Интегрированный урок-презентация "Развитие математики в Древнем Египте".
презентация к уроку по истории (5 класс)

Круглова Мария Ивановна

Интегрированный урок "Развитие математики в Древнем Египте" (история, математика) для обучающихся 5 класса. Урок расчитан на два академических часа. Проводят урок совместно учитель истории и учитель математики.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Развитие науки в Древнем Египте (интегрированный урок: история, математика)

Цели:

 - ознакомление с историей развития научных знаний в Древнем Египте

 - развитие пространственного и логического мышления 

 - обобщение и систематизация знаний обучающихся по темам: «Действия с натуральными числами», «Древний Египет» 

 - показать связь математики и истории 

 - способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся

Задачи:

 - развитие вычислительных навыков, навыков  устного счета

 - работа с единицами измерения 

 - развитие умений рассуждать и анализировать

 - развитие навыков работы с иллюстрированным материалом 

 - развитие познавательного интереса к математике и истории

 - воспитание уважения к культуре других народов  

 - развитие навыков работы в группе

Формы организации работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, групповая

Тип урока: изучение нового материала, интегрированный урок

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрации, практическая работа

Оборудование:

 - схема внутреннего строения пирамиды Хеопса

 - таблица древнеегипетских цифр-иероглифов

 - мультимедийная презентация по теме урока, подготовленная в MS Power Point

 - ноутбук, мультимедийный проектор, экран, затемнение

Учитель истории

Сегодня у нас особенный урок, не такой как обычно. Как вы думаете, в чем его особенность? (история + математика)

Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Что сегодня мы будем изучать? О чем говорить?

Итак, тема нашего урока: «Развитие наук в Древнем Египте».

Повторение ранее изученного материала

Учитель истории

Вопросы:

1. Где расположен Древний Египет? (Северная Африка) (Слайд №2)

2. Какая река протекает по территории Древнего Египта? (Нил) (Слайд №3-4)

3. Кто управлял государством? (Фараон) (Слайд №5)

4. Чем занимались египтяне? (Земледелием, скотоводством, ремеслом) (Слайды №№6,7,8)

5. Когда в Египте завершилась борьба между двумя царствами, и произошло их объединение в единое государство? (в 3000 г. до н. э.)

6. Сколько лет тому назад произошло это событие? (3000 + 2013 = 5013)

Учитель математики

Сегодня на уроке мы погрузимся в далекое прошлое. Как выдумаете, какие арифметические действия нам предстоит выполнить? (Сложение, вычитание, умножение, деление)

Математические задачи помогут нам с вами стать участниками событий прошлого. Как обычно на уроке математики мы начинаем с устного счета.

Устный счет. Математические цепочки (Слайд №9)

Получившиеся ответы соответствуют буквам. Давайте, расставим ответы в порядке возрастания.

Теперь мы можем прочитать слово, которое у нас получилось. (Тутмос)

Учитель истории

Вопрос: Кто такой Тутмос? (Египетский фараон, стоявший во главе государства около 1500 г. до н.э., совершивший самые крупные завоевания за всю историю Древнего Египта. При нем египтяне захватили Нубию, Сирию, Палестину, Финикию, совершали успешные походы в Азию – граница Египетского царства была отодвинута до реки Евфрат)

Задача (на логику)

Египетский вельможа жил в большом и красивом доме. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд. Однажды, на пруду расцвел цветок лотоса. Каждый день число цветков удваивалось, и на десятый день весь пруд покрылся цветами. На какой день покрылась цветами половина водоема? (на 9-ый день)

Учитель математики

Определение цели урока совместно с обучающимися

Сегодня мы будем говорить о развитии наук, в частности математики, в Древнем Египте. Давайте попробуем все вместе определить цель нашего урока. Что мы должны узнать и понять сегодня? (Понять, как древние египтяне использовали знания математики и других наук в различных сферах жизни и деятельности, как, где и в чем их применяли.)

Изучение нового материала

Учитель истории

Жизнь древних египтян не стояла на месте. С течением времени происходили изменения в хозяйственной жизни людей, что привело к наблюдению египтян за природой.

Например, занятия сельским хозяйством привело к наблюдению за звездами и развитию, какой науки? (Астрономии)

Занимались этим жрецы. (Слайд №10) Они составили календарь, научились определять время разлива Нила и предсказывать солнечные и лунные затмения.

