Балльно-рейтинговая система и преимущества ее использования на ступени основного общего образования
статья (10 класс) по теме

Подкопаева Елена Александровна

Контроль знаний является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителям ежедневно приходится контролировать учебную деятельность своих учеников путем устных опросов во время занятий и путем оценки различных письменных работ.

При этом выставленная преподавателем отметка почти всегда показывает допустимый уровень, что, очевидно, ограничивает ее ценность. Применимая в школах шкала дает возможность учителям, за небольшим исключением (в сильных профильных классах), ставить минимальное количество «двоек».

Таким образом, проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Её решение необходимо для оценки эффективности педагогических инноваций и технологий.  Важно, чтобы оценка была адекватной, справедливой и объективной.

Мы предлагаем новую концепцию и новое философское обоснование шкалы оценки степени обученности личности – балльно-рейтинговая  шкала просто инструмент для измерения уровня, достигнутого в той или иной сфере интеллектуальной или практической деятельности, а такие понятия как «двоечник» или «неуспевающий» вообще не имеют права на существование в демократическом обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reytingovaya_sistema_otsenki_kachestva_znaniy.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционные и новые средства оценки результатов обучения

Балльно-рейтинговая система и преимущества ее использования на ступени основного общего образования

...мы...разработаем и введем новые требования к качеству образования... введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей....

Из послания Президента

Российской Федерации Д.А.Медведева

Федеральному собранию 2009 году

Контроль знаний является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителям ежедневно приходится контролировать учебную деятельность своих учеников путем устных опросов во время занятий и путем оценки различных письменных работ.

При этом выставленная преподавателем отметка почти всегда показывает допустимый уровень, что, очевидно, ограничивает ее ценность. Применимая в школах шкала дает возможность учителям, за небольшим исключением (в сильных профильных классах), ставить минимальное количество «двоек».

Таким образом, проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Её решение необходимо для оценки эффективности педагогических инноваций и технологий.  Важно, чтобы оценка была адекватной, справедливой и объективной.

Для разработки системы оценки качества основного общего образования необходимо сформулировать ряд важных принципов, на котором и будет построена базовая модель мониторинга системы оценивания в условиях реализации ФГОС второго поколения.

 Система оценки качества образования должна быть напрямую связана с современными образовательными технологиями и быть сбалансированной системой. Необходимо найти разумное соотношение между внешней и внутренней оценкой качества образования.

Важно отметить, что главным преимуществом пятибалльной шкалы является простота и привычность, чем объясняется ее широкая распространенность в течение многих лет (в нашей стране эта шкала принята с 1944 года). Однако она имеет и ряд существенных недостатков: субъективность и слабая дифференцирующая способность. С ее помощью можно провести лишь грубое разделение на четыре группы («двоечники», «троечники», «хорошисты» и «отличники»). Более тонкую классификацию, особенно необходимую при приеме в вузы, пятибалльная шкала не дает. Поэтому возникает необходимость внедрять более гибкие шкалы при выставлении оценок, например, стобалльную.
Педагог должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимся работы. Кроме того, необходимо каждый раз объяснять обучающимся, какая, почему и за что выставляется отметка, обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями.

Именно педагогический субъективизм является главной причиной, по которой учащиеся отдают предпочтение компьютерным и тестовым формам контроля с минимальным участием педагогов.
     В связи с этим встает вопрос о поиске принципиально иного подхода к оцениванию, который способствовал бы гуманизации образования, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и самостоятельности в обучении.  Современная система образования выдвигает требование: каждый педагог должен стремиться к повышению объективности оценивания, использованию наряду с традиционными средствами контроля и инновационные достижения педагогической науки.

Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, мониторинг качества, учебные портфолио, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний.

Мы предлагаем новую концепцию и новое философское обоснование шкалы оценки степени обученности личности – балльно-рейтинговая  шкала просто инструмент для измерения уровня, достигнутого в той или иной сфере интеллектуальной или практической деятельности, а такие понятия как «двоечник» или «неуспевающий» вообще не имеют права на существование в демократическом обществе.

Балльно-рейтинговая система оценивания предусматривает переход от констатирующего к накопительному статусу баллов. Она основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности учащихся, предусмотренных образовательной программой.

Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки формирует новые реалии в учебной деятельности обучающихся и системе преподавания, в основе которых лежит компетентностная модель формирования знаний, умений и навыков. Поэтому объектом оценивания в балльно-рейтинговой системе являются формируемые компетенции или результаты обучения, что приводит к возникновению связи между преподаванием, оцениванием и результатами обучения. С точки зрения преподавания и обучения имеется динамическое равновесие между стратегиями преподавания, с одной стороны, и результатами обучения и оцениванием, с другой.

Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной системы оценивания и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося.
       Рейтинг (от английского «rating») – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию».

В вузовской практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и уровень знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения.

Рейтинговая система может быть применимой  и эффективной  в процессе школьного образования благодаря тому, что
1)       учитывает текущую успеваемость и тем самым значительно активизирует самостоятельную и равномерную работу обучающихся в течение определенного периода обучения;
2)       более объективно и точно оценивает знания за счет использования дробной 100-

бальной шкалы оценок;
3)       создает основу для дифференциации обучающихся, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
4)       позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым обучающимся.
Данная система дает возможность
1)          определить уровень подготовки каждого обучающегося на определенном этапе учебного процесса;
2)          отслеживать объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
3)         дифференцировать значимость отметок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
4)        отражать текущей и итоговой отметкой количество и качество вложенного школьником труда;
5)        повысить объективность оценки знаний.

Таким образом, целью введения балльно-рейтинговой технологии оценки успеваемости являются:

·комплексная оценка качества учебной работы обучающихся при освоении ими учебной программы;

·стимулирование познавательной деятельности обучающихся и повышение качества образовательных результатов в целом;

·повышение уровня организации образовательного процесса.

Рейтинговая система позволяет также администрации учебного заведения осуществлять регулярный контроль и оценку качества учебного процесса, осуществлять дифференциацию и другие возможности организации и управления.

Рассмотрим педагогические возможности рейтинговой системы. Что дает она обучающемуся, какие новые возможности предоставляет преподавателю?

Основные преимущества данной системы оценивания и для обучающихся, и для преподавателей представим для наглядности в виде таблицы.

Преимущества рейтинговой системы оценивания

Преимущества для обучающихся

Преимущества для преподавателей

Возможность распоряжаться своим временем самому

Рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы учащихся

Проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений

Стимулирование эффективного обучения старшеклассников

Возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения

Возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса

Сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний других учащихся

Объективная оценка выполнения каждым учащимся каждого учебного задания

Наличие соответствующих прав (освобождение от зачета, экзамена и т.д.)

Возможность точно и объективно определять итоговую оценку по предмету

Основные принципы рейтинговой системы сформулируем следующим образом:

·оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;

·критерии оценивания обговариваются и утверждаются заранее;

·ученик сам выбирает стратегию деятельности;

·незнание не наказывается, стимулируется прогресс познания.

В зависимости от педагогической цели различают различные виды рейтинга:

·рейтинг по предмету или по ряду предметов;

·рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам;

·временной рейтинг – это рейтинг за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год),

·тематический рейтинг – это рейтинг по отдельным разделам (темам).

Одним из обязательных свойств балльно-рейтинговой системы является открытость. Это означает, что ученики должны знать «стоимость» любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять.

Центральным принципом рейтинга выступает стимулирование. Необходимо использовать стимулирующую роль дополнительных баллов. Все указанные дополнительные баллы примерные (гибкие) и могут изменяться в зависимости от активности учеников. По уровневому подходу к оценке знаний одни и те же действия, выполненные на разных уровнях, оцениваются различным числом баллов. 

Использование балльно-рейтинговой системы оценивания качества знаний, реализующей принцип системности и компетентностного подхода в обучении, будет способствовать

1)         Повышению качества образовательного процесса в школе посредством внедрения прогрессивных педагогических технологий.

2)        Повышению качества школьного образования, осуществляющегося путем создания и соблюдения комплекса педагогических условий, к которым, прежде всего, относятся: дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения, система средств и методов осуществления проверки знаний и умений учащихся, подготовленность учителей к реализации балльно-рейтинговой системы оценивания.

3)        Активизации личностного фактора в школьной среде, повышению роли самооценки обучающихся за счет внедрения принципа состязательности в учебный процесс.

4)        Повышению объективности и достоверности оценки уровня подготовки учащихся.

5)        Формированию мотивации учения.

Как можно подводить итоги рейтинга? Можно разделить все действия учеников на основные (оценочные) и дополнительные. Тогда при подведении итогов возможны следующие варианты:

·в равной мере учитывать и оценочные баллы, и дополнительные (но в этом случае есть возможность за счет неучебных действий получать завышенные отметки, не соответствующие действительным знаниям и умениям ученика);

·можно учитывать только оценочные баллы, а дополнительные – только при спорной отметке (но в этом случае у учеников нет никакого стимула получать дополнительные баллы в большом количестве);

·учитывать оценочные баллы и дополнительные, но ограничить максимум последних баллов;

·учитывать оценочные баллы и дополнительные, но ввести при этом коэффициент соответствия. Например, при выставлении итоговой отметки добавлять к оценочным баллам 10% дополнительных баллов, т.е. коэффициент соответствия равен 0,9.              

