Урок производственного обучения с использованием технологии "Метод проектов"
план-конспект занятия (11 класс) на тему

Кезонен Любовь Тойвовна

Урок производственного обучения с использованием технологии "Метод проектов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kezonen_metod_proektov.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические материалы

к открытому уроку

Мастера производственного обучения

ГОУ НПО ПЛПМ СПб

Кезонен Любови Тойвовны


Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

ГОУ НПО Профессиональный лицей Петербургской моды СПб

Отраслевой центр  ГОУ НПО «Потребительский рынок»

Урок с использованием

  технологии обучения: «Метод проектов»

Предмет:                       Производственное обучение по профессии «Художник по костюму»

Тема программы:       Разработка и изготовление вечернего платья

Тема урока:                  Защита проекта по теме: «Разработка и изготовление вечернего

                                        платья»

Тип урока:                    Технологический проект

Мастер ПО:                   Кезонен Любовь Тойвовна

Санкт-Петербург

2010 год

ПЛАН УРОКА

Дата проведения 27. 01 2010 г.                                        Курс 01

                                                                                                                   Профессия «Художник по костюму»    

                                   

Тема урока:         Защита проекта по теме:  «Разработка и изготовление моделей вечернего

                               платья»

       

Цели урока:

        Образовательные:

  • Формировать профессиональные знания и умения по разработке модельной

               конструкции вечернего платья, с учетом особенностей стиля эпохи

  • Закрепить профессиональные знания и умения и отработать навыки подготовки изделия к примерке и ее проведения

               

        Развивающие:

  • Формировать умение выбирать анализировать исходные данные и обобщать материал, делать вывод;
  • Развивать  умение выбора модели и ткани в соответствии с назначением изделия и обосновывать свой выбор;
  • Развивать  внимание, память;
  • Формировать умение использования технической и специальной литературы;

Воспитательные:

  • Воспитывать ответственность за результаты своей работы.
  • Воспитывать точность и аккуратность в работе;
  • Воспитывать коммуникативную культуру;

 

Тип урока:

                   Технологический проект

             

               

 Материально-техническое обеспечение урока:

  • Оборудованные рабочие места для выполнения ручных, машинных  и утюжильных работ
  • Лекальные линейки, линейки.
  • Рабочие коробки для каждого учащегося
  • Инструменты и приспособления для выполнения первой примерки

 

Дидактическое обеспечение урока:

Презентация на мультимедиа:

        -  ассоциативные листы (по темам заданий групп),

                  -  технические эскизы моделей,

                  -  последовательность технического моделирования основы базовой конструкции;

        -  Технические условия на раскрой изделия:

                  -  величина припусков на швы при раскрое по срезам деталей для

                      индивидуального  пошива одежды (таблица);                

         -  направление нитей основы на деталях кроя;

                  -  Правила выполнения раскладки лекал;

                  -  Степень готовности изделия к примерке. Порядок проведения примерки;

                  -  Этапы выполнения проекта

                  -  Критерии оценки работы групп

                  -  Вопросы игры: «А знаешь ли ты?»

                  -  Тенденции моды 2009-2010 года в вечерней и нарядной одежде;

                  Раздаточный материал:

                  Технические условия на раскрой изделия:

                  -   величина припусков на швы при раскрое по срезам деталей для

                      индивидуального  пошива одежды (таблица);

                  -  направление нитей основы на деталях кроя;

                  Правила выполнения раскладки лекал;

                  Последовательность подготовки изделия к 1 примерке;

                  Последовательность проведения примерки;

                  План проведения защиты проекта;

                  Критерии оценки каждого этапа проекта;

                 

                  Учебники:

                  Кочесова Л.В. «Конструирование женской одежды»;

                  Силаева М.А. «Пошив изделий по индивидуальным заказам»

                  Сакулин Б.С., Амирова Э.К., Саккулина О.В., Труханова А.Т.: «Конструирование

                  мужской и женской одежды»

                  Журналы мод;

Межпредметные связи:

      Предмет: «Материаловедение»;

                  Предмет: «Технология индивидуального пошива и ремонта одежды»;

                  Предмет: «Основы конструирования одежды»;

                  Предмет: «Художественное проектирование одежды»;  

                  Предмет: «История костюма»;

                  Предмет: «Технический рисунок»                                          

Ход урока

Уроку предшествует подготовительная деятельность:

1.   Создание творческих групп по личностным и профессиональным интересам.