Вопросы:

1. Как знания о разливах Нила, лунных и солнечных затмениях могли использовать жрецы? (Связь с богами)

2. Как ими пользовались крестьяне?

3. Знаний, какой науки требовала работа ремесленников? (Математики)

4. Для чего нужны были математические знания ремесленникам разных специальностей:

а) кузнецу

б) столяру

в) ювелиру

г) всем ремесленникам

(Для заключения договоров, подсчета количества необходимого сырья и количества изготовленных изделий, денежных расчетов и т.д.)

5. Нужны ли знания по математике крестьянам? (Для подсчета количества собранного урожая, определения размеров поля, для выплаты налогов фараону, денежных расчетов и т.д.)

6. Кто в Древнем Египте должен был знать математику лучше всех? Почему? (Чиновники, они собирали налоги, подсчитывали долги, составляли документы) (Слайд №11)

Таким образом, мы видим, что без знания математики не возможно было обойтись ни в одной из сфер деятельности египтян.

Так, каких же успехов они достигли в этой области?

Учитель математики

Восточная математика возникла как прикладная наука, имевшая целью облегчить календарные расчеты, распределение урожая, организацию общественных работ и сбор налогов. Вначале главным делом были арифметические расчеты и измерения. Постепенно наукой стали заниматься ради нее самой, постигая ее многочисленные тайны. Сведения о восточной математике весьма отрывочны. (Слайд №12) (Рассмотреть таблицу египетской нумерации)

Учитель истории

Египтяне пользовались папирусом. Вы знаете, что папирус – материал, похожий на бумагу, который изготовляли из стеблей папируса.  Значительная часть памятников  письменности египтян сохранилась благодаря сухому климату. (Рассмотреть папирусы современного производства)

Учитель математики

Источником большей части наших сведений о египетской математике являются два математических папируса. Один из них – папирус Райнда (Слайд №13),написанный около 1650 г. до н.э. Папирус содержит 84 задачи. Математика, которая в них изложена, основана на десятичной системе счисления. (Слайд №14) 

На основе такой системы египтяне построили арифметику, которая сводилась к повторным сложениям всех умножений.

Самой замечательной чертой египетской арифметики являются действия с дробями. (Слайд №15)

Многие задачи очень просты и сводятся к уравнению с одним неизвестным. Для неизвестного в уравнении существовал иероглиф произносившийся «хау» или «аха», поэтому египетскую алгебру иногда называют «хау-исчеслением».

Большая часть задач из папируса Райнда относится к арифметике. В задачах речь идет о количестве хлеба и различных сортов пива, о кормлении животных и хранении зерна, и это указывает практическое происхождение такой запутанной арифметики. Мы даже встречаем задачу о кошках. (Слайд №16)

Задача

В доме живет 7 кошек,

Каждая кошка съедает 7 мышей,

Каждая мышь съедает 7 колосьев,

Каждый колос дает 7 растений,

На каждом растении вырастает 7 мер зерна.

Сколько всех вместе?

Что необычно в этой задаче?

В задаче нужно ответить на вопрос: сколько всех вместе. Автора задачи не интересует, о каких вещах или предметах идет речь, однородны они или разнородны – важно только их общее количество. Значит, очень давно египтяне представляли себе не число кошек, колосьев или мышей, а именно само по себе число. А ведь это совсем не так просто! 

Учитель истории

Хочется отметить, что эта задача является задачей-путешественницей. В XIII веке итальянский математик Леонардо Пизанский (слайд №17) привел в своей книге задачу, не отличающуюся от египетской, хотя со времени написания папируса Райнда и минуло несколько тысячелетий.

Семь старух отправились в Рим.

У каждой старухи было по 7 ослов,

Каждый осел, нес по 7 мешков,

В каждом мешке лежало по 7 хлебов,

В каждом хлебе по 7 ножей,

Каждый нож в 7 ножнах.

Сколько всего предметов?

 

И на Руси решались похожие задачи.

Шли 7 старцев,

У каждого старца по семи костылей,

На каждом костыле по семи сучков,

На каждом сучке по семи кошелей,

В каждом  кошеле по семи пирогов,

В каждом пироге по семи воробьев.

Сколько всего?

Ведь это та же задача, что и из папируса Райнда! Прожив тысячелетия, она сохранилась почти неизменной.

Учитель математики

В одной из египетских пирамид ученые обнаружили на каменной плите гробницы выгравированное иероглифами число 2520. Трудно сказать, за что выпала такая честь на долю этого числа. Может быть, за то, что оно без остатка делится на все без исключения целые числа от 1 до 10. Давайте проверим, так ли это.

