Основные дидактические принципы в обучении математике
статья на тему

Суркин Сергей Владимирович

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.

Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.

Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний и сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные дидактические принципы в обучении математике

Практика школьного обучения, к какому бы учебному предмету она не относилась, должна быть такой, чтобы обеспечить принципиальное единство в подходе к учащимся, в выборе средств и методов учебной работы. Поэтому в разделе педагогики, называемой дидактикой (греч. Слово, означающее – поучающий), обобщены те положения в обучении той или иной учебной дисциплине, которые в определенном смысле имеют универсальный характер.

В результате такого обобщения выработаны дидактические принципы обучения, представляющие по существу совокупность тех единых требований, которым должно удовлетворять обучение любому предмету, в частности обучение математике.

Ю.М. Колягин в пособии выделил следующие дидактические принципы в обучение математике:

1. Принцип научности.

2. Принцип воспитания.

3. Принцип наглядности.

4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности.

5. Принцип прочности знаний.

6. Принцип систематичности и последовательности.

7. Принцип доступности.

8. Принцип индивидуального подхода к учащимся.

Анализ литературы по методике преподавания математики, позволил сделать следующие выводы, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Дидактические принципы обучения математике

Название и описание принципа

Ю.М. Коля-гин

В.А. Гу-сев

Р.С.Черкасов, А.А. Столяр

А.А. Темербекова

Г.И. Саран-цев

1.Принцип научности: обязательность соответствия содержания и методов преподавания уровню и требованиям математики как науки в ее современном состоянии

+

+

+

-

+

2.Принцип воспитания: планомерная и целенаправленная выработка у учащихся определенных взглядов и мировоззрений; воспитывать в процессе обучения математике – значит формировать у учащихся интерес к этому предмету, вырабатывать у них стремление к новому знанию, к полному и прочному их усвоению.

+

-

-

-

+

3.Принцип наглядности: вытекает из сущности процесса восприятия, осмысливания и обобщения учащимися изучаемого материала; высокий уровень развития современной техники дает возможность значительно обогатить арсенал специальных средств, способствующих реализации данного принципа.

+

+

+

+

+

4.Принцип сознательности и активности в обучении: целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмысливание, творческая переработка и применение.

+

-

+

+

+

5.Принцип прочного усвоения знаний: опора на приобретенные знания, умения и навыки на последующих этапах обучения.

+

+

+

-

+

6.Принцип систематичности и последовательности в обучении: соблюдение определенного порядка в рассмотрении и изучении тем и постепенное овладение основными понятиями и положениями школьного курса математики.

+

+

+

+

+

7.Принцип доступности: обучение математике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным для учащихся каждого конкретного возраста, не подорвать их веру в свои силы и возможности.

+

+

-

+

+

8. Принцип индивидуального подхода: оптимальное приспособление учебного материала и методов к индивидуальным способностям каждого школьника.

+

-

+

+

+

В.А. Гусев помимо перечисленных принципов выделяет следующие принципы обучения математике: открытой многозначности; учета субъективного опыта; сотрудничества.

Здесь следует заметить, что если речь идет не о дидактическом, а о методическом принципе, то в этом случае должна учитываться специфика конкретного учебного предмета и его функции в общем образовании.

Например,       А. А. Столяр           предлагает систему дидактических принципов дополнить двумя принципами, характерными для обучения математике:

1) школьный курс математики должен отражать фундаментальные идеи и логику современной математики (в соответствии с уровнем мыслительной деятельности учащихся);

2) процесс обучения математике должен строиться подобно процессу исследования в математике, он должен имитировать процесс творческого поиска в математике (в определенной мере, в какой это допускает уровень мыслительной деятельности учащихся).

Первый принцип относится к построению содержания обучения математике и в определенной степени конкретизирует дидактический принцип научности. Второй принцип относится к построению процесса обучения и конкретизирует дидактический принцип проблемности обучения.

В следующих своих статьях мы рассмотрим более подробно содержание каждого принципа.