2.   Выбор руководителей творческих групп

3.   Работа над творческим и конструкторским и технологическими этапами;

1.        Организационная часть.

1.1. Приветствие

1.2. Отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

1.3. Проверка внешнего вида учащихся на соответствие требованиям  ТБ.

1.4. Проверка организации рабочего места.

2.    Вводная часть.

2.1.  Сообщение темы программы, темы и целей урока;

2.2. Организация внимания учащихся через акцентирование актуальности и значимости изучения темы для освоения будущей профессии.

2.3. Сообщение основных этапов проекта и комментарии к ним;

2.4. Комментарии к плану защиты проекта;

2.5. Комментарии к критериям оценки каждого этапа проекта;

2.6. Представление экспертов по каждой группе;

3. Повторение и закрепление материала предыдущего урока

(технологического этапа проекта) в форме проведения игры-опроса: «Блеф-клуб»

Подведение итогов игры.

  1. Защита проекта        

На мультимедийной  установке демонстрируются последовательно ассоциативный лист, техническое моделирование конкретных моделей,  а также особенности подготовки изделия к примерке и ее проведения.   Творческие группы комментируют информацию на экране, а также особенности подготовки изделия к примерке и ее проведения по изделию на манекене.

  1. Оценка деятельности учащихся

                                                    -     оценка работы по методу проектов

  • комментарии экспертов по результатам работы каждой группы
  • выставление оценок за урок
  • самоанализ урока учащимися

  1. Уборка рабочих мест и мастерской.

Правила выполнения раскладки лекал при           раскрое ткани.

Раскрой материалов выполняется в соответствии с мерками, снятыми с заказчика, и выбранной моделью. При выполнении раскладок лекал пользуются лекалами базовых конструкций современных силуэтов.

Перед выполнением раскладки ткань

- промеряют по длине и ширине

- проверяют наличие текстильных пороков, качество окраски,

  отделки

- шерстяные ткани перед раскроем декатируют

Технологические требования к выполнению раскладки лекал

1.- Раскладка лекал должна быть рациональной, для этого крупные лекала укладывают прямыми или близкими ним срезами к краю кромки, а криволинейными в среднюю часть площади раскладки;

2.- Менее крупные детали укладывают между крупными, совмещая срезы лекал

3.- Крупные и средние лекала укладывают таким образом, чтобы их выемки образовали крупные участки, используемые для укладки мелких деталей;

4.- При выполнении раскладки лекал следят, чтобы межлекальные выпады были как можно меньше;

5.- Остающуюся  неиспользованной свободную площадь концентрируют в одном месте (желательно у сгиба) для возвращения остатков заказчику;

При выполнении раскладки и раскрое изделий необходимо учитывать:

1.- направление ворса материала

2.- направление начеса материала

3.- вид и направление рисунка ткани

4.- долевое направление нитей основы тканых материалов

5.- долевое направление петельных столбиков трикотажных полотен

6.- допускаемые отклонения от долевого направления в деталях

7.- допускаемые надставки в деталях

8.- припуски на запасы и швы, предусмотренные стандартом, с учетом подгонки изделия по фигуре

                                                                                                                             

Технологические припуски на швы и подгонку 

при раскрое плечевых изделий женского легкого платья.

Наименование деталей и их участков

Величина припуска на шов и запас, см.

