статья Психологический комфорт на уроках математики
статья на тему

Минкина Марина Николаевна

 

основными задачами являются в работе с учащимися являются:

  1. Преодоление негативного отношения к учебе, учителю, школе.
  2. Обучение нормальной манере общения со сверстниками и учителями, дружелюбию, заинтересованности.
  3. Доказать каждому учащемуся , что, приложив определенные усилия, он сможет усвоить предложенный учебный материал.
  4. При оценке работ учащихся , особенно в первое время, надо стараться избегать двоек, т.к. ребенок на них уже не реагирует, он привык их получать. Наоборот, получение хороших отметок непривычно для этой категории учащихся и как нельзя лучше стимулирует их работу по предмету . Поощрение чуть завышенной оценкой ( конечно, не явно завышенной) дает очень хорошие результаты.
  5. Задействование всех видов памяти, т.к. характерной особенностью многих является « короткая память»

-  слуховая ( в течение урока основные положения должны неоднократно повторяться учителем и проговариваться учениками)       - зрительная ( таблицы на стенах, памятки учащимся , запись на доске и в тетради)  - моторная ( обучение культуре записи : выделение названия темы , основных положений и т.д.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikh.-_reab._na_urokakh_matematiki.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Психологическая реабилитация учащихся на уроках математики

Спецификой работы нашей школы является работа с «трудными», во многих случаях педагогическими запущенными подростками.

Характерными особенностями этой группы учащихся являются:             - низкий уровень знаний большинства учащихся по основным предметам          ( отсутствии базовых знаний), отсюда у многих их них сформировано четкое убеждение, что заниматься данным предметом не нужно («Я этого не понимал, не понимаю и не  смогу понять.Зачем тогда что-то делать?»              -  у многих учащихся есть сформировавшееся негативное отношение к учителю, как к человеку, от которого не следует ждать ничего хорошего         - не умение общаться на нормальном человеческом уровне, некоммуникабельность, иногда даже агрессивность.

Поэтому основными задачами являются в работе с учащимися являются:

  1. Преодоление негативного отношения к учебе, учителю, школе.
  2. Обучение нормальной манере общения со сверстниками и учителями, дружелюбию, заинтересованности.
  3. Доказать каждому учащемуся , что, приложив определенные усилия, он сможет усвоить предложенный учебный материал.
  4. При оценке работ учащихся , особенно в первое время, надо стараться избегать двоек, т.к. ребенок на них уже не реагирует, он привык их получать. Наоборот, получение хороших отметок непривычно для этой категории учащихся и как нельзя лучше стимулирует их работу по предмету . Поощрение чуть завышенной оценкой ( конечно, не явно завышенной) дает очень хорошие результаты.
  5. Задействование всех видов памяти, т.к. характерной особенностью многих является « короткая память»

-  слуховая ( в течение урока основные положения должны неоднократно повторяться учителем и проговариваться учениками)       - зрительная ( таблицы на стенах, памятки учащимся , запись на доске и в тетради)  - моторная ( обучение культуре записи : выделение названия темы , основных положений и т.д.)  

Большое внимание на уроках следует уделять индивидуальной работе с учащимися. Индивидуальная работа это не только реакции на отдельные поступки, но и создание условий для проявления способностей.

Одним из важных аспектов этой работе является воспитание у учеников самостоятельности : учитель не должен спешить подсказать готовое решение, а путем наводящих вопросов подводит к самостоятельным выводам. Уделяя внимание каждому ученику учитель активизирует его мысли,  побуждает проявит инициативу в учебном процессе, что развивает у учащихся чувство ответственности , воспитывает самоконтроль, заставляет размышлять над поиском наилучших вариантов для решения поставленной задачи, учит обосновывать свое мнение.

Положительным фактором так же являются правильные взаимоотношения между учеником и учителем . Учитель должен создавать атмосферу подлинного товарищества, стараться пробудить интерес к учебе, раскрыть пред учеником перспективы роста.

Весь процесс обучении я должен отвечать требованиям: от известного до неизвестного, от простого к сложному. Объясняя новый  материал,  учителю необходимо опираться на накопленные учащимися знания.

Индивидуальный подход к ученику предполагает большой педагогический такт, продуманность решений в оценке действий. От учителя требуется правильно определить уровень знаний каждого учащегося, уровень его подготовки. Опрометчивые выводы учителя могут лишить ученика уверенности в своих силах.

Умелое педагогическое руководство учащимися предусматривает сочетание внешних и внутренних стимулов. Внешние стимулы – это требования исходящие от учителя, побуждающие учеников к действию. Внутренние стимулы – это то , что исходит от самих учеников, их ответная реакция на советы и указания педагога.  Когда внешние требования принимаются учащимися и становятся их внутренними требованиями к себе, тогда применяемые учителем методы и средства воспитания приобретают большую силу.

Учитель должен добиваться, чтобы ученик сознательно осмысливал все, что ему объясняют, включался в работу, чтобы он задавал вопросы не только учителю, но и самому себе, стремился самостоятельно их решать. чем выше пытливость ученика. тем  прочнее его знания и умения.

Жизненные примеры подтверждают, что высококвалифицированные учителя обычно пользуются учащихся заслуженным авторитетом. Ученики ценят внимание, помощь учителя, умение отличить случайную ошибку и проникаются к нему уважением как к специалисту и как к человеку. Хороший учитель следит за своими поступками , контролирует их, не срывает свое плохое настроение и неудачи на учащихся.

