Проектирование контрольно-оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО в педагогическом колледже.
методическая разработка на тему

Ирина Викторовна Королёва

Фонды оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей. Комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания ЗУН и компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ОПОП – называется фондом оценочных средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

        И.В. Королева

г. Санкт-Петербург

Проектирование контрольно-оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО в педагогическом колледже.

          Проблема  контрольно-оценочных материалов появилась в рамках обсуждения внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов ( ФГОС).  Проблема контрольно-оценочных материалов обусловлена рядом противоречий :

  1- противоречие между законодательно обозначенной необходимостью создания средств оценки  и отсутствием организационно-правовой базы для создания этих средств;

   2- противоречие между необходимостью создания  контрольно-оценочных средств (КОС)  и сложившимися стереотипами оценки достижений студентов;

   3- противоречие между  знанием  как оценивать достижения студента – знания, умения, навыки  (ЗУН)   и недостаточной степенью готовности  преподавателей  к разработке и использованию новых видов оценки.

 В соответствии с Законом РФ «Об образовании»  в   предыдущей и новой редакции устанавливаются Федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных  профессиональных образовательных программ (ОПОП) .

ФГОСы по специальностям , реализуемым в колледже, определяют, что для  аттестации студентов  на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей. Комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания ЗУН и компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ОПОП – называется фондом оценочных средств. Фонды оценочных средств (ФОС) это документ, который содержит контрольно-оценочные материалы ( КОМ) по учебным дисциплинам (УД), междисциплинарным курсам (МДК), профессиональным модулям (ПМ), учебной и производственной практике (УП и ПП). ФОС это целостный документ , который должен содержать структуру, порядок разработки, единые шкалы оценок. Разработка ФОС в колледже должна осуществляться одновременно с разработкой (или коррекцией) программ УД, ПМ,УП,ПП. В тоже время для  создания документа, который называется  комплект оценочных средств по УД, ПМ, которые бы соответствовали  ФГОС, существуют только проекты макетов и макеты. Таким образом , есть некие требования нормативных актов, которые прописаны в федеральных документах, но отсутствуют типовые документы  по данным процедурам , что  диктует необходимость их разработки на локальном уровне в виде положений о текущей и промежуточной аттестации , о фонде оценочных средств , об экзамене по УД, МДК ( если это требуется ) и по модулю. 

Необходимость создания КОСов обусловлена документами, но в системе  формального профессионального образования традиционным является  оценивание знаний, умений и навыков в процессе и по окончании профессиональной образовательной программы. На современном этапе основной задачей контрольно-оценочной деятельности становится не только то, в какой мере обучающиеся освоили формально – знаниевый компонент содержания образования, сколько выявление их способности использовать освоенное содержание для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач. Компетентностная ориентация образовательных программ ФГОС СПО определяет необходимость изменения не только самого образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требований. Компетентностная ориентация образовательных программ ФГОС СПО определяет необходимость изменения не только самого образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требований. Однако хорошо разработанная система педагогических измерений, направленная на оценивание информационного компонента недостаточна и мало эффективна при оценке профессиональной компетенции. Образовательные достижения студентов могут свидетельствовать об уровне образованности , но не о готовности действовать. Сумма результатов оценивания не дает возможности  судить о готовности их использования в профессиональной деятельности. В настоящее время мы фактически оцениваем только уровень освоения дисциплин, понимая, что система несовершенна в силу своей субъективности. В структуре профессиональной готовности изменяется иерархия составляющих готовности. Перенос акцента на результаты обучения, наряду с информационной составляющей и мотивационной составляющей профессиональной готовности, на первое место выводит операционную составляющую. Важно осуществить интегральную оценку готовности применять знания , умения в условиях  профессиональной деятельности  и степени владения способами этой деятельности. Результаты обучения  - это объективное описание требований трудовой деятельности, относительно которой и оцениваются  достижения студентов.

Согласно ФГОС , требованиями к результатам освоения ОПОП, являются :

  • Общие компетенции (надпрофессиональные) как результат освоения ОПОП,  необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах, например: готовность работать с литературой, взаимодействовать с людьми, использовать информационные ресурсы, выступать перед аудиторией и так далее.
  • Профессиональные (специальные) компетенции как результат освоения основных видов  профессиональной  деятельности.

