Доклад на научно-практической конференции " Развитие творческого потенциала учащихся"
статья по теме

Лебедева Анна Александровна

В докладе освещены основные аспекты развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеклассной работе. Может использоваться как курсовая работа на ФПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_na_fpk.docx122.52 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Содержание

Введение                                                                                        2

1.Приемы для развития творческой активности                                        4

     Интегрированное обучение                                                        4

     Применение ИКТ                                                                        5

     Модели ИКТ                                                                                6

2.Урок  как акт творчества                                                                9

     Лингвистическая сказка                                                                10

     Логические формы урока                                                                11

     Эмоциональные формы урока                                                        11

     Театрализация                                                                                12

     Творческая мастерская                                                                13

3.Варианты творческих заданий ( выдержка из КТП)                                15

4. Результаты применения методик                                                        19

Заключение                                                                                20

Список литературы                                                                        21


Введение.

Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем                         сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги.

Если мы делаем это эффективно и необычно – значит,

нас по праву можно назвать творческими людьми.

                                                                                   Джеймс Алан Гарднер

Если ученик не научится в школе сам ничего творить, 
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, 
так как мало таких, которые, научившись копировать, 
умели делать самостоятельное приложение этих сведений. 
                                                                                           Л.Н.Толстой 

В новых социально-экономических условиях все более возрастает значение образования в формировании конкурентоспособной личности. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, способных реализовать такие концепции.

Одним из требований, предъявляемых к современному человеку, является его способность к творческой, самобытной, нестереотипной деятельности, что характеризуется как креативное мышление. Способность к созданию нового, потребность в креативной деятельности в настоящее время признаются атрибутами психически зрелой, нормальной личности и не редкими  исключительными, а включенными в жизнь человека феноменами.

Проблема развития творческого потенциала учащихся в педагогике отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, Е.Н.Ильина, В.А.Сухомлинского. Она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.

Ее актуальность обусловлена изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, потребностью общества в самостоятельных, ответственных, творческих личностях, способных к непрерывному повышению интеллектуального уровня, обладающих информационной культурой. Новая социально-экономическая ситуация повлекла за собой необходимость модернизации системы образования, начиная с главной, целевой ориентации, в связи с чем одним из основных направлений в функционировании современной школы стало решение задачи формирования опыта творческой деятельности учащихся.

Цель моей работы – организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей. 

Задачи: 
1.Используя различные приемы, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления. 
2.Стимулировать процессы переключения, поисковой активности.
3.Учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы.

4. Находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Именно сейчас в обществе в связи с быстро изменяющимися условиями социально-экономической, общественно-политической, культурной жизни назрела потребность в широко образованных людях, стремящихся к самосовершенствованию. Ребёнок в процессе обучения должен приобрести не только фундаментальные знания, но и сформировать в себе потребность в творческом саморазвитии.  Как научить школьника «творить себя», найти уникальный смысл собственной деятельности, помочь в раскрытии личностного потенциала?     

Как должно быть организовано  обучение русскому языку и литературе, чтобы развивался творческий потенциал ученика, многообразными становились формы самовыражения личности через язык и речь? Какие условия для творческого саморазвития школьников необходимы в учебном процессе?

Гипотеза-  эффективность формирования познавательных интересов

на уроках русского языка   достигается  через использование творческих заданий.

Сроки реализации:

2009-2010 учебный год - создание творческой мастерской на базе профильной группы в 10 классах. Изучение предметов на профильном уровне.

2010-2011 учебный год – пробы творческих возможностей.

2011-2012 – курирование младших учеников(5 класс), тьюторство.

2012-2013 - работа Малого театра на базе 6 класса, продолжение работы творческой мастерской.

2013-2014 - участие в конкурсах и чтениях  на более высоком уровне, тьюторство 8 класса над 5классом.

 Приемы, которые я применяю на уроке для создания условий для творческого развития учеников:

1.Интегрированное обучение. Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе  и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. А при переходе школы к профильному образованию интеграция – одна из основных требований его успешной реализации. Интегративный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на школьников, развивая их познавательные и творческие способности, активность, помогает всестороннему развитию личности. 

