Математические страницы истории Древнего Египта
план-конспект урока (5 класс) по теме

Ананьева Ольга Владимировна

Конспект и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_stranitsy_istorii_drevnego_egipta.rar2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по математике и истории  в 5 классе на тему

" МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ  ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА "

Подготовила и провела учитель математики Ананьева О.В.

Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого,

тот никогда его не поймет.

Лейбниц

Цели урока:

образовательные:  выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках                                                                                       истории по теме: «Древний Египет»,                                                                                       математике по теме: «Действия с натуральными числами»,                                                             обобщить и расширить материал как систему знаний.

воспитательные:  воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; воспитывать внимание, аккуратность, расширять кругозор учеников, воспитывать интерес к истории математике.

развивающие:   умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение выявлять особенности, закономерности, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; умение применять свои знания на практике.

Оборудование урока:

  • персональный компьютер, проектор, экран;
  • карточки (разного цвета) с дополнительной информацией  ( Приложение ).

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Форма  урока:   урок-путешествие.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель  сообщает тему  и цели урока. (  Слайд 1)

  1. Актуализация знаний.

Учащиеся, коротко отвечают на вопрос:  «Чем занимались древние египтяне? » (Слайд 2).

Развитие  вычислительных навыков  (Слайд 3)

Устный счет с ответом на вопрос «Чем знаменательна эта дата?»

  1. 16500:11  ( г. до н. э.- Тутмос совершил самые крупные завоевания, захватил Нубию).
  2. 25·30·4  (г. до н. э.- произошло объединение Верхнего (южного) и Нижнего (Дельты) Египта).
  3. 26·76+26·24  (г. до н. э.- построена пирамида Хеопса).
  4. 8·2·125+9  ( настоящее время )

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Начинаем наше путешествие по  М А Т Е М А Т И Ч Е С К И М   С Т Р А Н И Ц АМ.

Страница первая.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

Учащийся выступает с коротким сообщением. (Слайд 4,5)

Работа в парах.

Задача.  (.  Слайд 6).

Отец родился по окончании второго месяца сезона половодья. Он старше сына на 25 лет и 7 месяцев. Определите число, месяц и сезон рождения сына.  (год – 360 дней)                

Вывод :    Для чего нужен был календарь в Древнем Египте?

Физминутка.

Встали на раз, присели на два.

Повернулась вправо голова.

Логти пальцами задели,

На ладони поглядели.

Привели в порядок мысли

И тихонько сели вместе.

Палец, ладонь, локоть. Для нас, это части тела.  А для древних египтян, чем они служили?

Страница вторая.

СИСТЕМА МЕР В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.

Учащийся выступает с коротким сообщением. (  Слайд 7).

Задача. (  Слайд 8).

Вельможа для своей семьи купил ткань длиной 25 локтей и шириной 20 ладоней. Найдите площадь купленной ткани (в миллиметрах).

Вывод:   Почему древние египтяне использовали такие меры длины?

Страница третья.

СИСТЕМА СЧЕТА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Выступление учащегося с сообщением, с примерами. (.  Слайд 9,10).

Задание, в котором используются иероглифы для записи чисел (Слайд 11).

Вычислите, используя свойства вычитания:

(357 + 126) – 257

524 – (224 + 35)

Вывод:   Удобна ли такая система счета? Близка к нашей системе?

Страница четвертая.

ПИРАМИДА ХЕОПСА.

Говоря о Древнем Египте, нельзя не сказать о таких чудесах, как древнеегипетские пирамиды.

Сообщение учащегося о пирамиде Хеопса. (  Слайд 12,13,14)

Задача. (.  Слайд 15)

             Найдите периметр и площадь основания пирамиды (сторона основания 230м). 

 

Вывод:   Хватило ли только знаний арифметики для строительства пирамид?

  1. Итоги урока.

Продолжите предложения:    

  • Я даже не подозревал, что…
  •  Математика в Древнем Египте служила для…   (Слайд 16)

  1. Информация о домашнем задании

№ 610;  сосчитать свой рост в «ладонях», сезон  рождения родителей

(  Слайд 16)

 Выставление оценок.

 Используемая литература.

  1. Виленкин Н.Я. “Математика 5”, учебник, “Мнемозина”, 2010г.
  2. Свенциская, Годер “История Древнего мира”, учебник для 5 класса, “Мнемозина”, 2004г.
  3. ru.wikipedia.org/wiki/Древний_Египет
  4. www.krugosvet.ru/…/DREVNI_EGIPET.html
  5. www.newacropol.ru/…/civilization/egipt/
  6. www.egyptius.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и систематизации знаний по истории Древнего Египта на тему : "На берегах Нила"

Урок дан в форме интеллектуальной игры для лучшего усвоения матуриала. Дети сами называют цели урока. Класс работает в команде и это дает возможность работать всем....

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Внеклассное мероприятие по истории Древнего Египта для учащихся 5 классов

Игра проводится в актовом зале. Заранее готовятся костюмы и творческие задания. Мероприятие выглядит очень красочно, ярко и запоминается ребятами надолго....

Интегрированный урок "История Древнего Египта в математических вычислениях"

Формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего  Египта в математических вычислениях...

Итоговый тест по истории Древнего Египта (История Древнего Мира, 5 класс)

В данном материале представлен итоговый тест по истории Древнего Египта для учащихся 5 классов. Работа может быть использована как для повторения пройденного материала, так и для итогового контроля. 5...