«ПРИНЦИП ПИРАМИДЫ В ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ»
статья по теме

Артемьева Александра Борисовна

Принцип пирамиды предоставляет педагогам и родителям схему решения проблем, с помощью которых они могут разрабатывать и анализировать эффективные уроки, в т.ч. для самых трудных учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл piramida.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  казенное учреждение

Детский дом-интернат

« Южное Бутово»

                                                             

                                           ДОКЛАД

«ПРИНЦИП  ПИРАМИДЫ  В ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ                    ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ»          

  подготовила воспитатель                Артемьева Александра Борисовна        

Москва  2012 г.

                                                                                             Скажи мне – и я забуду

                                                                                             Покажи мне – и, может быть, я запомню,

                                                                                             Вовлеки меня – и тогда я постигну.

                                                                                                                                   Конфуций

Использование принципа пирамиды позволяет подготовить основу для обучения,  уделяя особое внимание целенаправленным  действиям и общению, мощным подкрепляющим стимулам и способам изменения поведения. В основании  пирамиды лежит прикладной анализ поведения, метод,   разработанный  в рамках науки об обучении.

Элементы основания пирамиды.

  1. Функциональные цели: чему учить, зачем учить, как этот навык поможет стать самостоятельным.  Например,  учить цветам на предметах первой необходимости  – зубных щетках,   чашках и других предметах, которыми  воспитанник будет  пользоваться в жизни. Значит цель обучения: умение находить и узнавать  в быту личные предметы пользования по  цвету.
  2.  Использование  мощных  систем  подкрепления.  Стимул, поощрение в ходе выполнения задания. Поощрение, следующее за достижением навыка. Опоздание с поощрением в несколько секунд снижает  его эффективность в несколько раз.  Должен использоваться фактор дифференцированного  использования подкрепляющих стимулов. В любом случае, фон позитивный, но  может быть показано, что эта реакция лучше, чем та. Для успешного выполнения заданий необходимо использовать такие подкрепляющие стимулы, которые являются наиболее естественными в каждой конкретной ситуации. Например, наградой за то, что ребёнок научился самостоятельно надевать кроссовки, будет разрешение побегать на улице.
  3. Взаимодействие с учениками – один из важнейших принципов пирамиды. Предлагается аналог заключения сделки.  Ребенок выполняет  то, что от него хотят и получает  то, что хочет он. О поощрении и награде сообщают в начале урока или занятия. Например, за то, что ребёнок научится завязывать шнурки, будет награда –катание с горки. Поощрение может быть предложено на выбор.
  4. Общение и социальные навыки.  Целенаправленное общение  - это поведение (его форма определяется обществом), направленное на другого человека, который в свою очередь обеспечивает связанное с этим поведением прямое или социальное поощрение.  Типы целенаправленного общения.  Инициатива  - например, ребенок сам говорит  «печенье»  и совершает действие - берёт его. Говорит  «печенье»   на вопрос:  что это?  Берёт печенье  на предложение: возьми – это  реакция на подсказку;   Повторяет  по просьбе взрослого:  повтори «печенье» – это имитация.  

 Имитация - Реакция на подсказку -  Инициатива. Обучение социальному навыку может начинаться с имитации, а результатом будет  инициатива ученика в жизненной ситуации.

  1. Предотвращение и исправление поведения, неадекватного ситуации (ПНС). Выяснить форму, которую принимает поведение и функцию, которую оно выполняет.  Выделяются 3 типа функций:
  2. 1- поведение, позволяющее получить доступ к поощрению:  внимание, материалы,  действия (покататься), сенсорная стимуляция;  
  3. 2 – поведение, позволяющее избежать определённых  результатов (социальных, физических или материальных последствий);
  4. 3 – поведение, вызванное определенными событиями, включая  отсутствие или резкое сокращение ожидаемого поощрения, появление боли и др., или наличие мощных поощрительных стимулов. Для эффективного вмешательства требуется выявить функции  ПНС, и удостовериться, что будет поддерживаться функционально эквивалентное альтернативное поведение (ФЭАП). Замещающее поведение должно выполнять ту же функцию, что и ПНС.

Например: Ребенок бьёт себя по голове, чтобы: обратить на себя внимание (нужно научить спокойно просить внимания у других);  чтобы избежать выполнения задания (научить просить перерыв или помощи); потому что нельзя гулять из-за дождя (ему нужно научиться ждать). Существует много эффективных стратегий, предотвращающих ПНС.

ВЕРШИНЫ   ПИРАМИДЫ.

Обобщение.

Планируя обучение новому навыку, мы должны понимать каким образом,  этот навык поможет в жизни стать самостоятельным, т.е. ставить цель обучения.

Разработка эффективных занятий.

Для каждого навыка свой подходящий тип занятий.

  1. Формат отдельных проб. Прямые инструкции и простые реакции. Примеры: Как тебя зовут? Проведи линию от А до Б; Дай квадратное печенье.
  2. Формат последовательности используется при обучении  навыкам,  представляющим собой ряд отдельных реакций, следующих друг за другом в определенном порядке. Примеры: помыть руки, закончить художественную поделку.
  3. Формат урока, инициированного  учеником (в том числе ситуативные уроки). Действия, инициированные  учеником в ответ на естественные возникшие стимулы со стороны физической (предметы) или социальной (люди) среды. Примеры: попросить воды, когда хочется пить, а не только во время еды; поприветствовать друга, когда встретишь его, прокомментировать  внезапный громкий стук.

