Принцип научности
статья на тему

Суркин Сергей Владимирович

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.

Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.

Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний и сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsip_nauchnosti.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принцип научности

Статус дидактического принципа требование научности в обучении приобрело с 1950 г., когда оно было сформулировано и обосновано М. Н. Скаткиным.

В дальнейшем Л. Я. Зорина показала, что под научностью содержания образования следует понимать такую его качественную характеристику, которая удовлетворяет трем признакам:

а) Соответствие содержания образования уровню современной науки. Это условие говорит о том, что в соответствии с принципом научности образовательный материал, составляющий содержание школьного обучения, должен в определенной мере соответствовать уровню современной науки. Это требование принципа научности было с достаточной полнотой реализовано в процессе проведенной в последние годы модернизации обучения математике в школе.

б) Создание у учащихся верных представлений об общих методах научного познания. Это говорит о том, что принцип научности требует также знания общих методов научного познания. Но это лишь необходимое условие научности знаний. Оно недостаточно для создания у учащихся представлений о процессе познания. Одним из наиболее эффективных методов научного познания действительности в математике является построение математических моделей изучаемых явлений. Метод моделирования широко применяется сейчас в самых разнообразных областях знаний.

в) Показ важнейших закономерностей процесса познания, т.е. принцип научности требует формирования у учащихся представлении о процессе познания и его закономерностях. Эти условия взаимосвязаны между собой, ибо реализация каждого из последующих обусловлена выполнением предыдущих. Таким образом, каждое предыдущее условие является необходимой базой для реализации последующего.

В обучении математике у учителя имеется много возможностей показать учащимся закономерности процесса познания.

Конкретно в процессе обучения математике принцип научности проявляется на каждом шагу. Так, например, Ю.М. Колягин пишет, что учитель следует этому принципу, если:

  1. следит за корректностью формулировок при определении математических понятий и построении математических суждений;
  2. приучает учащихся критически относиться к каждому суждению, не принимать за доказанное то, что не обоснованно; требует от учащихся четко различать определения и теоремы и т.п.

Автор приводит конкретный пример того, как в процессе обучения реализуется этот принцип. Так необходимо:

а) уточнять вопрос о том, на каком числовом множестве рассматривается уравнение вида х2+1=0;

б) указывать на то что выражение а0=1 или alogab=b суть определения, которые не доказываются, а допускают лишь мотивировку их разумности;

в) указывать на неправильность выражения вида «первый пешеход прошел путь в 3 раза больше, чем второй» (говоря слово «раз», мы имеем в виду начало счета объектов, посредством натуральных чисел);

г) знать, что аналитический метод «доказательства» не принимается за полностью проведенное обоснование.

Р.С. Черкасов обращает внимание на то, что можно выделить три аспекта реализации принципа научности в обучении:                       1) реализация его в учебнике (соответствие содержания учебника современному уровню науки); 2) обеспечение высокого научного уровня изложения учебного материала учителем на уроке; 3) выработка у учащихся учебно-исследовательских навыков и умений.

М.Б. Волович пишет, что в книге А.А. Столяра настолько краткое название принципов научности, систематичности и последовательности в обучении, что отсутствуют какие бы то ни  было критерии, позволяющие установить, удалось ли реализовать рассматриваемый принцип дидактики в данном варианте организации обучения и что надо сделать, чтобы  обучение можно было считать «научным».

Н.М. Рогановский приводит пример нарушения принципа научности. На уроке геометрии решается задача: «Стороны данного треугольника 3,5 см, 4 см, 8 мм. Большая сторона второго треугольника, подобного данному, 6 см. Вычислите стороны второго треугольника».

На доске делается следующие записи.

Дано: ∆ABC  ̴  ∆A1B1C1 и АВ=3,5 см, ВС=4 см, АС=0,8 см, B1C1=6 см.

Найти: A1C1, A1B1.

Решение: k =  = 1,5,   A1B1=3,5∙1,5=5,25,   A1C1=0,8∙1,5=1,2.