Если же говорить об оценке компетенций, то для нас пока это является проблемой, поскольку существующую систему оценивания необходимо менять. Для оценки качества подготовки обучающихся необходимо создание многокомпонентных систем, соответствующих новой парадигме образовательных программ СПО. При формировании компетентностной модели подготовки специалиста, необходимо активно использовать инновационные оценочные средства, позволяющие вести непрерывное отслеживание качества учебных достижений и формирование личных качеств, творческих характеристик студента. Средства оценивания должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовленности выпускника, что предполагает демонстрацию компетенций или их применение в конкретной ситуации. Данный путь предусматривает следующие показатели  компетентности:

1) применение в учебном процессе практико-ориентированных и ситуационных заданий, интегрированных задач профессиональной направленности, публичных защит учебно-исследовательских и творческих проектов, увеличение количества практикумов, позволяющих студентам продемонстрировать свою компетентность;

2) приоритетное использование комплексных методов оценки достижений студентов [3].  Следовательно, контроль получаемых знаний в компетентностной модели подготовки специалиста уже имеет многоуровневую структуру. В соответствии с законом «Об образовании» каждый выпускник программ профессионального образования должен подтвердить свой образовательный уровень и/или квалификацию, поэтому можно говорить о  разделении этих двух оценок (по формату, требованиям и процедурам), а поэтому  и фонд оценочных средств направлен на измерение ( КИМ) и оценивание (КОМ) . КИМы (ключевое слово «измерительные») используют во всех дисциплинах, включая общеобразовательные, а также в МДК - поскольку результатом освоения их являются знания и умения, которые оцениваются количественно.  Образовательный уровень по-прежнему оценивается количественно. Здесь может использоваться бально-рейтинговая система, накопительная  и традиционная пятибалльная система. Контрольно-оценочные материалы оценивают уровень квалификации качественно, оценка о соответствии предъявляемых компетенций квалификационным требованиям выносится квалифицированными экспертами. То, что оценивается качественно - готовность к виду деятельности или сформированность компетенций - проверяется при помощи КОСов. Они представляют собой комплексные оценочные средства, состоящие из двух частей КИМы и специфическая часть по оценке сформированности компетенций, которые оценивают качественно. Они используются на экзамене (квалификационном) в ПМ. Можно сформулировать  требования к оценочным средствам:

               - должны быть ориентированы на применение  умений и знаний в ситуациях, приближенных к профессиональной деятельности;

               - должны носить  интегративный  междисциплинарный характер, обеспечивающий взаимосвязь теории и практики;

                - текст задания  должен содержать требования профессиональной ситуации, которые актуализируют необходимую информацию, умения, профессионально значимые личностные качества, что обеспечит интегральность оценивания.

 В процессе выполнения задания готовность переходит  в реальное действие, в котором проявится  понимание ( знание), способы деятельности( умения и опыт), мотивация к осуществлению деятельности ( компетенции).

        Таким образом, чтобы снять 2 и 3 противоречия , необходимо вернуться к корректировке программ, тем более, что корректировка должна проводиться ежегодно,  пересмотру раздела «Контроль»  в программах УД, ПМ,  соотнесению содержания с показателями  профессиональных  и общих компетенций ,  выделению результатов освоения УД, ПМ, практики,  разработке и доработать оценочные средства исходя из требований ФГОС.

Разработку содержания контрольно-оценочных материалов  по УД и модулю целесообразно начинать с анализа и, в случае необходимости, корректировки и уточнения показателей оценки результата, которые  представлены  в 5 разделе программ УД и  ПМ.      В процессе анализа особое внимание необходимо обратить на корректность формулировки показателей. Следует помнить, что показателем освоения компетенции может быть продукт практической деятельности или процесс практической деятельности.