Процесс обобщения навыка предполагает  изменение: постепенное и незначительное, которое приводит к улучшению поведения.  Типы изменений.

- Изменения факторов стимулов.  В связи с другими людьми, присутствующими при реализации навыка (сможет ли ученик  выполнять навык под наблюдением, в присутствии многих людей, сделать бутерброд в другой кухне, пить в любое время, а не только во время еды).

- Изменение факторов реакции.

Число реакций:  - правильно положить 1 конверт или стопку;

- Процент успешных действий  - может ли сортировать те фамилии, которые начинаются с буквы  С;

- Продолжительность действий – может ли выполнять действия в течение 20 минут; А так же: скорость, сложность, точность, долговременность.

Конкретные стратегии обучения. При разработке учебных планов учитывать возможность применения конкретных стратегий.

На этапе, когда педагог помогает выполнять  действие, помощь выражается в подсказках: вербальных, жестовых, имитационных, физических.  Цель: исключить подсказки, чтобы действие  производилось  в ответ на естественные  сигналы. (Звонок-сигнал,  подсказка – идите в класс;  подсказка отпадает, сигнал остаётся).

Минимизация и исправление ошибок.  4-шаговая процедура исправления ошибок.

- смоделировать (показать);

- подсказать;

- переключиться;

- повторить.

Шаг

педагог

ученик

Какой сегодня день?

вторник

Смоделируйте или покажите

Нет, сегодня среда

среда

подскажите

Какой сегодня день?

среда

переключитесь

Правильно! Как тебя зовут?

Стас

повторите

Какой сегодня день?

среда

Исправление ошибок методом обратного хода.

Вернуться к последнему правильному этапу, подсказать на этапе,   где была совершена ошибка, использовать дифференцированный  подкрепляющий  стимул.

Предвосхищающая подсказка. (Если мы учим пользоваться автобусом, напоминаем о необходимости купить билет у водителя, но постепенно избавляемся от подсказки). Зная о вероятности ошибки предвосхитить её и дать подсказку, чтобы предотвратить появление ошибки.

Сбор и анализ данных.

Собирайте и анализируйте данные, чтобы понять, эффективен ли урок.  Цель – повышение эффективности урока.

Связь между элементами пирамиды.

Сначала  выявляется  подкрепляющий  стимул, ассоциирующийся с преподаваемым навыком. Ученику ясно дают понять, что такой стимул существует. Затем определяется тип урока, что приводит к выбору возможных стратегий подсказки или формирования.  Предвосхитить ошибки, возникновение  которых возможно, при данном типе занятия, и запланировать соответствующую стратегию исправления ошибок.  Мы должны обеспечить своевременное поощрение в объёме необходимом для обучения навыкам и развития самостоятельности в  долгосрочной  перспективе.  Далее собираем данные, чтобы подтвердить эффективность выбранных стратегий,  или подобрать  необходимые альтернативные стратегии обучения. На тот случай, если появится ПНС, понять, как на него реагировать, как его предотвратить, и каким образом поощрять функционально эквивалентные альтернативные варианты поведения.  Определяемся,  как  учить: разработка занятий.

 Принцип пирамиды предоставляет педагогам и родителям схему решения проблем, с помощью которых они могут разрабатывать и анализировать эффективные уроки, в т.ч. для самых трудных учеников.

Литература:

Лори  Фрост,  Энди  Бонди  «Система  альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)»

Москва 2011  РБОО «Центр лечебной педагогики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра как средство обучения иноязычному общению

В разработке представлена методика работы и пример ролевой игры на уроке английского языка в 10 классах по теме:"Самоуправление в школе"....

Определение стиля обучения и общения (Форма Б)

Определение стиля обучения и общения (Форма Б)(Поль Торранс, Сесил Рейнолдс, Теодор Ригель, Орлоу Болл, Кафедра психологии обучения, Университет Джорджия)Инструкция: Объективно существуют разные стили...

Современные методы и технологии обучения иноязычному общению в достижении нового качества школьного иноязычного образования

Презентация представляет собой обобщение теоретических знаний о Современных методах и технологиях обучения иноязычному общению в достижении нового качества школьного иноязычного образования в схемах и...

Урок обучения диалогическому общению по теме "Family problems" 10 класс.

В ходе урока учащиеся учаться строить диалог по теме "Семейные проблемы" (разногласия между родителями и детьми)....

- Использование технологии сотрудничества при обучении иноязычному общению.

статья использование  технологии сотрудничества при обучении иноязычному общению...

Активизация речевого взаимодействия учащихся в процессе обучения иноязычному общению

Активизация речевого взаимодействия учащихся в процессе обучения иноязычному общениюВ настоящее время изучению английского языка отводится очень большое значение, и для школьников на сегодняшний ...

"Ролевая игра как средство обучения иноязычному общению школьника"

В  работе раскрываются: обучающие  возможности  ролевой  игры  на  уроках  английского  языка, даются  примеры  из  опыта  работы, функции, ...