Личный пример учителя определяет многие стороны учебно-воспитательной работы. Хорошо сказал Л.Н.Толстой : « Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науки и знай ее, и ученики полюбят тебя и науку, а ты воспитаешь их».

В формировании личности ученика имеет большое значение и личностные черты педагога. Это прежде всего соединение доброты и твердости, мягкости и непреклонности, гуманного отношения и требовательности, призвания к педагогической работе.

Большое значение имеют и собственно педагогические качества : способность делать учебный материал доступным,  понимание душевного мира обучающихся, творчество в работе, педагогическое влияние на детей, способность организовать ученический коллектив,  содержательность речи, ее образность, педагогический такт и убежденность,  способность связывать учебный материал с жизнью, наблюдательность по отношению к обучающимся и педагогическая требовательность. Сопутствующими качествами являются  организованность, любознательность, энергичность, самообладание, активность , настойчивость, сосредоточенность

Учитель должен   увидеть  возможности обучающегося , определить на что способен каждый из них , и только после этого стимулировать учащихся к определенной деятельности.

 Знание индивидуальных особенностей своих учащихся, постоянная забота об их развитии, понимание их нужд и запросов, постоянная творческая работа над собой, единство требований  - вот основные качества учителя.

     Единые требования не складываются стихийно, а являются результатам специально организованных мероприятий. Если учитель будет предъявлять сегодня одни требования, а завтра другие, в зависимости от своего настроения,  то хороших результатов в этом случае ожидать не приходится. Стабильная  требовательность к обучающимся упорядочивает их поведение и взаимоотношения в коллективе,  помогает формированию характера. При этом надо опираться на положительные, ценные качества учеников, и на основе этого преодолевать недостатки.

       В работе учителя используются методы поощрения и наказания. Поощрение способствует пробуждению у учащихся  положительных эмоций, стимулирует на совершение хороши, побуждает преодолевать отрицательные качествах поступков. Поощрение направлено на подъем настроения, на стимуляцию в преодолении трудностей , для достижения новых успехов. Оказываемое ученику доверие , вызывает  в нем утверждение чувства собственного достоинства, укрепляет веру в собственные силы. Однако, следует иметь в виду, что воспитательное значение поощрения будет иметь только в том случае, если оно применятся действительно по заслугам и не слишком часто. Всякое незаслуженное поощрение вызывает отрицательную реакцию у других учеников. А часто применяемые поощрения перестанут играть свою роль, т.к. ученики  привыкают к ним и перестают их ценить. Здесь должна соблюдаться определенная мера.

Наказание ставит перед собой цель предотвратить повторение отрицательных поступков. Зная об ответственности за совершаемый поступок, учащийся сможет удержаться от неправильного шага. Никогда нельзя забывать, что наказание – это метод воспитания, а не возмездие за совершенный поступок.

     В практике нельзя злоупотреблять ни поощрением , ни наказанием, к первому учащиеся быстро привыкают, второе может вызвать озлобленность и обиду.  Справедливость и объективность – вот главные критерии в оценке поступков учащихся.

      В нашу школу дети попадают уже сформировавшимися личностями, по разным причинам им пришлось уйти из своих старых школ, и наша задача сделать процесс адаптации более мягким, показать, что мы их уважаем и хотим научить. Те же задачи  адаптации определяют работу  по математике : восстановление базовых знаний на которые можно будет опираться при дальнейшем обучении . Программа предусматривает уроки , на которых повторяются важные моменты, главные понятии  предыдущих лет обучения. Задачей этого периода является усвоение необходимой терминологии, определенных знаний и умений.  В этот период определяется уровень знаний каждого учащегося, его подготовка и , что не мало важно, старательность и желание учиться. Все работы обычно составлены на 4-5 разноуровневых  варианта , поэтому на самостоятельных и контрольных работах  каждому приходится работать самостоятельно, пытаться что- то сделать , а не списать, что для многих гораздо привычнее. А кому не хватает времени и навыков для выполнения задания можно и немного помочь, постараться побудить познавательный интерес к знаниям, показать что он и сам может хоть что-то сделать. Многие ученики благодаря такому индивидуальному подходу , как бы « просыпаются», на смену двойкам приходят тройки, а бывают случаи, что ученик становится и хорошо успевающим.

      Большое  значение следует придать совместной согласованной работе учителей и родителей. Родители должны узнавать о результатах  своих детей не только по итогам четверти, а  как  можно чаще,  чтобы помочь своему ребенку вовремя справится с возникшими проблемами, не доводить их до конфликта.

Используя  эти методы и приемы удается добиться  определенных результатов :

- большинство учащихся преодолевает негативное отношение к предмету, начинает получать удовлетворительные оценки

 - вырабатывается убеждение « Я могу это сделать « , отсюда вырастает интерес к математике, и учащиеся  осознано стремятся подготовиться к сдаче итоговой аттестации  по математике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности

            В отечественной психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся интенсивно разрабатывалась в русле теории общения. Однако вопрос влияния п...

Психологический комфорт на уроке как фактор сохранения здоровья учащихся и учителей

Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уро...

Статья.Психологическая безопасность на уроках математики при переходе на вторую ступень общего образования.

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности обучающегося от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и само отношению. Это важн...

Статья. Психологический комфорт как условие развития личности ребенка на уроке

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании...

Статья. «Психологический комфорт-совокупность социально-психологических отношений, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Климат в группе складывается из совокупности социально-психологических отношений ее участников, их социальных ролей, симпатий и антипатий, ценностных ориентации, умения сопрягать личные интересы с инт...