту и сервисному обслуживанию бытовой техники;

- Выполнение измерений электрических величин при выполнении ремонта узлов, деталей бытовых машин;

- Ознакомление с современными методами  и способами выполнения ремонта и диагностики бытовых машин

72

Всего

168


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие  электромонтажной мастерской, лабораторий  «Электрического и электромеханического оборудования», «Технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования».                       

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

электромонтажной:

        электромонтажный стол – 7 шт;

        стулья ученические – 15 шт;

        наборы инструментов – 7 комплектов;

        электроизмерительные приборы – 7 шт;

        изоляционные материалы, расходные материалы.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Электрического и электромеханического оборудования»:

столы учебные, стулья  по количеству обучающихся, демонстрационный стол, паяльные станции – 7 комплектов, комплект электромонтажных инструментов - 7, электроизмерительные приборы  (тестер комбинированный) - 7, комплект учебно-методической документации

Технические средства обучения: ноутбук, проектор

стенд «Пускорегулирующая и коммутационная аппаратура»;

стенд «Управление асинхронным двигателем»;

стенд «Провода и кабели»;

макеты электрических двигателей;

аппаратура защиты;

комплект плакатов «Электрическое и электромеханическое оборудование»

 

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования»:

       Столы учебные, стулья  по количеству обучающихся, комплект электромонтажных инструментов - 7 , электроизмерительные приборы  (тестер комбинированный) -7, комплект учебно-методической документации.

комплект учебно-лабораторного оборудования «Электропривод» - 2 комплекта;

стенд «Аппаратура защиты и  управления»;

стенд «Провода и кабели»

Реализация программы модуля предполагает обязательную  учебную и производственную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Ж. А. Романович, В. А. Скрябин, В. П. Фандеев, Б. В. Цыпин.

Диагностирование, ремонт и техническое обслуживание систем управления бытовых приборов.- М.: «Дашков и К», 2014 г – 316 с. (электронный учебник)

Дополнительные источники:

  1. Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий.  Книга 1.– М.: «Академия», 2007. – 208 с.
  2. Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий.  Книга 2.– М.: «Академия», 2007. – 256 с.
  3. Соколова Е.М. Электрическое и электромеханическое оборудование. Общепромышленные механизмы и бытовая техника.- М.: «Мастерство», 2001 г – 224 с.
  4. Акимова Н.А., Котеленец Н.Ф., Сентюрихин Н.И. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования.- М.: «Академия», 2001. – 296 с.

Периодические издания:

  1. Журнал «Ремонт и сервис»
  2. Журнал «Ремонт электронной техники»
  3. Журнал «Изобретатель и рационализатор»

Интернет-ресурсы

Сайт Министерства топлива и энергетики РФ   http://minenergo.gov.ru

Учебно-методический кабинет ИНИГ http://inig.ru

Сайт Все для студента: http://www.twirpx.com

Сайт: http://elektro-mehanik.org.ua

   

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

         Образовательный процесс при изучении данного модуля организуется согласно учебного плана и расписания занятий.

         Максимальный объем учебной и учебно-производственной нагрузки обучающихся  по данному профессиональному модулю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки, составляет  168 часов.

          При изучении данного модуля применяются следующие формы организации учебного процесса: лекция, лабораторная работа, практическое занятие,   внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся, консультация, практика.

        При проведении лабораторных работ  учебная группа может разбиваться на подгруппы численностью не менее 8 человек.

        Консультации могут быть групповыми, индивидуальными. Консультации по всем дисциплинам, изучаемым в данном учебном году, планируются из расчета 4 часов в год на каждого обучающегося и могут проводиться как в период сессии, так и в межсессионное время.

     Итоговая аттестация по итогам профессионального модуля проводится в форме экзамена.

     Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля ПМ.02 «Выполнение сервисного  обслуживания бытовых машин и приборов» является освоение учебной практики, которая проводится в электромонтажной мастерской ГАОУ СПО УГМТ.       Производственная практика обучающихся проводится в организациях, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей основной образовательной программы СПО, на основе договоров.

        Освоению данного модуля должно предшествовать изучение дисциплины «Электротехника и электроника», а также профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по профессии  140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).

   4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса

      Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по  междисциплинарному курсу: высшее образование по профилю специальности, опыта работы не требуется.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: инженерно-педагогический состав: высшее образование по профилю специальности, опыта работы не требуется. Преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

    Мастера: среднее профессиональное образование, наличие  не ниже 4 квалификационного разряда по профилю специальности, опыта работы не требуется.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Организовывать  и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.

- Умение организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники

Защита практической работы по заданному алгоритму

ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.

- Умение осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники

Защита практической работы по заданному алгоритму, тестирование

ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.

 - Умение прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники

Защита лабораторной работы по инструктивной карте, устный опрос

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- проявлять и демонстрировать интерес к своей будущей профессии

Фронтальный опрос

 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- умение организовать собственную деятельность;

- умение определять методы и способы выполнения профессиональных задач;

- умение оценить эффективность и качество выполнения работ.

Защита практической работы по заданному алгоритму;

Устный опрос

ОК3.Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- умение решать проблемы, связанные с обслуживанием и ремонтом электрооборудования;

- умение принимать решения в нестандартных ситуациях  в производственном процессе

Защита практической работы по заданному алгоритму;

Тестирование

ОК4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- умение добывать необходимую информацию, анализировать возможность ее применения в конкретной ситуации, оценивать данную информацию;

- умение использовать имеющуюся информацию для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Защита практической работы по заданному алгоритму;

Защита практической работы по заданному алгоритму

ОК5.Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- умения использовать разнообразные прогрессивные информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

Фронтальный опрос

ОК 6.Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение,общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- умение работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение;

 - умение общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Защита лабораторной работы по инструктивной карте

 ОК7.Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

- умение ставить реальные цели и добиваться их осуществления;

- умение мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

Защита практической работы  по заданному алгоритму

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься  самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 - умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития;

- умение грамотно организовать самообразовательную деятельность, осознанно планировать повышение квалификации

Защита практической работы по заданному алгоритму;

Устный опрос

ОК 9.Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

- умение использовать разнообразные технологии в профессиональной деятельности;

- умение быть  готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

Защита практической работы по заданному алгоритму;

Фронтальный опрос

 ОК 10.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.

- умение исполнять воинскую обязанность, применяя полученные  профессиональные знания

Фронтальный опрос




Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования  

Учалинский горно-металлургический техникум

(ГАОУ СПО УГМТ)                              

Введена в действие приказом

по ГАОУ СПО УГМТ

от «_____» __________ 20___г.

№ ______

Утверждаю

Директор ГАОУ СПО УГМТ

Д.И. Абдрахманов  ___________

  «_____»____________20____г.

                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 Основы электротехники

для специальности  270802  Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Учалы

2014 г.


ОДОБРЕНА

на заседании предметно-цикловой комиссии

«Строительные  дисциплины»

протокол № __________

от «_____» _____________ 20___ г.

Председатель   ПЦК

___________  С.Г.Сухова

      (подпись)                      

       Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности  270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15 апреля 2010 года №356

Рассмотрена и рекомендована к утверждению методсоветом

(протокол № ______

от «____» _____________ 20___ г.)

Методист

___________   З.Ф.Гафарова

    (подпись)                          

«_____» ______________ 20___ г.

Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Учалинский горно-металлургический техникум

Разработчик:

 Жиналинова Ирма Гаязовна, преподаватель

                     

Рекомендована:

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.        