Спинка

Средний срез

3,0

Росток

0,7-1,5

Плечевой срез

1,5-3,0

Линия проймы

1,5-2,0

Боковой срез

3,0

Низ изделия  прямого покроя

                         с расклешенной юбкой

3,0-7,0

5,0

Срезы модельных линий

1,5-3,0

Нижний срез лифа

4,0

Плечевой и средний срезы в изделиях с цельнокроеными рукавами

3,0

Нижний срез рукава в изделиях с цельнокроеными рукавами

2,0

Полочка

Горловина

0,7-2,0

Плечевой срез

1,5-3,0

Линия проймы

1,5-2,0

Боковой срез

3,0

Низ изделия прямого покроя

                        с расклешенной юбкой

3,0-7,0

5,0

Срезы модельных линий

1,5-3,0

Нижний срез лифа

4,0

Плечевой и средний срез срезы в изделиях с цельнокроеными рукавами

3,0

Нижний срез рукава в изделиях с цельнокроеными рукавами

2,0

Рукав

Окат

1,5-2,0

Передний  срез

1,5

Локтевой срез

3,0

Верхний срез двушховного рукава

2,5

Нижний срез рукава

2,0

Участок горловины в рукавах реглан

0,7-1,5

Низ рукава

3,0-5,0

Ластовица

2,0

                                   

                                                                                       

Припуски на швы и запасы при раскрое поясных изделий.

Наименование деталей и их участков

Величина припуска на шов и запас (см)

Брюки

Боковой срез

1,0

Шаговый срез

задней части

передней части

3,0

1,0

Средний срез

1,0

Средний срез задней части брюк в верхней части

3,0

Верхний срез

1,0

Низ брюк

6,0

Юбка

Боковой срез

3,0

Верхний срез

0,7-1,5

Срезы клиньев

1,5-2,0

Низ юбки

прямой

расклешенной

7,0

4,0

Срез модельных линий

1,5-3,0

                                                                                 

                                                                             

                                                                               

Степень готовности  к примерке

изделия без подкладки

 Подготовка изделия к примерке проводится в  последовательности:

1. Проверка кроя и ознакомление с моделью;

2. Прокладывание копировальных строчек (стежков) на деталях изделия по

    швам и конструктивным линиям;

3. Сметывание вытачек, швов, складок на полочках, спинке,  нижнем

    воротнике и рукавах;

4. Временный монтаж изделия:

    - сметывание частей полочек, спинки, рукавов и заметывание швов на одну

      сторону (в зависимости от вида ткани);

    - сметывание и заметывание боковых и плечевых срезов изделия (в

      зависимости от вида ткани);

    - заметывание низа изделия и рукавов (в женских правого, а в мужских

      левого);

    - вметывание нижнего воротника в горловину;

    - вметывание рукава в пройму (в женских правого, а в мужских левого);

    - приметывание всех декоративно-отделочных деталей, определяющих

      фасон изделия.

             Порядок проведения примерки

 Основными задачами проведения примерки изделия  на фигуре

 заказчика  являются:

- уточнение посадки изделия на фигуре;

- уточнение формы и пропорций изделия с учетом индивидуальных

особенностей фигуры заказчика;

- уточнение формы, размеров и положения декоративно-отделочных

деталей изделия;

- выявление технологических дефектов изделия подготовленного к

 примерке.

                                                                                           

Порядок проведения примерки

Основными задачами и моментами примерки изделия на заказчике являются:

- уточнение посадки изделия на фигуре;

- уточнение формы и пропорций изделия с учетом индивидуальных особенностей заказчика;

- уточнение формы, размеров и положение декоративно-отделочных деталей изделия;

- выявление технологических дефектов изделия подготовленного к примерке.

Уточнение посадки изделия на фигуре.

Изделие одевают на заказчика, совмещают линии середины переда и скалывают булавками на линии груди, талии и петель.

Примерку и уточнение изделия на фигуре в женских изделиях выполняют по правой стороне, а в мужских  изделиях  по левой.

В изделиях с правильной посадкой на фигуре должно быть вертикальное положение линии середины полочек, спинки и боковых швов, при этом не должно быть никаких заломов и перекосов. Во время примерки уточняют баланс изделия, форму и длину рукава. В случаях неточности баланса требуется уточнение плечевых швов и высшей точки плечевого шва и горловины.

Неправильная посадка изделия на фигуре отражается в следующем:

- в расположении бортов полочек (они могут расходиться или излишне заходить одна на другую);

- в заужении или расширении полочек и спинки или всего изделия в плечевой части, в области проймы, талии, бедер и низа;

- в перекосах ткани на участках плечевых и боковых швов;

- в неправильном прилегании деталей по фигуре в области горловины груди, лопаток, на участке проймы спереди и сзади.

