Интегрированный урок "История Древнего Египта в математических вычислениях"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Артаева Белек Георгиевна

Формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего  Египта в математических вычислениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istmat_integr._urok.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО учителя

Артаева Белек Георгиевна, Биче-оол Азияна Устуевна

Предмет

История Древнего мира  и математика

Тема урока

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫЧИСЛЕНИЯХ

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Цель урока

Создать условия для закрепления знаний учащихся по теме «Древний Египет» и «Действия с многозначными числами»

Образовательные
ресурсы

Презентация «История Древнего Египта в математических вычислениях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/; компьютер, проектор, экран. http://fcior.edu.ru/card/12951/voennye-pohody-faraonov-variant-1.html

План урока

1. Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме.

2. Письменные задания по теме урока

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная,  фронтальная

Основные понятия

Иероглиф, папирус, фараон, Тутмос 3, Амон-ра, Тутанхамон, свиток.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

-  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей;

-выполнять тематические задания.

ПО ПРОГРАММЕ должны:

Знания:

- процесса образования, расцвета и увядания египетской цивилизации;

-  достижений египтян в экономике, общественном устройстве, в культуре;

-         основных природно-климатических условий;

- о жизни простых людей и фараонов;

- о религии  и искусстве Древнего Египта.

Умения и навыки:

-         показать на карте географическое положение государства Египет.

- отработка таких  навыков и умений как сравнение, систематизация, анализ информации, оценка деятелей, явлений и событий, аргументированность и  доказательность ответа.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего  Египта;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

I. Мотивация
к учебой деятельности

5

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

Физминутка

15

2

Фронтальный опрос

Учитель истории:

Организовывает историческую разминку (слайды 4-14)

Задает  вопросы:

  1. Какова разница между следующими выражениями «Страна Египет» и «государство Египет»
  2. Когда в Египте завершилась борьба между двумя царствами, и произошло их объединение в государство?
  3. Сколько лет тому назад это произошло?

Учитель математики:

Организовывает устную математическую разминку:

Устный счет (слайд 17)

  1. 675 + 871 + 325 = 1871
  2. 8 ∙ 276 ∙125 = 276000
  3. 1241 ∙ 26 – 1241 ∙ 25 = 1241
  4. 2715 ∙ 98 + 2 ∙ 2715 = 271 500

Учитель математики: Египтяне пользовались специальными иероглифами, которые обозначали числа (слайд 18)

1 – одна палочка, 10 – путы для коров, 100 – мерная веревка для измерения земельных участков, 1000 – цветущий лотос, 10000 – указательный палец, согнутый в суставе “Будь внимателен!”, 100000 – просто “лягушонок” , 1000000 – человек удивится и возведет руки к небу, когда увидит такое большое число, 10000000 – египтяне поклонялись Богу Солнца Ра и самое большое число изображали в виде восходящего солнца.

Учитель истории: Можно ли связать эти числа с какими-либо историческими событиями

  1. 2500000
  2. 40000
  3. 1750

Учитель истории:

 Как называли правителя Египта, кто помогал ему управлять государством?

Показ слайда 19  вопросы:

1.Почему пленники считались главной добычей на войне?

2.Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства?

3.Кто из фараонов совершил самые крупные военные завоевания?

Учитель истории и математики проводят физминутку под музыку

Отвечают на вопросы

Складывают, умножают, вычитают числа делают запись в тетрадях

Читают числа с иероглифами

Учащиеся называют события:

2500 000лет тому назад - появление человека на Земле,

40000 лет тому назад - появление «человека разумного», 

1750 лет тому назад  - восстание в Египте, в котором приняли участие бедняки и рабы.

Ответы учащихся

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Все вместе учителями делают физминутку

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы

III. Обобщение
и систематизация знаний
и умений

15

Учитель истории:

Использование ЭОР: Военные походы фараонов:

http://fcior.edu.ru/card/12951/voennye-pohody-faraonov-variant-1.html

Учитель математики:

Решить задачу (слайд 20)

В колесничем войске египетского фараона было 2025 колесниц. На каждой колеснице было по 2 воина: возничий и стрелок. Войско делилось на отряды – по 25 колесниц в каждом. Сколько воинов было в войске фараона и сколько было отрядов?

2025 ∙ 2 = 4050 воинов, 2025 : 25 = 81отряд.

Учитель истории:

1. Для чего возвели статую Сфинкса египтяне? (слайд 21)

2.В 1922 г. одним из английским археологом был открыт вход в одну из египетских гробниц. Имя фараона стало известно лишь потому, что археологи открыли его захоронение. Как звали фараона? (слайд 22) 

Учитель математики:

Пирамида Хеопса имеет высоту 146 м. (современное здание высотой в 50 этажей), длина стороны основания 230 м. На сооружение пирамиды потребовалось 2 336 000 каменных блоков, причем ежедневно устанавливалось по 320 блоков. Сколько времени строилась пирамида?

Как найти время строительства пирамиды? Сколько цифр получится в частном?

2336000 : 230 = 7300 дней.

В какие более крупные единицы времени можно перевести 7300 дней?

73000 :365 = 20 лет.

- Какими занятиями была наполнена жизнь египтян?

Учитель истории:

1. Французский ученый первый прочитавший древнеегипетскую надпись? (слайд 24)

2.Что представляла из себя древнеегипетская книга?

3.Какие звуки обозначали египтяне иероглифами?

4.Как учились писать египтяне?

Учащиеся делают задание на компьютере

Самостоятельно решают задачу в тетрадях.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Самостоятельно  решают задачу в тетрадях.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Фронтальная работа

Личностные: определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставят
и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

1. Устные ответы.

2. Письменная работа, устные ответы.

3. Работа в тетради.

4. Устные ответы.

5. Устные ответы

IV. Итоги урока. Рефлексия

2

Обобщение
полученных
на уроке сведений

1.Что я узнал (а) на уроке?

2. Как я работал (а) на уроке?

3. Оцените свое участие в уроке по пятибалльной шкале.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке  

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее за-дание

1

Подготовка
к уроку-конференции.

Конкретизирует домашнее задание

Составить кроссворд по теме: «Древний Египет»

Записывают домашнее

задание

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Одна из важнейших тем на уроках  Изо    3 четверти 5 класса   «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского )  о  понимании ...

Интегрированный урок "Культура Древнего Египта"

Разработка урока, проведенного совместно с учителем истории, с привлечением инсценировки мифа об Осирисе и египетской сказки "О красноречивом  поселянине"...

Искусство древнего Египта. Архитектура древнего Египта.

Искусство древнего Египта. Архитектура Древнего Египта....

Интегрированный урок-презентация "Развитие математики в Древнем Египте".

Интегрированный урок "Развитие математики в Древнем Египте" (история, математика) для обучающихся 5 класса. Урок расчитан на два академических часа. Проводят урок совместно учитель истории и...

Интегрированный урок по информатике и ИЗО по теме "Архитектура Древнего Египта"

Конспект интегрированного урока по информатике и изобразительному искусству содержит 2 блока: в первом рассказывается об особенностях архитектуры Древнего Египта, а во втором содержится практическая р...

Интегрированный урок. История + ИЗО "Искусство Древнего Египта" 5 класс

Технологическая карта урока / занятия Тема урока / занятия: Интегрированный урок история + ИЗО «Искусство Древнего Египта»Тип урока / занятия: Урок – путешествие, урок повторени...