(Обучающиеся делят число 2520 на любые числа от 1 до 10, по желанию)

Задача (Слайд №18)

Одновременно навстречу друг другу вышли два корабля. Один из них торговый, направлялся от дельты Нила на юг и имел собственную скорость 14 км/ч. Другой, военный, двигался навстречу первому и имел собственную скорость 15 км/ч. Найти длину Нила, если встретились корабли через 8 дней. Скорость течения Нила – 2 км/ч, а пункт отправления военного корабля находился на расстоянии 192 км от истока реки.

Решение:

Обсуждается план решения задачи. На экране составляется схема движения кораблей.

Для тех, кто быстрее всех решит задачу – дополнительный вопрос: как изменится ответ в задаче, если скорость течения Нила будет 3км/ч?

1) 24 ∙ 8 =192(ч) время движения кораблей.
2) 14 – 2 = 12 (км/ч) скорость торгового корабля.
3) 15 + 2 = 17 (км/ч) скорость военного корабля.
4) 12 + 17 = 29 (км/ч) скорость сближения.
5) 29 ∙ 192 = 5568 (км) расстояние, пройденное двумя кораблями.
6) 5568 + 192 =5760 (км) длина Нила.
Ответ: 5760 км.

Скорость сближения не зависит от скорости течения реки.

Учитель истории

Потребность в математике была вызвана огромным размахом строительных работ, производимых египтянами. Они строили дома, дворцы фараонов, храмы, лабиринты, пирамиды.

Пирамиды – усыпальницы фараонов. Согласно религиозным верованиям египтян тело человека следует сохранить, чтобы душа могла вновь вселиться в него в царстве мертвых. Для жизни в этом царстве нужен был дом. Таким домом для фараонов становилась пирамида.

Пирамиды строились в пустыне на правом берегу Нила. Самая крупная пирамида – пирамида Хеопса. (Слайд №19) Она была построена около 2600 г. до н.э.

Высота – 146,6 м (50 этажный дом)

Площадь основания – 230 x 230 м

Вес – 6 400 000 тонн

Состоит из 2 млн. каменных блоков                               (вес каждого – 7,5 тонн)

Чтобы обойти ее кругом, нужно пройти целый километр.

Для такого тяжелого сооружения была необходима прочная площадка, чтобы пирамида от своей тяжести не ушла в землю. При проектировании углов пирамиды архитекторы ориентировались по звездам. Блоки вырубали и обтесывали в каменоломне (Слайд №20), переправляли на лодках через Нил и тащили дальше волоком. (Слайд №21) Дорогу от каменоломни до пирамиды строили в течение 10 лет. Саму пирамиду возводило 100 000 человек. Это были в основном крестьяне. Труд рабов использовали мало.

Пирамида построена ступенчато (Слайд №22), она состоит из 128 слоев. Затем все выступы были заложены камнем. В завершении работ четыре треугольные грани пирамиды (показать грани на макете пирамиды) были облицованы плитами из белого известняка. Плиты были подогнаны с точностью до миллиметра. Внешние плиты были отшлифованы до зеркального блеска.

Учитель математики

Задача (Слайд №23)

На  строительство  пирамиды  Хеопса  потребовалось 2 482 000 каменных блоков. Ежедневно устанавливалось по 340 блоков. Сколько времени строилась пирамида?

Решение: 2 482 000 : 340 = 7 300 (дней)

В какие более крупные единицы времени можно перевести 7 300 дней?

7 300 : 365 = 20 (лет)

Задача (Слайд №24)

Вычислите площадь основания пирамиды Хеопса, если в ее основании лежит квадрат, одна сторона которого равна 230м.

Решение: 230 x 2 = 460 (кв.м)

Учитель истории

Внутри пирамида не состоит из сплошного камня. Здесь существует целая система ходов (Слайд №25), самый большой – длиной 47 м ведет к камере фараона (Слайд №26), помещению, где должно быть погребено тело фараона. Эта камера огромна – длина 10,5м * высота 5,3м * ширина 5,8м (Слайд №27) Эта комната целиком облицована гранитными плитами и не украшена никаким орнаментом. Внутри стоит огромный саркофаг, который был занесен сюда во время строительства.

Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света. Пирамида Хеопса – первое чудо света. Перед ней находится большой сфинкс, высеченный из целого куска скалы. (Слайд №28)

Задача (Слайд №29)

А теперь, откроем тайны Большого сфинкса.

Большой сфинкс имеет длину 57 м, высоту 20 м, 11м 50 см в плечах, ширина лица 4 м 17 см. У статуи отсутствует нос шириной 1м 3 см. А, какими мерами длины пользовались древние египтяне?

Другие единицы длины: локоть – 440 мм, ладонь – 60 мм, палец – 15 мм. Выразим ширину носа Большого сфинкса в древних мерах длины.

Решение: 1 м 3 см = 1030 мм

1030 :440 =2(150)

150 : 60 =2(30)

30 : 15 = 2, 1 м 3 см = 2 локтя, 2 ладони, 2 пальца

Все в мире подвластно времени, но время подвластно пирамидам.

Еще одна из наук получила в Египте возможности для своего развития. Эта наука – медицина. Египтяне изготавливали лекарства, делали операции. Они знали внутреннее строение органов человека, умели проводить диагностику по биению пульса.

Вопрос:

Почему столь высокий уровень развития медицины был возможен именно в Древнем Египте? (изготовление мумий, отсутствие запрета на изучение тела человека)

Мы с вами видим, что Древний Египет был страной с уникальной культурой, высоким уровнем развития науки, чьи достижения используются различными народами и до настоящего времени.

Учитель математики

Теперь давайте попробуем разгадать зашифрованную фразу. (Слайд №30)

Обучающиеся делятся на 4 группы и получают карточки с зашифрованными словами.

КАРТОЧКА №1

12+1088

24+12-0-32

(15-15)×4+1

0×1234

37-(2+4)×2

18-2×3

КАРТОЧКА №2

121:11

(81:9+41):5×7

(24-1)×(5+2)

3×15

35+9+5

18-2×3

286-124

КАРТОЧКА №3

37-(2+4)×2

0:38+3×12

35+9+5

(18-3):5

18-3×2

КАРТОЧКА №4

112:4-11×2

3×15-45

112:4-11×2

0×1234

35+9+5

112:4-11×2

37-(2+4)×2

(15-15)×4+1

Осуществляя арифметические действия, обучающиеся определяют зашифрованное слово (Слайд №31), и вместе составляют фразу.

(Слайд №32)

Тестирование

Вариант I

А1. Где располагался Древний Египет?

а) в Центральной Африке

в) в Северо-Восточной Африке

б) в Северной Африке

г) в Юго-Западной Африке

А2. Сколько лет назад произошло объединение двух египетских царств в единое государство?

а) 3000 г. до н.э.

в) 5013 г. до н.э.

б) 3000 лет тому назад

г) 5013 лет тому назад

А3. Кто такой Хеопс?

а) математик

в) ученый

б) фараон

г) чиновник

А4. Кто строил пирамиды?

а) строители

в) крестьяне

б) рабы

г) ремесленники

А5. Кто в Древнем Египте должен был лучше всех знать математику?

а) чиновники

в) ремесленники

б) фараон

г) крестьяне

А6. Как называли бога, который являлся царем среди древнеегипетских богов?

а) Апис

в) Анубис

б) Маат

г) Амон-Ра

А7. Для чего древние египтяне строили пирамиды?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вариант II

А1. Какая река протекает по территории Древнего Египта?

а) Ниагара

в) Нил

б) Нева

г) Нарва

А2. Кто такой Тутмос III?

а) математик

в) чиновник

б) фараон

г) ученый

А3. Как называется самый известный древнеегипетский папирус?

а) папирус Римана

в) папирус Раймана

б) папирус Рериха

г) папирус Райнда

А4. Кто мог удостоиться чести поцеловать сандалию фараона?

а) писец

в) вельможа

б) воин

г) раб

А5. Сколько нужно пройти километров, чтобы обойти пирамиду Хеопса?

а) 1 км

в) 3 км

б) 2 км

г) 4 км

А6. Кто помогал фараону управлять государством?

а) крестьяне

в) жрецы

б) ремесленники

г) чиновники

А7. Какие арифметические действия знали египтяне?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Творческое задание (сценка) (Слайд № 33)

Подготовка осуществляется накануне проведения урока. Обучающиеся не принимающие участие в сценке, должны понять, кто является действующими лицами данной сцены.