Сначала нужно установить причин возникновения дефекта, а затем приступать к переколке.

Уточнив длину рукава, форму и ширину вверху и внизу, рукав выпарывают из проймы.

Для уточнения баланса необходимо распороть плечевой шов, выпустить или забрать запасы в высшей точке плечевого шва и горловины. Возникшие перекосы устраняют перемещением спинки и полочки относительно друг друга.

После уточнения плечевых швов уточняют направление боковых швов.

В изделиях прилегающих и полуприлегающих в талии обязательно уточняют линию талии в соответствии с фигурой и моделью.

На фигурах, имеющих отклонения от условно пропорциональной и фигуры,имеющие несимметричные стороны, производят уточнение обеих сторон изделия на фигуре.

Уточнение формы и пропорции  изделия и размещения декоративно отделочных деталей.

Форму и пропорции изделия уточняют согласно рисунку модели.

Для уточнения формы изделия могут быть изменены боковые швы, вытачки, рельефы кокетки и другие конструктивные линии.

Для окончательного уточнения формы изделия вновь прикалывают рукав в верхней части оката, намечая линию втачивания рукава и положение рукава в пройме, после чего уточняют длину рукава и длину изделия.

Завершающим этапом является уточнение формы воротника, линии горловины, формы и расположение отделочных деталей.

Выявление технологических дефектов изделия подготовленного к первой примерке.

К технологическим дефектам относятся

- искривление края шва, строчки или рисунка;

- укороченная или удлиненная  деталь;

- разная ширина между петлями, деталями;

- пятно, подпал или текстильный порок;

- перекосы;

- несовпадение рисунка

Вопросы игры «А знаешь ли ты?»

  1. Верите ли вы что при раскрое нужно учитывать направление рисунка? да
  2. Верите ли вы что нить основы, на цельной полочке проходит параллельно линии полузаноса ниже верхней бортовой петли или параллельно середине переда? да
  3.  Верите ли вы что нить основы, на цельной спинке, проходит параллельно боковому срезу? нет
  4. Верите ли вы что в одношовном рукаве, нить основы проходит посередине вдоль детали? Да
  5. Верите ли вы что в  ворсовых тканях, типа вельвета и бархата, ворс должен быть в направлении сверху вниз?  Нет
  6. Верите ли вы что припуск на обработку и подгонку изделия по фигуре по боковому срезу 3 см? да
  7. Верите ли вы что припуск на обработку и подгонку изделия по фигуре по плечевому срезу 1 см? нет
  8. Верите ли вы что припуск на обработку и подгонку изделия по фигуре по срезу низа изделия 10 см? нет
  9. Верите ли вы что припуск на обработку и подгонку изделия по фигуре по срезу оката рукава  3 см? нет
  10. Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должны быть сметаны плечевые срезы? да
  11. Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должны быть стачаны боковые швы? нет
  12. Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должны быть настрочены накладные карманы? Нет
  13. Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должен быть заметан низ изделия? Да
  14. Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должен быть вметан нижний воротник в горловину? Да
  15. Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должны быть сметаны фасонные линии? Да
  16.  Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должен быть заметан низ рукава? Да
  17. Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должны быть стачаны фасонные линии? Нет
  18. Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должны быть обработаны прорезные карманы? Нет
  19. Верите ли вы что при проведении примерки, необходимо уточнить посадку изделия на фигуре? Да
  20. Верите ли вы что при проведении примерки, необходимо уточнить форму изделия? Да
  21. Верите ли вы что при проведении примерки, необходимо уточнить пропорции  изделия? Да
  22. Верите ли вы что при проведении примерки, необходимо уточнить положение конструктивных линий? Да
  23. Верите ли вы что при проведении примерки, необходимо уточнить форму и положение декоративных деталей? Да
  24. Верите ли вы что при проведении примерки, отрезают лишнюю длину изделия прямо на заказчике? Нет
  25. Верите ли вы что при проведении примерки, уточняют линию проймы? Да
  26. Верите ли вы что при проведении примерки, уточняют форму воротника? Да
  27. Верите ли вы что при проведении примерки, уточняют форму накладного кармана? да

Этапы  работы по разработке и изготовлению модели вечернего платья.

