Интегрированный урок истории и математики "Семь чудес древней цивилизация"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Рябчикова Надежда Петровна

Урок способствует развитию познавательного интереса к истории древних цивилизаций  через решение математических задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Семь чудес древней цивилизация 

Тип урока - интегрированный

Предмет: математика и история

Цель: развитие познавательного интереса к истории древних цивилизаций  через решение математических задач.

Задачи: 

- расширить  знания  об истории древнего мира  через знакомство с чудесами света;

- развивать навыки работы с текстом и иллюстрациями;

- активизировать самостоятельную поисковую деятельность;

-  закрепить умения и навыки сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных и десятичных дробей;

- расширить знания  об истории России  через знакомство с семи чудесами;

Оборудование: компьютер, школьная доска.

Опережающее задание: найти интересные сведения о семи чудесах света, используя любые источники (книги, телепередачи, Интернет и др.)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Учитель истории:

Вспомните какую проблему мы решали на прошлом уроке?

(Удалось ли Александру объединить эллинов и варваров – Запад и Восток – в одну цивилизацию. )

– Решили мы проблему?

– В чем проявилось слияние?

( 1.В управлении наблюдается слияние двух цивилизаций: цари греческие, но правят по восточным обычаям.

2.В хозяйстве и делении общества сохраняются как восточные традиции (орошаемое земледелие, граждане – подданные), так и греческие порядки (права гражданства, частная собственность, торговля).

3.Наиболее ярко проявилось слияние двух цивилизаций в культуре: мира эллинов и мира варваров)

Учитель математики: Сегодня на  уроке  мы более подробнее познакомимся с памятниками, получившими название «Семь чудес света», которые относятся к памятникам эллинистической цивилизации.

Нам предстоит работа по группам, которые будут оценивать работу друг друга (правильность решения задач, дополнение к рассказу учителей)

III. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель истории:

1 чудо - ЦАРСКАЯ ГРОБНИЦА

Великая пирамида была построена как гробница Хуфу, известного грекам как Хеопс. Он был одним фараонов, или царей древнего Египта, а его гробница была завершена в 2580 году до н.э. Позднее в Гизе было построено еще две пирамиды, для сына и внука Хуфу, а также меньшие по размерам пирамиды для их цариц.

Учитель математики:

На сооружение пирамиды ушло 2,3 миллиона каменных блоков весом 2,5 тонны каждый. Определите общий вес каменных блоков.

Учитель истории:

2 чудо – Висячие сады

Другим величайшим сооружением древности были висячие сады Вавилона. Вавилонский царь Навуходоносор II (605-526 гг. до н. э.) для борьбы против главного врага – Ассирии заключил военный союз с  царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз их был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести «Висячие сады». Это было в 500-х гг. до н. э.

Учитель математики:

Сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов - платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 м. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. Для полива использовали воду из Евфрата, насосами день и ночь подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев, вывезенных из далекой Мидии. Именно тут, в тени Висячих Садов  скончался в 339 г. до н. э. Александр Македонский. После его смерти Вавилон постепенно приходит в упадок. Сколько лет назад были построены висячие сады? (2515 лет)

Учитель истории:

2 чудо – Храм Артемиды Эфесской.

А теперь перенесемся в древнюю Грецию. Великолепные храмы древнегреческих архитекторов поражали не только гостей, но и самих жителей. Одним из таких храмов был храм Артемиды Эфесской . Артемида заботилась обо всем, что живет на земле и растет в лесу и на поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывала рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида своим вниманием и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия. В честь Артемиды жители Эфеса построили  огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира.

Учитель математики:

Вокруг святилища располагалось два ряда каменных колонн высотой 18 м, это высота шестиэтажного дома. Само же здание храма имело высоту шестнадцатиэтажного дома. Найдите высоту храма.

Учитель истории:

4 чудо- Статуя Зевса в Олимпе

 Вспомните, кто был главным богом Греции?  Именно с его именем связано еще одно чудо древнего мира – огромная статуя  бога Зевса.

Древние греки верили, что на горе Олимп находиться дворец Зевса – отца богов и повелителя мира. Чтобы порадовать  Зевса, жители города Олимпия построили храм . Храм украшала статуя, которую сделал знаменитый скульптор Фидий.

Фигуру бога Фидий вырезал из дерева и обложил её пластинами из слоновой кости, так что в полумраке  тело Зевса казалось живым. Одеяние было выполнено из листов золота. Трон также был золотым с инкрустацией чёрным деревом и драгоценными камнями. По преданию, закончив работу, Фидий спросил: «Доволен ли ты, Зевс?» И перед статуей ударила молния – Зевс был доволен.

Учитель математики:

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Определите объем храма?

Учитель истории:

5 чудо –  Галикарнасский мавзолей

В Малой Азии, в 4 веке до н. э., в городе Галикарнасе правили царь Мавсол и царица Артемисия. Внезапно царь заболел и умер. Его вдова в память о муже решила  построить самую прекрасную гробницу на свете. На высоком пьедестале находится храм, окружённый 36 колоннами. Вместо крыши сделана ступенчатая пирамида. На её вершине находились мраморные скульптуры: Мавсол и Артемисия в колеснице, запряжённой  четвёркой лошадей. Сооружение, возвышавшееся почти на 50 метров, назвали по имени царя – Мавзолей.

Учитель математики:

Мавзолей был построен из кирпича и облицован изнутри и снаружи проконнесским мрамором. На пятиярусном основании площадью 33х39 м возвышается громадный куб длиной 27 м и шириной 33 м. Каменные львы сторожили это помещение. Найдите площадь основания. Найдите площадь куба. На сколько кв. м.  площадь куба меньше площади основания?

Учитель истории:

6 чудо – Колосс Родосский

А теперь перенесемся в Средиземное море. У берегов Малой Азии на острове Родос, стоял Колосс Родосский, гигантская статуя бога солнца Гелиоса. Статуя  возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов; в высоту статуя была около 35 метров, то есть почти в три раза превышала «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. В 220 г. до н. э. во время землетрясения статуя рухнула.

Учитель математики:

Сверкающий бог был виден за много километров от Родоса, и вскоре молва о нём распространилась по всему античному миру. Но уже через полвека сильное землетрясение, разрушившее Родос, повалило колосса на землю, самым уязвимым местом статуи оказались колени. Отсюда и пошло выражение "колосс на глиняных ногах".

Этому чуду света посвящено следующее задание – решение уравнений

I группа

Высота статуи

II группа

Массу бронзы

III группа

Массу железа

65/4х=13/28

95/2+х=121/2

Х:3/2=16/3

Учитель истории:

 7 чудо – Александрийский маяк

  Другим чудом света стал знаменитый Александрийский маяк.

Александрия была крупным торговым портом в Египте. Чтобы многочисленные корабли, могли благополучно миновать опасные острые скалы, был построен первый в мире маяк. Маяк представлял собой трёхъярусную башню. В комнатах первого яруса жили рабочие и солдаты. Во втором находился широкий спиральный пандус. По нему на телегах привозили дрова для огромного костра, который постоянно горел в круглой башне на третьем ярусе. Вокруг костра полукругом стояли бронзовые пластины — они отражали и усиливали свет. Венчала маяк статуя Посейдона.

Учитель математики:

Высота Александрийского маяка составляет 130м.Это была первая башня с сигнальным огнём. Он состоял из 3–х частей: внизу построен прямоугольный параллелепипед, в основании которого лежит квадрат со стороной 30м, высота70м; верхний параллелепипед имеет объём в 3раза меньший, чем объём первого, а площадь основания его составляет 700м2.Чему равна высота третьей части маяка (круглой башни)?

Учитель истории:

Итак, наше с вами путешествие в далекий Древний мир закончилось. Мы познакомились поближе с семью чудесами света древности.

Вопрос: Почему же все эти сооружения считаются чудесами древности? (это памятники инженерного искусства для создания которых требовались знания по математике, геометрии, физике, механике)

Учитель математики:

Несколько лет назад в нашей стране газетой «Известия», телеканалом «Россия» и радиостанцией «Маяк» был организован проект Семь чудес России, целью которого стал поиск семи чудес России

Конкурс проходил в три этапа. На первом (с 1 октября 2007 года до 1 февраля 2008 года) шёл прием вариантов и голосование по ним. В итоге было отобрано 49 чудес из 7 федеральных округов России (по 7 чудес от каждого федерального округа). С 1 февраля по 1 мая 2008 года прошёл второй этап, в результате которого были отобраны 14 финалистов конкурса. С 1 мая по 10 июня прошёл суперфинал, в котором тайным голосованием были выбраны 7 чудес России. 12 июня 2008 года, в день России, на Красной площади были объявлены победители конкурса

Семь чудес России

  • Озеро Байкал (Иркутская область, Бурятия).
  • Дворцовый ансамбль в Петергофе (Санкт-Петербург)
  • Долина гейзеров (Камчатский край)
  • Природный памятник Столбы выветривания (республика Коми)
  • Собор Василия Блаженного (Москва)
  • Мамаев Курган и Родина-Мать (Волгоградская область)

Гора Эльбрус (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия)

IV. Подведение итогов. Выставление оценок по двум предметам в соответствии с разработанной таблицей оценивания.

V. Рефлексия. Лестница успеха

Домашнее задание: составить задания, связанные с чудесами света.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."

На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое  ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...

Презентация к интегрированному уроку (история, география, литература) на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей".

Презентация составлена, как добавочный материалл к уроку на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей". Может использоваться  на уроках географии, истории, литературы и мировой художественной ку...

Интегрированный урок истори и информатики "Древняя Индия"

Цель: Познакомиться с историей Древней Индии посредством информационных технологий....

Интегрированный урок "История Древнего Египта в математических вычислениях"

Формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего  Египта в математических вычислениях...

Интегрированный урок история и технология " Ремесла и занятия древних славян"

Интегрированное занятие история + технологияТема. Необычное путешествие - путешествие в старину« Ремесла и занятия древних славян»Цели. Закрепить полученные знания по теме «Восточные славяне – предки ...