Звучит этническая музыка. Появляется фараон в сопровождении слуг. У одного из слуг в руках опахало. Фараон садится на трон, в руках держит жезл и плеть. Заходят вельможи, приближаются к фараону, подняв руки в знак обожания. Подойдя к трону, встают на колени и падают лицом вниз, оставаясь в такой позе.

Фараон приказывает встать и, обращаясь к каждому вельможе поочередно, говорит:

- Ты, будешь распоряжаться работами в каменоломнях

- Ты, будешь вершить суд и расправу, разберешь дело о заговоре тайных врагов во дворце

- Ты, будешь следить, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну

- Ты, возглавишь военный поход в пограничную область Азии

Фараон, обращаясь ко всем вельможам:

- Возьми в подчинение отряды вооруженных воинов, стражников и писцов

Фараон, обращаясь к последнему вельможе:

- Ну, а ты по особой моей милости, будешь носителем царских сандалий

Вельможи кланяются.

Последний вельможа:

- О, дающий жизнь, подобно Ра. Мы, ничтожные людишки, которые всем обязаны лишь твоим благодеяниям

Второй вельможа:

- Да поступит повелитель так, как будет ему угодно

Вельможи опускают головы.

Третий вельможа:

- Ибо все мы дышим воздухом лишь по твоей милости

Звучит этническая музыка. Вельможи пятятся, не поворачиваясь спиной к фараону.

Учитель истории

Заключение

Мы с вами провели необычный урок – одновременно повторили темы, ранее изученные на уроках истории и математики, узнали новое. Многие россияне, в том числе и дети, сегодня путешествуют в Египет, чтобы своими глазами увидеть исторические достопримечательности страны фараонов и пирамид. Если вы поедете в Египет, вам будет легче понять прошлое этой удивительной страны.

Теперь давайте подведем итоги нашего занятия.

Рефлексия

Вопросы (учителя истории и математики задают по очереди):

1. Что нового мы узнал сегодня на уроке?

2. Какие темы по математике мы повторили на уроке?

3. Как вы думаете, могли ли египтяне построить пирамиды, не имея знаний такой науки как математика?

4. Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

5. Как вы думаете, что не получилось? В чем возникли трудности?

6. Что вас поразило больше всего из того, что вы узнали о математических знаниях египтян?

7. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание:  

История (Слайд №34)

§11 с.61 вопросы №№ 2, 3 (устно)

1. Для чего и как египтяне использовали научные знания? Какие знания были нужны писцам и жрецам, руководившим постройкой пирамиды?

2. С какой целью сооружались пирамиды? Что давало фараонам возможность и средства для их возведения?

3. Опишите пирамиду фараона Хеопса. Когда она была построена?

Математика (Слайд №35)

Задача №1. В колесничем войске египетского фараона было 2025 колесниц. На каждой колеснице было по 2 воина: возничий и стрелок. Войско делилось на отряды – по 25 колесниц в каждом. Сколько воинов было в войске фараона и сколько было отрядов

Задача №2  100000 египтян строили пирамиду Хеопса в течение 20 лет. Сколько лет понадобилось бы египтянам на строительство, если бы в нем было задействовано 200000 человек?

Задача №3  Пирамида состоит из 2 млн. каменных блоков весом по 7500 кг. Определите вес пирамиды.

Оценки за работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Культура Древнего Египта"

Разработка урока, проведенного совместно с учителем истории, с привлечением инсценировки мифа об Осирисе и египетской сказки "О красноречивом  поселянине"...

Презентация "Математика в Древнем Египте" (работа учащихся)

Презентация "Математика в Древнем Египте" (работа учащихся)...

Искусство древнего Египта. Архитектура древнего Египта.

Искусство древнего Египта. Архитектура Древнего Египта....

Интегрированный урок по информатике и ИЗО по теме "Архитектура Древнего Египта"

Конспект интегрированного урока по информатике и изобразительному искусству содержит 2 блока: в первом рассказывается об особенностях архитектуры Древнего Египта, а во втором содержится практическая р...

Интегрированный урок "История Древнего Египта в математических вычислениях"

Формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего  Египта в математических вычислениях...

Презентация по теме "Математика в Древнем Египте"

Презентация к уроку истории математики по теме "Математика в Древнем Египте"...

Интегрированный урок. История + ИЗО "Искусство Древнего Египта" 5 класс

Технологическая карта урока / занятия Тема урока / занятия: Интегрированный урок история + ИЗО «Искусство Древнего Египта»Тип урока / занятия: Урок – путешествие, урок повторени...