Необходимо отметить, что при всех своих плюсах внедрение рейтинговой системы сопряжено с рядом рисков психологического и организационного характера.

Во-первых, сама идея ранжирования детей является достаточно спорной в педагогике – не получится ли так, что от введения рейтинга выиграют только те, кто занимает в нем верхние строчки, а остальным рейтинг нанесет психологическую травму? Однако практика и опросы участников образовательного процесса показывают, что в большинстве случаев это не так. Различные рейтинги стали неотъемлемой частью нашей жизни и не вызывают резкого отторжения. Кроме того, рейтинг – инструмент не наказания, а поощрения и стимулирования, как уже указывалось выше. Тем не менее, вводить рейтинговую систему имеет смысл только для старшеклассников, которые уже способны к адекватной самооценке и к целенаправленной работе по саморазвитию.

Во-вторых, существует риск необъективной оценки. Но он оказывается гораздо меньшим, чем в обычной пятибалльной системе, т.к. рейтинг учитывает различные виды достижений. Как правило, рейтинговая таблица отражает реальный статус учащегося в коллективе.

Научные и организационные задачи, встающие при создании балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний учащихся, весьма сложны, а их решение требует существенных затрат и усилий. Однако результаты, которые можно получить от ее применения, еще более важны для педагогики и дальнейшего развития учебного заведения, и модульно-рейтинговая система является качественно новым уровнем организации преподавания в школе, в основе которой лежит непрерывная индивидуальная работа с каждым учеником не только в течение всей четверти, но и на протяжении всего периода обучения.

Таким образом, балльно-рейтинговая система оценивания учащихся в общеобразовательной школе будет эффективна при соблюдении комплекса педагогических условий:

·качественное выполнение государственных учебных программ и стандартов; достижение определенного уровня овладения знаниями и умениями, степени самостоятельности учащихся;

·дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения, обеспечивающий оптимальное умственное развитие и развитие творческого потенциала учащихся;

·наличие системы средств и методов осуществления проверки знаний и умений учащихся, достижения в учебном процессе таких качеств знаний, как полнота, гибкость, осознанность, прочность, осуществление разных видов контроля: текущего, тематического, заключительного, персонального, группового, предупредительного и др.;

·подготовка учителей к осуществлению разных видов контроля, повышение познавательной активности в учебном процессе.

Образовательное оценивание должно опираться на современные и эффективные модели обучения.

Оценка качества образования должна носить комплексный характер, быть прозрачной, открытой, объективной и оперативной, носить накопительный характер.

 Отметка должна стать механизмом диалога и саморазвития всех субъектов образования через децентрализацию системы оценивания и  ориентироваться на принцип индивидуализации в основном общем образовании. Это не кнут и не пряник, а просто показатель интеллектуального роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Нельзя ругать человека за низкий или высокий рост, как нельзя ругать инструмент, с помощью которого он измерен. Оценочная шкала - это измерительный инструмент, точность которого играет немаловажную роль. 

 

 

Обсуждение понятия «качество образования» ведется на протяжении многих лет. Итогом всех этих дискуссий стал вывод о том, что дать однозначное определение понятию «качество образования» просто невозможно. Однако для практических целей под качеством образования решили понимать изменения в учебном процессе и в среде, окружающей обучаемого, которые можно идентифицировать как улучшение знаний, умений и ценностей, приобретаемых обучаемым по завершению определенного этапа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по программе «Реализация ФГОС на ступени основного общего образования» на тему: «Система оценки результатов предметного обучения в контексте требований ФГОС ООО»

Цель и задачи проекта ЦЕЛЬ: Разработать систему оценки результатов предметного обучения в контексте требований ФГОС ООО. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: ЗАДАЧА 1. Провести анализ нормативных актов по введен...

Описание опыта "Использование приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики на ступени основного общего образования"

Цель работы: показать возможности использования приёмов технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» на уроках математики в основной школе для достижения образовательных результат...

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Человек и

Подпрограмма «Человек и природа» предусматривает интеграцию собственных образовательной и воспитательной программ Учреждения с практикой сетевого взаимодействия с различными социальными партнёрами.Уча...

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования "В поисках себя"

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования...

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся эстетического аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Краски ра

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по эстетическому направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского ...

Фрегин И.Н. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся гражданско-правового аспекта общеинтеллектуального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся гражданско-правового аспекта общеинтеллектуального направления с использование технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего о...

Проблемы преемственности по математике при переходе со ступени начального образования на ступень основного общего образования

 Переход со ступени начального образования на ступень основного общего образования – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из т...