Применение информационных коммуникационных технологий в процессе обучения должно вызвать у детей повышенный интерес и усилить мотивацию обучения. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширит возможности представления учебной информации.

Использование ИКТ на уроках способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития. Применение информационных технологий в учебном процессе позволит:

  • Сделать занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.
  • Предоставит учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени для живого общения с учениками.
  • Управлять познавательной деятельностью школьников, учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее.
  • Даст возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
  • Поддержать интерес к обучению учащихся, научно-исследовательской деятельности, творческим проектам, способствовать раскрытию индивидуальных способностей к интеллектуальной работе и их развитию, а так же обеспечить качество образования, открытость образовательной системы.

Так как сегодня существует социальный заказ на творческую личность, я в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание этой проблеме. 

На своих уроках я использую такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него – к 
активной любознательности и стремлению узнать, от них – к прочному знанию и научному поиску. 

Таким образом, я стараюсь организовать «интересное» преподавание, которое приведет к «интересному» учению, способствующему созданию 
положительного эмоционального настроя классного коллектива на решение учебно-воспитательных задач урока. 

В образовательной деятельности можно использовать следующие модели ИКТ:

  • Выступление с опорой на мультимедиа, презентацию;
  • Компьютерное тестирование;
  • Использование электронных сборников-тренажёров;
  • Работа с электронными энциклопедиями.

Презентация предполагает демонстрацию на экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:

- активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

- во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

- большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;

- учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.

Большая радость и подспорье для учителя, когда его кабинет оснащён рабочим компьютерным местом. Мне в этом отношении повезло. Со своими наработками в плане использования мультимедийных технологий на уроке я хочу с вами поделиться. Это и презентации к урокам, и видеоклипы, и биографии писателей, и рекомендации по использованию компьютера и интерактивной доски на уроке.

http://u.jimdo.com/www60/o/s8021c586bc8e422e/img/if8405244928f863b/1375998841/std/image.png

Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения
- использовать компьютерные презентации;
- использовать ИКТ как средства организации проектной деятельности школьника;
- использовать дистанционное обучение;
- проводить интерактивные лекции с использованием мультимедиа-технологий.

 

Формы работы с компьютером на уроках русского языка и литературы

В зависимости от того, какое компьютерное и мультимедиа оборудование  находится в кабинете, можно использовать следующие технологии:

  • Готовить к урокам дидактический раздаточный материал
  • Оформлять наглядный материал
  • Заниматься индивидуальной проектной деятельностью с учащимися
  • Создавать опорные конспекты к уроку
  • Создавать тесты и самостоятельные работы для учащихся
  • Возможность подачи материала в форме презентаций
  • Возможность проводить тестовые работы без привлечения печатного материала
  • Проводить опрос (фронтальный, индивидуальный - когда 1 учащийся работает за компьютером, в то время как остальные учащиеся заняты другой работой)
  • Проводить конференции с привлечением созданных учащимися презентаций
  • Создавать документальные фильмы по любой теме
  • Проводить индивидуальное тестирование
  • Заниматься групповой исследовательской работой
  • Создавать проекты по собственным сценариям или по сценарию учителя
  • Осуществлять самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность
  • Создавать школьную библиотеку наглядных пособий

Использование компьютера в школе может осуществляться на различных этапах:

  • Подготовка к уроку
  • Проведение урока
  • Внеурочная работа

На протяжении ряда лет я практикую интегрированные уроки  с коллегами. В прошлом году был проведен открытый интегрированный урок «Средства  выразительности», на котором ребятам были предложены творческие задания по русскому языку и создание мультипликации для презентации по информатике. (см. Приложение№1)

Еще один этап - внеурочная работа (на факультативах, дополнительных занятиях, занятиях кружка). Учитель выступает организатором творческой поисковой  и исследовательской деятельности учащихся.