   

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 Основы электротехники

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 03. Основы электротехники является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована 

в дополнительном профессиональном образовании,  повышении квалификации и переподготовке по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

    общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

      В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

   - читать электрические схемы;

   -  вести оперативный учет работы энергетических установок.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

   - основы электротехники и электроники;

   - устройство и принцип действия электрических машин и трансформаторов,    аппаратуры управления электроустановками

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося - 90 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная  нагрузка обучающегося - 60 часов;

самостоятельная работа обучающегося - 30 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

     лабораторные занятия

14

     практические занятия

16

     контрольные работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

Работа с учебником

Реферат

Расчетно-графическая работа

Работа с ИТ-информацией

   

18

6

2

4

Итоговая аттестация в форме  экзамена                                                              


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 03  Основы электротехники

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

 Входной контроль. Инструктивный обзор программы учебной дисциплины и знакомство студентов с основными условиями и требованиями к освоению общих и профессиональных компетенций.

2

Раздел 1.

Электротехника

80

Тема 1.1.

Электрическое поле

Содержание учебного материала:

9

1. Основные свойства и характеристики электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

2. Электроемкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов. Энергия электрического поля заряженного конденсатора

1

1,2

Лабораторные работы

2

№1. «Исследование электрических цепей при соединении конденсаторов»

Практические занятия

2

№1. «Расчет электрических цепей при последовательном, параллельном и смешанном соединении конденсаторов»

Контрольная работа

2

1. Соединение конденсаторов

Самостоятельная работа обучающихся

2

1. Строение простых и сложных веществ

2. Поведение проводников, диэлектриков, полупроводников в электрическом поле

3. Электрическая емкость. Примеры применения конденсаторов на  горном  производстве

4. Реферат «Альтернативные способы получения электрической энергии»

Тема 1.2

Электрические цепи постоянного тока

Содержание учебного материала:

12

1. Элементы электрической цепи, их параметры и характеристики. Пассивные и активные элементы электрической цепи. Ветвь, узел, контур электрической цепи.

2. Электродвижущая сила.

3. Электрическое сопротивление. Зависимость электрического сопротивления от температуры. Электрическая проводимость. Резистор. Соединение резисторов.

4. Режимы работы электрической цепи постоянного тока: холостой ход, номинальный, рабочий, короткого замыкания.  

5. Энергия и мощность электрической цепи. Баланс мощностей. КПД

6. Основы расчета электрических цепей постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа.

2

1,2

Лабораторные работы

2

№2 «Опытная проверка свойств последовательного, параллельного и смешанного соединения резисторов»

Практические занятия

2

№2 «Расчет электрических цепей методом эквивалентных сопротивлений»

Контрольная  работа

2

1. Расчетно-графическая работа по теме

Самостоятельная работа обучающихся

4

1. Как определить ток короткого замыкания в цепи.

2. Как и где применяется первый и второй законы Кирхгофа

3. Как рассчитать поперечное сечение провода.

Тема 1.3.

Электромагнетизм

Содержание учебного материала:

5

1.Основные свойства и характеристики магнитного поля. Закон Ампера. Индуктивность. Магнитная проницаемость.

2. Магнитные свойства вещества. Намагничивание ферромагнетика. Гистерезис.

3. Электромагнитная индукция. ЭДС самоиндукции и взаимоиндукции.

4. Магнитные цепи: разветвленные и неразветвленные. Электромагнитные силы. Энергия магнитного поля. Электромагниты и их применение.

1

Практические занятия

2

№3. «Расчет неразветвленной магнитной цепи»

Самостоятельная работа обучающихся

2

1 Реферат по теме « Электромагниты и их применение»

Тема 1.4.

Электрические цепи переменного тока

Содержание учебного материала

10

1. Генераторы переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС.

2. Общая характеристика цепей переменного тока: амплитуда, период, частота, фаза. Изображение синусоидальных величин с помощью векторных диаграмм.

3. Электрическая цепь: с активным сопротивлением, с катушкой индуктивности, с емкостью. Векторные диаграммы. Разность фаз напряжения и тока.

2

2

Лабораторные работы

2

№3. «Исследование  неразветвленной RLC-цепи синусоидального тока»

Практические занятия

2

№4 « Расчет электрической цепи, содержащей источник синусоидальной ЭДС»

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.Понятие о мгновенном, действующем и амплитудном значениях тока и напряжения

2. Понятие активного и реактивного сопротивлений

3.Понятие емкостное и индуктивное сопротивление

4. Понятие полной, активной и реактивной мощностям

Тема 1.5.