1. Исследовательский:

  • Сбор исходных данных
  • Анализ, обобщение и систематизация исходных данных;
  • Разработка художественного  эскиза модели;
  • Разработка технического эскиза модели;
  • Выбор ткани;
  • Создание презентации;

              Результат:   Презентация исходных данных и технического эскиза

              Рефлексия: Качество выполнение технического эскиза и его соответствие заданной теме, обоснование выбора ткани;

2. Конструкторский:

  • Выбор основы базовой конструкции;
  • Техническое моделирование чертежа основы базовой конструкции;

 Результат: выполнено техническое моделирование базовой конструкции в соответствии с эскизом модели вечернего платья

 Анализ:

 качество разработки модельной конструкции изделия,

сопряжение конструктивных линий по длине и конфигурации

3. Технологический

  • Выемка  лекал;
  • Выполнение раскладки лекал;
  • Раскрой изделия;

Результат: раскроено изделие

Рефлексия: качество кроя, соответствие ТУ;

4. Технологический

  • Подготовка изделия к примерке (в соответствии с едиными требованиями);
  • Проведение примерки на манекене; 

Результат: изделие подготовлено к примерке, проведена примерка;

Рефлексия: соблюдение технологических требований готовности изделия к примерке, качество посадки изделия

5. Защита проекта

План  защиты проекта

  • Выбор формы и пропорционального решения модели;
  • Использование характерных особенностей стиля для разработки модели;
  • Особенности цвета, рисунка, фактуры ткани;
  • Обоснование выбора декоративной отделки модели;
  • Обоснование выбора основы базовой конструкции;
  • Порядок моделирования основы базовой конструкции в соответствии с эскизом модели;
  • Порядок подготовки изделия к примерке;
  • Изменения, которые производились при проведении примерки с целью обеспечения соответствия модели техническому эскизу;
  • Обеспечение качественной посадки изделия на манекене;

Критерии оценки работы группы

Название критерия

Кол-во баллов

1.

Качество сбора исходных данных, подготовки и защиты презентации

1-5

2.

Обоснование выбора модели, ткани, цвета, рисунка и фактуры ткани

1-5

3.

Качество выполнения технического эскиза модели

1-5

4.

Правильность выбора основы базовой конструкции изделия и ее соответствие техническому эскизу

1-3

5.

Правильность выполнения технического моделирования базовой конструкции изделия, (соответствие техническому эскизу модели)

1-5

6.

Соблюдение технологических требований готовности изделия к примерке

1-3

7.

Соответствие модели изделия, подготовленного к примерке, техническому рисунку модели

1-5

8.

Качество посадки изделия на манекене

1-5

 

Итого общее количество баллов:

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование коррекционных и оздоровительных элементов на уроках производственного обучения».

Разработка мастера производственного обучения: Медведевой Натальи Владимировны...

Использование технология индивидуализации на уроках производственного обучения по профессии «Швея» в группах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Статья адресована педагогам - преподователям, мастерам производственного обучения - осуществляющих профессиональную подготовку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

Использование проектной методики на уроках производственного обучения по предмету «Технология обработки информации в базах данных». Обобщение опыта

В последнее время в практику профессионального обучения все шире внедряется проектная методика. Работа над проектом проводилась с учащимися  третьего курса, обучающимися по специальности «Мастер ...

Создание проекта в среде Microsoft Office на уроках производственного обучения

Рассматривается опыт постановки и реализации проекта в среде MS Excel и  MS Word на примере расчета стипендии учащимся в зависимости от успеваемости. Работа выполнялась на уроках производственног...

Разработка урока производственного обучения по слесарному делу с использованием ЭОР (представлена на конкурс разработок)

План урока производственного обучения (с приложениями) предназначен для мастеров производственного обучения, в качестве  рекомендации  при планировании уроков производственного обучения по с...

Использование ИКТ на уроках производственного обучения и другие здоровье сберегающие технологии.

Использование ИКТна уроках производственного обучения и другие здоровье сберегающие технологии....

Проект урока производственного обучения

Проект урока производственного обученияТема программы: «То и ремонт систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей»Тема урока: Замена охлаждающей жидкости. Замена масла в двигателе»Профессия «Слесарь ...