   Есть опыт создания совместных проектов по лирике поэтов серебряного века. Учащиеся разбиваются на группы: художники, музыканты, чтецы - и готовят анализ стихотворений. Это интерпретация произведений, которая создаётся не в виде сочинения, а в виде творческой работы. Художники в виде образов, изображая стихотворение построчно, создают анимационный ряд. Музыканты подбирают музыку, под которую может прочитываться данное стихотворение, и обосновывают свой выбор. Чтецы добиваются как можно более точного прочтения. Потом вся работа собирается воедино, и создаётся один проект - фильм. (Рисунки сканируются и включаются в презентацию).

   Также учащиеся могут создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, рассказы о писателях,  библиотеку школьных наглядных пособий, справочники, опорные конспекты.

                             

Урок как акт творчества.

Урок по-прежнему остается самой массовой формой обучения. Меняются подходы к построению урока. Как добиться, чтобы  всякий урок становился актом творчества ученика? Я предлагаю такую форму как создание лингвистических сказок. Главное внимание на уроках русского языка  почти всегда уделяется тексту. А если этот текст будет сказочным? Л.Е. Тумина пишет, что создание на уроках элемента сказочности в содержании материала и в методах его подачи «способствует формированию интереса к предмету у учащихся, развивает детскую любознательность, раскрывает взаимозависимость разных явлений языка» [Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». М., 1995. С, 325]

Наиболее интересно эти задачи поможет реализовать лингвистическая сказка. Эти сказки я читаю детям на уроке. (см.Приложение2).

Кроме того, дети и сами с удовольствием сочиняют подобные сказки, а Захарова Дарья  стала победительницей  городского конкурса «Я – исследователь». Текст работы  и варианты сказок я поместила в приложение к работе.( см. Приложение № 3.) Ученица пришла к такому выводу:

Сказка   играет огромную роль в формировании у ребенка представлений о строении и богатстве родного языка. Не случайно этому вопросу посвящено множество книг.      

 Использование лингвистических сказок и рассказов на уроках русского языка поможет оживить, «очеловечить» слово, показать существование неповторимого, удивительного мира, в котором слово или его части, языковые явления, факты живут, ссорятся, решают свои языковые проблемы, борются с несправедливостью, подчиняются решениям беспощадного Правила. Лингвистические сказки хорошо запоминаются, потому что в них скучные приставки, корни, суффиксы, подлежащие, сказуемые, разные типы предложений превращаются в гордых королев, красивых принцесс, обаятельных рыцарей.
Сказки - не просто занимательная форма сообщения новых знаний, возбуждающая интерес к определенным фактам языка, но это и средство постановки проблемных вопросов, активизирующих мыслительную деятельность.

Таким образом, я   перевела  теоретический материал с языка науки на язык сказки, то есть доступно и увлекательно объяснила его.  Ребята подтвердили, что сказки  помогли им запомнить трудный лингвистический материал. Некоторые ученики стали пробовать свои силы в сочинении лингвистических сказок,  а значит развивать творческие способности и логическое мышление. То есть, моя гипотеза подтвердилась.

Изданный мной сборник лингвистических сказок, где часть из них собственного сочинения, безусловно, окажет помощь учителям в подготовке интересных уроков, а учащимся поможет лучше усвоить правила русского языка и попробовать свои силы в сочинении собственных  лингвистических сказок. Изучать русский язык с положительными эмоциями - это хорошо!

Существуют и другие приемы, которые дают положительный результат: К логическим формам принадлежат:

  • уроки-лекции;
  • семинары;
  • практикумы;
  • исследования;
  • защиты докладов, рефератов.

К эмоционально-образным формам относятся:

  • урок-концерт;
  • композиция;
  • монтаж;
  • урок-новелла;
  • урок-сказка;
  • урок - воображаемое путешествие;
  • урок-спектакль.

Подготовка и проведение эмоционально-образных форм урока многосторонне приобщает учеников к творчеству: попытка создания сценария концерта или композиции, творческое (с целевой установкой отбора и использования в сценарии) знакомство с критической литературой, отбор стихов и их исполнение, поиски живописных и музыкальных произведений, усиливающих эмоциональное впечатление, разработка эмоционального анализа-комментария  - все это оставляет у школьников ощущение сотворчества и способствует переносу полученных на уроках знаний и навыков в творческую деятельность.

Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия. Формы уроков с театрализацией: «Парад героев», игра «Узнай героя», «Суд над героем», «Пресс-конференция с героями» и т.д.

Театрализация включает в себя:

1) Инсценирование – создание драматической трансформации эпического текста.

2) Режиссерский комментарий – создание описания будущего спектакля от имени воображаемого режиссера, размышление над способами изображения места и времени в спектакле.

3) Сценическо-игровые упражнения – упражнения на материале текстов художественных произведений с использованием приемов театральной педагогики.

4) Театральное видение пьесы – прием изучения драматического произведения, при котором работа над пьесой ведется в виде деловой игры – создание воображаемого спектакля.

Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся. В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации и сами начинают поиск нужного материала; читают дополнительную литературу (справочную, научно-популярную, художественную литературу, критическую литературу), чаще обращаются за консультацией к учителю – это создает условия для формирования опыта самообразования. 

Таким образом, театрализацию можно рассматривать как путь интерпретации художественного текста сценически, с внесением элементов драматического действия. Процесс применения театрализации художественных произведений на уроках литературы основывается на читательском/зрительском сотворчестве ученика с автором, литературы с театром.

Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации творческих способностей учащихся, которые способствуют формированию мировоззрения, эстетическому развитию.

Кроме урочной деятельности , необходимо отметить положительную роль элективов, помогающих развить творческую личность. Таким является «Творческая мастерская», где ребята учатся основам стихосложения и делятся своими поэтическими опытами  с друзьями. Хочу привести одно из таких стихотворений: 

Позитивное.

Бежать!

Вперед и без оглядки

Летать! Хочу как птица – ввысь!

С меня сегодня взятки – гладки.

Я – пуля, выстрел, словно рысь

Стремлюсь вперёд,

Ведь понимаю,

Настанет скоро мой черед.

Я – одиночка,

Нету стаи.

И лишь вдали меня Ты ждёшь!

И я свободна!

Я вольна,

Быть там, где я хочу сама.

Готова я на небеса!

Готова в пропасть,

В никуда.

Готова в вечности мелькнуть.

Но сразу выбрать новый путь.

На всё я способна,

И это прекрасно!

Не слышу я криков:”Постой! Там опасно!”

Не знаю печали,

Не чувствую риска!

Теперь не совсем я –

Домашняя киска.

Сломались замки,

Заржавели все цепи

Я здесь, и вон там! Я везде.

Я как ветер.

Начало творческой мастерской положено на рядовых уроках, где предлагались различные творческие задания.

Хочу предложить вам модуль из рабочей программы с вариантами домашних заданий:

В плане есть раздел Технологии, методики:

  • Уровневая дифференциация.
  • Проблемное обучение.
  • Коллективный способ обучения (работа в парах).
  • Чтение и письмо для развития критического мышления.
  • ИКТ.
  • Обучение в сотрудничестве.
  • Исследовательские методы обучения.
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые методы обучения.
  • Дебаты.

Он  нацелен на развитие творческих возможностей учащихся.


 Календарно-тематическое планирование

Раздел VI. Календарно-тематическое планирование уроков  литературы.

№ урока

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

Домашнее задание

1

Введение. 

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

.

1

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса.

Уметь аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал

1 неделя

Написать  эссе « Мое открытие»

Составить кроссворд, используя литературоведческие термины

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы.

Богатство и разнообразие жанров.

1

Знать историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения.

Уметь строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части.

Навыки конспектирования, навыки владения монологической речью

1 неделя

Создать презентацию о культуре Древней Руси

3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

  1. Воспроизводить конкретное содержание

Обнаруживать понимание связи произведения со временем его написания и современностью

1 неделя

Создать презентацию о героях или истории создания памятника

4

Практикум 1. Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

1

Осмысление понятия

«собирательный образ»,

выделение изобраз.-вы-

разит. средств

2 неделя

Подобрать музыкальные иллюстрации

5

Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения

1

Осмысление понятия

«собирательный образ»,

выделение изобраз.-выразит. средств

2 неделя

Мини-сочинения по иллюстрациям Фаворского

6

Практикум2.  Художественные особенности «Слова…». Поэтическое искусство автора в «Слове…»

1

Знать жанр и композицию произведения, нравственно-патриотическую идею «Слова…»; приемы создания героев, худож.средства выразительности.