   В колледже для  создания  новой контрольно-оценочной системы необходимо разработать локальные акты, регламентирующие работу по  нормативному обеспечению разработки оценочных средств. Это - Положения о фонде оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации студентов; о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся; о мониторинге уровня сформированности компетенций обучающегося, о формировании фонда тестовых заданий, о портфолио. Для оказания помощи педагогам должны быть создаваться    методические рекомендации по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости в рамках ОПОП (контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы); по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам, профессиональным модулям и практикам (примерную тематику курсовых работ (проектов), рефератов и т.п.);по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения итоговой аттестации по профессиональным модулям.

Задания могут быть рассчитаны на проверку как профессиональных, так и общих компетенций, а также на комплексную проверку профессиональных и общих компетенций. Перед началом формирования заданий необходимо сгруппировать общие и профессиональные компетенции так, чтобы задание одновременно подразумевало проверку обеих групп компетенций. Также целесообразно выделить в перечне ОК , проверку которых можно осуществить только на основании портфолио.

Типовые задания должны носить компетентностноориентированный, комплексный характер. Следует помнить, что компетенция проявляется в готовности применять знания, умения и навыки в ситуациях, нетождественных тем, в которых они формировались. Это означает направленность заданий на решение не учебных, а профессиональных задач. Содержание заданий должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности.

                Разработка типовых заданий должна сопровождаться установлением критериев для их оценивания. Совокупность оценочных критериев может быть оформлена как экспертный лист.  Формулировка типовых заданий должна включать требования к условиям их выполнения (место выполнения – учебная \ производственная практика или непосредственно экзамен (квалификационный); время, отводимое на выполнение задания, необходимость наблюдения за процессом выполнения задания, источники, которыми можно пользоваться и др.). Выбор условий зависит и от того, какой тип доказательства того, что результат достигнут обучающимся, считается достоверным.

В  необходимо указать и обосновать предпочтительную форму экзамена (квалификационного): выполнение задания, защита курсового проекта, защита портфолио. Выбор курсового проекта в качестве формы экзамена возможен в том случае, когда его выполнение связано с целевым заказом работодателей, опирается на опыт работы на практике, отражает уровень освоения закрепленных за модулем компетенций. Если при таком варианте проведения экзамена возникает необходимость дополнительной проверки сформированности отдельных компетенций, нужно предусмотреть соответствующие задания.

 Задания для экзамена (квалификационного) могут быть 3 типов:

- задания, ориентированные на проверку освоения вида деятельности в целом;

-задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих определенному разделу модуля;

-задания, проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального модуля.

 В ходе разработки содержания типовых заданий происходит уточнение показателей оценки результатов по УД, МДК и ПМ, установление показателей результата, разработка типовых заданий и определение критериев их оценивания. Целесообразно привлекать к разработке и экспертизе контрольно-оценочных  средств работодателей.

Разработанные материалы оформляются в соответствии с макетом.

Проектирование системы комплексных оценочных средств для контроля уровня освоения компетенций обучающихся и выпускников образовательных программ СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, является достаточно сложной, многокомпонентной задачей. В настоящее время имеется научно-методический задел, приобретенный колледжем при разработке оценочных диагностических средств оценивания обучающихся, однако, его использование для контроля качества компетенции требует принципиальной доработки.

Литература:

  1. Проектирование оценочных средств компетентностно-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования: метод. пособие /Авт.сост. И.В.Осипова,О.В.Тарасюк, А.М.Старкова.Екатеринбург: ФГАОУ ВПО РГППУ, 2010.72с.
  2. Сборник учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию ОПОП СПО экономического профиля в условиях введения ФГОС СПО / под ред. д.э.н., проф. Л.И. Гончаренко, к.п.н. Н.Л. Гунявиной. М.: Финуниверситет, 2012. 68 с.
  3. Федеральные  государственные образовательные стандарты СПО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока контроля ЗУН в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Проектирование урока контроля ЗУН в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

Проектирование современного урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО

в чем же новизна современного урока биологии в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, продемонс...

Презентация "Проектирование и реализация урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Данная презентация была использована в выступлении на заседании клуба молодых педагогов Советского района "PRO-движение" 14.01.2022г....

Статья "Проектирование урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС".

В статье представлены виды занятий на каждом этапе урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС....