«Интегрированный урок истории и математики: проблемы, поиски».
статья на тему

Москалец Наталия Николаевна

Статья, посвященная  очень актуальной теме, интегрирование курсов истории и математики на конкретном примере бинарного интегрированного урока "Ремесло в средневековом городе" 6 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Авторы:

Москалец Н.Н.(учитель истории), Павлова Н.Н.(учитель математики).

«Интегрированный урок истории и математики: проблемы, поиски».

 Уроки истории — это гуманитарные уроки. На уроках истории, где происходит обмен опытом между поколениями и культурами, происходит патриотическое воспитание учащихся, достигается свобода в суждениях и ответах. А так как история связана со многими предметами, то интеграция уроков истории приобретает особую актуальность. Интегрированные уроки предоставляют и учителю, и ученику больше возможности для интеллектуального творчества и овладения сложным материалом. Согласно  классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.

 Ролью ученика на интегрированном уроке является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний. К ученику как к участнику процесса предъявляются следующие требования:

Умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники, навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации, умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию, выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других, выступать публично, литературно выражая свои мысли.

Межпредметные связи способствуют формированию личности школьника как субъекта познания и обучения .

В основе предметно - классно- урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Это деление познания на научные области возникло по немощи человека познать мир целиком во всех его связях и отношениях. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность на уровне обучения в объедении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е. потребность межпредметных связях учебных дисциплин. Нами не случайно был выбран 6 класс и тема «Средневековый город», как можно понять жизнь и проблемы средневековых горожан в отрыве от их повседневных занятий, ведь именно ремесленникам и торговцам, в отличие от представителей других сословий, приходилось постоянно вести подсчеты.

Разрабатывая уроки истории надо помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и временем, когда программный материал усваивается.

Замысел урока призван учитывать современное состояние культурной обстановки в обществе, сегодняшнее восприятие жизни учащимися, ибо то, что сегодня кажется не интересным учителю историку, почти наверняка будет не актуальным для учеников.

Готовясь к урокам, следует ориентироваться и на самого себя. Лучше если замысел урока будет интересен лично учителю. И тогда знакомый уже достаточно «приевшийся» материал будет раскрыт по-новому. Это свежее прочтение определяет замысел урока и его разработку. Для этого был отобран «живой материал»  из средневековой истории немецких городов, фрагменты  уставов ремесленных цехов и т.п. С помощью фрагментов исторических документов удалось превратить анализ документов в своеобразную ролевую игру.

В процессе подготовки урока вырисовываются и другие его компоненты: повторение усвоенного на предыдущих занятиях, закрепление материала в сознании учащихся, характер домашнего задания. В это время происходит подбор материала к конкретной теме, разработка вопросов, постановка проблемных заданий, которые помогут рассмотреть тему с разных точек зрения. Так в качестве проверки домашнего задания было предложено решить тест, сочетавший как математический материал, так и исторический, например:

2.

Какова причина появления новых городов?

16. ремесло отделилось от сельского хозяйства, развитие торговли

18. укрепление феодального землевладения

11. войны между государствами

Сравнить:     v

Для домашнего задания были предложены задачи, которые помогали лучше понять жизнь и профессия городского менялы:

Монетная система Франкфурта-на-Майне XIV—XV вв. 1359—1385 гг.

1 марка = 1,5 гульдена.

1 гульден = 1 фунт геллеров = 240 геллеров.

1 гульден = 24 шиллинга.

1 шиллинг = 9 геллеров.

XV в.

1 новый геллер = 2 старых геллера

1 енгельшен = 6 старых геллеров

1 фунт геллеров = 180 старых геллеров

1 гульден = 216 старых геллеров

1 торнос = 20 шиллингов старых геллеров.

Задача.

Ты -  меняла. Твой знакомый пекарь принес дневную выручку и попросил обменять на новые геллеры. В кошельке было 6 гульденов и 3 торноса. Сколько новых геллеров ты дашь своему другу?

Временами учитель истории стремится отказаться от трафаретных, застывших форм урока, ищет для него разнообразные конфигурации, построения.

Сложность интеграции связана прежде всего с тем, что практически во всех параллелях изучение содержания курсов истории, математики, литературы, географии,  и т.д. хронологически не совпадает. Но все же при желании точки соприкосновения найти можно. У нас полностью совпадали темы и приспосабливать календарное планирование не пришлось. По истории изучали тему «Средневековый город» по математике «Действия с простыми дробями. Повторение».

Учитель должен хорошо представлять себе содержание учебного материала смежных предметов. Определившись с темой, учитель выбирает класс, в котором целесообразно провести интегрированный урок. Урок был апробирован в трех 6-х  классах и материал был скорректирован в  зависимости от особенностей учащихся.

Важным условием осуществления подобного проекта является готовность кого-либо из коллег принять участие в организации подобного занятия, пойти на определенный риск ради достижения общей цели. Именно благодаря тесному взаимодействию и сотрудничеству, удалось совместить такие трудно соединяемые  элементы, как нам кажется.

Одной из важных проблем был принципиальный выбор: адаптировать средневековый документ для учащихся 6 классов или сохранить его идентичность. В результате было создано несколько вариантов заданий разного уровня сложности и сформировались несколько «маршрутов»  изучения материала на уроке.

Скорняки

Устав 1355 г. Frankfurter Amts- und Zunfturkundcn, B. I, S. 278.

1. Кто хочет вступить в наш цех, должен внести 2 фунта геллеров, 2 фунта воску и две четверти вина; кто не имеет денег вносит меха.

11. Кто хочет учиться нашему ремеслу, вносит ? пфеннига и 2 фунта воску.

Устав 1377 г. Frankfurter Amts- und Zunfturkunden, Bd. I, SS. 278—279.

l—3 — как у пекарей.

4. Кто имеет собственность в 30 гульденов, должен иметь все военное снаряжение. Кто его не имеет, платит штраф 10 шиллингов пфеннигов ().

11. Если мастер учит одного мальчика, то он (мальчик) должен заплатить ремеслу 10 шиллингов.

12. Если сын мастера хочет стать мастером, он должен внести в пользу ремесла 12 шиллингов (  дохода за месяц)  и одну четверть вина.

Задача.

Ты мастер - скорняк. Подсчитай свои расходы за месяц.

У тебя собственности >30гульденов, но ты не можешь купить военное снаряжение. Твой сын хочет стать мастером и вступить в цех.

Была предложена как групповая форма работы, так и индивидуальная, можно было выбрать из 5 вариантов заданий. Также несколько вариантов были облегчены с помощью специального выделения текста.

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы  или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.  В нашем случае ведущей дисциплиной была история,  тем не менее, задачи применения, полученных на математике знаний и умений, были успешно решены.

Ответ на вопрос, зачем  этот урок нужен нашим детям и нам как их учителям, возможен только при понимании противоречия в организации учебной деятельности учителя и ученика. Мы прекрасно осознаем  противоречие как недостаток, проявляющийся в несоответствии, например, узко предметных знаний ученика и отсутствием у него способности применять их при  анализе глобальных или просто жизненных явлений; в несоответствии  дидактической задачи необходимости использования знания из одного предмета и умений переносить их в другую ситуацию.  «Реальная математика» и « живая история» стали доступны нашим ученикам  благодаря интегрированным урокам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории и математики "Великая Победа"

Интегрированный урок истории и математики "Великая Победа" для учащихся 5 класса. Урок обобщения и систематизации математических знаний с введением исторических сведений, фактического материала ...

Интегрированный урок. История и математика.

Для проведения урока истории "Семь чудес света" использованы математические задачи....

Интегрированный урок истории и математики "Семь чудес древней цивилизация"

Урок способствует развитию познавательного интереса к истории древних цивилизаций  через решение математических задач....

Интегрированный урок истории и математики "Греко-персидские войны: факты и цифры"

Способствует развитию познавательного интереса к событиям истории древних цивилизаций  через решение математических задач....

Интегрированный урок История и математика, 6 класс

Презентация к интегрированному уроку по математике и истории в рамках изучения нескольких тем программы математики 6 класса...

интегрированный урок биологии и математики "В поисках золотого сечения - путь гармонии и красоты"

Уже в древнем мире существовали правила, или законы, изображения фигуры человека, его лица, движений – учение о пропорциях тела. Возникновение учения о пропорциях тела относится к периоду расцве...

Интегрированный урок история с математикой (Решение составных уравнений)

Данная разработка составлена с учетом ФГОС. Исторический материал использован при составлении задач, решаемых с помощью составных уравнений....