В заключение этой работы ученику ставится вопрос: «На какой признак подобия при решении данной задачи мы опирались?» Ответ ученика: «На первый». Понятно, что мы опирались исключительно на определение подобных треугольников.

М.Б. Волович отмечает, что принцип научности в существующей методической  и педагогической литературе характеризуется такими, например, декларациями: «Принцип научности  состоит в том, что  образовательный материал, составляющий содержание школьного обучения, должен ( в возможной мере) соответствовать уровню современной науки, преподноситься учащимся в определённой (дидактической) системе, отражающей научную систему, в определённой последовательности, сохраняющей связи понятий, тем, разделов внутри каждого предмета, а также межпредметные связи».

Интересно, что в том же пособии А.А. Столяра объясняется, что образовательный материал не может ни в какой мере  соответствовать уровню  современной науки хотя бы потому, что «процесс  перестройки основ, происшедший в математической науке (в конце 19-начале 20 века), ещё не затронул математическое образование».

Система изложения материала в школе, как правило, разительно отличается от «научной системы». Достаточно сравнить систему знакомства с отрицательными числами в любом школьном курсе и в любом курсе теории чисел.

То же самое   можно сказать  о последовательности введения понятий в науке и в любом школьном курсе.

Следует различать несколько аспектов принципа научности. Один из них связан с отбором  материала, который надо усвоить, и  уровнем строгости, на котором этот материал должны усвоить все без исключения дети. Речь идёт о так называемом  стандарте образования.

Автор убеждает нас, что математике в школе надо учить главным образом для развития научного мышления, по мере возможности доводить это мнение до сведения детей. Приведем в качестве примера фрагмент из написанного им учебника:

«Обрати внимание! Мы будем говорить об откладывании таких маленьких отрезков, которые и отложить-то невозможно. Но зато можно (и очень нужно!) научиться представлять, воображать, каким образом идёт процесс откладывания.

Ты, надеемся, почувствовал весьма характерную для математики особенность: требуется представлять, воображать то, чего на самом деле не бывает, выполнять мысленную работу, которую каким-либо другим образом сделать невозможно.

Ты можешь задать  резонный вопрос: нужно ли это тем, кто не намерен быть математиком? Вместо ответа предлагаем подумать над «законом», который сформулировал кто-то из польских математиков: «Если одно и тоже дело поручить двум одинаково не мыслящим в нём людям и  один из них математик, то математик сделает лучше». Шутка, конечно, сказка. Но, как ты  знаешь, «сказка – ложь, да в ней намёк». Постарайся его понять. А мы будем стараться сделать  тебя немного «математиком. Это пригодится, кем бы ты ни стал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соответствие принципов РО Л.В. Занкова методам и принципам программы Д.Б. Кабалевского

       В последнее время наряду с традиционным обучением появились новые методики развивающего обучения Несмотря на разность этих программ, они нацелены на достижение оп...

Машиноведение 7 класс "Принцип образования челночного стежка. Принцип действия двигателя ткани"

Сокращенная презентация  по машиноведению в 7 классе, в презентация содержит контрольные вопросы по материаловедению и машинным швам....

Принцип научности при обучении физики.

Принцип научности органически вплетён в физику, потому что первые научные теории были связаны с жизнью и были вызваны жизнью ещё древних цивилизаций, поэтому первые научные теории были физическими.И з...

Развитие принципа научности в условиях педагогических инноваций

В развитии дидактического принципа научности было два периода: период развития и наполнения дидактическим содержанием основ принципа научности в обучении,  второй период - расширения и углубления...

Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

В современной дидактике утверждается более широкое понимание принципа наглядности как систематической опоры не только на конкретные предметы и их изображения, но и на модели....

Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

Формы обучения, методы и приемы обучения ориентированы не только на процесс усвоения учениками знаний, но и направлены на общее развитие личности ребенка, развитие его интеллектуальных и коммуникативн...