2 неделя

Используя презентацию по ИВС, найти  средства выразительности

7

Практикум3.  Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»

1

Осмысление понятия

«собирательный образ»,

выделение изобраз.-выразит. средств

3 неделя

Самостоятельное сочинение Плача о русской земле

8

Р.р.  1. Подготовка к домашнему сочинению По «Слову о полку Игореве…»

1

Знать жанр и композицию произведения, нравственно-патриотическую идею «Слова…»; приемы создания героев, худож.средства выразительности.

Уметь выделять смысловые части худ.текста, формулировать идею произведения, выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения; характеризовать героя пр-ния, определять роль худож.средств выраз-сти для создания образа и выражения основной идеи произведения

3 неделя

Ответ на проблемный  вопрос «Прав ли князь Игорь»?

9

Характеристика русской литературы  ХVIII века.

Особенности русского классицизма.

1

Знать о классицизме в русском и мировом искусстве; общую характеристику русской литературы 18 века; особенности русского классицизма.

Уметь конспектировать лекцию учителя, строить связное монологическое высказывание на определенную тему.

3 неделя

Создать ИКТ иллюстрацию о классицизме


Подобные задания даются по каждой теме. Вот какие могут получиться работы учеников:

Творческое задание – сочинение на тему «Секреты, которые знают наши классные цветы». Вот один фрагмент:

Когда мы пришли с весенних каникул, то увидели ,что в классе распустилась роза. Она долго готовилась, все уши прожужжала своим подругам, что завтра к ней придет Анна Александровна и буйные дети. И она, не будет одна, она много узнает на самых интересных уроках - литературе и русском языке и даже научится читать и играть на сцене.

                                                                    (Мустафина Гузель).

Задание после изучения УНТ: сочинить частушку.

Сижу голову ломаю:

Ох, не знаю как мне быть…

Я уроки не учила,

Хоть бы двойку не схватить.

      (Захарова Даша)

Варианты творческих заданий на уроках литературы в старших классах:

  • Выделить из предложенных наиболее интересное высказывание о литературе и объяснить причину выбора.
  • Назвать понравившееся художественное произведение из школьной программы и доказать, что оно может считаться? учебником жизни? (о чём заставило задуматься, к каким мыслям и поступкам подтолкнуло)

В качестве домашнего задания можно предложить следующее: сочинить высказывание о значении литературы либо найти высказывание известных людей, близкое вашему пониманию.

При изучении биографии русских писателей есть повод поговорить с учащимися о взаимоотношениях с родителями. Например, знакомясь с жизнью И. С. Тургенева, рассказать о том, каким замечательным сыном он был. Несмотря на то, что его мать была сложным и суровым человеком и от её тяжёлого нрава страдал и будущий писатель, позже, когда у матери отнялись ноги, Иван Сергеевич на руках вносил её в дом и поднимал на второй этаж, хотя это могли сделать дворовые люди.

Изучение биографии А. П. Чехова раскрывает перед молодыми людьми другую грань сыновней любви: он сумел очень сильно повлиять на поведение своего отца, когда стал зрелым человеком. Павел Егорович считал чуть ли не достоинствами унижать слабых и унижаться перед сильными. Он полагал, что на этом держится общественный порядок.

О любви А. П. Чехова к своим родителям свидетельствуют следующие слова: "Отец и мать - единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею".

Изживая в себе человеческие пороки, Антон Павлович постоянно воспитывал и других, близких ему людей.

На дом предлагается творческое задание: прочитать в учебнике отрывок о Чехове: "Душа Чехова находилась в постоянном, упорном, тяжёлом труде. Чехов борется с двумя главными пороками, типичными для таганрогских обывателей: надругательством над слабыми и самоунижением перед сильными. Следствием первого порока являются грубость, заносчивость, чванство, надменность, высокомерие, зазнайство, самохвальство, спесивость; следствием второго - раболепство, подхалимство, угодничество, самоунижение и льстивость…"

К тексту предлагаются вопросы:

  • Встречались ли вам в жизни люди с пороками, типичными для таганрогских обывателей?
  • Согласны ли вы с тем, что человек может изменить свой характер усилием ума и воли?
  • Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать воспитанный человек?
  • Объяснить выражение "труд самовоспитания"

Поразительные возможности раскрываются перед преподавателем литературы во время изучения романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Это произведение актуально до сих пор, потому что помогает формировать отношение к нравственной и безнравственной модели поведения. Подробно исследуя причины, толкнувшие героя на преступление, можно придумать другие возможные варианты его поведения в этой же ситуации. Мы ищем в тексте доказательства того, как сам Достоевский оценивает поступок Раскольникова. В итоге стараемся, по возможности, более объективно оценить эту сложную личность, понять, чего в нём больше: доброго или злого начала.

Можно также порассуждать на тему: нравственные или безнравственные люди Родион Раскольников и Соня Мармеладова? Ответы, конечно, будут очень разные, не всегда правильные, с точки зрения морали, но сам процесс осмысления нравственных преступлений не должен пройти даром и в роковую минуту жизни в будущем кому-нибудь может пригодиться.

Творчество на уроках и во внеурочной работе дает положительные результаты:

1.Повысилось количество 5 и 4 по предметам. Достаточно взглянуть на эту таблицу показателей оценок по литературе в одном и том же классе:

год

литература

Русский язык

5

4

качество

5

4

качество

2010-2011

20

4

92,3%

12

11

88,5%

2011-2012

11

13

82,8%

10

13

85,2%

2012-2013

11

13

82,8%

12

11

85,5%

  1. Учащиеся  достигли значительных успехов в различного рода научно-исследовательских и творческих конкурсах:

Захарова Дарья – 1 место в районе за работу по лингвистическим сказкам  

Степан Кольцов – 3 место в районе за работу « Тайны почерка»

Козицина Галя и Грецова Маша-2 место за работу «Аниме- польза или вред?»

  1. Ребята полюбили мои предметы. Вот подтверждение моим словам:

Уроки русского языка –это всегда открытие, с удивлением и интересом! А литература- это путешествие в мир героев.

Заключение.

Таким образом, сочетание приемов и методов в совокупности с творческими заданиями делает уроки занимательными, а детей - творческими личностями, нацеленными на успех. Повышается качество знаний, что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.

Мои предметы воспитывают душу, а «сущность души есть творчество», как  утверждал   Б. Вышеславцев

.

Список литературы

  1. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя. – М., 2008.
  2. Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.,2003.
  3. Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. – М., 2002.
  4. Методика преподавания литературы: учебник для студ. Пед. вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под ред. О. Ю. Богдановой. – 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2011.

5.  Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред.  Г.И.    Щукиной.М.: Просвещение, 1984.

 6. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1990.

7. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. М.:  Педагогика,

1985.

8. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г.  
9. Журнал «Русский язык в школе»

 10.Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». М., 1995. С, 325

 11. http://festival.1september.ru

Приложение 2.

У Глагола Ι было 3 сына с совершенно разными характерами.

Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить. Средний был мечтатель, романтик и фантазер. Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, умеющий только приказывать. Поучать и побуждать к действию.

             Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.

             Девизом жизни всех горожан первого города, в котором правил старший брат, были слова: "Было! Есть! Будет!”
             У среднего брата мечтательные жители существовали под девизом: "Если бы, да кабы!”

Обитатели третьего города подчинялись девизу: "Так точно! Будет сделано!”

 Каждый год сыновья отчитывались перед королём о своей работе. На вопрос короля, как они заботятся о своих жителях, старший отвечал: «Помогал, помогаю, буду помогать!»

Средний вздыхал: «Помогал бы…» И тут же выдвигал свои условия.

 А последний сын приводил своих подчинённых и давал им приказы: «Помогай! Помогайте! »

Эту сказку мы читали на уроке в 6 классе. .[Тумина Л. Е. Сказка на уроках русского языка.// Русский язык в школе, 1995г.]

 Нас попросили выписать из сказки глаголы, с помощью которых отчитывались сыновья перед королем.

          Мы  поставили к ним вопросы и ответили, чем отличаются эти глаголы. Пришли к выводу: действительно, глаголы стоят в разной форме, отличаются и по смыслу.
Одни из них обозначают время прошедшее, настоящее, будущее, другие желаемое при определенных условиях, или выражают просьбу, приказ.

 Так мы на уроке и познакомились с новой грамматической категорией глагола – наклонением. Нам было интересно и понятно.

А при помощи этой сказки мы изучали части речи:                                   Путешествие в страну Русского Языка

        В некотором царстве, в некотором государстве, именуемом страной Русского Языка, жили-были Части Речи: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Глагол, Местоимение и другие. Семья была большая, но, увы, не очень дружная. Здесь часто спорили и ссорились только из-за того, что каждая Часть Речи считала себя самой главной. В спорах никто никому не хотел уступать. Так продолжалось долго.

Громче и чаще всех спорил Глагол. Ему, видите ли, всегда хотелось только командовать. Каждый раз он взбирался на самую высокую ступеньку и восклицал: "Стоять! Сидеть! Молчать!". Другим Частям Речи это, конечно, не нравилось - ведь они так же, как и Глагол, считали себя главными в стране Русского Языка. Местоимение, например, было совершенно уверенно, что без него вообще не может существовать их большая семья. Поэтому оно торжественно утверждало: "Я, ты, он, она - вместе дружная семья!".
         Более покладистым из Частей Речи было Имя Прилагательное. Оно даже согласно было находиться рядом, в одном предложении и с Существительным, и с Глаголом. Поэтому, когда в спор вступало Имя Прилагательное, в доме наступала более мирная и спокойная обстановка. "Сегодня хорошая погода" или "Какой прекрасный вечер!" - тихо произносило Имя Прилагательное, и все вокруг вмиг умолкали.
       Но самым скромным, умным и доброжелательным в стране Русского Языка было Имя Существительное. Оно никогда ни с кем не спорило, не повышало голоса, а лишь молча кивало головой и загадочно улыбалось, когда спорили другие Части Речи. А ведь, казалось бы, Имя Существительное могло бы громче всех заявлять, что оно является самой главной Частью Речи. Ведь без него нельзя составить ни одного предложения в русском языке. Но Существительное оказалось мудрее своих товарищей. Когда, наконец, у него появилась возможность говорить, оно спокойно, с толком, с чувством и расстановкой объяснило, что не нужно зря ссориться, потому что в этой волшебной стране важна и нужна каждая Часть Речи.

Ведь только благодаря им всем, русский язык может быть таким красивым и правильным.

Наступило молчание. Каждая Часть Речи серьёзно обдумывала всё то, что услышала от Имени Существительного. И они вдруг поняли, что были неправы, когда ссорились друг с другом. Ведь они все очень нужны стране Русского Языка, а это - самое главное! И в доме, наконец, воцарился долгожданный мир. Никто из Частей Речи уже не спорил, называя себя главной. Все помирились друг с другом, и в честь доброго перемирия друзья устроили большой и пышный бал. А Королевой бала была выбрана по праву самая мудрая Часть Речи - Имя Существительное.
         С той поры все обитатели страны Русского Языка зажили мирно и  в полном согласии, были довольны и счастливы.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования технологии мастерских для развития творческого потенциала учащихся.

Развитие творческого потенциала является актуальной в современной педагогике. На уроках литературы приходится искать такие технологии, которые бы способствовали включению учащихся в творческую деятель...

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе анализа текста

В данной статье рассматривается проблема развития творческой личности учащегося. Как научить ребят творчески, а не формально подходить к анализу текста, к процессу исследования? На ...

Формирование школьного уклада жизни через культурную взаимосвязь с социумом как условие развития творческого потенциала учащихся сельской малочисленной школы

Сельская школа, находясь в очень непростых социально-экономических условиях, вынуждена искать способы и формы функционирования, чтобы способствовать и творческому развитию учащихся, и их социа...

Доклад «Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов»

Выступление на областном семинаре-практикуме руководителей изобразительных и декоративно-прикладных объединений и на методическом семинаре городского конкурса «Учитель года»Тема: «Развитие творч...

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков

Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...