Электрические измерения

Содержание учебного материала

6

1. Основные понятия измерения. Погрешности измерений. Классификация электроизмерительных приборов.

2. Измерение тока и напряжения.

3. Измерение мощности. Измерение мощности в цепях постоянного и переменного токов.

2

2

Лабораторные работы

2

№4. «Измерение тока, напряжения,  электрического сопротивления»

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.Магнитоэлектрический измерительный механизм, электромагнитный измерительный механизм.

2.Расширение пределов измерения амперметров и вольтметров.

Тема 1.6.

Трехфазные электрические цепи

Содержание учебного материала

8

1. Соединение обмоток трехфазных источников электрической энергии звездой и треугольником. Трехпроводные и четырехпроводные трехфазные электрические цепи.

2. Фазные и линейные напряжения, фазные и линейные токи, соотношения между ними. Симметричные и несимметричные трехфазные цепи. Нейтральный  (нулевой) провод и его назначение

2

2

Лабораторные работы

2

№5 «Исследование трехфазной  электрической цепи синусоидального тока»

Практические занятия

2

№5«Расчет несимметричной трехфазной цепи при соединении источника и приемника звездой, треугольником»

Самостоятельная работа обучающихся

2

1. Четырехпроводные электрические цепи

2. Передача энергии по трехфазной линии. Мощность трехфазной электрической цепи при различных соединениях нагрузки звездой и треугольником

Тема 1.7.

Трансформаторы

Содержание учебного материала

10

1. Режим работы трансформатора. Номинальные параметры трансформатора: мощность, напряжение и токи обмоток

 2. Потери энергии и КПД трансформатора. Типы трансформаторов и их применение.

2

2

Лабораторные работы

2

№6 «Исследование режимов работы однофазного трансформатора»

Практические занятия

2

№6 «Расчет основных параметров трансформатора»

Контрольная  работа

2

Однофазный трансформатор

Самостоятельная работа обучающихся

2

1. Реферат по теме: «Применение силовых и измерительных трансформаторов в промышленности»

Тема 1.8.

Электрические машины  постоянного и переменного тока

Содержание учебного материала

8

1. Назначение машин переменного тока и классификация. Получение вращающегося магнитного поля в трехфазных электродвигателях и генераторах.

2. Устройство электрической машины переменного тока: статор и его обмотка, ротор и его обмотка. Частота вращения магнитного поля статора и частота вращения ротора.

3. Вращающий момент асинхронного двигателя. Скольжение. Пуск в ход асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором.

4. Режимы работы асинхронного электродвигателя.

5. Назначение машин постоянного тока и их классификация. Устройство и принцип действия машин постоянного тока: магнитная цепь, коллектор, обмотка якоря.

6. Синхронный электродвигатель

2

2

Практические занятия

2

№7 «Расчет основных параметров  трехфазных асинхронных двигателей»

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.Регулирование частоты вращения асинхронных электродвигателей

2.  Однофазный и трехфазный асинхронный электродвигатели.

3. Потери энергии и КПД асинхронного двигателя.

4. Пуск в ход, регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока.

5. Реферат по теме: «Синхронные двигатели и их применение на горных предприятиях»

Тема 1.9.

Основы электропривода

Содержание учебного материала

6

1.Понятие об электроприводе. Уравнение движения электропривода. Механические характеристики нагрузочных устройств

2. Расчет мощности и выбор двигателя при продолжительном, кратковременном и повторно-кратковременном режимах.

3. Аппаратура для управления электроприводом.

2

2

Контрольная  работа

2

Расчет мощности и выбор двигателя 

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.Виды электроприводов: регулируемый и нерегулируемый

Тема 1.10.

Передача и распределение электрической энергии

Содержание учебного материала

6

1.Электроснабжение промышленных предприятий от электрической системы. Назначение и устройство трансформаторных подстанций и распределительных пунктов.

