Принцип научности при обучении физики.
статья по физике по теме

 Бобровский Сергей Васильевич

Принцип научности органически вплетён в физику, потому что первые научные теории были связаны с жизнью и были вызваны жизнью ещё древних цивилизаций, поэтому первые научные теории были физическими.

И здесь нет противоречия с арифметикой, геометрией и алгеброй, которые  возникли в античном мире как инструменты познания и преобразования природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsip_nauchnosti_pri_obuchenii_fiziki.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

                       Принцип научности при обучении физики.

  Принцип научности органически вплетён в физику, потому что первые научные теории были связаны с жизнью и были вызваны жизнью ещё древних цивилизаций, поэтому первые научные теории были физическими.

И здесь нет противоречия с арифметикой, геометрией и алгеброй, которые  возникли в античном мире как инструменты познания и преобразования природы.

 Уважаемые математики помнят, что первой глобальной научной теорией

Была работа И.Ньютона «Математические начала натуральной философии» в рамках которой ему пришлось придумать новую математику…

Этот труд сегодня называется классическая механика. С учётом научно- технического прогресса фундаментальность физического образования для всего естественно-научного цикла предметов  в школе и в жизни  понимают все, кроме министерства образования. Реформаторы вдвое сократили недельную нагрузку в старших классах при том же содержании, а в 9кл. по двух часовой программе ввели: Механику (кинематику, динамику, законы сохранения, колебания и волны); магнетизм; Э/м и световые волны; физику атома и атомного ядра. При этом получилась бредовая копия содержания 10-11кл. Ясно что на закрепление и решение задач почти нет времени.

  Я не в восторге  от советской программы по физике, в то время предмет знали  5-10% , зато как … и притом на выходе был обязательный экзамен.

 Можно выделить такие инвариантные черты научного познания, отличающие его от обыденного мышления, как  доказательность, признание преемственности знаний (принцип  соответствия) динамичность, здоровый скептицизм, детерминизм, системность, признание закономерности парадоксального. И поэтому я  советую применять при любом обучении ни методы дидактики а методы диалектики и классической логики (основные- анализ и синтез, сравнение(аналогия), абстрагирование и обобщение).

Можно сказать, что научность теории пропорциональна степени её точности.

Если конечно доводы теории как системы знаний проверены на практике. Особенно необходимо чтобы были проверены основные положения теории- её аксиомы. А то получится как с астрологией, которая полагает что на небе

12 зодиакальных созвездий, а их ( в 20 веке появилось) 13, да и сроки пребывания Солнца изменились давно а люди продолжают верить. Поэтому расписание гороскопов в принципе неверно ( Т=26 000лет). И приходится рассказывать слушателям элективной астрономии под каким созвездием они на самом деле родились, ну чтоб выработать  иммунитет к псевдонаукам.

Таковой является и современная педагогика где главным является нормативно-правовая база.

  Последний подтверждающий пример районная олимпиада где пренебрегая принципом посильности предложили задачи которые не решают даже учителя. Но разве нельзя дать 2-3 задачи школьного уровня  а потом 7 более высокого, во всяком деле идут от простого к сложному.

 

Как я реализую принцип научности и все сопутствующие: последовательность, преемственность, наглядность, доступность, прочность, связь теории и практики.

           При изучении темы: «Плавление и отвердевание веществ»  

  1. Повторяем в беседе тему: « Внутренняя энергия и способы её изменения».
  2. С помощью проектора показываю, как происходит процесс плавления и отвердевания различных веществ. Для кристаллических тел отмечаем определённость  температуры плавления и кристаллизации. Проводим опыт с нафталином или льдом. Строим график зависимости температуры от времени для плавления и отвердевания.
  3. Ставлю фундаментальный вопрос: Почему при плавлении температура не меняется. На что идёт энергия при плавлении, когда температура и, следовательно, кинетическая энергия молекул не меняется?
  4. Важно довести учеников до понимания того, что при отвердевании энергия выделяется в окружающую среду. Ставлю проблемный опыт по отвердеванию гипса, который становится тёплым. Затем рассматриваем вопросы: почему птицы во время стужи греются на льду водоёма? Когда  идёт снегопад - становится теплее. Почему? При затруднении предлагаю вспомнить основной закон природы- закон сохранения энергии.
  5. Далее математика процесса – введение удельной теплоты плавления( у воды 340 кДж/ кг – столько же примерно нужно затратить человеку, чтобы подняться на 50- й этаж). Определяем формулу расчёта теплоты плавления и кристаллизации
  6. Закрепление проводим, решая задачи: С какой скоростью летела свинцовая пуля, если при ударе о стенку она расплавилась? Почему бронзу начали использовать раньше, чем железо? ( Связь с историей)

Замёрзнет ли вода в сосуде, если его поставить на лёд нулевой температуры?

  1. Завершаем темой: Сгибание ложек Ури Геллером силой мысли!

Ещё в 70х годах появились эти сенсационные сообщения, а недавно

он  показывал эти фокусы у нас в России. Объяснение простое – есть сплавы металлов которые размягчаются при температуре человеческого тела, например сплав Вуда. В ложке имеется перемычка из такого сплава

 В Америке создан фонд порядка 3 млн. долларов .Их получит тот кто перед телекамерами учёных покажет свои паранормальные способности.

Прошло уже около 8 лет никто не получил из тысяч желающих шарлатанов.

                                                                 Бобровский С.В.   2012г. Сш№16.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация принципа деятельности коррекционного обучения на уроках математики в школе-интернате VIII вида.»

Конец  20  столетия  был  ознаменован  в  системе  образования  нашей страны событиями, которые  без  преувеличения можно  наз...

Исследовательская работа "Принципы проблемно – развивающего обучения на уроках литературы"

Современная жизнь на передний план вы­двигает вопросы развития человека в быстро меняющемся обществе. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общест­ва. В этом вз...

«ПРИНЦИП ПИРАМИДЫ В ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ»

Принцип пирамиды предоставляет педагогам и родителям схему решения проблем, с помощью которых они могут разрабатывать и анализировать эффективные уроки, в т.ч. для самых трудных учеников....

Принципы коммуникативных методов обучения иностранному языку в средней школе.

           В настоящее время, как в теории, так и в практике обучения иностранным языкам сложилось положение, вызывающее необходимость критического пересмотра суще...

Принцип симметрии в курсе физики средней школы

С помощью принципа симметрии можно среди огромного множества физических явлений выявить основные структуры, свести все разнообразие физического мира к небольшому числу фундаментальных физических закон...

Принцип научности

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержани...

Развитие принципа научности в условиях педагогических инноваций

В развитии дидактического принципа научности было два периода: период развития и наполнения дидактическим содержанием основ принципа научности в обучении,  второй период - расширения и углубления...