Современные дидактические принципы в обучении математике.
статья на тему

Суркин Сергей Владимирович

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.

Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.

Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний, сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные дидактические принципы в обучении математике

В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В связи с этим вводятся новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС), которые требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются:

1) обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;

2) формирование личностных качеств — ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

3) формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Следует подчеркнуть, что ориентация на развивающее обучение вовсе не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно самоопределение личности, ее самореализация.

Именно поэтому дидактическая система Я.А. Коменского, впитавшая в себя вековые традиции системы передачи ученикам знаний о мире, и сегодня составляет методологическую основу так называемой “традиционной” школы:

  • Дидактические принципы — наглядность, доступность, научность, систематичность, сознательность усвоения учебного материала.
  • Метод обучения — объяснительно-иллюстративный.
  • Форма обучения — классно-урочная.

Однако для всех очевидно, что существующая дидактическая система, не исчерпав своей значимости, вместе с тем не позволяет эффективно осуществлять развивающую функцию образования. В последние годы в работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и многих других педагогов-ученых и практиков сформировались новые дидактические требования, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.

Рассмотрим некоторые из современных принципов обучения в следующих статьях:

  • Принцип гуманизации математического образования
  • Принцип гуманитаризации математического образования 
  • Принцип дифференцированного обучения
  • Принцип сотрудничества
  • Принцип приоритета открытых задач.