 2. Электрические сети промышленных предприятий: воздушные линии; кабельные линии, внутренние электрические сети и распределительные пункты; электропроводки.

3. Эксплуатация электрических установок. Защитное заземление. Защитное зануление.

2

2

Практические занятия

2

№8«Расчет сечений проводов и кабелей по допускаемой токовой нагрузке и потере напряжения»

Самостоятельная работа обучающихся

2

1. Требования ПУЭ к обеспечению мер защиты от поражения электрическим током.

2. Проверка сечений проводов и кабелей по допустимой токовой нагрузке

Раздел 2.

Электроника

8

Тема 2.1

Элементы схем промышленной электроники

Содержание учебного материала:

8

1. Физические основы электронных приборов

2. Полупроводниковые диоды

3. Транзисторы

4. Тиристоры

2

2

Лабораторные работы

2

№7 «Исследование биполярного транзистора»

Самостоятельная работа обучающихся:

4

1. Отличие полупроводника от металла и диэлектрика

2. Реферат по теме: «Перспективы развития электроэнергетики, электротехники и электроники в России»

3. Интегральная микросхема

Всего

90


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета электротехники, лаборатории «Электротехники и электроники».

 Оборудование учебного кабинета:

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия;

- ученические столы и стулья по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

    Технические средства обучения:

- ноутбук;

- мультимедийный проектор

     Оборудование лаборатории:

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебного оборудования «Электротехника и электроника» - 5 шт;

- комплект учебного оборудования «Электропривод» - 2 шт;

- ученические столы и стулья по количеству обучающихся;

- контрольно-измерительные приборы – 7 комплектов;

- комплект слесарно-монтажных инструментов – 7 комплектов;

- комплект учебно-методической документации.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Прошин В.М. Электротехника. – М.: Изд.центр «Академия», 2010. – 327с
  2. Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. – М.: Изд.центр «Академия», 2010.- 187 с

Дополнительные источники:

1. Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники. – М.: Изд.центр «Академия», 2009. – 512с

2. Новиков Н.П., Кауфман В.Я., Толчеев О.В. и др. Задачник по электротехнике: Учебное пособие. – М.:  Изд.центр «Академия», 2009.- 336 с

3. Кацман М.М. Сборник задач по электрическим машинам.– М.: Изд.центр «Академия», 2009.- 155 с

4. Березкина Т.Ф., Гусев Н.Г., Масленников В.В. Задачник по общей электротехнике с основами электроники.– М.:  «Высшая  школа», 2009.-378 с

5. Касаткин А.С., Немцов М.В. Электротехника– М.: Изд.центр «Академия», 2005. – 540с

6. Интернет-ресурсы

Сайт Министерства топлива и энергетики РФ   http://minenergo.gov.ru

Сайт все для студента: http://www.twirpx.com

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования и контрольных работ, а также выполнения обучающимися самостоятельных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- читать электрические схемы;

- экспертная оценка защиты лабораторной работы по сборке электрических схем с подбором оборудования необходимого параметра

- вести оперативный учет работы энергетических установок;

- экспертная оценка выполнения,

содержания и оформления   лабораторных и практических работ по инструктивной карте.

Знать:

- основы электротехники и электроники;

 письменная контрольная работа

- устройство и принцип действия электрических машин и трансформаторов;

- экспертная оценка выполнения,

содержания и оформления   лабораторных  работ по инструктивной карте

- устройство и принцип действия аппаратуры управления электроустановками.

- экспертная оценка выполнения,

содержания и оформления   лабораторных и практических работ по инструктивной карте.

Итоговый контроль в форме экзамена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля "Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности"

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 080114 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» для специальности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03. "Участие в интеграции программных модулей". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 4 курс.

Аннотация рабочей программы профессионального модуля ПМ.03. «Участие в интеграции программных модулей»для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системахРабочая программа професси...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность для специальности 53.02.01 Музыкальное образование наименование цикла Профессиональные модули

Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.02. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.02. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ" по специальности   СПО 09.02.07 Информационные системы и программир...